Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

II. Неклассическая парадигма социологической теории.

Читайте также:
  1. I. Основные парадигмы классической социологической теории.
  2. I. Этапы развития западной социологической мысли.
  3. II. Основные этапы развития мировой социологической мысли.
  4. III. 1. ПАРАДИГМА И НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО
  5. III. Основные парадигмы современной социологической теории.
  6. IV. Особенности развития социологической мысли в России.
  7. Алгоритмдік тілдерде программалау. Программалау тілдері. Программалау парадигмасы. Программалау тілдерінің қысқаша тарихы мен жіктелуі.
  8. В социологической литературе существует множество подходов к типологии организаций.
  9. Виды управленческих решений, принимаемых на основе социологической информации.

Неклассическая парадигма социологической теории интерпретирует общество как совокупность форм повседневного взаимодействия индивидов, акцентируя внимание на специфичности социального поведения человека, отличающего его от животного. Эта парадигма трактуют социальные явления субъективно, как существующие благодаря идеям и мнениям людей. К ней правомерно отнести понимающую социологию Макса Вебера, аналитическую школу Георга Зиммеля, формально-аналитическую школу Фердинанда Тённиса.

Эти школы имеют общие признаки, которые позволяют их отнести к неклассической парадигме социологической теории (модерн).

Предметом исследования выступают индивид и его социальное поведение, социальные законы не имеют подобия законам природы.

Основным элементом познания является метод познания.

Основной вопрос познания – как познается?

Основная ценность в познании – рациональность, а критерий научности - субъективность знания (ценностные предпочтения).

Макс Вебер (1864-1920) немецкий социолог, социальный философ и историк, основатель немецкого социологического общества, основоположник понимающей социологии. Автор работ: "Протестантская этика и дух капитализма" (1904-1905), "О категориях понимающей социологии" (1913), "Хозяйственная этика мировых религий" (1916-1919), "Хозяйство и общество" (1921) и др.

С точки зрения Вебера, социология должна изучать, прежде всего, поведение и социальную деятельность человека или группы людей. Вместе с тем, не всякое их поведение и деятельность является предметом изучения социологии, а только такие, которые осмысленны ими с точки зрения целей и средств их достижения, ориентированны на других субъектов, т.е. учитывают влияние на них своих действий и их ответную реакцию на это.

Если действие рассчитано на ответную реакцию не со стороны других людей, например, со стороны природы, оно, согласно Веберу, не считается социальным. Не являются таковыми и подражательные действия. Социальные действия составляют систему их сознательного, осмысленного взаимодействия.

Согласно Веберу, предмет внимания понимающей социологии заключается в том, что если действия человека осмысленны и внутренне ориентированны на что-то, то социолог должен разобраться не только в их содержании и в их возможных последствиях для других людей, но и, прежде всего, в субъективных мотивах этой деятельности, в смысле тех духовных ценностей, которыми руководствуется действующий субъект.

Иными словами, надо осмыслить, понять содержание духовного мира субъекта социального действия. В такой роли социология выступает как понимающая.

Сущность понимающей социологии, по М. Веберу, заключается в том, что социологи должен понять и объяснить:

1. посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось или не удавалось;

2. какие последствия имели их стремления для поведения других людей.

Зиммель Георг (1858-1918) - немецкий социолог, философ, культуролог. Автор работ "Социальная дифференциация" (1890), «Философия денег» (1900), "Социология" (1908), "Созерцание жизни" (1918) и др.

В истории социологии известен как один из крупнейших представителей аналитической школы, предвосхитившей многие существенные положения современной теоретической социологии.

Заслугой Зиммеля явилось то, что он начал рассматривать общество как процесс социального взаимодействия и попытался выработать адекватный метод познания - изучение "чистых" форм социальности, т.е. относительно стабильных образований, структур социального взаимодействия, придающих социальному процессу целостность и устойчивость.

Главный метод социологии для Зиммеля - историко-сравнительный, так как он позволяет определить устойчивые формы социального взаимодействия людей, проявляющиеся в различные исторические эпохи.

Зиммель известен своими оригинальными исследованиями социального конфликта, феномена моды, городской жизни и др. Анализ феномена моды приводит социолога к выводу, о том, что ее огромная популярность в социальном обществе обусловлена тем, что она дает возможность людям самоутвердиться, быть не только похожими на других, но и проявлять свою индивидуальность. Распространение моды в современном обществе, по мысли Зиммеля, есть результат более широкого социального процесса освобождения людей от стереотипов и норм традиционного доиндустриального общества, ограничивающего возможность развития личности.

Зиммель заложил основы социологического изучения городского образа жизни, он обратил внимание на интеллектуальный и рациональный характер общения людей в городе.

Немецкого социолога Фердинанда Тенниса (1855-1936) принято относить к родоначальникам формально-аналитической школе социологии. Он является одним из основателей и первым президентом немецкого социологического общества (1909-1933). Автор работ: "Община (общность) и общество" (1887), "Социологические очерки и критика", в 3 томах (1925-1929), "Введение в социологию" (1931) и др.

Основу теоретической социологии Тенниса образуют два понятия - "община" и "общество", которые строятся как парные дихотомические термины, обладающие противоположным содержанием.

Отношениям типа "общины" присущи такие черты, как интимность и достоверность отношений между людьми, привязанность, взаимная симпатия. Межличностные отношения типа "общества" характеризуются противоположными свойствами - формально рациональными отношениями между людьми, расчетливостью, ориентацией на получение выгоды и коммерческого успеха.

Источником этих двух противоположных типов связей выступает, согласно ученому, воля человека. В "общине" господствует "естественная" воля в "обществе" - рациональная. Отношения между людьми в "общине" отличаются естественностью, гармонией и целостностью. Эти особенности "общины" наглядно проявляются в трех основных ее разновидностях: семейно - родственных отношениях, соседских отношениях и дружеских связях. Нормативная регуляция поведения людей в "общине" осуществляется в рамках родственных групп, посредством обычаев, традиций, религии.

Отношения типа "общества" проявляются в таких действиях как обменные сделки, коммерческие отношения и т.п. Это отношения между различными группами и организациями, которые осуществляются негосударственными учреждениями, законодательством и общественным мнением. Если общинная жизнь протекает, как правило, в сельской местности и небольших поселениях, то отношения типа "общества" преобладают в городе и в стране в целом.

Теннис заложил основы метода конструктивных типов, который он противопоставлял методу идеальных типов М. Вебера.




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 370 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2025 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав