Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Психологическое консультирование по вопросам, связанным с нетерпимостью и межэтническими взаимоотношениями.

Читайте также:
  1. А) вести переговоры с участниками процесса по вопросам, связанным с производством экспертизы, без ведома органа, ведущего уголовный процесс
  2. Активация ресурсов клиента в процессе работы с ним (решение-ориентированное консультирование).
  3. Вклад Рене Декарта в психологическое знание.
  4. Вопрос 36.Технологии социально-педагогической работы с детьми: диагностика, адаптация, реабилитация, помощь, обслуживание, защита, поддержка, попечительство, консультирование.
  5. ДЕ - 2. Концепции педагогического процесса и их психологическое основание. Концепции обучения и их психологическое основание
  6. Добрачное ухаживание и его влияние на развитие семейных отношений. Добрачное психологическое консультирование.
  7. Информирование и консультирование
  8. Консультирование правительств и парламентов своих стран по вопросам медицинской этики.
  9. Консультирование супругов в ситуации развода
  10. Педагогическая поддержка школьников: индивидуальное консультирование

Нетерпимость как проблема межэтнического взаимодействия

Нетерпимость - свойство, присущее индивиду на низших стадиях личностного развития и выполняющее полезную функцию в его жизни. Не принимая, отторгая все, с точки зре­ния субъекта, ему самому не свойственное, он, таким образом, пытается сохранить ростки зарождающегося самосознания, ми­ровоззрения. Личность так защищается от диссоциации под влиянием различных, претендующих на авторитетность источ­ников информации.

По мере личностного роста (расширения кругозора, развития и укрепления представления о себе и окружающем мире) чело­век становится более терпимым. Этому естественному процессу противостоит ряд факторов.

Одним из таких факторов является отсутствие в жизни че­ловека условий для развертывания рефлексии, мыслительных процессов, связанных с самонаблюдением, самопознанием. Это может сложиться спонтанно, быть обусловлено трудностями выживания. Однако в процессе многовековой истории челове­чества были выработаны и социокультурные механизмы


удержания человека на низшей стадии развития с целью со-хранения легкой возможности манипулирования им, В таком случае время человека жестко расписывается, регламентиру ется. У человека не остается достаточно времени, чтобы по-

быть наедине с собой. Культивируются формы совместного

эмоционального реагирования под руководством вождя. Само стоятельное мышление, рациональный анализ фактов не при ветствуются, в религиозных системах объявляются греховны ми. Данную картину можно наблюдать, например, в деструк-тивных культовых организациях. При этом сознательно куль-тивируется нетерпимость к тем, кто не является членом дан­ной группы.

Тесное знакомство с жизнью представителей иных групп, реальное общение с ними приводит к снижению нетерпимости, ее переосмыслению.

Нетерпимость и вражда с теми, кто не является представи­телями своей группы, были содержанием жизни человечества на протяжении многих веков. Это наиболее укорененная в прошлом, наиболее традиционная форма организации жизни, она же и более примитивная.

Новое время характеризуется значительными возможностя­ми сделать уделом большинства стремление к надгрупповым целям - развитие и совершенствование процесса познания, обеспечение всем людям на планете достойного существования и права на качественное образование, познание и изживание различных форм личностной и коллективной патологии. Под личностной и коллективной патологией мы имеем в виду такие формы душевного устройства и поведения, при которых чело­век причиняет вред, несчастье себе и окружающим.

В рамках системы образования необходима критическая оценка феноменов прошлого, связанных с межгрупповой борь­бой внутри человечества, подчеркивание ее бессмысленности. Следует декларировать приоритет надгрупповых целей, обли­чать типичные ошибки, свойственные представителям групп и культур прошлого, - признание себя высшими, а остальных низшими, себя - избранными, а остальных недостойными. Многие в истории считали себя великими и избранными, и ни­кто не оказался ими по существу. Такое мышление - мышле­ние незрелой личности, типичное мышление человека, нахо­дящегося на низшей стадии духовного развития.

Нетерпимость легко возрождается и захватывает человека в условиях ощущения реальной или мнимой несправедливости, допущенной по отношению лично к нему или к группе, с кото­рой данному человеку легко себя отождествить. В этом случае

человек склонен воспринимать обидчика как представителя какой-либо враждебной несправедливой группы, а себя - как представителя группы правильной, справедливой, но притес­няемой. Опять возрождается групповое мышление и присущая этой форме восприятия мира нетерпимость. Поэтому одним из элементов профилактики нетерпимости является культура справедливости.

Люди, склонные отождествлять себя с той или иной тради­ционной культурой, не должны ощущать себя дискриминиро­ванными. Живущим в рамках подобных форм мышления важ­но помочь понять, что вражда с другими группами или культу­рами для них невыгодна, а мирное сосуществование не угрожа­ет основам их жизни. Апологеты иного - это зачастую манипу­ляторы.

Ситуация стабильности влечет приток инвестиций и матери­альное благосостояние, ситуация нестабильности — смерть, раз­руху и бедность. Ситуация стабильности здесь - реально ощу­тимая и выгодная всем надгрупповая цель, способная противо­стоять нетерпимости.

Следует обращать внимание людей на то, что ситуация не­стабильности, возникающая вследствие нетерпимости и враж­ды, сама по себе представляет угрозу любой традиционной культуре, ибо потерявшие традиционный образ жизни и иму­щество люди легко теряют и свою культурную идентичность, растворяются в другой культуре, более способной обеспечить мирное сосуществование и выживание, получается, более ус­пешной.

Ситуация достатка и благополучия в сообществе в сочетании с приоритетом ценностей познания и образования приводят к ощутимому снижению нетерпимости и вражды.

Пример качественной работы с подростком, чуть было не ставшим на путь ошибок, связанных с межэтнической напря­женностью, приводится в нашем пособии [Елизаров, 2003, с. 250-260]. Там приводятся наши комментарии. Данный слу­чай в значительной степени демонстрирует ход конкретной ра­боты в подобных ситуациях.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 38 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | <== 13 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав