Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Диффузия - в культурологии - усвоение элементов другой культуры; процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой.

Читайте также:
  1. A. Диффузия с помощью переносчика, диффузия через поры.
  2. D) в отношении лица, не достигшего возраста, с которого наступает уголовная ответственность
  3. EIS и DSS системы.
  4. I Объективные характеристики (потребление материальных благ; продолжительность жизни; система образования; время труда; показатель преступности);
  5. I. Основные характеристики финансовых активов
  6. I. Судебно-следственная практика формирования системы доказательств по уголовному делу (постановка проблемы).
  7. I. Теоретические основы социальной адаптации младших подростков при переходе в среднее звено школьного обучения в деятельности школьного социального педагога
  8. I.Выберите правильный ответ для обоснования вывода о социальной сущности человека.
  9. IV. По знаку элементов: 1) стандартный (расходы предшествуют доходам); 2) нестандартный
  10. Uuml; дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.
Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Диффузия – взаимопрниконовение-пример из древности: благодаря Великому Шелковому Пути в Китай перекочевала такая разновидность религии, как буддизм. В свою очередь, в виде обратной связи, Средняя Азия переняла у китая технологию изготовления бумаги и тому подобное. Ну а в настоящее время примеры синтеза культур можно встретить на каждом шагу. Занятие йогой, популяризация японской кухни, народная любовь к замороченным сортам чая...даже те же самые субкультуры) всё это пришло к нам из-за бугра, но при этом, приживаясь на нашей культурной почве, слегка видоизменилось и мутировало, подстроилось под наш менталитет, так сказать).

 

6. Функции культуры.

Основные функции культуры:

• Человекотворческая (преобразующая). Человек живет не только в природе, но и в культуре. ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социализации человека. Иначе эта функция называется преобразующей, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека.

• Информационная. Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации.

• Познавательная (гносеологическая). Потребность в ней вытекает

из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

• Коммуникативная. Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем.

Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.

• Нормативная (регулятивная или защитная функция). Является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Она также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др.

Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений, законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.

• Знаковая (семиотическая). Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция.

• Ценностная (аксиологическая.) С ее помощью кристаллизируются базовые основания совместной жизни людей, артикулируются смыслы их существования и порождаются эталонные ценностные ориентиры.

• Духовно-нравственная - воспитательная роль культуры.

• Потребительская (релаксационная). Функция снятия стресса, напряжения.

7. Цивилизация и культура.

Понятия «культура» и «цивилизация» имеют разный исторический масштаб: культура сопровождает всю историю существования человеческого рода, начиная с зарождения человеческого сознания; «цивилизация» определяет особое состояние культуры, характерное для ее развития на протяжении нескольких последних тысячелетий.

Цивилизация - это преобразованный человеком мир вне положенных ему материальных объектов, а культура - это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности.

Культура Цивилизация
Культура - совокупность духов­ных возможностей человеческо­го общества на той или иной ступени развития. Цивилизация - совокупность условий, необходимых для осу­ществления этих возможностей.
Культура задает смыслы и цели общественного и личностного бытия. Цивилизация обеспечивает фор­мы социальной организации, технические средства, регла­мент человеческого поведения.
В культуре не реалистически, а символически выражена духов­ная жизнь. Цивилизация превращает иде­альные планы культуры в ре­альные программы, в выполне­ние которых вовлекаются массы людей.
Культура есть явление индиви­дуальное и неповторимое. Цивилизация есть явление об­щее и повсюду повторяющееся.
Культура имеет душу. Цивилизация же имеет методы и орудия.

 

 

8. Культура и личность. Понятия социализация, инкультурации и аккультурация, культурная идентичность.

Личность не может сформироваться вне социума. Чем больше культурно исторического опыта приобрел человек и использует его в своей деятельности, тем он более значим как личность. Культура дает человеку возможность осознать себя как личность, уяснить приемлемые модели поведения. Важнейшими мировоззренческими и поведенческими аспектами, формирующимися под воздействием культуры, являются: 1) осознание себя и мира; 2) общение и язык; 3) одежда и внешность; 4) культура питания; представления о времени; 5) ценности и нормы; 6) вера и убеждения; 7) мыслительные процессы и обучение; 8) отношение к работе. Культуру можно рассматривать как способ социальной жизни, объединяющий все виды человеческой деятельности. Она вырабатывает своеобразную систему воздействия общества на человека – это система отношений и институтов, то есть способов и средств социальной регуляции бытия людей. Под личностью понимают общественно проявляемую и обусловленную сущность человека. Человек не рождается личностью, а становится ею. Становление человека как личности есть процесс его вхождения в культуру общества. Этот процесс обусловлен усвоением сложного комплекса социальных и культурных норм, ценностей и традиций, принятых в обществе. Личность – характеристика человека с позиции его включенности в общественно-культурную жизнь. Культурологический анализ процессов взаимодействия культуры и личности человека выделяет несколько уровней этого процесса:

· социализация, под которой следует понимать введение индивида в общее знание об окружающем мире и вовлечение в общественную практическую деятельность, конечным продуктом процесса социализации является личность;

· инкультурация – процесс введение индивида в систему нормативно- ценностных установок конкретной культуры, становление человека воспитанного. Конечным результатом инкультурации А. И. Кравченко называет интеллигента;

· адаптация – процесс физического, психофизического и социального приспособления к окружающей среде, например к профессиональной.

· аккультурация – процесс повторной социализации взрослого человека (ресоциализацию) или усвоения необходимых для жизни позитивно воспринятых норм и ценностей чужой культуры, которые наслаиваются на традиции и обычаи родной культуры.

· идентичность- осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире.

9. Составные части (разделы) культурологи: история культуры, социология культуры, культурная антропология, прикладная культурология, история культурологических учений.

Культура — чрезвычайно сложный и многогранный объект изучения. Поэтому современная культурология - комплексная гуманитарная наука, состоящая из ряда отраслей (наук),которые охватывают всю совокупность знаний о культуре:

1) Знания о культуре долгое время формировались в лоне философии. Философия культуры — сфера философских проблем культурологии: вопросов о сущности культуры, перспективах, целях и судьбах ее развития, о роли культуры в общественной жизни и историческом прогрессе человечества и др.

2) История культуры изучает ход культурно-исторического процесса в разных странах и регионах мира. Она описывает культурные достижения народов, выясняет своеобразие их культур, собирает, анализирует и обобщает обширный фактический материал, на который опирается исследователь, разрабатывая теорию культуры.

3) Культурная антропология рассматривает жизнь человека в определенной культурной среде и исследует ее воздействие на формирование и развитие личности. В центре внимания находится зависимость психики и духовного мира людей от особенностей культуры, в которой они живут. Изучается роль различных культурных факторов — семьи, системы воспитания и образования, существующих в культуре знаний, норм и ценностей, условий быта и труда на каждом этапе жизненного пути человека.

4) Социология культуры изучает закономерности функционирования культуры в обществе. В социологии культуры анализируются взаимосвязи культуры и социальной, экономической, политической жизни общества; исследуется становление человека как социального существа, а также основные структуры и институты, способствующие процессу социализации человека. Культура трактуется как система средств, с помощью которых организуется и регулируется совместная жизнь и деятельность людей, социальных учреждений и институтов. Культура выступает как один из важнейших факторов организации и интеграции социальных групп и общества в целом.

5) Прикладную культурологию отличает практическая направленность: она занимается вопросами работы учреждений культуры (музеев, библиотек, клубов и т.д.) и организации разнообразных культурных мероприятий (зрелищ, фестивалей, праздников и пр.), проблемами менеджмента в сфере культуры и культурной политики государства. В прикладной культурологии проводятся исследования, связанные с диагностикой культурных интересов и запросов публики, с культурологической экспертизой рекламы, содержания СМИ, систем образования, социальных проектов и реформ.

6) История культурологических учений раскрывает процесс развития знаний о культуре.История культурологии неотделима от истории культуры и общей истории.

В настоящее время возникают новые направления культурологических исследований, которые имеют тенденцию приобретать статус особых наук: психология культуры, культурная лингвистика, культура семьи, культура детства, культура труда, культура досуга и т. п. Культурологические науки развиваются в междисциплинарных связях с философией, историей, этнографией и другими социально-гуманитарными науками.

10. Культурная антропология: определение области изучения, время зарождения, основатель и основные деятели.

В зарубежной науке эта область исследований близка к психологической антропологии и исторической психологии. Особенно интенсивно она начала развиваться в 1960-е гг., хотя ее основы были заложены в предшествующие десятилетия XX в. В рамках культурной антропологии исследуется исторический процесс взаимоотношений человека и культуры, адаптации человека к окружающей культурной среде, становления духовного мира личности, воплощения творческих потенциалов в деятельности и ее результатах.

Главные направления научного поиска заключаются в изучении процесса социализации личности в условиях разных культур, влияния природной и культурной среды на духовный мир человека, особенностей национального характера, взаимодействия экологии и этноса.
Культурная антропология анализирует индивидуальность личности, ее уникальность и неповторимость, соотношение сознательных действий и бессознательных импульсов, истоки жизненной энергии и притягательной силы влияния на других людей, душевное здоровье и обаяние, фальшь и лицемерие, агрессивность и зло.

Культу́рная антрополо́гия (иногда социальная или социально-культурная антропология) — наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах ее проявления и на всех исторических этапах ее развития. В упрощённом понимании культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности. Как самостоятельная дисциплина сформировалась в конце XIX века-начале XX века в основном в США. Основные представители: Франц Боас, Рут Бенедикт, Маргарет Мид, Бронислав Малиновский, Альфред Радклиф-Браун, Эдуард Тайлор, Марсель Мосс, Люсьен Леви-Брюль и Клод Леви-Стросс.

11. Эволюционизм как теория культуры. Тайлор.

Упор на преемственность в развитии культуры дало основание для трактовки этого развития как совершенно самостоятельного процесса, а выявление кумуляции в развитии культуры дало возможность трактовать этот процесс как поступательный, восходящий. В результате в эволюционистских концепциях развитие культуры рассматривалось независимо от эволюции общества в целом. Центр тяжести в этих концепциях был перенесен с общества на культуру.

Так, убежденным сторонником эволюционизма был Э.Б. Тайлор (1832-1917) – английский антрополог, общепризнанный основатель антропологии в Англии, автор знаменитой книги «Первобытная культура» (1871). Реформы или прогресс культуры, по Тайлору, выражаются в совершенствовании религиозных верований и культов, в появлении все более сложных и производительных орудий труда, новых видов искусства.

С его точки зрения, любое явление культуры возникает в результате предшествующего развития, появляется в обществе как результат культурной эволюции. Определение культуры Тайлора считается первой дефиницией в англоязычной антропологии: «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» (Определение из книги «Первобытная культура»).

Касаясь характеристики предметной области и задач, которые ставили перед собой первые исследователи культур, необходимо выделить основополагающую идею практически всех теорий культур. Это идея создания общей науки о человеке и культуре, независимо от того, как назывались дисциплины, — культурная или социальная антропология, культурология или просто антропология. Главными предметными областями исследований были стадии развития культур, исторические формы брака и семьи, выяснение причин ряда запретов (табу), обычаев, анализ культурного своеобразия первых форм религии.

Важнейшими его представителями являются: в Англии — Г. Спенсер, Дж. Мак-Леннан, Дж. Лебок, Э. Тайлор, Дж. Фрезер; в Германии — А. Бастиан, Т. Вайц, Ю. Липперт; во Франции — Ш. Летурно; в США — Л.Г. Морган.

12. Проблемы культуры и философия жизни. Ницше, Дильтей.

Философия жизни— течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу мира. Ф.ж. возникла как реакция на неокантианство и позитивизм и пыталась вместо абстрактных и неопределенных понятий «материя», «бытие», «дух» и т.п. найти фундаментальную, первичную основу всего сущего. Различают биологический и историцистский варианты Ф.ж. Первый наиболее ярко представлен Ницше, второй — Дильтеем.

Жизнь в философии Ницше — это органический процесс, постоянно совершенствующийся, превозмогающий самого себя, расширяющий свое господство, никогда не застывающий в конечных и ограниченных формах. Сознание, дух — только средства и орудия на службе у жизни. Подлинный человек — это человек, обладающий мощной жизненной силой, жизненными инстинктами, в котором не угасло и не подавлено дионисийское (экстатически страстное, хаотическое, оргиастически-иррациональное) начало. Там, где начинает преобладать интеллект, угасает жизнь, человек становится ручным животным, живущим по законам рабской морали и искусственным законам науки.

С т.зр. Дильтея, не бытие, а жизнь есть первое и всегда современное. Метафизика — это проектирование тотальности жизни на бытие. Все метафизические истолкования и интерпретации мира покоятся на переживании жизни. Переживание — основа наук о духе, в отличие от естествознания. Все продукты человеческой истории возникли из переживаний души, душевная связь, объективированная психическая жизнь лежит в основе мифа, литературы, искусства, исторических событий. Мы, по Дильтею, исходим из связи целого, данного нам живым, чтобы сделать постижимым единичное и отдельное, единичный факт, отдельный жест и однократное, неповторимое историческое событие. Поэтому человек всегда понимает больше, чем знает, и переживает больше, чем понимает.

Общим для всех представителей Ф.ж. является противопоставление рациональному познанию в понятиях некоего рода мистической интуиции, схватывающей динамику жизни, индивидуальную природу предмета или исторического события.

13. Теория локальных культур. Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Ясперс, Бердяев, Сорокин.

Теории «локальных цивилизаций» рассматривают культуру как основу общественно-исторического существования и развития. Русским мыслителем XIX в. Н. Я. Данилевским впервые было предложено понятие «культурно-исторический тип», который понимается как совокупность психоэтнографических, антропологических, социальных, территориальных и других признаков.

Концепция Н.Я. Данилевского.Известный русский историк, социолог и общественный деятель Николай Яковлевич Данилевский (1822-85 гг.) в книге «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому» (1869 г.) разработал концепцию обособленных, локальных «культурно-исторических типов», или цивилизаций, последовательно проходящих в своем развитии стадии рождения, расцвета, упадка и гибели. Его теория культурно-исторических типов явилась первым вариантом широко распространенной впоследствии в западной философии истории концепции локальных цивилизаций. Всего Данилевский называет тринадцать культурно - исторических типов.

Идеи О. Шпенглера.Идеи Данилевского развиваются Освальдом Шпенглером (1880- 1936 гг.) в работе «Закат Европы» (1914 г.). Полное название книги - «Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории». Выход в свет главной книги немецкого философа и историка стал выдающимся событием в западноевропейской культурологии XX в. Однако, в отличие от своих западноевропейских и русских предшественников, Шпенглер абсолютизирует развиваемую им идею, рассматривая грядущую гибель с фатальной неизбежностью как биологическую смерть живого организма. Шпенглер подобно Данилевскому выступает против «европоцентризма».

Концепция культуры Н. Бердяева.В отличие от О. Шпенглера и А. Тойнби русский философ Николай Александрович Бердяев (1874-1948 гг.) видит в многообразии культур единый путь развития человечества. Его концепция культуры основывается на идее универсальности и всемирности истории человечества. Культуры - это не замкнутые в себе, обособленные миры, они взаимосвязаны. С точки зрения Бердяева, осознание человечеством своего единства произошло благодаря объединяющей миссии христианства.

Концепция культуры П. Сорокина.Русско-американский социолог Питирим Сорокин (1889-1968) в своем фундаментальном труде «Социальная и культурная динамика» представил развернутую теорию культурных суперсистем. С точки зрения Сорокина, главным фактором, определяющим поведение отдельных людей и характеристики социальных систем, является фактор культуры. Базовым принципом культуры является ценность. Критерием для выявления типа культуры у Сорокина выступает господствующее мировоззрение.

Концепция круговорота «локальных цивилизаций»А. Дж. Тойнби состоит, прежде всего, в создании концепции развития цивилизаций, позволяющей не только подробно охарактеризовать различные культуры, но и дать прогноз дальнейшему развитию цивилизаций.

Объектом анализа Тойнби является категория цивилизации. Тойнби рассматривает цивилизацию не как обособленный и замкнутый биологический организм, а как социальную целостность, характеризующуюся совокупностью религиозных, территориальных и политических характеристик.

Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь



Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 27 | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2022 год. (0.025 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав