Читайте также:
|
|
XV-начало XVII вв. стали эпохой невиданного цвета европейской культуры, которая в этот период развивается под знаком гуманизма. Впервые зародившись в Италии, это течение распространяется затем во всех странах Европы. В основе гуманизма лежит антропоцентризм, идея сходства возможностей человеческой личности и добродетелей, определяющих ее благородство, идеалы гуманистического индивидуализма. Культура в своем развитии ориентируется на возвращение к античности, усвоение ее классического наследия. Влияние гуманизма распространяется на такие сферы духовной жизни, как литература, архитектура, живопись, политические теории и т.д. Классическими представителями культуры Возрождения данного периода стали мыслители – Эразм Роттердамский, Т.Мор, Н.Макиавелли, занимавшиеся, помимо религиозных и этических вопросов, рассмотрением социально-политических проблем. В числе представителей гуманизма в искусстве можно отметить Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана и др. Возрождение проникает и в культурное развитие Испании и стран Центральной и Северной Европы, соединяясь с местными традициями.
В XVI-XVII вв. значительные успехи были достигнуты в науке (прежде всего в естествознании). Ученые накапливают фактический материал, полученный в результате наблюдений. Личный опыт постепенно приходит на смену авторитету, что означает зарождение экспериментальной науки современного типа. Развитие астрономии вследствие деятельности таких ученых, как Н.Коперник, Г.Галилей, Т.Браге, И.Кеплер, привело к формированию новой космографической картины мира – гелиоцентрической. Шаг вперед сделали медицина и анатомия, благодаря трудам А.Везалия, У.Гарвея и М.Сервета.
К началу XVII века в развитии культуры происходит отход от принципов классического Ренессанса, а именно от следования античным принципам и формам. Культура поднимается на качественно новую ступень. Особенно ярко это проявилось в научной сфере. Английский ученый и философ Ф.Бэкон научно обосновал ведущую роль эксперимента в науке, а французский философ и математик Р.Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» сконструировал сугубо рационалистическую картину мира, заложив основы нового течения в европейской культуре – рационализма. В сфере искусства в XVII веке господствует барокко – стиль, носящий очень чувственный характер, создающий иллюзию реальности, но, вместе с тем, пренебрегавший размерами, выражавший драматизм и экспрессивность. Однако и здесь со второй половины XVII века ощущается воздействие рационализма, который нашел своё воплощение в классицизме, направлении, основанном на превалировании разумного над чувственным. Строгие, пропорциональные, симметричные формы в искусстве; жесткие правила и каноны в литературе – вот характерные признаки, свойственные
классицизму. Этот стиль достигает своего расцвета во второй половине XVII века во Франции, а в XVIII веке распространяется по всей Европе.
XVIII столетие часто именуется в науке «эрой Просвещения». Данное интеллектуальное движение затронуло все сферы жизни общества стало настоящим интернациональным явлением. В этом заключаются причины его возникновения? По мере того как религиозные догматы утрачивали свой авторитет и вес в обществе, в духовной сфере образовывался своеобразный вакуум. Этот процесс проходил на фоне бурного развития естественных наук, безусловные достижения которых привели к устойчивому мнению, что разум может и должен заменить веру. Возникает убежденность во всесилии человеческого разума, вера в возможность перестройки общественной жизни в соответствии с рационалистическими законами. Век Просвещения дал миру целую плеяду великих мыслителей – Гоббс, Локк, Вольтер, Монтескье, Дидро, Ломоносов, Новиков, Кант, Джефферсон и др. Они творили в различных сферах науки и искусства и именно их труды сформировали фундамент современной цивилизации. Общей чертой для всех просветителей был настоящий «культ науки». Они считали, что от научного развития, степени образованности общественных масс зависит благополучие и благосостояние государства, Другим элементом идеологии просветителей была вера в прогресс, подразумевающий постоянный и поступательный характер развития общества: подъем от примитивных к более совершенным формам организации социальной жизни. Осознание просветителями прогресса была сугубо европоцентричным, признающим западную цивилизацию эталоном, который было необходимо распространить на весь мир. Огромную роль в идеологии Просвещения сыграла концепция гражданского общества, возникшая на основе теорий естественных прав, которыми человек обладает изначально, и общественного договора, согласно которому общество передает часть своих прав государству. Что же касается государства, то оно должно ограничивать свои функции лишь защитой прав граждан, не вмешиваясь в их жизнь. К достижениям Просвещения в сфере политической науки можно отнести разработку концепции разделения властей. Эта теория была сформулирована Д.Локком и дополнена Ш.Монтескьё. Она заключается в том, что три составляющие (ветви) власти: установление законов (законодательная власть), проведение их в жизнь (исполнительная власть), разрешение всех спорных ситуаций (судебная власть),- не должны сосредоточиваться в одних руках, а должны разделяться, дополнять и сдерживать друг друга.
Деятельность и идеи просветителей нанесли серьезный удар по устоям «старого порядка». Они сформулировали абсолютно новую, конструктивную альтернативу общественного устройства. Их политические и социальные теории легли в основу многих современных общественно-политических течений, стали идеологической предпосылкой грандиозных изменений в развитии мировой цивилизации.
Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 89 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |