Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Анализ как важнейший этап изучения литературного произведения. Школьный и литературоведческий анализ. Требования к школьному анализу.

Читайте также:
  1. C.) Анализ современной среды и деятельности человека показывает, что она может быть названа
  2. F) Всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в целях координирования целостного педагогического процесса
  3. FMEA – АНАЛИЗ (FAILURE MODE AND EFFECTS ANALYSIS).
  4. I. Историко-философский анализ понятий «виртуальность» и «виртуальная реальность» с античного периода до XX века.
  5. I. Общие требования выписывания лекарственных средств
  6. I. Общие требования к структуре и содержанию студенческих работ
  7. IAFD не соответствует любым требованиям IPC.
  8. II . ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ, ТРЕБОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ ПО ВИДАМ СПОРТА
  9. II. Метод анализа оперы
  10. II. Начала математического анализа

Анализ – важнейший метод научного постижения художественного произведения. Конечная цель научного произведения – познание его эстетической целостности и таким образом, анализ в научном осмыслении предстает хотя и важным, но вспомогательным этапом работы, т. к. он подготавливает синтетическое целостное осмысление художественного произведения. Осмысление происходит в форме анализа, призванного в идеале обогатить наши представления о смысловых и художественных особенностей произведения, не утратив при этом эмоционального контакта с ним. Важнейшей функцией научного анализа является проверка, корректировка, иногда и изменение первоначальных донаучных представлений о произведении. В этом процессе огромную роль играет внимательное неоднократное перечитывание текста, что дает возможность не только углубить первоначальное осмысление произведений, но и проверить его правильность. Научный анализ – это проверка объективными методами субъективного впечатления. В процессе анализа первоначальное представление о смысле и художественном своеобразии произведения поддерживается текстовыми и логическими дополнениями и превращается из гипотез в научную концепцию. Анализ дает вариативность в конце работы над произведением вновь прийти к анализу, но наиболее высоком качественном уровне. Целостность освоения произведений на данном этапе базируется на доказательствах, а не на первоначальном восприятии и поэтому претендует на статус научной истины. Литературоведческие методы анализа: - биографический (Лермонтов «Парус»), - мифологический (Булгаков «Мастер и Маргарита»), - герменевтический (основан на интерпретации), - историко-генетический (традиции), - сравнительно-исторический, - культурно-исторический (Пушкин «Пророк»), - структурный (анализ композиции), - комплексный, системный (автор, текст, читатель), - целостный (все стороны рассмотрены), - формальный (Лотман), - социологический (идейно-тематическое содержание), - психологический (черты характера персонажей). В основе школьного анализа всегда лежит литературоведческая концепция. Однако движение к ней в школьном анализе во многом иной, чем в научном исследовании. Цель школьного анализа не может быть сведена к адаптации научного анализа или приспособлена к уровню детского восприятия. Школьный анализ отличается от литературного по задачам, объему и методам изучения словесного искусства. Задача школьного анализа не научное исследование, а читательское практическое освоение художественного текста. Цель школьного анализа – создание читательской интерпретации художественного произведения и соотнесение ее с научным исследованием текста. Корректирование субъективных представлений читателя объективным смыслом произведения раскрыто литературоведением. Читательское восприятие оказывается в лингвистическом разборе столь же важной частью, как и литературный текст. Другие соотношения рассматриваются литературоведческим анализом, в школе начинают играть роль средств, подчиненные общей задаче: вызвать читательское впечатление до понимания объективного смысла произведения. Различия в объеме материала ведет к разной последовательности литературоведческого и школьного анализа. Литературовед вряд ли может построить исследование, используя творческую историю, оценку произведения критикой, сопоставление с близкими по теме и жанру произведениями предшественников и последователей писателей. Исследуя произведение во всех аспектах: стилистическом, ритмическом, композиционным, идейно-тематическом и других, литературовед стремится строго учитывать все элементы художественного целого. Целостность анализа в литературоведении обычно понимается как вовлечение в анализ всех планов произведения. Школьный анализ более избирателен по материалу, вовлеченному в разбор. Не всегда есть смысл в школьном изучении использовать черновые варианты, полностью характеризовать ритмическую структуру, рассматривать каждое звено произведения. Школьный анализ должен опираться на самое главное, самое показательное, самые откровенные по своему идейно-художественному значению элементы, ведущие к общему произведению. Надо помнить, что избирательность в школьном анализе не должна приводить к искаженности состава произведения. Главное назначение школьного анализа – понятийное освоение текста, приближение читателя и авторской мысли в единстве образного и логического начал.


Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 25 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | <== 6 ==> | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2022 год. (0.031 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав