Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Пытанне о происхождении и расселении славян. Понятие Руси

Читайте также:
  1. I . Понятие и признаки правовых норм.
  2. I. Диагностика: понятие, цели, задачи, требования, параметры
  3. I. Доказывание, понятие и общая характеристика
  4. I. Понятие законности. Соотношение законности, права и власти.
  5. I. Понятие законности. Соотношение законности, права и власти.
  6. I. Понятие и виды источников (форм) права.
  7. I. Понятие и виды преступности
  8. I. Понятие и сущность бюджетирования.
  9. I. Понятие как форма мышления
  10. I. Понятие, признаки и предпосылки правовых отношений.

В VIII-IX вв. на территории Беларуси сложилась не-кальки объединений восточных славян. Кривичи-палачаневж-селились по течению Западной Двины. Существует литературная гипо-теза, что их название могло образоваться от слова «кровные», что значит «близкие по крови». Кривичи возникшие в результате сла-вянизацыи балтов - смешения пришлых славянских с мест-вынь балтскими племенами. Южными соседями полоцких кривичей были дреговичи, живших между Припятью и Двиной. Наиболее распространено мнение, что их название по-ходит от слова «топь» - болото, посреди которого они и жили, так как в древности Припятское Полесье было почти вполне-ным огромным болотом. Соседями дреговичей былирадимичы, которые поселились на реке Сож. Восточные славяне постепенно ас-войвали территорию Беларуси и к X в. стали ее основным на-селения. Для обозначения общности всех восточных славян историки используют название «древнерусская народность».

Вторая Основными занятиями населения земель Беларуси в IX-XI вв. были земледелие и скотоводство. При под-секущая-огневым типу земледелия вырубали лес, жгли пни, засевали освобожденную от леса землю. В качестве удобрения использовали пепел, который образовывался после курения пней. Обрабатывали землю бороной-сукаваткай, сделанной со ства-ладрэваз обрубленными сучьями. При переходе к пахотного типа земледелия начали использовать деревянную соху с же-железной сошники и деревянное рала с железными лемех для него. Распространенными сельскохозяйственными культурами были рожь, просо, пшеница. Второстепенную роль играли охота, рыболовство, бортничество - сбор меда лесных пчел.

Третий Переход от родовой к соседской (сельской) абшчы-ны был связан с переходом от подсечно-огневого к пахотных го земледелия. Теперь обрабатывать землю с помощью сохи и рала и собирать урожай можно было силами одной небольшой семьи. Люди получили возможность жить отдельными семьями. В поисках удобной для земледелия и плодородной почвы Роди-чи из одной семьи начали покидать укрепленные городища и строить на новых землях неукрепленные поселения.

Населения в поселениях составляла соседские (сельские) общины.

Самостоятельные крестьянские семьи входили в соседскую абшчы-ну, которая называлась у славян «вере». Это название происходит от слова «веревка», которой отмеряют участок земли, принадлежавший каждому члену общины.

Четвёртое УIX-XI вв. в восточных славянзаражався феодалов-ный хозяйственный уклад - способ ведения хозяйства. Он был связан с возникновением имущественного неравенства среди крестьян-общинников и расслоением их на бедных и богатых. Земля, которая ранее находилась во владении сельской общины, пас постепенный переходила в частную собственность общинников. Также происходили насильственный захват земли родоплеменной знатью и превращение свободных общинников в зависимых крестьян.

Крупные землев владельцами захватывали общинные земли и превращали их в свою собственность - феод, который мог предоставляться в пользование дружинникам (воинам) феодала на время службы у него. Феодал (князь) - обладатель определенного количества мест-ных земель - вместе со своей дружиной (армией) собирал с подвластного населения ьництва Эаншг / - натуральный налог пра-продуктов, который назывался полюдьем. Обычно это проиходило осенью, когда был собран урожай. Дружинники князя (их еще называли боярами) могли получить от него право накормить-ление - право сбора доходов с определенной территории.

Пятый В X-XI вв. возникают города. Причинами их возник-нения стали: отделение ремесла от земледелия; засярод-жение ремесленников в местах, которые были приближены к источникам необходимой для их занятий сырья; развитие обмена про-продуктов земледелия на вещи, которые производили ремесленники. Га-советы возникали как центры ремесел и торговли в тех местах, где ими было удобно заниматься - на перекрестках рек и дорог. Недаром некоторые города получили названия от рек, на которых были основаны, например, Полоцк от реки Палаты, Витебск от реки Витьбы. Немаловажную роль в возникновении городов играла необходимость защиты от врагу. Поэтому города строились на естественных природных укреплениях - возвышенностях и холмах.

Самым древним белорусским городом является Полоцк. Он впервые упоминается в летописи под 862 г. Всего в средневековых письменных источниках называется более 30 городов на территории Беларуси.

Город состоял из нескольких частей. Центр города, Укрепляя ваны валами, рвами, стенами, назывался детинца. По-поселения ремесленников и торговцев, что возникало у укрепило-ного центра, называлась престолом. Обычно около детинца на берегу реки располагался рынок, или торг.

Наиболее распространенными ремеслами в городах были кузнечное - изготовление металлических орудий труда, оружия; тор-черствее - изготовление глиняной посуды; кожевенное - обработка кож; бондарства - изготовление бочек; пряжу и ткачество - изготовление одежды.

Важную роль в городах играл торговлю. Через территория Беларуси проходил великий водный путь «из варяг в греки», который соединял Балтийское (варяжский) и Черное (Русское) море через реки Западная Двина и Днепр. Между этими ре-ками в районе современных Орши и Витебска были налажены сухо-пешие пути сообщения - волоки, на которых суда перетаскивали от реки к реке по земле, подкладывая под них бревна.

7.Полацкае княжества: станаýленне и развитие дяржаýнасци ý IX - XI

Первый В письменных источниках государственное образование Полоцкое княжество известно под названием «земля». Его центром являлся город Полоцк, который упоминается в летописи «Повесть мину-временных лет» под 862 г. Город находился на реке Западная Двина, которая была частью важнейшего торгового пути «из варяг в греки». Выгодное географическое положение способствовало быстрому росту Полоцка и превращению его в крупный центр торговли и ремесел.

Первым исторически известным полоцким князем был Рогволод. В 60-70-х гг. X в. Полоцке как возможному союзнику придавалось важное значение в соперничестве между Киевом и Новгородом, также находились на пути «из варяг в греки». Рогволод дал согласие на брак своей дочери Рогнеды с более сильным киевским князем Ярополком. Новгородскому князю Владимиру, который также просил руки дочери полоцкого князя, было отказано. Отказ оскорбила Владимира. Он от-мстил полоцкой княжеской семьи. Полоцк был взят и сожжен его войсками. Рогволод вместе с двумя сыновьями убит. Рогнеда насильно стала женой Владимира. Это событие произошло около 980 г.

В дальнейшем Владимир убил своего брата Ярополка и стал великим киевским князем. 3 его именем связано принятие в 988 г. и расширение на землях восточных славян новой религии-христианства. При Владимире достигла своего наивысшего расцвета древнерусское государство восточных славян Киев-ская Русь.

Владимир дал Рогнеде новое имя Горислава. Возможно, Рогнеда, которая прожила с Владимиром несколько лет, так и не простила ему смерти отца и совершила покушение на его жизнь. Но покушение не удалось, и Рогнеду по тогдашним законам должны были убить. Мать защитил с детским мечом в руках малолетний сын Изяслав, который сказал Владимиру: «Отец! Ты не один! "Потрясенный поведением сына, Владимир приказал выслать Рогнеду с сыном в Полоцкую землю. Здесь для нее был построен город, названный именем сына - Изяславль. Рогнеда постриглась (по другому мнению, была пострижена) в монахини под именем Анастасия. Она осталась известной в истории как княжна с тремя именами и одна из первых монахинь среди восточных славян.

При жизни Рогнеды жители Полоцка пригласили Изяслава на княжение. Он известен в истории как князь-книжник, ве-дал и расширял письменности вместе с христианством в Полоцке. Его печать с надписью является одним из найболый древних памятников письменности на белорусских землях. Князь Изяслав умер молодым в 1001 г., на год пережив свою мать.

Вторая Усиление Полоцкого княжества в XI в. при сыне Изяславе, полоцкого князя Брячислава. Он со своими войсками захватил волоки, соединявшие реки Западная Двина и Днепр на пути «из варяг в греки» и принадлежали Новгороду. Они позволяли с помощью бревен провести («проволочь») суда и таким образом пройти от Балтийского (Варяжского) до Черного (Русского) моря. Однако войска Брячислава было разбито его дядей - киевским князем Ярославом Мудрым. Тот хотел сам контролировать путь «из варяг в греки» и собирать дань с купцов. Поэтому победа Брячислава над Новгородом ему была не по нраву. О кня-шения Брячислава напоминает название современного города Бра-слал, построенного по его приказу.

Легендами овеяно имя сына Брячислава - полоцкого князя Всеслава, которого прозвали Чародеем. Он будто бы родился от волшебства. Неизвестный автор "Слова о полку Игореве» сравнивает князя Всеслава с оборотнем (оборотнем). Более 50 лет, с 1044 по 1101 г., князь управлял Полоцкой землей, которая достигла наивысшего расцвета.

Всеслав, расширяя свою власть, стремился захватить земли и города за пределами Полоцкого княжества. Не сумев взять Псков, он захватил и разграбил Новгород. В ответ на действия Всеслава трое сыновей киевского князя Ярослава Мудрого накал! на пограничный город Полоцкой земли - Минск (нынешний Минск). Город был сожжен, а его жители - меняне - взяты в плен.

Третий Способ государственного управления в Полоцкой земле представлял смесь стилей собой княжеско-вечевой строй. Власть князя была связана с существованием веча - общего собрания взрослых мужчин, который мог снимать и назначать князя. Название «вече», вероятно, по-ходит от того, что на собрании вели разговоры («вещали») о важных общественных делах. На собрание граждан призывал звук колокола, а решение принималось по силе крика тех, кто его поддерживал.

В обязанности князя входили организация и командование армией, сбор дани с населения. Армии в Полоцке состояли из дружины - специально обученного военному делу вооруженного отряда людей также народного ополчения из горожан и называлась «полком».

На восточнославянских землях действовали законы, которые на называвшиеся «правдами». Наиболее известный среди них сборник «Русская правда», разработанный при великом киевском князе Ярославе Мудром. Суд осуществлял князь или его представители. Вина обвиняемого определялась обычно в пользу князя через денежные штрафы или физические наказания. Считалось, что доказательство вины зависит от «суда божьего». Так, например, если у обвиняемого оставались ожоги после держания руки над огнем, то это свидетельствовало, что он действительно виновен.

8 Беларускія землі ý перыяд феадальнай раздробленасці (XII – пачатак XIII стст.)

Во второй половине XI в. Древнерусское государство начало распадаться на отдельные княжества и феодальные республики. Этот процесс начался еще при Ярославе Мудром. Ярослав был вынужден передать своим сыновьям отдельные земли, которые вскоре приобрели статус самостоятельных государств.

Процесс феодальной раздробленности был вызван дальнейшим развитием производительных сил в сельском хозяйстве и ремесле, ростом городов, повсеместным преобладанием феодальных отношений. Это вело к укреплению местных феодальных центров и стремлению местной феодальной знати к политическому обособлению своих княжеств. Эти княжества имеют собственные интересы, цели и задачи. Они стремились стать суверенными, независимыми от столичного города Киева.

Одним из первых начало обособляться Полоцкое княжество. После смерти Брячислава (1044 г.) полоцким князем стал его сын Всеслав Брячиславович (1044 — 1101 гг.). Сначала он не выступал против киевских князей и даже поддерживал их в борьбе с кочевниками. Но уже в 1065 г. Всеслав напал на Псков, который находился под эгидой Киева. Нападение было отбито. Но в следующем, 1066 г., Всеслав захватил Новгород, разграбил его, а большое количество населения взял в плен. В ответ на это киевский князь Изяслав Ярославович ворвался в Полоцкую землю, осадил и взял Минск (1067 г.). 3 марта 1067 г. на р. Немига произошла битва между войсками Всеслава и киевских князей. Всеслав потерпел поражение. После этого Изяслав Ярославович заманил Всеслава в свой лагерь под Оршей, вероломно захватил его в плен и посадил в тюрьму в Киеве. Но в сентябре 1068 г. в Киеве вспыхнуло восстание, во время которого Всеслав был освобожден и провозглашен великим киевским князем.

Не сохранила своего единства Полоцкая земля. После смерти Всеслава она также начала распадаться. Уже в начале XII в. из ее состава выделились Минское и Друцкое княжества, в 1128 г. — Изяславское, в середине XII в. — Строжевское, в 1162 г. — Городецкое, в 1165 г. — Витебское, в 1181 г. — Логойское, в начале XIII в. — Герцикское и Кукенойское.

В 60 — 70-х г. XII в. Полоцкое и Витебское княжества попали в зависимость от более сильного в тот период Смоленского княжества, которое также обособилось от Киева и стремилось расширить свои владения. Под властью смоленских князей в то время находились также Орша, Кричев, Пропойск, Мстиславль. Земли, расположенные на левом берегу Днепра, на юго-востоке от Рогачева, а также небольшая территория на правом берегу Днепра с Речицей, находились во владении черниговских князей. Земли в нижнем течении Припяти: Мозырь, Брагин и др. относились к Киевскому княжеству.

Политически раздробленные и ослабленные феодальными междуусобицами белорусские земли стали объектом агрессии немецких крестоносцев, которые во второй половине XII в. начали проникать в восточную Прибалтику. Предки латышей и эстонцев к тому времени еще не имели своей государственности. Тем не менее первые немецкие отряды, которые высадились в устье Западной Двины, были разбиты.

Важную роль в борьбе против немецкой агрессии сыграл литовский народ. В 1260 г. литовцы вместе с русскими и белорусскими воинами нанесли новое поражение крестоносцам на озере Дурбе. Особенно отличились в борьбе с немецкой агрессией дружины гродненского старосты Давыда. В 1314 г. гродненские отряды под руководством Давыда оказали помощь осажденному Новогрудку. В 1319 г. Давыд совершил успешный поход в Пруссию, а в 1323 г. его дружины нанесли тяжелое поражение крестоносцам под Псковом и за рекой Нарвой.

Белорусские земли на протяжении многих лет находились под угрозой и монголо-татарского нашествия. Только героическая борьба Смоленского княжества в 1238 г. спасла население Белоруссии от монголо-татарского нашествия. Осенью 1239 г. монголо-татарские орды направились в южные земли Руси. По пути они захватили и уничтожили Глухов, Чернигов, сожгли окрестности Гомеля, но гомельскую крепость взять не смогли.

Упорное сопротивление монголо-татарам оказывали жители белорусских городов и тогда, когда монголо-татары, опустошая Русь, двинулись в 1240 — 1242 гг. на запад. Фланговые отряды

Батыя во главе с Гуюнком и Кейданом прошли через южную часть территории Белоруссии, опустошили и разграбили Мозырь, Туров, Пинск, Брест.

Летописи и другие источники донесли до нас несколько легенд о жестоких битвах с монголо-татарами в низовьях Припяти, «за Мозырем, на реке Акуневке», около Крутогорья, где были разгромлены отряды Кейдана.

В середине и второй половине XIII в. монголо-татары еще не раз осуществляли походы на белорусские и литовские земли. Они имели место в 1275,1277,1287, 1315, 1325, 1338гг. Но завоевать и подчинить их монголо-татарам не удалось. Это можно объяснить рядом причин:

1) ко времени приближения монголо-татар к белорусским землям они уже были обескровлены в тяжелой борьбе с населением северных и южных земель Руси (Рязань, Козельск, Смоленск, Киев, Чернигов и др.);

2) сами Полоцкая, Смоленская, Новогрудская и др. земли в это время были уже довольно сильными в военном отношении;

3) в союзе с князьями белорусских земель в это время находились и князья литовские, которые имели хорошо вооруженные силы.

9 Культурный состояние белорусских земель ý IX - первой половине XIII

Первый Расширение христианской веры на белорусских землях началось с X в. В 992 г. князь Изяслав основал в Полоцке епархию - церковный округ. Рогнеда и Изяслав стали первыми христианами в Полоцком княжестве. Христианство на протяжении нескольких столетий распространялась в существовало вместе с язычеством (многобожием). 3 IX по XIII в. они существовали вместе, так как язычество имело глубокие и древние корни.

Вторая В Полоцком княжестве развивались знания и грамотность. В XI в. на Полоцкой земле начала осваиваться кириллическая азбука. Об этом свидетельствуют, например, надписи на Борисовых камнях, найденных в русле Западной Двины, а также надпись на Рог-володовом камне возле Орши. В Бресте был найден деревянный гребень для расчесывания волос с последовательно расположенными на нем буквами славянского алфавита. Исключительную научную ценность имеют берестяные грамоты - березовая кора с буквами, нацарапанными на ней: Такие грамоты найдены археологами в Витебске и Мстиславле.

В первой половине XI в. началось летописание - запись событий по годам (летам) в хронологической последовательности. В по-начале XII в. монахом Нестором была создана «Повесть временных лет» - летопись, содержащий, например, сведения о Рогволоде, Рогнеде, Изяслава, Всеславе Чародеи, битве на Немиге и других событиях из жизни восточных славян. Самой ранней рукописной книгой на территории Беларуси является созданное в XI в. Туровское евангелие, украшенное заставками - разноцветными буквами. Материалом для рукописных книг в то время служил пергамент - специально выделанная телячья кожа. Обложкой служили две доски, обтянутые кожей, а закрывалась книга с помощью пряжки.

Третий Распространению грамотности способствовали религиозно-просветительские деятели XII в. Сознательный жизненный выбор сделала била в 12-летнем возрасте дочь полоцкого князя Предслава, внучка знаменитого Всеслава Чародея. Узнав о намерении отца обручит ее княжичем, она выбрала служение Богу и тайно сбежала из дома в женский монастырь, где получила именем Евфросинии. Позже она основала женский и мужской монастыри, в которых переписывались царьков-ные книги. Дело это было в то время очень тяжелой, на переписывание книги, что все жиз-чение. Евфросиния стала первой известной нам женщиной-книгописцем. Уже на склоне жизни она совершила религиозный подвиг - отправилась в далекое и трудное путешествие в Святую землю - Иерусалим, где и скончалась. Ефросинья Полоцкая - одна из первых женщин среди восточных славян, которую православная церковь объявила святой. Верующие считают ее небесной заступницей белорусском земли и каждый год 5 июня отмечают день ее памяти.

Отличным религиозным просветителем XII в. стал туровский епископ Кирилл. Он на некоторое время замуровался в небольшой монастырской башни (столпом, который несколько этажей) и жил отшельником - в изоляции от других людей. Кирилл Туровский не только читал там книги, но и писал «слова» - обращения к верующим, молитвы-исповеди, повести-притчи, которые имеют характер поучений. За красноречие Кирилла Туровского прозвали Златоустом, «паче всех воссиявшим на Руси».

Четвёртое Памятником каменного зодчества (строением, возведенным из камней и кирпича, скрепленных раствором) является построенный в середине XI в. в Полоцке при князе Всеславе Чародею Софийский собор. Слово «София» означает «Божья мудрость», которая, по представлению верующих, управляла Вселенной. Это был третий храм такого типа, построенный на землях восточных славян после Киевской и Новгородской Софий.

При строительстве собора использовался плоский кирпич - плинфа. Внутренняя поверхность храма была украшена фрэс-ками - росписями красками по свежей штукатурке. За свою историю Полоцкая София несколько раз разрушалась, перестраивалась и дошла до нас в значительно измененном виде. На протяжении XII в. в Полоцке было возведено десять каменных однокупольных культовых построек. Одной из них была Спасо-Преображенская церковь, построенная по заказу Ефросиньи Полоцкой зодчим / Иоанном (Иваном) за 30 недель. В этой церкви хранятся сегодня мощи (останки) святой Евфросинии Полоцкой.

Сохранилось Борисо-Глебская (Коложская) цартсва, построенная в XII в. в Гродно. Стены церкви украшены вставками из цветного полированного камня и керамическими плитками, которые образуют рисунок. Особенностью церкви является большое количество голосников - глиняных кувшинов, вмурованных в стены для того, чтобы было хорошо слышны молитва и голос священника.

Памятником оборонного зодчества является пятиярусная, высотой в 30 м, Каменецкая башня, построенная в XIII в. на Брестчине с желтой и коричневой кирпича.

Пятый Шэдэдасшстаражытнага мастацтвазъявляецца шести-канцовы крест, сделанный в технике перегородчатой ​​эмали мастером Богшей (в крещении Лазарь) по заказу Евфросинии Полоцкой в ​​1161 года Крест изготовлен из кипарисового деревьев-во. Его поверхность обложены золотыми, а стороны - серебряными пластинами с выбитыми на них надписями кириллицей. На золотых пластинах помещены изображения святых, выполненные разноцветными эмалями. В кресте находились частички дерева креста, на котором был распят Иисус Христос, мощи святых. Крест Евфросинии Полоцкой считается культурно-исторической ценностью белорусов.

10Праблема ýтварэння ВКЛ

Первый Великое княжество Литовское (ВКЛ) образовалась в результате определенных причин. Внешнеполитические причины были за-занные с необходимостью организации обороны против немецких рыцарей-крестоносцев и монголо-татар. Внутриполитические причины следовали из необходимости преодолеть феодальную раздробленность. Эканамшныя причины были связаны с отделения ставлением ремесла от сельского хозяйства и развитием торгового-вых отношений между различными территориями, что способствовало их объединению.

Вторая Процесс образования ВКЛ начался в середине XIII в. вместе с возвышением Новогрудского княжества. Этому способствовали его удаленность от районов борьбы с княжеской и татар-ской напастью, высокий уровень развития сельского хозяйства, ремесла и торговли.

Основные события, которые положили начало образованию ВКЛ, разворачивались в Верхнем и Среднем Понеманье - на территория, охватывающая современные северо-западные земли Бела-руси (Гродненская область) и частично восточные земли современного Литовской Республики. Удяржавнавтваральныхпра-цэсах приняли участие восточнославянских христианское население белорусских земель и балтское языческое на-селения литовских земель. По мнению кого-то-торых историков, именно Новогрудское княжества и его мест-цовае населения сыграли важную роль в объединении бе-русских земель и образования первоначального княжества Литовского-ского. Также бытует мнение о том, что определяющую роль в создании княжества сыграли литовские феодалы, которые за-хватили белорусские земли.

Летопись сообщает о Литве Миндовга, одного из мест-ных балтских князей, который вынужден был в результате междоусобной борьбы отправиться вместе с остатками своей дружины из балтской территории в соседний Новогрудок. Здесь этот князь-язычник принял христианство и сделал город своей рэзидэн-цией. В Наваградкув 1253 состоялась коронация Миндовга. Он стал великим князем государства, которая началась с объединения-жа литовских (части балтских) и части белорусских, в т. л. и неф-Градский, земель.

При великом князе Гедимгнев 1316-1341 гг. большая ча-кой современных белорусских земель вошла в состав ВКЛ. Тер-рыторыя ВКЛ увеличилась примерно 3 раза. Примерно на три четверти населения этого государства до середины XIV в. составляло население, исследователи относят к белорусскому этносу (белорусского народности).

Третий Укрепление единовластия в ВКЛ произошло при ро-липким князь Гедимин. В 1323 г. он основал постоянную столицу государства в Вильнюсе (сегодняшний Вильнюс - столица Литовской Республики). Принципом государственной жизни при Гедимина было следующее: «Не двигаться старины, не вводить новости». Он означал уважительное отношение к земельным владениям феодалов и сохранение исторических традиций населения ВКЛ.

При Гедимина возросла роль великого князя как главы государства. Ятотытул стал звучать так: «король Литвы и Руси», «король литовцев и многих русских». Под названием «русские» имели-ся в виду жители прежде всего белорусских земель - Витеб-ской, Брестской, Минской и Туровской, которые вошли в состав ВКЛ. В вынікудзяржаваатрымаланазву «Великое кня-ства Литовское и Русское». Под «Литвой» тогда понималось тер-рыторыя Верхнего и Среднего Понеманья, а под «Русе» - Верхнее Подвинье и Поднепровье. Позднее (в первой половине XV в.), Когда была далучанаЖажш реквизиции - западная часткасу-Чеснов Литвы, государство получило полное название «Великое княжество Литовское, Русское, Жемойтское».




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 34 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав