Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Дайте определение логической структуры речи. Сформулируйте основные законы логики.

Читайте также:
  1. B.Подзаконы
  2. E) законы, указы, имеющие силу закона, указы, распоряжения.
  3. E) экономические законы и развитие экономических систем
  4. I Раздел. Определение провозной способности судна.
  5. I. Дайте определение понятиям
  6. I. Определение эпидемического процесса и методологическое обоснование разделов учения об эпидемическом процессе.
  7. I. Определение эпидемического процесса и методологическое обоснование разделов учения об эпидемическом процессе.
  8. I. Основные задачи и направления работы библиотеки
  9. I. Основные парадигмы классической социологической теории.
  10. I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

четыре основных логических закона:

 

- закон тождества;

 

- закон противоречия;

 

- закон исключенного третьего;

 

- закон достаточного основания

 

7. Дайте определение понятию «аргументация». Назовите основные виды аргументов. Дайте определение логической уловке.

Аргументом (лат. argumentum от глагола arguo – показываю, выясняю, доказываю, доказательство, умозаключение) называется фрагмент высказывания,

содержащий, обоснование мысли, приемлемость которой представляется

сомнительной.

 

Обосновать значит свести сомнительную или спорную для аудитории мысль к приемлемой. Приемлемой может быть мысль, которую аудитория находит истинной или

правдоподобной, правильной с точки зрения той или иной нормы, предпочтительной с

точки зрения своих (а не ритора – отправителя речи) ценностей, целей или

интересов.

 

Строение аргумента

Риторический аргумент состоит из: положения и обоснования. Рассмотрим

пример:

 

«Но можно ли действительно находить истину? – Должно думать, что можно,

если ум без нее не может жить, а он, кажется, живет, и, конечно, не хочет

признавать себя лишенным жизни»

 

Обоснование – совокупность доводов, формулировок мыслей, посредством которых

ритор стремится сделать положение приемлемым для аудитории: … если ум не может

жить без истины, а он, кажется, живет, и, конечно, не хочет признавать себя

лишенным жизни.

 

Положение аргумента – формулировка мысли, которая выдвигается ритором, но

представляется сомнительной аудитории: Но можно ли действительно находить

истину? – Должно думать, что можно

 

С точки зрения строения и содержания риторический аргумент включает три

составляющих: схему, топ, редукцию.

 

Схема представляет собой логическую форму данного конкретного аргумента.

Построение схемы подчиняется правилам логики, и схема является своего рода

логическим костяком аргумента, который позволяет не только судить о строении

сложной мысли, но и определить ее корректность.

 

Общее место или топ – положение, которое признается истинным или правильным и

на основе которого конкретное обоснование представляется убедительным. Топ

содержится или подразумевается в посылках аргумента. Первый топ приведенного

аргумента: ум живет истиной. Это положение не доказывается и не следует откуда

бы то ни было, но представляется очевидным аудитории, к которой обращается

святитель Филарет.

 

Аргументация может быть догматической и диалектической. Догматическая

аргументация исходит из положений, которые принимаются в качестве постулатов и

считаются самоочевидными и универсальными; посылок, которые убедительны для

аудитории и привлекаются из разнообразных источников. Диалектическая

аргументация принципиально рассчитана на частную аудиторию.

 

Риторическая аргументация является в основном диалектической. Это

означает, во-первых, что положение риторического аргумента представляет собой

мысль (тезис), которой может быть противопоставлена другая мысль (контртезис).

Контртезис, однако, не всегда логически исключает тезис.

 

Тезис: А совершил героический поступок; контртезис: А нарушил воинскую

дисциплину. Обосновывающие контртезис посылки также не всегда являются

отрицанием посылок, подтверждающих тезис, и могут быть вполне совместимыми с

ними. Если аудитория склонна считать всякого собственника бесчестным человеком,

для нее будет убедительным, например, такой довод: А совершил поджог

застрахованного имущества, потому что хотел получить страховую премию. Здесь

будут подразумеваться посылки: всякий собственник готов на преступление ради

наживы; А является собственником; пожар уничтожил имущество А, застрахованное на

крупную сумму; следовательно, и т.д.

 

Но противоположное положение может быть обосновано не противоположной по

смыслу (не всякий собственник готов на преступление ради наживы), но иной, не

менее убедительной посылкой, например: А не совершил поджог, потому что в это

время находился в другом месте.

 

Во-вторых, ритор сначала выдвигает положение или тезис, а затем уже ищет

посылки, которые его подтверждают. Самые трудные и, как представляется,

интересные вопросы не только риторики, но и философии: откуда мы берем посылки

для обоснования положений, которые выдвигаем? какие посылки и почему мы

предпочитаем? каким образом и в каких словах мы формулируем их?

 

Редукция аргумента – операция сведения положения к одному или нескольким

определенным образом связанным суждениям (посылкам). На логико-понятийном уровне

редукция включена в схему аргумента. На вербальном уровне, который является

наиболее значимым, редукция представляет собой совокупность языковых средств,

обеспечивающих понимание и интерпретацию аргумента аудиторией в соответствии с

намерением ритора. В состав редукции входят словесный ряд и введение в аргумент

(конвенция).

 

Посредством словесного ряда отправитель высказывания создает цепочку слов или

словосочетаний, связывающих термины положения с терминами посылок, создает

словесный образ предмета мысли и модальность, в которой оценивается

высказывание, чем достигается лексико-синтаксическое единство аргумента.

 

Слова в примере отобраны и соединены между собой так, чтобы создать

единый смысловой образ предмета и придать мысли особую убедительность.

 

Во-первых, значения одних слов (жизнь, живет, ум) в контексте фразы

включаются в значения других (истина) это не логическая, а лексическая

редукция – операция приведения значений слов, содержащихся в положении, к

значениям слов, содержащихся в посылках.

 

Во-вторых, в примере само синтаксическое строение и членение фразы

образуется соединением нескольких фигур речи. Положение содержит фигуру

диалогизма (вопроса -ответа), соединенную с фигурой окружения (можно … можно),

которая вводит фигуру плоце (отличение)  повтор слова или формы в различных

значениях: «можно» в значении «возможно» и «может» в значении «в состоянии»

(значит: если познание возможно, то мы в состоянии познавать), а вслед за ней 

фигуру градации, то есть нарастания интенсивности значения (живет и не хочет

признавать себя лишенным жизни).

 

В-третьих, все эти фигуры создают образ диалогических отношений: вопрос

задается как бы от лица аудитории, а ответ дается в подчеркнуто безличной форме

как бы от нормы мышления (должно думать); далее модальные вводные слова кажется

и конечно явно принадлежат говорящему, который обращается к оценке и согласию

слушающего. В таком строении фразы проявляются образы «общества», «аудитории» и

«говорящего», которые согласно обнаруживают истинность рассуждения, чем и

создается убедительный пафос фразы.

 

В четвертых, для понимания содержания и значения конкретного аргумента

чрезвычайно важна семантика ключевых слов лексической цепочки от положения

(вывода) к большей посылке. Действительно, что значит «истина» в контексте

данной речи святителя Филарета? «Истина» и «жизнь» здесь адресуют получателя не

только к обычному значению этого слова, но и к евангельскому контексту: «И Слово

стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу

Его, как Единородного от Отца», «Слово «истина» означает не только

соответствие высказывания действительности: выражение «находить истину» означает

в первую очередь «находить Истину как таковую», то есть Бога, и во вторую

очередь – «находить всякую научную, философскую, правовую и т. д. истину,

поскольку она является частным выражением истины абсолютной». Эта

философско-богословская многозначность слова в контексте адресует к некоей

инстанции, естественному разуму человека, которая в свою очередь утверждена

контекстом Св. Писания. Таким образом, обосновывающая посылка в

примере обращена к естественному разуму человека и к Св. Писанию как к

утверждающей ее приемлемость инстанции, а не только к факту логического

парадокса лжеца, вытекающему из суждения «Истину найти нельзя».

 

 

В реальной риторической аргументации построение словесного ряда имеет

определяющее значение: аудитория ораторской речи, гомилетики, публицистики,

массовой информации и даже философской прозы далеко не всегда в состоянии

восстановить и тем более проанализировать схему аргумента, выявить источник его

посылок – убедительны слова. Поэтому риторика была и остается филологической, а

не психологической или философской дисциплиной. Но из этого также следует, что

современное развитие риторической прозы настоятельно требует филологической

риторической критики, в задачи которой и входит разъяснение действительного

строения публичной аргументации.

 

 




Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 54 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав