Читайте также:
|
|
Материалы для беседы о С. Радонежском
Будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии. Русская Церковь традиционно считает днем его рождения 3 мая 1314 года.
Когда мальчик подрос, семейство перебралось из Ростова Великого в принадлежащее им село Радонеж, где мальчик Варфоломей рос, воспитываясь, как и все тогдашние дети, в сельской простоте.
В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Сколько ни бились его наставники, книжная наука не давалась Варфоломею. Так продолжалось до тех пор, пока однажды под вечер его не послали собирать разбежавшихся телят. Бродя вокруг усадьбы родителей, он повстречал старика в монашеской одежде. Благовоспитанный мальчик пригласил старца-чернеца переночевать в отчем доме, а старик стал расспрашивать о том, как он живет. Мальчик с горечью сказал, что никак не может одолеть грамоту. Старик с молитвой достал из-за пазухи ящичек, вынул оттуда кусочек просфоры, благословил ею Варфоломея и приказал съесть.
С этого дня все изменилось: Варфоломей легко и быстро всему учился. Вскоре он перегнал в школе всех товарищей. Мальчик все больше и больше любил молиться Богу, стал поститься, всегда был послушным и ласковым. Никогда не сердился на братьев, даже когда они его обижали, сам никого не обижал, не жаловался на других, все кротко терпел и не плакал. При виде бедных и несчастных раздавал им милостыню.
Братья Варфоломея женились, а сам он стремился к иноческой жизни. После смерти родителей он отправился в Хотьково-Покровский монастырь. Варфоломей убедил своего старшего брата овдовевшего Стефана, ставшего монахом, основать пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец (холм возвышался над соседней местностью в виде маковки) посреди глухого Радонежского бора. В 1330-х годах на этом месте им была построена небольшая деревянная церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм во имя Святой Троицы. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей принял постриг под именем Сергия. Он был первым иноком, постриженным в той церкви и в той пустыне. Было ему в ту пору 23 года.
Сергий жил в лесу один среди диких зверей, ведя аскетический образ жизни и молясь за Русь. Один медведь взял в обычай приходить к преподобному. Каждый день оставлял Сергий кусок хлеба для него на пне или колоде. Иногда отдавал последний кусок и сам предпочитал голодать, нежели не накормить зверя.
Не более двух-трех лет прошло со времени поселения Сергия в глухих лесах радонежских, как в Радонеже и соседних селах заговорили о молодом пустыннике. Один за другим стали приходить к нему иноки, сначала ради душеполезной беседы и совета духовного, а потом и поселились рядом.
Игуменом образующегося монастыря стал Митрофан. Он был игуменом всего около года. По настоянию братии и благословлению епископа Афанасия Сергий стал игуменом созданного им же монастыря. Он управлял монастырем посредством своего примера: строил келии, рубил и колол дрова, носил их к келиям, молол в ручных жерновах, пек хлеба, варил пищу, кроил и шил одежду и обувь, носил на гору воду в двух водоносах, переписывал церковные книги.
До Сергия все монастыри жили по так называемому особножитию. Богатые монахи жили припеваючи, могли иметь слуг, а бедные пробавлялись нищенскими подаяниями. Все это вносило разлад в атмосферу монастырей. Необходимо было ликвидировать такое неравенство, и Сергий решается на подлинную революцию в церковном деле Руси — введение общинножития, или общежития, когда монахи не владеют никакой индивидуальной собственностью, а вся их мирская собственность, с которой они приходят в монастырь, идет в так называемый общий котел, или общемонастырскую собственность.
Сергий запретил принимать подаяние и установил правило, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Он посылал своих братьев помогать селившимся поблизости крестьянам по хозяйству, что имело большую воспитательную пользу.
Перестроенные на новых принципах монастыри — общины Сергия и его учеников явились островками жизни и просвещения; они развивали земледелие, строительство, ремесла и закладывали основу государственности на духовных основах. С этих духовных обителей началось строительство новой Святой Руси. Сергий Радонежский явился первым духовным общинником Земли Русской.
Постепенно слава церкви росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с ней, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь вскоре обратилась в богатый монастырь.
Слава святых и великих подвигов Сергия дошла до Константинополя. Патриарх Филофей прислал ему в благословение дары - крест, параманд, схиму и грамоту.
По словам современников, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского, нижегородского, рязанского и других князей). Благодаря Сергиевым «уговорам» ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство московского князя Дмитрия. Князь Дмитрий, отправляясь на эту битву, в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.
Все время, пока шла битва, в Троицкой обители Сергий и братья молились за русское войско. Русские воины одержали на Куликовом поле победу, положив начало освобождения Руси от монголо-татарского владычества.
После Куликовской битвы князь Дмитрий Донской стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 году скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.
Венцом всех благочестивых подвигов Сергия Радонежского было чудесное видение Богородицы. Однажды ночью Сергий молился в келье. Ослепительный свет залил комнату. Богоматерь, коснувшись Сергия, упавшего на колени, сказала, что его молитва услышана, и отныне его обитель будет изобильна и будет находиться под её покровом и защитой.
Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенский на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский) и другие.
Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода предвидя свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании своего ученика, преподобного Никона.
25 сентября (3 октября – по новому стилю) 1392 года Сергий скончался в Свято-Троицком монастыре. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…» По традиции Русской Православной Церкви днем его кончины считается 8 октября. Через 30 лет, 18 июля 1422 года, были обретены нетленными мощи Сергия Радонежского. 8 октября и 18 июля являются днями памяти святого.
Преподобный Сергий не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского — это его жизнь. Наиболее известным источником сведений о нём, замечательным памятником древнерусской словесности, является легендарное Житие Сергия, написанное в 1417—1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом.
Почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации святых. Он «сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы». В ряде энциклопедий указано, что Сергий причислен официально к лику святых в 1452 году. С одобрения папы римского Сергий Радонежский почитается лишь восточно-католическими церквями.
Борис Зайцев, русский писатель, справедливо заметил, что «как святой Сергий одинаково велик для всякого. Подвиг его всечеловечен». Через века дошли до нас его заветы: любовь к людям, нестяжание, единение народа, святость которых он проповедовал всей своей жизнью. Нравственное учение Сергия Радонежского – один из истоков русской духовной культуры.
Приложение 5
Троицы чистый дом: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Материалы для беседы о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре
Троице-Сергиева лавра основана в 1345 году как уединенная пустынь сыновьями ростовского боярина Кирилла Варфоломеем и Стефаном.
Когда построили двенадцать келий, их обнесли высоким деревянным забором для безопасности от зверей. Густой лес окружал обитель со всех сторон; вековые деревья стояли над самими кельями; даже около церкви везде видны были пни и колоды, между которыми засевались различные овощи для убогой трапезы отшельников. Такой смиренный вид имела лавра Сергиева в первые годы своего существования.
Почти целый век лавра была деревянной. Первое каменное здание относится к XV веку, когда в обители был игуменом Дионисий – ученик и преемник святого Сергия.
Прокладывая рвы под основание строящейся церкви, монахи нашли гроб с телом основателя монастыря. Так 5 июля 1422 года произошло великое событие - обретение мощей Сергия Радонежского, всея России чудотворца. Как вечная усыпальница для драгоценных мощей, был воздвигнут Троицкий собор.
Почти полвека спустя псковскими мастерами напротив Троицкого собора была возведена вторая каменная церковь во имя Троицы, ныне церковь Святого Духа (1476 г.).
Когда на Московском соборе 1547 года преподобный Никон был причислен к списку общерусских святых, то уже на следующий год во имя нового святого к Троицкому собору пристроили небольшой одноглавый храм.
За восемь лет до этого были заложены каменные стены монастыря. Строили его около десяти лет. Срок для такого громадного сооружения малый, ведь закладка фундаментов (расчет, земляные работы, укладка огромных валунов и т.п.) требовала неимоверных затрат труда, средств и материалов.
Длина стен монастыря составила 1360 метров, высота от 14 до 8 метров. Толщина стены - около 1 м 20 см.
Образуя ансамбль, к Троицкому собору и Никоновой палатке примыкает Серапионова палатка (по имени игумена Серапиона,1559 г.). Лаврское предание гласит, что на этом месте стояла некогда келья Сергия Радонежского.
Неизгладимый след в истории монастыря оставил царь Иван Васильевич IV (Грозный). Крещеный 4 сентября 1530 года в монастыре, он часто приезжал сюда, делал богатейшие вклады, активно вмешивался в монастырскую жизнь. Ни при одном царе не было построено столько, сколько при нем. Воздвигнуты стены, уже упоминавшаяся Никоновская церковь и Серапионова палатка, и, наконец, возведен величественный, монументальный Успенский собор.
После освящения Успенского собора 15 августа 1585 года в строительстве Лавры наступает долгий перерыв.
Патриотическое служение Лавры, ее поддержка законной власти особенно ярко проявились в Смутное время, которое переживало наше государство в начале XVII века.
Настоятель архимандрит Иосаф и келарь Авраамий Палицын оказывали осажденной Москве помощь деньгами и хлебными запасами. Кроме того, монастырь представлял из себя сильную крепость, важную в стратегическом отношении, так как возле него проходили дороги, связывающие Москву с городами Верхнего Поволжья и Казанью. Крепость Троице-Сергиева монастыря представляла собой достаточно мощное по тем временам военное сооружение. В амбразуре стены находились многочисленные орудия. На стенах стояли котлы для кипячения воды и варки смолы, содержимое которых в случае штурма крепости выливалось на головы противника.
Главной военной силой монастырского гарнизона был присланный Василием Шуйским отряд из пятисот стрельцов. Кроме стрельцов активное участие в обороне монастыря принимали способные носить оружие монахи, среди которых были бывшие воины, монастырские служители и крестьяне соседних сел. Возглавлял оборону монастыря архимандрит Иосаф. По дорогам вокруг монастыря разбрасывался так называемый «троицкий чеснок» - кованые металлические колючки, которые в любом положении торчали острием вверх. Оставляя рваные раны на копытах лошадей, эти колючки должны были выводить из строя конницу неприятеля.
Польско-литовские захватчики осадили Лавру в 1608 году. Около двух с половиной тысяч защитников крепости сдерживали 16 месяцев (с 23 сентября 1608 года по 12 января 1610 года) двадцатитысячное полчище лже-Дмитрия II во главе с Яном Сапегой. Интервенты рассчитывали не только разгромить монастырь, но и, прежде всего, уничтожить его как центр национально-освободительного движения.
Монахи обители рассылали по всем русским городам грамоты с пламенными призывами подняться на защиту веры и Отечества. Благодаря этим грамотам в Нижнем Новгороде было сформировано народное ополчение Минина и Пожарского. Сохранилось предание о том, что преподобный Сергий явился во сне Козьме Минину и приказал ему собирать воинских людей, наделить их казной и идти на спасение Московского государства.
Лавра стала приютом для многих обездоленных людей - увечных, хромых, слепых, раненых и умирающих. Обитель строила дворы и избы для приходящих, больницы и богадельни, по дорогам и лесам отыскивали тех, кто не мог дойти сам. Когда не стало хватать на всех хлеба, архимандрит Дионисий, тогдашний настоятель монастыря, убедил братию питаться овсяным хлебом и воды не пить.
Келарь Авраамий Палицын возглавлял посольство духовенства и народа в Кострому для приглашения Михаила Федоровича Романова на московский престол. Он же зачитал с Лобного места государственный акт об избрании Михаила Романова. Троицкий архимандрит Дионисий вместе с патриархом и епископом венчал нового царя на царство.
В 1662 году снова застучали молотки каменщиков, и подсобные рабочие понесли по лесам кирпич и раствор. Строилась больничная церковь во имя соловецких угодников Зосимы и Савватия.
После перенесения столицы в Петербург Троице-Сергиева Лавра не могла быть столь значительным фактором в политической жизни страны, однако свое большое церковно-общественное значение монастырь сохранил и в дальнейшем.
В XVII веке была построена церковь во имя преподобного Сергия, с огромной трапезной. В этой трапезной проходили многие поместные соборы Русской Православной Церкви, в их числе знаменитый знаменательный собор года, посвященный 1000-летию Крещения Руси.
В 1734 году указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула «лавра».
В 1738 году в лавре открылась духовная семинария. Слово «семинария» происходит от латинского. В корне лежит semen- семя, т.е. семинарию можно перевести как «сеятельницу». В ней и воспитываются, и возрастают будущие священнослужители, чей жизненный долг – сеять в души прихожан евангельские истины.
В XVIII веке построена лаврская колокольня, самая высокая в России. Высота ее достигает 88 метров. Руководивший работами архитектор Д.В. Ухтомский видел, что колокольня будет мала, она поднимется немного выше Успенского собора. Он разработал новый проект, по которому колокольня вырастала еще на два яруса и получала завершение в виде чаши со стоящим над ней крестом. До революции лаврская звонница насчитывала 42 колокола. Самый большой из них (и самый большой в России), царь-колокол, весом в 67 тонн, в конце 20-х годов 20-го века был сброшен с колокольни и разбит. 16 апреля 2004 года на звонницу Троице-Сергиевой лавры подняли 72 – тонный «Царь-колокол». Его отлили на Балтийском судостроительном заводе Санкт-Петербурга и доставили в Сергиев Посад на специальном автопоезде. Перед подъемом колокол освятил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
В 1814 году духовная семинария была преобразована в Московскую духовную академию. Таким образом, Троице-Сергиева обитель становится важнейшим центром духовного и научного образования и просвещения. Здесь изучались не только духовные, но и светские науки. Уровень преподавания не уступал уровню Московского университета. Библиотека лавры была одной из самых богатых в России.
Через всю историю Троицкой обители проходит длинный ряд просвещенных личностей: Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, игумен Артемий, митрополит Иосаф, преподобный Максим Грек и архимандрит Дионисий, Авраамий Палицын, Симон Азарин, Арсений Суханов и другие.
XIX век был замечательным для Троице-Сергиевой лавры тем, что священноархимандритами были выдающиеся иерархи Русской Церкви, такие как митрополит Московский Платон (Левшин), Филарет (Дроздов) и святитель Иннокентий (Вениамианов). Среди наместников нужно особо отметить архимандрита Антония (Медведева).
Богослов и талантливый строитель лавры митрополит Платон был горячим патриотом. В 1807 году он внес в государственную казну от имени Троицкой Лавры, Чудова монастыря и от себя лично 20 тысяч рублей на народное ополчение.
Когда в 1812 году французы вторглись в Россию, больной в то время митрополит Платон послал в лавру образ преподобного Сергия, написанный на доске от гроба преподобного, в благословение императору и русскому воинству. Троицкая обитель пожертвовала на отечественные нужды крупную сумму: 70 тысяч рублей ассигнациями, 2500 рублей серебром и более 5 пудов серебра в слитках и посуде.
Французы захватили Дмитров и Богородск и находились в 40 верстах от лавры. В день Покрова Божией Матери в лавре совершено было молебное пение от избавления обители и русской земли от захватчиков. В этот день французы бежали из Дмитрова и Богородска, а через неделю потерпели сокрушительное поражение под Тарутином и Полоцком, что явилось началом истребления войск Наполеона. Весть о том, что французы оставили Москву, так обрадовала митрополита Платона, что он от радости заплакал и, крестясь, воскликнул: «Слава Богу, Москва свободна, и я теперь могу умереть спокойно!»
Священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) в 1977 году прославлен в лике святых как бесстрашный миссионер. Свой апостольский подвиг он совершил в исключительно трудных условиях на Алеутских островах на американском континенте, на Камчатке и в Якутии.
На высоком посту митрополита Московского он заботился о нуждах вдов и сирот, о просвещении народа. В 1870 году им было основано Православное миссионерское общество в Москве. По предложению митрополита Иннокентия в русских владениях в Америке была открыта Алеутская епархия с кафедрой в Сан-Франциско.
Троице-Сергиева лавра сполна разделила всю трагедию Русской Церкви - и изъятие церковных ценностей, и использование храмовых помещений в качестве клубов, столовых, тира. С 1919 г. по 1946 г. в Лавре располагались музей, педагогический институт, другие организации. В некоторых зданиях жили люди.
В 1930 году власти уничтожили и имя древнего Сергиева Посада, он был переименован в Загорск, в честь революционера Загорского.
После Великой Отечественной войны И. Сталин разрешил открыть лавру и духовные учебные заведения. На Пасху 1946 года в Успенском соборе возрожденной обители состоялось первое богослужение. С 1946 года Троице-Сергиева лавра - крупнейший действующий мужской монастырь.
В 2000 году установлен бронзовый памятник С. Радонежскому. Сергий изображен в монашеском одеянии с благословляющим перстом, а в левой руке держит свиток с оставленными им заветами монашеского жития. Автор монумента – скульптор Валентин Чухаркин.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра- единственная в своем роде энциклопедия русской архитектуры. За столетия на территории Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений. В 1993 году архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Велико значение лавры не только в истории Православной Церкви, но и в государственной жизни страны. Троице-Сергиева лавра, следуя заветам своего основателя, всегда являла высокий образец патриотизма. В лавре обитала святыня, вызревала и действовала государственная мудрость, создавались гимны и молитвы, писались иконы и книги, звучали дивные голоса певчих и звон колоколов, здесь была сосредоточена жизнь народа в моменты ее наивысшего взлета, жертвенности и праздничности, молитвенного откровения и воинского героизма. Духовная, государственная, культурная жизнь народа сосредоточилась здесь, в этой точке русской земли. Здесь все святое - земля, храмы, само небо, освященное бесчисленными молебнами и панихидами, горячими молитвами, возносимыми в алтарях. Думая о лавре, думаешь о России. Вместе со своим народом она разделяла и трудности испытаний, и славу своего Отечества. В военные годы она благословляла на ратный подвиг русские дружины, в мирное время, молясь о благоденствии России, воспитывала в народе добрые нравы и патриотизм, несла свет просвещения и культуры.
Неувядающая, не тускнеющая заслуга лавры состоит в том, что в ее стенах Россия поняла, осознала себя духовной страной, поняла свою особую судьбу, свое особое призвание.
Приложение 6
Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 89 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |