Читайте также:
|
|
В способности к суждению Кант видит среднее звено, стоящее между познавательной и практической способностями. А потому «Критика способности суждения» (1790) – это своего рода завершение, синтез двух предыдущих работ, «Критики чистого разума» и «Критики практического разума».
Способность к суждению – это способность к рефлексии. Кант выделяет две разновидности способности суждения:
1 – эстетическая, которая имеет место тогда, когда целесообразность субъективна
2 – телеологическая – имеет место тогда, когда целесообразность объективна.
Критика телеологической способности суждения рассматривает познание с точки зрения чувственности (гипотетико-индуктивная концепция познания):
В 76 параграфе Кант говорит, что идентичность познающего субъекта двойственна: с одной стороны, это идентичность рассудка («я мыслю», т.е. у меня есть система знаний и я мыслю обо всем примерно одинаковым способом), а с другой стороны – идентичность чувств («я есть»). Критика телеологической способности суждения опирается на понятие «я есть». Предполагается, что они должны совпадать, но это не всегда так. Например, когда появляется новый опыт, то есть новые необъяснимые факты.
Кант выводит следующие положения о познании:
· верховная способность познания – это рассудок. Значит, познание идет от общего к частному (особенному)
· Это частное содержит в себе момент случайного. Человеческое знание всегда содержит в себе случайное.
· (Таким образом) частное не выводимо из общего в отношении того, что в нем случайно. Если бы не было этого случайного, если бы частное было закономерно, то тогда бы оно содержалось в общем и могло быть выведено оттуда, чувственное восприятие не было бы самостоятельным началом, оно было бы чем-то вторичным.
· разум требует единства всех частных законов (что невозможно)
· собственная закономерность случайного частного называется целесообразностью; случайное действие могло бы и не совершаться, но оно совершилось (именно таким образом) по какой-то причине (к примеру, камень падает из-за законов тяготения); случайное событие – это явление какого-либо закона. У частного действия нет целесообразности.
· (На основании вышеизложенного) принцип объективной целесообразности природы будет субъективным принципом разума, регулятивным (не конститутивным, то есть здесь не будет формы вещей); но с точки зрения человеческой способности суждения он необходим, как если бы был объективным принципом.
Последующая философия стала называть такие конструкции конститутивными, но в имманентной сфере: здесь конституируется не объект (потому что объект конституируется субъектом по Канту, ощущения даются, а форма привносится субъектом – это либо категориальная форма, либо форма созерцания), а сам субъект в качестве объекта «я есть относительно «я мыслю», который, вообще говоря, есть он сам.
Пусть у нас есть некая система знаний, временная позиция, тогда есть 2 фазы – переживание природы – то, что относится к чувственному, данному. Чувственное переживание природы как явление, явление некого знания. И есть позиция субъекта, самости, которая есть «я есть», тождественное «я мыслю». Но в некоторый момент они не тождественны. Тогда, руководствуясь регулятивным принципом веры в объективную целесообразность природы, я отказываюсь от системы знаний, но пытаюсь найти новую систему знаний, для которой бы этот новый факт стал уже целесообразным.
Кант описывает человеческий мир, как мир, отчасти, случайный. Случайна система знаний, которыми мы обладаем, случайный способ переживания, но корреляция между ними необходима, и она придает устойчивость человеку как познаваемому субъекту в этом мире.
Телеологическое объективное единство конституируется принципом целесообразности познания мира, субъект конституирует себя, как свободный субъект, а именно через действие определенной системы убеждений. Конституирующий акт – это акт двойной трансформации: меняется система знаний, меняется способ переживания чувственного мира природы: явление одного класса явлением другого. Тем самым сам субъект меняется – это и называется конституированием себя. Субъект нельзя определить каким-то априорным абсолютным образом, в основе субъекта лежит временная конструкция, временная структура. Временная в том смысле, что сегодня есть тождество между «я есть» и «я мыслю», завтра его нет, но потом оно опять восстановится. В основе лежит убеждение – вера в объективную целесообразность.
Таки образом суть гипотетико-индуктивной концепции познания состоит в следующем:
Опыт может ставить «я мыслю» под сомнение; новое знание может разрушить всю прежнюю систему мышления. Иногда появляется знание, (например, какое-то явление, в котором мы убеждаемся с помощью чувственного опыта) которое нельзя объяснить, основываясь на существующей системе знаний (как будто оно случайно, в нем нет рациональности). Когда познающий субъект (человек) не может опереться на знание, он опирается на свою свободу. Он отказывается от существующей системы знаний и пытается найти новую. Меняется система знаний, меняется способ переживания окружающего мира, в результате меняется и сам субъект. Главное, что при этом сохраняется вера в целесообразность мира.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 139 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |