Читайте также:
|
|
Одной из характерных черт, присущих почти всем нетрадиционным религиям, является то, что они формируются как разновидность харизматических культов, т. е. во главе находится лидер, который наделен харизмом (от греч. charisma – дар). Это особенное свойство личности, выделяющее его из среды остальных. Оно является не столько благоприобретенным в процессе жизнедеятельности, воспитания и образования, сколько милостиво дарованным ему свыше. Содержание этого дара заключается в уникальном умении влиять на настроение и поведение других людей и от имени Всевышнего учить их праведной жизни.
Характерно, что лидер создает особую «семью», или «юммуну», в которой его называют «отцом». Здесь устанавливаются обязательные для всех абсолютные правила поведения и образа жизни, но не обязательные для самого лидера, ведь он – особый, святой. Рядовые члены групп зачастую отказываются от своего имущества, а вознаграждения за труд передают в кассу юммуны. Многие представители «новых религий» живут в общежитиях, вне семьи, порвав всякие отношения с родными и близкими. Иначе говоря, круг их общения крайне узок, допускаются контакты преимущественно с членами своей группы, т. е. неукоснительно поддерживается обстановка полной изоляции от внешнего мира.
Важно подчеркнуть еще одну характерную черту деятельности нетрадиционных религий. Речь идет о том, что в рамках секты для контроля за поведением ее приверженцев используются средства исключительного манипулирования: гипноз, медитация, изнурительные, длительные молитвы и заклинания. Культовые процедуры обычно носят здесь сугубо коллективный характер, исключающий всякие субъективные, свободные проявления.
Существенной особенностью вероучения «новых религий» является пропаганда катастрофически-апокалиптического взгляда на мир, предопределенности человеческой жизни, покорности судьбе. Особое внимание уделяется идеологической обработке новообращенных, их адаптированию к условиям жизни в группе и усвоению основных положений вероучения.
Общая характеристика деятельности таких религий включает в себя следующие важные черты. Во-первых, большинство сект отличается активной миссионерской работой, причем это касается не только лидеров, но и рядовых сторонников, адептов. Здесь применяются разные формы и способы распространения «новых» идей, включая выступления руководителей на стадионах перед огромными массовыми аудиториями и доверительные беседы. Во-вторых, широко используются средства массовой информации. Известно, что многие секты для популяризации своих вероучений ведут регулярные передачи по телевизору и радио, публикуют рекламные сообщения в прессе, публицистические статьи в журналах. К этому можно добавить, что они располагают огромными финансовыми возможностями. В-третьих, некоторые нетрадиционные религии отличаются тоталитарной направленностью. Как это понимать? Ученые-религиоведы отмечают, что религиозные объединения практикуют методы порабощения сознания человека, духовного насилия над ним путем насаждения жестко дисциплины и применения психотропных средств. Все это представляет яркую опасность для физического и психического здоровья людей.
В научной, учебно-популярной литературе дается подробная классификация нетрадиционных религий. Специалисты-религиоведы из всего многообразия культов условно выделяют пять их разновидностей.
1. Неохристианские объединения. К ним можно отнести распространенные в СНГ следующие религиозные секты: «Международная церковь унификации», «Дети Бога», «Церковь тела Христа», «Богородничное братство», «Белое братство» и др. Для них характерно стремление объединить христианские вероучения с элементами восточных религий.
2. Сайентологическое направление. Название произошло от английского слова sience – наука. Направление объединяет различные «космические религии» (типичный представитель – «Церковь сайентологии» Рона Хаббарда), которые наукообразно и мистически трактуют различные неисследованные явления психики человека и окружающей природы, например связь Земли и высших космических сил, контакты с неопознанными летающими объектами.
3. Неоориенталистские культы. К ним относятся «Общество сознания Кришны», «Тихоокеанский дзен-буддийский центр», «Миссия Божественного света», «Махарай Джи», и др. Это вероучения восточного происхождения, представляющие собой западное воплощение индуистских и буддийских культур. Характерной их особенностью является антирационалистическая направленность, а также способы психофизического воздействия на человека.
4. Сатанинские группы. Среди них можно назвать «Церковь Сатаны», культы дьявола и другие разновидности зловещих объединений. Они возвеличивают значение зла и насилия, проповедуют общение с мистическими источниками зла – демонами, Сатаной. Деятельность их отличается особой жестокостью и таинственностью ритуалов посвящения и отправления культов.
5. Религиозно-мистические культы. Речь идет о распространении оккультных учений, новой магии, спиритизма, астрологии, колдовства, целительства и других явлений. Как отмечают ученые-социологи, за последние годы в России подобные организации уверенно лидируют и получают довольно широкую популярность среди населения.
Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях»: содержание и основные идеи.
В Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях" декларируется, что государство уважает внутренние установления религиозных организаций и не препятствует их реализации, если они не противоречат законодательству Российской Федерации, не нарушают права и законные интересы других лиц.
То есть в Российской Федерации, установлен приоритет права над религиозным (каноническим). И если, к примеру, мусульманское право — шариат — позволяет своим последователям многоженство, то оно не подлежит применению и влечет ответственность по закону, так как противоречит Семейному кодексу Российской Федерации.
Правоотношения в области религиозных прав и свобод человека, деятельности религиозных объединений устанавливаются и регулируются не только Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». Законодательство о свободе совести и о религиозных объединениях представляет собой в настоящее время совокупность правовых актов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации и ее субъектов, связанных с реализацией человеком и гражданином права на свободу совести. Этот правовой механизм взаимосвязан, имеет свою иерархию и пределы регулирования. Несомненно, что гласность, знание законов способствуют законопослушанию, единообразному осуществлению принципов свободы совести, закрепленных в правовых актах, пресечению произвола и беззакония в правоприменительной практике.
Рассматривая Конституцию как «закон законов», следует отметить, что, закладывая основы государственно-церковных отношений в Российской Федерации, гарантируя право на свободу совести и свободу вероисповедания и определяя составляющие этого права, она не устанавливает в то же время механизма реализации указанных принципов, их защиты от противоправных ограничений и посягательств.
Указанный механизм реализуется в федеральных законах, нормативных актах Президента, Правительства и иных федеральных ведомств, законодательстве субъектов Федерации. Все эти акты должны разрабатываться и приниматься на основе Конституции Российской Федерации и не должны противоречить ей, что не всегда соблюдается на практике.
Інформаційні ресурси
1. Інститут історії України НАН України: офіційний веб-сайт. – Режим доступу: http://www.history.org.ua.
2. Інститут політичних і етнонаціональних досліджень ім. І. Ф. Кураса НАН України: офіційний веб-сайт. – Режим доступу: http://www.ipiend.gov.ua.
3. Інститут українознавства ім. І. Крип’якевича НАН України: офіційний веб-сайт. – Режим доступу: http://www.inst-ukr.lviv.ua.
4. Інститут археології НАН України: офіційний веб-сайт. – Режим доступу: http://www.iananu.kiev.ua/
5. Інститут української археографії та джерелознавства ім. М. С. Грушевського: офіційний веб-сайт. – Режим доступу: http://www.gilan.uar.net/nasu/hiuass.html.
6. Відлуння Віків: Український пам’яткоохоронний інтернет-ресурс. – Режим доступу: http://www.pamjatky.org.ua.
7. Інститут енциклопедичних досліджень НАН України: офіційний веб-сайт. – Режим доступу: http://encyclopedia.kiev.ua.
8. Національна бібліотека України імені В. І. Вернадського: офіційний веб-сайт. – Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 66 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |