Студопедия
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Крестьянские выступления в Казанской губернии в XIX в.

Читайте также:
  1. Билет№21. Правовая обязанность должностных лиц реагировать на выступления СМИ
  2. Выступления генерала Корнилова и его последствия.
  3. Декабристы: социальная основа, программы, характер и значение их политического выступления.
  4. Использование вспомогательного материала при публичном выступлении. Язык публичного выступления.
  5. Композиция выступления. Методы преподнесения материала.
  6. Крестьянские восстания и военные мятежи на территории республики в годы гражданской войны.
  7. Лекция 2 Основы мастерства публичноговыступления
  8. Мастерство публичного выступления
  9. Образование и духовная культура в Казанской губернии в XVIII веке.

Что рождало крестьянский протест. У крестьян копи­лись обида и недовольство. Они были вызваны не только сокращением наделов, ростом повинностей. Тяжелые от­метины оставлял произвол помещиков, чиновников.

Особенно страдали крепостные. Пользуясь их беспра­вием, помещики нередко истязали, избивали своих кре­стьян. По многим крестьянским спинам «гуляли» роз­ги и плети. Помещики пользовались правом ссылать крестьян в Сибирь, на каторжные работы. Крепостными торговали на базарах и ярмарках, продавали за долги. Случались и убийства крепостных крестьян.

Государственные крестьяне не были полностью бес­правными, как крепостные. Однако и им приходилось не сладко. Тяжелым бременем на крестьянских пле­чах лежали многочисленные денежные сборы, кото­рые значительно выросли в то время. Нужно было еще нести подводную, постойную, дорожную и другие повинности. Новые тяготы повлекла за собой реформа уп­равления государственными крестьянами 1837-1841 гг. Крестьяне теперь должны были содержать за свой счет многочисленных чиновников губернской палаты, уез­дных округов государственных имуществ, работать на общественной запашке: сажать непривычный для них картофель.

Неповиновение крестьян. Словом, «горючего» мате­риала в помещичьей, государственной и удельной деревне Казанской губернии было много. Крестьяне про­сто вынуждены были протестовать. Крепостные писали жалобы на своих господ, пускались от них в бега. Осме­лившегося жаловаться беглеца в случае поимки ждала расправа. Ведь по Уложению о наказаниях 1845 г. за одну только подачу жалобы на помещика полагалось 50 ударов розог. Было и открытое неповиновение: крепостные отказывались работать на барщине, вносить об­рок. Против бунтовщи­ков направлялись воинские команды, «зачинщиков» и «подстрекателей» отдавали под суд. Часто тревожные сведения власти получали из Спасского, Чистопольско­го, Тетюшского, Лаишевского уездов.

Уже весной 1861 г. стало очевидным, что крестьяне ждали совсем не такой воли. В их представлении совершенная воля — немедленное прекращение любых от­ношений с помещиком и получение всей удобной зем­ли. Этого не произошло. К тому же им предстояло вып­лачивать высокие выкупные платежи. Крепло убежде­ние в том, что господа спрятали настоящую, царскую волю. Выражая настроения крестьян, «Колокол» писал, что в действительности крепостное право не отменено. Революционеры надеялись, что в стране вспыхнет мас­совое крестьянское восстание.

Крестьянские волнения. В марте-мае 1861 г. в вели­корусских губерниях России произошло в 3-4 раза боль­ше крестьянских выступлений, чем за весь 1860 г. Кре­стьяне выражали свое недовольство несправедливыми ус­ловиями реформы, добивались настоящей воли.

Одним из районов, где наиболее ярко проявился про­тест крестьян, стала Казанская губерния. Вскоре после обнародования Манифеста, в марте, волнения произош­ли в деревнях Кармачи и Карташиха Лаишевского, Тень-ки, Полянки и Мурасы Спасского уездов. Общим для них был отказ от выполнения барщинных или оброч­ных повинностей. Крестьяне считали оглашенные им документы подложными, не подлинными. С марта и до конца мая 1861 г. в губернии были отмечены многочис­ленные выступления, в которые были вовлечены жите­ли более чем 130 деревень. «Взбунтовавшихся мужи­ков», как правило, приводили к покорности силой.

«Бездненское побоище». Особым драматизмом от­личались события в селе Русская Бездна Спасского уезда. Здесь крестьянам, разочарованным условиями реформы, принялся растолковывать «Положение» от 19 февраля 1861 г. их односельчанин Антон Петров (Си­доров). Сам он в течение двух дней читал документы, но «ничего хорошего не вычитал». Затем его внимание привлекла первая статья Уставной грамоты с фразой «из них отпущено на волю 0,0». К тому же в «Положении» он вычитал слова: «После ревизии отпущены на волю». Это он и принял за «изъяснение воли».

Открытую им волю Петров объявил крестьянам.

Протест против введения уставных грамот. Бездненское побоище лишь на время приглушило недовольство крестьян. Оно вышло наружу при введении уставных гра­мот осенью 1861 г. Введение этих грамот сопровождалось сокращением крестьянских наделов, ростом повинностей в пользу помещиков. Тогда произошло около 30 крупных выступлений бывших помещичьих крестьян, подавленных с помощью воинских команд. Крестьяне протестовали про­тив введения уставных грамот, требовали «дарственного надела».

Отклики на бездненские события. Куртинская па­нихида. Крестьянские выступления находили широкий отклик в демократической среде. Особенно глубокий след в общественном движении оставили события в селе Бездна.

Кровь жертв бездненского побоища взывала не толь­ко к состраданию, но и к протесту. С получением изве­стий о событиях 12 апреля, кружок казанских студен­тов начал вырабатывать план действий. Студенты ре­шили направить своих представителей в Бездну, прове­сти сбор средств в пользу семей убитых и раненых, орга­низовать демонстрацию.

35. Общественно-политическое движение в Казанской гу­бернии в XIX в.

Во вто­рой половине 1861 г. в среде казанских разночинцев появляется собственная рукописная прокламационная литература радикального содержания. Все они содержали призыв крестьян к восстанию.

Задача подготовки «повсюдного» крестьянского вос­стания входила в планы российской революционной организации «Земля и воля», возникшей в 1862 г. В ее казанское отделение входили П. Ровинский, И. Умнов, Г. Иловайский, Н. Шатилов, А. Христофоров. Н. Копиченко и другие. Казанский комитет имел тесные свя­зи с Московским, Нижегородским, Саратовским ко­митетами «Земли и воли». Своеобразной частью этого комитета стал организованный в Казанском университете «Студенческий клуб». Была подготовлена и ти­пографским способом размножена прокламация «Дол­го давили вас, братцы...», одним из авторов которой являлся И. Умнов. Однако призывы революционных демократов подняться на восстание не нашли поддер­жки среди крестьянства.

Весной 1863 г. Казанский комитет начал распрост­ранять прокламацию «Земли и воли» — «Свобода вероисповедания», содержащей такие же призывы. Тогда прибывшие в Казань представители польских револю­ционеров изложили свои планы организации в Повол­жье восстания в поддержку повстанческих отрядов в Цар­стве Польском. В апреле студент Казанского универ­ситета И. Глассон донес о существовании «Казанского заговора». В Казани, как писал Г. Иловайский, «была страшная суматоха. С 9 на 10 апреля ждали револю­цию... Губернатор ходил с такой таинственной мор­дой, окружил свой дом казаками, вытащили откуда-то пушки и выдали солдатам боевые патроны. И этим перепугали весь народ». Участники заговора были выслежены и арестованы, пятеро из них казнены. Свы­ше 20 членов «Студенческого клуба» (с этой органи­зацией польские революционеры вели активные пере­говоры) были приговорены к ссылке в Сибирь и на ка­торжные работы. Однако руководящее ядро Казанского комитета «Земли и воли» удалось сохранить.

Таким образом, в ходе крестьянских реформ все крестьянство обрело права свободных сельских обывателей. Крепостное право пало. Однако произошло земельное утеснение крестьян. Малоземелье выдви­нулось в число важнейших вопросов экономической, общественной жизни. Еще большую остроту ему при­давало то, что в деревне сохранились феодальные пережитки, прежде всего помещичье землевладение. Недовольство крестьян условиями реформы 1861 г. не вышло за рамки стихийных и разрозненных вы­ступлений. Попытки революционеров разжечь пла­мя крестьянского восстания не встретило сочувствен­ного отношения в среде тех, чьи интересы они стре­мились защитить.

Распространение народничества. В 70-е гг. в Ка­занской губернии получает распространение народничество. Его представители, как и их предшественники­ - революционеры, считали себя защитниками интересов на­рода, стремились к установлению таких порядков, кото­рые принесли бы с собой равенство и справедливость. Средство достижение этой цели они видели в народной революции. В стране, где основную массу населения со­ставляли крестьяне, это была бы крестьянская револю­ция.

Демократический состав казанского студенчества, сво­бодолюбивая атмосфера Казанского университета, тра­диции освободительного движения в крае - все это со­здавало почву для распространения здесь идей народ­ничества. Именно участники общественного движения конца 50-х - начала 60-х гг. составили большинство кружка известного историка-краеведа Н.Я. Агафоно­ва. Руководитель кружка был редактором «Камско-­Волжской газеты», на страницах которой пропагандировались демократические идеи. Издание просу­ществовало два года и было закрыто в 1874 г. «за вредное направление».

Студенческие волнения. Активным участником об­щественного движения 70-80-х гг. было студенчество. Крупным центром студенческих волнений являлась Ка­зань.

Одно из них было связано с «делом Лесгафта». Петр Францевич Лесгафт был избран на кафедру физиологической анатомии Казанского университета осенью 1868 г. Будучи демократом по своим убеждениям, он не мог мириться с тем, что попечитель учебного ок­руга стремился свести к нулю автономию университета. В январе 1871 г. в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилась его статья, в которой Лесгафт протестовал против попыток «превратить университет в покорную гимназию или скорее в канцелярию послушных чинов­ников». Осенью того же года он опубликовал вторую статью под названием «Что творится в Казанском уни­верситете», уже за собственной подписью. Резкая критика порядков, сложившихся в университете, не оста­лась без последствий. Профессор был отстранен от преподавания и уволен из университета. В знак солидарно­сти с ним семь университетских профессоров подали в отставку, несколько профессоров официально выразили свое сожаление.

Нередко студенчество поднималось на открытые вы­ступления. Осенью 1880 г. дважды студенты Казанского университета устраивали сходки, добиваясь раз­решения на создание своих организаций.

37. Социально-экономическое развитие Казанской губер­нии в XIX в.

Население. К концу 50-х гг. 19в. население Казанской губернии увеличилось в 1,8 раза, достигнув 1,5 млн человек. Его социальный состав отражал аграрный характер развития края. Так, крестьян насчитывалось более 1,4 млн человек.

Крестьяне в основном делились на государственных, помещичьих и удельных. Из них государственные крес­тьяне составляли 80,2 процента. Второй по численнос­ти группой являлись помещичьи крестьяне.

Городское население росло медленнее. Увеличилось число жителей Мамадыша, Лаишева, Те­тюш, Елабуги, Мензелинска.

Казанская губерния оставалась многонациональным регионом. Здесь жили русские, татары, чуваши, мордва, марийцы, удмурты, представители других национально­стей. Почти три четверти населения губернии составля­ли русские (41 %) и татары (29,6%).

Изменения в сельском хозяйстве и положении кресть­янства. Основой экономики края, как и прежде, являлось сельское хозяйство. Несмотря на медленное течение сель­ской жизни, это хозяйство не оставалось неизменным.

Благодаря крестьянской смекалке появлялись улуч­шенные земледельческие орудия, различные усовершенствования. В некоторых помещичьих хозяйствах вводи­лись новые севообороты, использовались сортовые семе­на, разводился породистый скот. В губернии налажива­ется самостоятельное производство сельскохозяйствен­ных машин и орудий. Немалую роль в этом сыграло Казанское экономическое общество, созданное в 1839 г. Членами этого общества были открыты показательные учебные фермы, библиотека, устроено депо земледельческих орудий и машин, проводились сельскохозяйствен­ные выставки. «Записки Казанского экономического об­щества» широко пропагандировали агротехнические зна­ния. Однако по преимуществу сельское хозяйство ве­лось рутинными способами.

Помещики, крестьяне становились продавцами хлеба и покупателями промыш­ленных изделий. И помещичье, и крестьянское хозяй­ства теряли свой натуральный характер, начинали ори­ентироваться на запросы рынка. Это свидетельствовало о развитии товарно-денежных, капиталистических от­ношений. Их следствием являлось ускорившееся иму­щественное расслоение крестьянства.

Зажиточных, средних и бедных крестьян можно было встретить почти в каждой деревне Казанской губернии первой половины XIX в. Эти крестьяне существенно раз­личались по своим возможностям, положению. Зажи­точные могли прикупить землю, нанять работников из числа своих же односельчан, завести собственное пред­приятие, перейти в мещанское или купеческое сосло­вие. Беднякам нередко ничего не оставалось, как сда­вать свои земельные наделы в аренду зажиточным кре­стьянам и идти батрачить.

А тут еще новая напасть – «меся­чина». Крестьянин вовсе забрасывал свое хозяйство, по­скольку вынужден был работать на господском поле за небольшой месячный натуральный паек.

Отложенные перемены. Аграрный сектор был отста­лой частью экономики края. Малоудобренные земли, ко­торые обрабатывались примитивными орудиями (соха, сабан и деревянная борона), истощались, давали низкие урожаи. Сокращались посевы хлебов и картофеля на душу населения. С конца 30-х по середину 50-х гг. госу­дарственная деревня испытала восемь неурожайных лет. Сельское хозяйство переживало кризис. Это был кризис феодально-крепостнических отношений.

В это время в правительственных кругах господство­вали иные настроения. На заседании Государственного

совета в 1842 г. Николай 1 заявил, что крепостное право есть зло. Однако тут же добавил: «Прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным».

Развитие промышленности. В первой половине 19в. большие изменения произошли в промышленности Казанской губернии. В новое столетие она вступила с мно­гочисленными промыслами, мастерскими, с посессион­ными, казенными, вотчинными и капиталистическими мануфактурами. Большинство мануфактур, хозяевами которых были татарские предприниматели, основывались на труде вольнонаемных рабочих. Широко было развито производство кожи, сукна, кумача, холста, полотна, мыла, меди, изде­лий из дерева. Промышленным центром по-прежнему являлась Казань.

В Казанской губернии возникают новые мелкие и крупные мастерские, в которых используется труд наемных работников.

Начало промышленного переворота. В 30-40-е гг. XIX столетия в России начинается промышленный переворот. В крае начало переходу от мануфактуры к фаб­рике, к машинному производству было положено деся­тью годами позже.

Одним из первых крупных предприятий стал Кок­шанский химический завод купца Л.К. Ушкова.

В 1851 г. начал работать чугуно-меднолитейный, куз­нечно-котельный и механический завод казанского куп­ца А.Н. Свешникова

Так сказывались в промышленности новые явления на водном транспорте. Ведь на двух крупнейших реках, протекавших по территории края, в первой половине XIX в. пошли первые пароходы.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 273 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2025 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав