Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ИНЬ-ЯНЬ

онтология ( Наполняющие Вселенную и порождающие и сохраняющие жизнь первичные субстанции, или силы Ян и Инь, обусловливают сущность 5 элементов природы: металла, дерева, воды, огня, земли; 5 естественных состояний: влаги, ветра, тепла, сухости, холода; 5 осн. человеческих функций: мимики, речи, зрения, слуха, мышления, и 5 осн. аффектов: заботы, страха, гнева, радости, созерцательности ); + Г)Моизм: Д) Легизм: Е) Школа имен:

ДР.ИНДИЯ ( Космос то, что связано с нираваной) ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Веданта: онтология; гносеология ( проблема истины ) Миманса: гносеология ( логика!!! ); этика ( важно понятие долга!, соблюдение ритуала ) Вайшешика: онтология ( учение об атомах и субстанциях: 7 субстанций – земля, вода, огонь, воздух, эфир, пространство, время; все есть бытие (все что есть: ум. душа, сущ. Предметы) и небытие (отриц. факты – несуществ. вещи) );гносеология ( упор на личный опыт, на чувственном уровне );антропология ( освобождение индивидуального «Я» ) Ньяя: онтология ( стихийный материализм, субстанция!, бог как демиург );гносеология ( познание на чувстенном уровне, выд-ся источники знаний: восприятие, умозаключение, аналогия…); этика ( избавить душу от тела ); Санкхья онтология ( дуализм: пракрити (материя) и пуруша (дух) ); метафизика ( учение о материи; наличие следствия в причине ); антропология ( избавиться от страданий отделением сознания от материи путем медитации ); гносеология ( человек до конца понять мир не может ) Йога: онтология ( бытие в первоначале ); гносеология ( метод познания – источник познания: восприятие – умозаключение – авторское свидетельство ); антропология ( освобождение человека )

СРЕДЕНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ: (теоцентизм, проблема человека- он выше чем, все остальные в мире)

АППОГЕТИКА - «защита»- нет системности, носила фрагметарный х-р (Афинагор, Теттулеан, Климентр, Ориген)

ПАТРИСТИКА -учениеотцов церкви. АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ:

Гносеология - проблема соотношения веры и знания «Верую,чтобы понимать»,

Онтология - проблема Бытия (критика думализма, т.к существует толко 1 Бог)

- проблема времени (Время есть движение)

Проблема человека (его рль и значение) ЧЕЛ-ЦЕНТ

Проблема этики - анализ норм, кот должен знать человек.

Философия политики

СХОЛАСТИКА - основывается на догматах Аристотеля (о материи и форме) ФОМА АКВИНСКИЙ - онтология «Учении о Бытии»- он развенчивает 5 доказательст Бытия Бога.это формально-логические док-ва. Он считает,что у всего есть своя конечная причина.

Гносеология - рассматривает чувственное,интеллектуальное познание и проблему критериев истины.

Проблемаэтики – проблема зла, идея теодицеи, проблема воли

Философия политики - вопрос о происхождении гос-ва, ее функции, формы правления «Учение о праве»

Проблема человека. (человек- микрокосм, а у греков человек-цент космоса)

Философия Возрождения

Философия 17 века (Новоевропейская философия) – ведущая проблема: проблема гносеологии (познания), философии науки и онтологии.

Философия Эпохи Просвещения

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯКАНТ= гносеология, этика, эстетика: выделяет в структуре фил-и 3 сост. части, сопоставляя их с 3-мя способностями души:познавательная, практическая и эстетическая. Познаваем или не познаваем мир. Мир познаваем – гносеологический оптимизм, мир не познаваем – агностицизм (Кант).

ГЕГЕЛЬ- системный подход (мир- это система) вносит определенные коррективы: логика, философия природы и философия духа (философия гос-ва, права, истории, искусства, религии). ФЕЙЕРБАХ - соотношение природы

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (начиная с нее – современное деление)

онтология: получает развитие материализм, дано определение материи и ее основные характеристики, свойства материи: движение, развитие, пространство, время;

теория диалектики: разработка диалектич. метода, кот. исп-ся при анализе не только природы, но и общества, человека, его мышления, проанализированы различные методы познания.

гносеология: с позиции диалектич. материализма рассмотрены структура процесса познания, роль практики в познании, проблемы истины.

фил. антропология: определены понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность, определена сущность человека, рассмотрен генезис сознания как высшей формы отражения, рассм. проблемы антропосоциогенеза, проанализирована проблема свободы.

социальная философия: разработан системно-деятельностный подход к анализу общества, рассмотрены основные элементы социума, а именно материально-экономич. сфера жизни, социальная, духовная, разработана теория классов и классовой борьбы, теория государства.

философия истории: концепция общественно-экономической формации, проблема роли народных масс и личности в истории.

Современная западная философия Основной вопрос философии: что первично: материальное или идеальное?

 

 

4. Основные направления развития филос. сознания: материализм, идеализм, дуализм.

Основной вопрос философии – «что первично?».

Материализм – это такое философское учение, которое утверждает первичность материального начала.

античность: Фалес Милетский - все возникает из воды и в неё превращается. Анаксимен - все возникает из воздуха. Гераклит - все возникает из огня. Для античного материализма, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах.

Современность: материализм зарождается начиная с работ Т. Гоббса. Бурного расцвета достигает в эпоху франц. Просвещения (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро), но он в этот период остаётся механистическим и редукционистским (то есть склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому). Английскую материалистическую мысль - как Дж. Толанд, Антони Коллинз, Давид Гартли и Джозеф Пристли. Определяющее влияние на европ. философию материализм приобретает в XIX веке (К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. А. Фейербах, Д. Ф. Штраус, Я. Молешотт,К. Фогт, Л. Бюхнер, Э. Геккель, Е. Дюринг).

Диалектический материализм Маркса и Энгельса, в отличие от всех остальных видов материализма, не сводит материю только к веществу. Материя охватывает и физические поля, и происходящие процессы. С учётом накопленных естествознанием знаний, Ленин дал новое определение: материя — это филос. категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, кот. копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Виды материализма: стихийный, метафизический, диалектический, вульгарный, экономический, антропологический, научный.

Идеализм – духовное начало первично, а материя вторична.

Платона: основан на резком противоположении двух областей бытия: мира умосозерцаемых идей, как вечных и истинных сущностей, и мира чувственных явлений, как бытия текущего неуловимого, только кажущегося, лишенного внутренней силы и достоинства.

Дж. Беркли: единственною основою всего признается бытие духовное, представляемое божеством с одной стороны и множеством тварных умов — с другой; весь физический мир существует только в идеях ума или умов, а материя есть только пустое отвлечение, которому лишь по недоразумению философов приписывается самостоятельная реальность.

Англ. школа: своеобразно сочетавшийся с эмпиризмом и сенсуализмом. не признает никаких духовных субстанций и никакого самостоятельного субъекта или носителя психических явлений; все существующее сводится здесь к рядам ассоциированных идей или состояний сознания без особых субъектов, как и без реальных объектов.

Немецкая школа: Кант предпринял свою критику разума и основал Идеализм трансцендентальный, согласно которому доступный нам мир явлений, кроме зависимости своей от эмпирического материала ощущений определяется, в своем качестве познаваемого, внутренними априорными условиями всякого познания, именно формами чувственности (пространством и временем). Этот собственно Кантовский идеализм называется критическим; дальнейшее его развитие породило три новых вида трансцендентального идеализма:

§ субъективный идеализм Фихте

§ объективный идеализм Шеллинга

§ абсолютный идеализм Гегеля

Виды идеализма: объективный, субъективный, волюнтаризм, иррационализм, панлогизм.

Дуализм – двойственный. Философское учение, которое исходит из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал.

Исторические разновидности:

§ Картезианство.

§ Окказионализм.

Основоположниками являются Аристотель иДекарт.

Создав глубоко противоречивое дуалистическое учение об источниках познания, Кант дал мощный толчок для дальнейшего развития философской мысли, попытавшейся в принципе по разному устранить эту половинчатость. Их последователи создали мировоззрение дуализма основанное на законах и принципах разума. Теперь дуализм — стройная теория, имеющая основой собственные аксиомы.

Гносеология: познаваемое (гносеологический оптимизм) и непознаваемое (агностицизм).

Функции философии: методологическая, мировоззренческая, гносеологическая, культурно-воспитательная, регулятивно-эвристическая, онтологическая.

 

5. Древнекитайская философия: специфика и основные школы.

Предпосылки:

1. Материальные (появление частной собственности, чеканка монет, переход от бронзы к железу, коллективная обработка земли, иррегационная система (орошение) требует коллективного труда).

2. Социальные (разложение первобытнообщинного строя, распад древнего единого государства, классовая борьба (иерархическая система носила деспотийный характер), зависимость простого человека от чиновников).

3. Духовные (зооморфный характер богов, культ предков, мифология оказывала слабое влияние, проблема языка (невозможность менять слова и придумывать новые, тк отсутствуют окончания), высокая роль долга).

4. Научные (развитие алхимии и астрономии, слабый категориальный аппарат, низкий уровень теоретического мышления).

Особенности:

Сакральность, гносиологический традиционализм, светский рационализм.

Школы:

1. Легизм (антропология, этика).

Человеческая личность совершенно исчезает. С одной стороны общества – активный деятель, с другой – масса «без лиц». Борьба с культурой, образованием и нравственностью. Тупой и невежественный народ – великая сила. Легизм – «философия войны». Методы управления – это награды и наказания.

2. Конфуцианство: онтология (Конфуций является представителем традиционного китайского мировоззрения, путь Дао — это путь ритуалов. Все существующее организовано по принципу соответствий: ритуал, обряд и есть само существование);

гносеология (знание норм нравственности и их соблюдении); антропология (внимание на воспитании чел. в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим);

этика (понимает человека в связи с его соц. функцией, а воспитание — это подведение человека к надлежащему исполнению этой функции); социальная этика личность является личностью не «для себя», но для общества!

3. ДАОСИЗМ: онтология ( учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао );

гносеология ( раскалывании мира на противоположности и их взаимном превращении друг в друга + НЕДЕЯНИЕ! созерцательное отношение к жизни );

4. Моизм (онтология, гносиология). Суть во всеобщей любви ко всему – к растениям, к животным, к людям. Моист может отдать жизнь за другого человека, не раздумывая. Небо — образец для народа. Небо любит всех людей, ведь небо всех кормит. Жизнь не предопределена. Источником истинности знаний является практическая деятельность. Суть познания моистов - в открытии причин явлений. Моисты противники войн.

5. Школа имён (логика, онтология). Проблемы способов, форм, правил мышления. Основная проблематика школы имён — это соотношение «имён и реалий».

6. ИНЬ-ЯНЬ онтология ( первичные субстанции, силы Ян и Инь, обусловливают сущность 5 элементов природы: металла, дерева, воды, огня, земли; 5 естественных состояний: влаги, ветра, тепла, сухости, холода; 5 осн. человеческих функций: мимики, речи, зрения, слуха, мышления, и 5 осн. аффектов: заботы, страха, гнева, радости, созерцательности );

6. Древнеиндийская философия: генезис и основные школы.

Зарождение философской мысли в древнеиндийской культуре относится к началу VIII в. до н. э. Образование первых философских школ относится к VI – II вв.дн.

Предпосылки:

1.матер.-эконом. (переход от бронзы к железу, отделение ремесла от с/х, разделение труда, развитие товарно-денежных отношений, открытие хараппской цивилизации).

2.социальные (возникновение каст, скрытое рабство).

3.духовные (письменность, веды, религия, мифология, обыденная нравственность, становление науки, развитие образовательной системы, достаточно развитое искусство).

Особенности:

Гносиологич. традиционализм (освоение вед, осмысление их в сутрах, освобождение, медитации), психологизм, направленность на решение проблем антропологии, связь с религией и мифологией, космологизм (если поддерживать богов, то и боги тебе помогут), абстрактный уровень философии, художественная выразительность.

Школы: Ортодоксальные:

1. Ньяя (гносиология, этика, онтология).

Познание – только через чувственное восприятие. Цель бога – благо всех существ. Пытались избавить душу от ее привязанности к телу. Доказывали существование бога (во всем окружающем не было бы порядка без руководства разумной причины), Причины радости и страданий – это действия из нынешней и прошлых жизней, Бог судит по этому.

2. Вайшешика (онтология, гносиология).

Метафизическое осмысление бытия, космологические аспекты познания. Цель – освобождение индивидуального «я». Познание только через чувственное восприятие. Бытие – все, что есть и все положительное в реальности. Небытие – несуществующие вещи и все отрицательное.

3. Санкхья (онтология).

Осн. понятия: пракрити (материя), пурУша (духовн. начало). Осмысление реальности бытия и поиск путей к освобожд. от страдания. Человек освобожд. как только осознает разницу между собств. духовн. природой и подчиненными принципами. Но человек не может до конца познать мир, процесс познания – чувственный.

4. Йога (гносиология (а именно метод познания), онтология, антропология).

Принцип личного божества. Служение Ишваре (личному богу) – неотъемлемая составл. физич. и умствен. подготовки йога. Для освобождения от чел. требуется духовн. дисциплина (чистота внешн. и внутр., упражнения, правильн. дыхание, медитации).

5. Миманса (гносиология (точнее логика), этика).

Вечность и непреложность вед. Обрядность, антиаскетизм. Познание самоочевидно и равно самосознанию. Голые факты не отражают истинного знания. Все знание в силу самого факта знания верно. То, что требует доказательств, уже не является истинным знанием.

6. Веданта (онтология, гносиология).

Ключевое понятие – Брахман – конечная истина, непостежимая умом, но обретаемая молитвами и медитациями. Он бескачествен, он – верховн. дух, вечносуществующий, трансцендент. абсолютная истина, основа всего. Веданта осн. на неизменных, абсолютн. духовн. законах, общих почти для всех религий.

Неортодоксальные:

7. Буддизм (гносиология, онтология).

Не отрицает и не утверждает наличие Бога. Она учит анализировать и принимать для себя только то, что вы считаете правильным. Смысл – не быть привязанным к вещам и не зависить от них, поскольку это приносит ненужные страдания и затмевает разум. Стремится к освобождению от оков материального мира и связанных с ним страданий, посредствам медитаций и анализа окружающего мира.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 37 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав