Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Современная религиозная философия.

Читайте также:
  1. V2: 1.7. Современная банковская система Российской Федерации
  2. Антирелигиозная политика коммунистического режима. Ее особенности на разных этапах. Конфессиональная политика в России после 1991 г.
  3. Античная философия.
  4. Античная Философия. Досократический период (VI—V века до н. э.)
  5. Античная философия. Натурфилософские ориентации досократической философии. Философия Сократа.
  6. Апория закрытой социальной системы Эпименида. Демократия и философия.
  7. Батурин Н.А. Современная психодиагностика в России
  8. Билет 1. Философия. Ее роль в жизни общества.
  9. Билет 2. Античная философия.
  10. Билет 3. Средневековая философия.

Центральная проблема– проблема чел.

Персонализм: предмет исследования – творческая субъективность чел. Чел всегда личность, сутью к-ой явл-ся душа. 2 крайности: эгоизм и коллективизм. Проблемы: вопросы свободы и нравственного воспитания чел. Личность становится персоной в процессе коммуникации, активного диалога с др людьми.

Непротестантизм: проблемы – вопросы познаваемости бога и своеобразие христианской веры. Учение о боге выступает в форме учения о чел. Чел может сущ-ть как верующий и неверующий. Неверующий нах-ся в «видимом мире», его жизнь тревожна. Вывести из состояния страха может только религия. Задача – создать теологию культуры, к-ая с позиции религии объясняла бы все явления жизни.

Неотомизм — обновленное учение Фомы Аквинского. Является официальной философией католической церкви. Эта философия называет себя философией реализма. (Маритен, Хилсон).

Онтология: мир состоит из двух родов бытия (божественное, земное (сотворенное)). Основа бытия

Бог, который существует вне времени. В разуме Бога соединены все сущности вещей, на основе которой он творит мир. Вещи — соединение костной (пассивной) материи и активной формы. Весь мир — несколько ступеней: первоматерия (из чего все создается); неорганическая природа; растения; животные; мир человека; мир чистых духовных ценностей; Бог, который есть абсолютное добро.

Гносеология:

Ø обыденное познание;

Ø научное познание (осуществляется профессионально);

Ø философское познание;

Ø богословское познание;

Ø аналогичное познание (познание Бога через познание тех вещей, которые он сотворил).

Виды истин: истины разума, которые являются истинами относительно истины веры, которая является безусловной. Они появляются от движения духа (от Бога человеку).

Проблемы человека — сложная субстанция, наделенная Богом свободой воли (желания) → может делать выбор => его поведение, мысли должны корректироваться Богом. Бог носитель абсолютного добра. Социальное общество не механическая сумма людей, а система, в которой появляются особые свойства, качества в результате взаимодействия людей → системные качества. В обществе при его оценке говорили, что главные ценности: солидарность, национальное самосознание, взаимопонимание между религиями, забота об отверженных (неимущих, бедных) слоях общества.

Религиозная философия (не путать с философией религии) – одно из основных направлений современной мысли. В наши дни ее авторитет и влияние стремительно нарастают.

Ее основные источники – средневековая философия и русская религиозная философия XIX-XX веков, а также все виды мистики и иррационализма.

Ее основные вопросы: Бог и вера. А основное течение современности – неотомизм, основанный на учении Фомы Аквинского. Кроме того, в качестве религиозной философии современности иногда называют персонализм (вид психологизма, акцентирующий внимание на духовных (творческих) поисках личности, уникальной и неповторимой). Однако религиозный персонализм фактически неотделим от неотомизма.

Философия неотомизма уделяет особое внимание:

- Божественному творению мира и человека (креационизму);

- единству истины, блага и красоты в Боге;

- основанному на вере познанию Бога через его творения;

- рассмотрению человека как единства души и тела, призванного познать Бога, делать добро и избегать зла;

- проповеди веры (подчинения Богу, прежде всего) как единственного способа единения всех людей и преодоления всех разногласий, включая социальные и религиозные.

Виднейшие представители неотомизма Жак Маритен и Этьен Жильсон, перетолковывавшие Фому в экзистенциалистском духе, трактуя философию как некое приближение по наитию к недосягаемой сущности Божьей, «мистически фонтанирующей в мир в виде отдельных творений».

29. Социокультурные предпосылки формирования и основные этапы развития белорусской философской мысли.

Формирование философской мысли началось с X века (распространение христианства). Основные темы белорусской философии — социально-гуманистические. (Общество, человечество, проблемы морали). Белоруссия находится на стыке культур (Россия и Польша) => многие имена философов относятся и к польской культуре (С. Будный, К. Лыщинский). XVIII в. – I половина XIX в. Прервана традиция развития белорусского языка.

Для X–XIII вв. характерно: христианство => жития святых (“ Житие Ефросинии Полоцкой”, “Жити е Кирилла Туровского ”) – кроме описания жизни комментируются основные христианские догматы. В этих сочинениях подчеркивается, что разум — высшая ценность, обращение к античному наследию.

Для XIV – XVII вв.: Ф. Скорина печатал книги (Библии), но сопровождал их своими предисловиями, комментариями: сторонник креационизма, но не надо все принимать на веру; процесс познания не только божественное откровение, но и познание самим человеком природы, общества и человека; призывая к полноценной земной жизни, постинтеллектуальному и моральному совершенству; мораль должна быть построена на разуме, а не на страхе перед Богом.

С. Будный — один из идеологов белорусской литературной реформации. Основная книга — “ Катехизис ” (критикует основные догматы христианства). Разум выше веры; многие библейские чудеса являются природно-обусловленными событиями; отрицает догмат о троичности Бога. По священным воззрениям антитринитарист (Бог один, это некое духовное начало, которое присутствует в природе (пантеизм), Иисус — человек, выдающийся проповедник (собирательный образ)).

Андрей Волан — идея правового государства. Самая главная ценность в обществе — свобода (безопасность личности, согласие, мир, целостность общества). Главные условия, которые ее обеспечивают — закон (совокупность правовых норм). Считая, что общество содержит неравных людей, но они должны быть равны перед законом.

Казимир Лыщинский (сожгли ) написал “О несуществовании Бога”: Бога выдумали те, кто его не

боится (священнослужители), но хотят, чтобы боялись их.

В Период национального возрождения (возрождение языка, политического движения (антифеодальное (крестьянское) — освобождение от зависимости; борьба за создание собственного государства)).

Два направления:

—либерально-дворянс-кое(Дунин-Мартинкевич (компромисс));

—революционно-демократическое (Калиновский — свержение монархии революционным путем).

Я. Купала, Я. Колас в своих произведениях отстаивали идеи народности.

И. Абдиралович — начало XX века. Проблема создания своей самобытной белорусской культуры. Трудно, т.к. Белоруссия на пересечении Запада и Востока. 1921г. — книга о том, что для белорусской культуры не нужно ничего ни западного, ни восточного; нужно освободиться (самостоятельное государство); должна быть внутренняя свобода, которая обеспечивается соответствующими демократическими порядками.

Этапы:

1) Предфилософский этап (X-XII вв.): распространение христианства (Кирилл Туровский, Ефросинья Полоцкая), просвещение и издание рукописных книг, формирование комплекса философских, общественно-политических, этических и эстетических идей.

2) Гуманистическое и реформационное движение (XVI-XVII вв.): влияние Ренессанса и Реформации, формирование белорусской народности и языка. Скорина – идея общего блага, достигаемого с помощью права. Гусовский. Будный – антитринитаризм (неприятие троичности Бога), отрицание божественности Христа, загробного мира, признание диалектики прирожденным качеством человека. Тяпинский. Сапега.

3) Схоластика (конец XVII - первая половина XVIII века): господство ордена иезуитов (Смотрицкий, Тылковский, Залусский). В противовес – атеизм Лыщинского.

4) Просвещение (вторая половина XVIII в. – первая половина XIX в.): рационалистические философии, образование и воспитание, стремление к справедливому обществу, тайные студенческие общества (Нарбута, Стройновский, Чечот, А. Мицкевич).

5) Национально-демократический этап (вторая половина XIX в. – начало XX в.): примат национального возрождения, темы национального самосознания, самоидентичности (Купала, Колос, Богушевич, Абдиралович).

6) Марксизм-ленинизм (20-80 гг. XX в.): белорусские философы особо отличились в истории философии, методологии науки, диалектике, социологии, философии культуры.

7) В 90-е годы XX в. начался новейший этап: расширение проблемного поля, глубокий и детальный анализ путей развития Республики Беларусь.

 

30. Онтология как философское учение о бытии. Специфика основных форм бытия

Учение о бытии - онтология - одна из центр. проблем ф. В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы Б. - ответы на вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи, организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вопр. о единстве мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Природа, человек, мысли, идеи, о-во сущ.; различные по формам совего сущ-я, они обр. единство бесконечного, непреходящего мира. Третий аспект связ. с тем, что мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внутр. логику своего сущ-я, развития и реально предзадана созн-ю, действию отд. индивидов. Ф. фиксирует не просто сущ-е вещи (ч-ка, идеи, мира в целом), а более сложн. связь всеобщ. хар-ра: предметы (люди,состояния) вместе с их св-вами, особенностями сущ-ют и тем самым объединятся со всем тем, что сущ. в мире. Антитезой Б., или нечто, явл. ничто. Все конкретные формы Б., например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму Б. Д и заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида Б. и превращение, становление его в иной форме. Выделяют след. различающиеся, но и взаимосвяз. осн. формы Бытия: 1) б. вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост. природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) б. человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) б. духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров. (внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б. отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую.

 

Онтология (относ – сущее). В качестве самостоятельного раздела философии (учения о сущем как таковом) ввел Вольф (1730 г.). Отцами ее авторы называют Гераклита, Парменида и Платона.

Основные категории: бытие-небытие, сущее, сущность, субстанция, реальность, материя, движение, развитие, пространство, время. Для материалистов важнейшее – соотношение материи и сознания (у них это основной вопрос философии).

Категория «бытие» нацеливает на поиск начала, объединяющего все вещи. Важнейшая проблема: соотношение бытия и небытия ‑ что из них первоначальнее? Виды решений: 1) философия бытия (бытие вечно, ибо «из ничего ничего не бывает»); 2) философия небытия (все из ничего, бытие иллюзорно) – эта философия занята обоснованием небытия и изучением виртуальностей.

Основные виды бытия: материя (независимое от человека и отражаемое им) и дух-идея (субъективная реальность).

4 основные формы бытия: 1) бытие вещей (онтология природы), 2) бытие человека (онтология человека), 3) бытие духовного или идеального (онтология культуры), 4) бытие социального (онтология общества).

Исторические типы онтологии:

- античный ‑ поиск первоначал материальных или идеальных;

- средневековый ‑ познание сверхсущего бытия Бога, в коем совпадают сущность и существование;

- нового времени ‑ учение о способах получения научного знания;

- новейшего времени (XIX-XX вв.) ‑ возрождение онтологии как осмысления существования человека в универсуме.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 63 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав