Читайте также:
|
|
Характер (от греч. сharakter – «печать», «чеканка») – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения [25, с. 451]. Это система выработанных и закрепленных отношений. В характере выделяют четыре системы отношений, которые являются базовыми для формирования характера:
• отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу: коллективизм (общительность, чуткость, отзывчивость, уважение к другим людям), индивидуализм (замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);
• черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу: трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость, лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность;
• черты, показывающие, как человек относится к самому себе: чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность, самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм, эгоизм;
• черты, характеризующие отношение человека к вещам: аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами [28, с. 494; 25, с. 454].
Кроме основных, существует множество дополнительных (второстепенных) отношений, в которые личность вступает в процессе своей жизни (отношение к учебе, к одежде, к спиртным напиткам, к чужим детям и т. д.).
Обращаясь к вопросу описания характера, необходимо сказать, что типологии характера возникли на стыке двух дисциплин: психологии и психиатрии, т. е. можно сказать, что существует клинический подход к изучению характера. Можно назвать следующие имена исследователей: К. Юнг, П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е. Личко.
Достаточно интересна типология характеров К. Юнга.
Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой пары противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру [13, с. 162]. Поэтому он расширил свою типологию, включив в нее психологические функции. Четыре основные функции, выделенные им — это мышление, ощущение, чувство и интуиция.
Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они образуют суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция — чувство — информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусирует свое внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит о ценности вещей в категориях «плохой или хороший», «приятный или неприятный», «побуждает к чему-то или вызывает скуку». По Юнгу, когда мышление выступает в роли ведущей функции, личность ориентирована на построение рациональных суждений, цель которых — определить, является ли оцениваемый опыт истинным или ложным. А когда ведущей функцией является чувство, личность ориентирована на вынесение суждений о том, является ли этот опыт приятным или неприятным.
Вторую пару противоположных функций — ощущение и интуицию — Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно «схватывают», регистрируют события во внешнем (ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие внешнего мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется неосознанным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как если бы он фотографировал ее. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на неосознанные образы, символы и скрытое значение переживаемого.
Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Однако как только одна личностная ориентация (экстраверсия или интроверсия) обычно является доминирующей, осознаваемой, точно также только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и осознается. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Любая функция может быть ведущей. Соответственно, наблюдаются мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов. Согласно теории Юнга, интегрированная личность для совладания с жизненными обстоятельствами использует все четыре функции.
Две эго-ориентации и четыре психологических функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности [1, с. 418–419, 33, с. 203–204]. Например, экстравертный мыслительный тип фокусируется на объективных, имеющих практическое значение фактах окружающего мира. Он обычно производит впечатление холодного и догматического человека, живущего в соответствии с установленными правилами. Вполне возможно, что прототипом экстравертного мыслительного типа был Фрейд. Интровертный интуитивный тип, наоборот, сосредоточен на реальности собственного внутреннего мира. Этот тип обычно эксцентричен, держится в стороне от окружающих и индифферентен к ним. В данном случае Юнг, вероятно, в качестве прототипа имел в виду себя.
Когда мы говорим о характере, необходимо не забывать о различной степени его выраженности. Практически все авторы подчеркивали, что характер может быть более или менее выражен (рис. 9).
Рис. 9. Ось степени выраженности характера:
I – «средние» характеры; II – акцентуированные (выраженные) характеры (А – скрытые акцентуации, Б – явные акцентуации); III – психопатии (сильные отклонения характера)
Акцентуация понимается как крайний вариант нормы.
Существует три критерия Ганнушкина–Кербикова, позволяющих разграничить норму (которой занимается психология) и патологию (ею занимается психиатрия):
1. Характер можно считать патологическим, если он относительно стабилен во времени, т. е. мало меняется в течение жизни («Каков в колыбельке, таков и в могилке»).
2. Тотальность проявления характера, т. е. при психопатиях одни и те же черты характера проявляются повсюду: дома, на работе, на отдыхе, среди знакомых и чужих людей, в любых обстоятельствах; если же человек, например, дома один, а на людях – другой, то он не психопат.
3. Социальная дезадаптация – у человека постоянно возникают жизненные трудности (у него самого и/или у окружающих его людей) [9, с. 270–271].
Акцентуации характера – это крайние варианты нормальных характеров. Чем отличается акцентуация от психопатии? В случае акцентуации может не быть ни одного из перечисленных ранее признаков психопатий, по крайней мере, не присутствуют все три признака сразу. Отсутствие первого признака выражается в том, что акцентуированный характер не проходит «красной нитью» через всю жизнь. Обычно он обостряется в подростковом возрасте, а со взрослением сглаживается. Второй признак – тотальность – также не обязателен: черты акцентуированных характеров проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях. Наконец, социальная дезадаптация при акцентуациях не наступает вовсе либо бывает непродолжительной [9, с. 276].
Итак, какие же бывают акцентуации? Свою типологию предложил А. Е. Личко. Он выделяет следующие типы: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный.
Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников, при хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми, родителями, педагогами у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.
Циклоидный тип. Он характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни вместо того, чтобы где-то быть со своими сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две–три недели.
Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут быть самые ничтожные, например, кем-то случайно оброненное обидное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они «способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач». От сиюминутного настроения этих подростков зависит многое в их психологии и поведении. Соответственно настроению настоящее и будущее для них может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, когда они находятся в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто мог бы их настроение поправить, способен их отвлечь, приободрить и развлечь.
Астено-невротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной задачи. Склонность к ипохондрии является типичной чертой.
Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных, озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и поэтому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и окружающим людям. Недостаток способностей они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.
Психастенический тип. Эти подростки характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, чем на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безаппеляционность суждений – со скоропалительными действиями, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.
Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни или находиться в компании взрослых. «Душевное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для детей этого возраста интересами». Такие подростки нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями. Во внешнем проявлении своих чувств эти подростки достаточно сдержаны и не всегда понятны окружающим, прежде всего, своим сверстникам, которые их, как правило, не очень любят.
Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети любят мучить животных, избивать и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, «умеют угодить начальству, добиться определенных преимуществ, завладеть постами, дающими в руки власть, установить диктат над другим».
Истероидный тип. Главная черта этого типа – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с трудом выносят, когда в их присутствии хвалят их товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. «Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становиться для них насущной потребностью». Для таких подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными выступить в качестве настоящих лидеров и организаторов дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.
Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные интересы, они почти не думают о своем будущем.
Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, некритичное, часто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо – «быть, как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но что бы он ни совершил, этот подросток всегда найдет оправдание своему поступку, причем нередко не одно [18; 22, с. 772–773].
Акцентуация характера при воздействии неблагоприятных условий может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии.
Психопатия (от греч. psyche – «душа» и pathos – «болезнь») – патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде [13, с. 391].
Подробнее эта тема рассмотрена в соответствующей литературе [1, с. 407–426; 2, с. 506–508; 4; 9, с. 267–291; 13, с. 9, 497–505; 18; 21, 405–421; 22, с. 767–778; 28, с. 492–496; 25, с. 451–467; 27, с. 410; 30, с. 620–633].
Дата добавления: 2015-02-22; просмотров: 76 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |