Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Научно-рационалистическая линия в этике XX века.

Читайте также:
  1. II. Речевая деятельность человека. Создание текста. Коммуникативные качества хорошей речи и способы их достижения
  2. XIV—XV века.
  3. Административные и судебные реформы в Казахстане в 60-90-ые годы 19 века.
  4. Анатомия и физиология человека.
  5. Античная философия о природе и сущности человека.
  6. Аристотель об этике и политике
  7. Арх-ра первых всемирных выставок конца19века.
  8. Б. Инфекции, вызванные протозойной флорой организма человека.
  9. Б. Мораль как система регуляции поведения человека. Свойства морали.
  10. Б. Философия эпохи Просвещения 18 века.

 

Научный рационализм развивается в этике XX в. на основе анали­тической философии позитивизма, которая видит свою задачу в раз­работке строгих критериев научности и разграничении подлиннонаучных разработок и псевдонаучных религиозно-мифологических построений. Это направление отдает приоритет строгому — позитивно­му — научному знанию, оно сосредоточено на методологии естество­знания и стремится вывести за рамки философского анализа гумани­тарное знание, в том числе и этику. Аргументация различных науч­но-рационалистических концепций на основе позитивизма строится следующим образом.

Этика эмотивизма (Б. Рассел, А. Айер, Р. Карнап, Ч. Стивенсон) для дискредитации религиозно-мифических трактовок морали ис­пользует принцип верифицируемости, согласно которому всякая ис­тинно научная теория всегда готова к эмпирической (опытной) про­верке, что является одним из важнейших критериев ее научности. Нормативные же суждения типа «Это — добро, а это — зло», из кото­рых обычно состоит этика, неверифицируемы (не подтверждены). Они отражают не ре­альное «положение дел», как, к примеру, законы физики или матема­тики, а всего лишь личные эмоциональные предпочтения обычного человека или религиозного проповедника. Последний подкрепляет свои нравственные призывы ссылкой на сверхъестественные силы, существование которых экспериментально также недоказуемо, по­скольку является предметом религиозной веры. Поэтому подобные высказывания не обладают каким-либо научным содержанием, а пред­ставляют собой всего лишь основанный на эмоциях приказ для слу­шателей. Традиционная религиозная этика ненаучна — таковы выво­ды эмотивизма.

Теория интуитивизма также стремится дискредитировать этику в рамках логического позитивизма, но с других позиций. Основопо­ложник интуитивизма Дж. Мур (1873-1958) в работе «Принципы этики» выступает против натуралистического подхода к нравствен­ной проблематике. По его мнению, все мыслители этого направления (Аристотель, Бентам, Спенсер и др.) делают «натуралистическую ошибку», нарушая законы формальной логики и идя в определениях «по кругу». Фундаментальные понятия своих теорий — «счастье», «наслаждение», «польза» — они определяют как «добро», которое, в свою очередь, вновь описывают с помощью этих терминов. На са­мом деле добро и зло рационально не определимы. В силу их всеобщ­ности к ним невозможно подобрать родовой признак и указать видо­вые отличия, как требует логика и наука, в каждом конкретном случае они постигаются чисто интуитивно. Следовательно, натуралистиче­ская этика так же ненаучна, как и религиозно-идеалистическая. Этический негативизм, который проявляется в рамках эмотивизма и интуитивизма, частично преодолевается школой лингвистиче­ского анализа (С. Тулмин, Р. Хеар, П. Ноуэлл-Смит, П. Стросон). Это направление обращается к рассмотрению естественного языка морали, к способам включения нравственных высказываний в контек­сты человеческой коммуникации («языковые игры»). Создаются даже самостоятельный метод этической аргументации и особая деонтиче­ская логика, призванная раскрыть рациональную структуру мораль­ного долженствования (Р. Хеар), что частично «реабилитирует» этику как научную дисциплину. Основой этого направления выступает фи­лософский структурализм (К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, Р. Барт, М. Фу­ко), который с помощью структурно-лингвистического анализа так­же пытался сообщить гуманитарному знанию статус точных наук.

Другая попытка положительной интерпретации проблем морали в рамках рационалистического подхода — этика прагматизма, воз­никшая в США в конце XIX в., когда Ч. Пирс (1839-1914) выступил с критикой иррационализма и догматизма, абсолютизирующих нрав­ственные ценности в качестве вечных и неизменных. Популяризатор его идей У. Джемс (1842-1910) сформулировал два фундаменталь­ных принципа: 1) добро не является абстрактной категорией, оно все­гда отвечает какой-либо потребности; 2) каждая моральная ситуация уникальна и неповторима, следовательно, не существует «абсолют­ных» истин, всякий раз требуется новое решение. Он также продол­жил разработку «прагматического правилам, которое провозглашает критерием истинности той или иной нравственной нормы ее. работо­способность, конечный результат, практические последствия.

Дж. Дьюи (1859-1952) отмечает, что человек постоянно решает конкретные задачи по достижению целей, отвечающих его волевым импульсам. Роль разума при этом состоит в выборе адекватных средств — инструментов, ведущих к достижению поставленных це­лей, и в нахождении действий, гарантирующих благо. Эти средства и действия, считает инструментализм, и будут моральными.

Прагматизм и инструментализм, связавшие моральные понятия с интересами, потребностями, успехом, придают им ситуативный ха­рактер. При этом мораль, традиционно рассматривавшаяся как источ­ник внутреннего недовольства, интерпретируется теперь как средст­во достижения душевного комфорта и удовлетворения жизнью.

Рационалистическо-сциентистские учения, опирающиеся на на­учно-технические достижения современности, не занимают, однако, в XX в. того доминирующего положения в этико-философской куль­туре, которое безоговорочно принадлежало им в начале и середине XIX в. Рассмотренные нами научно-рационалистические концепции в XX в. уже не занимают такого доминирующего положения в эти­ко-философской культуре, как в XIX в. На смену им приходят течения, отводящие интеллектуальной деятельности второстепенную роль. Их основная цель — объединить человечество, преодолеть экологиче­ский кризис, противостоять конфликтным ситуациям в области со­циальных и межличностных отношений. Но так же, как и в конце XIX в., эти течения распадаются на две большие группы: иррационалистические этико-философские и неорелигиозные этические системы.




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 56 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав