Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Отличие сознания от психики высших животных

Читайте также:
  1. D) формирование сознания личности.
  2. II. Требования к охоте на копытных животных
  3. IX. Требования к сохранению охотничьих животных, в том числе к регулированию их численности
  4. VII. Требования к отлову и отстрелу охотничьих животных
  5. Адаптивная роль психики в эволюции.
  6. Активация осознания проблемы потребителем
  7. Активность сознания
  8. Б) ограничение животных жиров, соли, продуктов, содержащие холестерин
  9. Беспозвоночные животные. В группе беспозвоночных животных в настоящее время выделяют одиннадцать типов.
  10. Билет 30. Проблема сознания в философии; диалектико-материалистический подход к ее решению. Сознание и язык.
Психика высших животных   Сознание человека
Наличие 1 сигнальной системы (реакция на непосредственный раздражитель) Наличие 1 и 2 сигнальных систем (+ реакция на слово, заменяющее конкретный предмет)
Конкретное, наглядно-образное мышление Абстрактное мышление
Не обладают языком, речью Обладают языком, речью
Пассивная форма отражения, направленная на приспособление к окружающей среде Активная форма отражения, направленная на изменение окружающей среды и самого человека.

В процессе трудовой деятельности человек преобразовывал не только окружающую его среду, но и свою собственную физическую и психическую природу. Под воздействием характера деятельности изменялись морфофизиологические особенности организма: развивалась рука – развивались большие полушария головного мозга, вырабатывалось прямохождение – развивался мозжечок и т.д. Развитие головного мозга влекло за собой развитие психики. С развитием труда человек начинает рассматривать окружающий его мир как предмет своей деятельности. Труд требовал прогнозирования результатов, постановки целей и определения средств их реализации. Труд объединял людей, создавал необходимость в общении. Это привело к совершенствованию средств общения, к формированию языка, членораздельной речи. Так в процессе трудовой деятельности и в общении человек создает идеальные образы, хранит их в памяти и передает их содержание через язык, речь, письменность.

39. В структуре сознания можно выделить несколько основных элементов.

I – сфера телесно-перцептивных, т.е. непосредственно определяемых органами чувств способностей. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью этой сферы является определение целесообразности поведения человеческого тела в окружающем его мире.

II – логико-понятийный компонент сознания. Это сфера формирования общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и логических доказательств. Главной целью этой сферы является истина.

I и II сферы сознания образуют его внешнепознавательную составляющую и соответствуют деятельности левого полушария головного мозга, которое отвечает за аналитическую, рассудочную, языковую деятельность.

III – эмоциональный компонент сознания. Он не опирается на непосредственные связи с внешним предметным миром. Это сфера личностных, субъективно-психологических представлений.

IV – ценностно-мотивационный компонент. Сюда относятся ценностные ориентиры деятельности и духовные идеалы личности.

III и IV компоненты образуют ценностно-эмоциональную составляющую сознания, соответствующую интегративно-интуитивной деятельности правого полушария головного мозга.

Все сферы сознания взаимосвязаны. В познавательной и творческой деятельности человека определяющую роль играют логико-понятийный и ценностно-мотивационный компоненты, которые направляют чувственное познание, контролируют эмоциональную сферу. В структуре сознания выделяется также самосознание.

Самосознание – это внутренний компонент структуры сознания, выражающийся в познании человеком самого себя, в отношении к себе, в оценке своих действий, поступков, физических и духовных возможностей.

Решающим фактором в возникновении самосознания является социальный фактор. Самосознание формируется только в социальной среде, в результате общения и совместной деятельности людей. В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающего мира, соотносит себя с другими людьми, с их жизненными позициями, оценивает себя с позиций других людей и общества. Если сознание позволяет человеку контролировать свою практическую деятельность, то самосознание контролирует деятельность самого сознания. Развитое самосознание свидетельствует о формировании личности.

Процесс формирования самосознания проходит несколько этапов. Первая форма самосознания – самочувствие, она формируется в раннем детстве. Далее развиваются более высокие формы: самонаблюдение – непосредственный подход к собственному сознанию, самоконтроль – способность контролировать свои мысли, действия, поступки, самообладание – способность совершенствовать себя и свою жизнь с помощью силы воли, самореализация – способность реализовать себя в жизни как личность, самопознание и самооценка – познание собственного Я в его специфике, условиях и способах реализации, в достоинствах и недостатках.

Обращение философов к самосознанию как особой сфере субъективного мира начинается с древности. Сократ впервые поставил вопрос о том, что осознание окружающего мира будет неполным без параллельного процесса осознания человеком самого себя, своего внутреннего духовного мира(«Познай самого себя»). Платон отмечал, что размышление есть не пассивное восприятие мира, а деятельность души, ее внутренняя работа, носящая характер беседы с самим собой.

Психика человека не исчерпывается сознанием, она включает и сферу бессознательного. Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны сознания.

К бессознательным относятся автоматизм действий, сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости, инстинкты.

Сознание и бессознательное в психике человека неразрывны. Так, человек как биологическое существо несвободен от инстинктов (*половой, пищевой инстинкты), они могут порождать у человека подсознательные желания, эмоции, однако в большинстве случаев затем они попадают в сферу сознания и контролируются ею. Автоматические действия и интуиция, наоборот, зарождаются благодаря сознанию и первоначально производятся под контролем сознания, но в результате длительных тренировок и многократного повторения приобретают бессознательный характер (*игра на музыкальных инструментах, езда на велосипеде и т.д.). Автоматизмы как бессознательные акты

Выполняют важную для человека функцию: они уменьшают нагрузку на сознание и тем самым увеличивают творческие возможности человека.

40. Бессознательное в психике человека обладает определенной активностью и в определенных случаях может определять поведение человека и воздействовать на его сознание (*в состоянии гипноза человеку можно внушить какое-либо приказание, которое он потом выполнит в сознательном состоянии, найдя для него мотивацию).

Вопрос о соотношении сознания и бессознательного – один из интереснейших для современной науки. Одним из первых его пытался решить австрийский врач-психотерапевт и философ З. Фрейд. На основе наблюдений за пациентами, страдающими неврологическими и психическими недугами, З. Фрейд сделал вывод о решающей роли бессознательного в психике человека. Те или иные «комплексы» которые складываются под влиянием различных факторов в жизни человека, вытесняются из сознания в бессознательное и могут потом выступать причиной психических расстройств. Необходимо обнаружить этот комплекс, довести его до сознания пациента, и тогда болезнь будет излечена. Разработанный З. Фрейдом метод лечения был назван психоанализом.

Учение З. Фрейда имеет не только медицинское, но и философское значение, оно стало значительным вкладом в разработку проблемы человеческой психической деятельности человека. По З. Фрейду, в психике человека можно выделить три элемента:

«Оно» – сфера бессознательных влечений, главным для него является принцип наслаждения;

«Я» – сфера сознательного, здесь определяющим является принцип реальности;

«Сверх-Я» - это область социальных норм и моральных запретов.

В своем учении Фрейд преувеличивал значение бессознательного по отношению к сознанию. Он полагал, что именно бессознательное является основным мотивом поведения человека. Социальный фактор он не считал определяющим в формировании и развитии сознания. В то же время значение его учения заключается, прежде всего, в том, что он подверг критике точку зрения, согласно которой бессознательное есть низшая форма психической деятельности, свойственная животным и полностью подавленная сознанием человека.

41. Многообразные отношения человека к миру включают в себя познавательные отношения. Познание – это активная деятельность людей, направленная на приобретение, углубление, развитие знаний.

Гносеология (греч. gnosis – знание и logos – учение) – теория познания, раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности, источниках и методах познания, о путях постижения и критериях истины.

Философская теория познания рассматривает всеобщее в познавательной деятельности человека, безотносительно к тому, к какому виду относится познание (научное, повседневное, художественное), кто является субъектом познания (отдельный индивид, коллектив людей).

Гносеология тесно связана с онтологией, гносеологические категории и принципы имеют онтологическое обоснование. Основной вопрос философии, помимо онтологической стороны (что первично – материальное или идеальное?), имеет также гносеологическую сторону: познаваем ли мир или как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру?

В ответе на этот вопрос сложились три основные линии: гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм.

Представители гносеологического оптимизма утверждают, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими получить достоверное знание об окружающем мире. Эта линия представлена в различных философских направлениях: объективном идеализме Гегеля, материализме французских просветителей XVIII в., в антропологическом материализме Л.Фейербаха, во взглядах русских материалистов, в марксизме. Гносеологический оптимизм имеет в своей основе принцип единства мира, единства бытия и мышления.

Скептицизм (греч. skeptikos – критикующий) – течение в гносеологии, представители которого выражают сомнение в возможности получения истинного знания о мире. Скептицизм проявлялся уже во взглядах античных философов. Основатель античного скептицизма Пиррон и его ученики считали, что заблуждение возникает, когда мы переходим от явления к познанию его сущности: «Я знаю, что вещь сладка, но не знаю, сладка ли она на самом деле». Древнегреческий философ Протагор утверждал, что разным людям присущи разные знания и оценки одних и тех же вещей, поэтому «человек есть мера всех вещей». Широко известно высказывание Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». Существует легенда, согласно которой древнегреческий мудрец Зенон в ответ на вопрос, почему он во всем сомневается, нарисовал два круга – большой и маленький: «маленький круг – ваши знания, большой – мои. Все, что за их пределами – область неизвестного. Чем больше знание, тем больше их область соприкосновения с неизвестным, поэтому я и сомневаюсь больше, чем вы». Скептицизм – необходимый элемент познания. Сомнение, критика направлены на преодоление догматизма, абсолютизации истин, а следовательно, это необходимой условие развития знания. В то же время крайний скептицизм может привести к агностицизму.

Агностицизм (греч. a – отрицание и gnosis – знание) – течение в гносеологии, сторонники которого отрицают возможность достоверного познания мира, закономерностей развития природы и общества. Наиболее ярко агностицизм представлен в субъективном идеализме Д.Юма и И.Канта. Д.Юм поставил под сомнение существование самой действительности. Он сводил все знания об окружающим мире к комплексам наших ощущений. Знания – это чувственные восприятия, за пределы которых человек выйти не может, поэтому нельзя судить и о существовании самой реальности. В отличие от Юма, И.Кант признавал существование объективного мира «вещей в себе», но считал их непознаваемыми. Человеческому познанию доступны лишь явления вещей, т.е. те представления, которые они на нас производят, воздействуя на органы чувств, а вещи, каковы они есть сами по себе, познать невозможно. В то же время И.Кант внес большой вклад в теорию познания; он поставил вопрос о принципиальной ограниченности человеческого опыта, о том, что действительность всегда выходит за пределы любого знания.

В западной философии ХХ в. сформировалась еще одна разновидность агностицизма – конвенционализм (от лат «договор, соглашение») – философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективной действительности, а продуктом соглашения между учеными. С такими установками выступали некоторые представители аналитической философии: К Поппер, И.Лакатос, П.Фейерабенд и др.

Существование таких гносеологических направлений, как агностицизм и скептицизм, свидетельствует о сложности и противоречивости процесса познания. Скептицизм и агностицизм обычно получают распространение в периоды социально-политических потрясений, научных революций, смены ценностных установок, т.е. когда устоявшиеся знания становятся несостоятельными в свете новых данных науки и практики. Агностицизм не учитывает принципа материального единства мира и опровергается, прежде всего, материально-практической деятельностью людей. Диагноз как форма познавательного процесса.

План ответа:

1. субъект и объект диагностического процесса,

2. чувственное и рациональное познание в диагностике,

3. клиническая практика, ее роль в постановке диагноза,

4. роль интуиции в мед. познании,

5. проблема истинности диагноза,

6. объективные и субъективные причины диагностических ошибок.

Диагноз (греч. diagnosis) – определение характера и сущности болезни на основании всестороннего исследования больного; с философской точки зрения– специфическая форма познавательного процесса.

Диагностика – сложный процесс исследования состояния здоровья человека, в котором проявляются общие принципы и закономерности познавательной деятельности.

В основе диагностического процесса, как и любого вида познавательной деятельности – взаимодействие субъекта и объекта.

Объект медицинского познания – сложное многоуровневое понятие, включающее в себя, во-первых, человеческий организм в норме и патологии; во-вторых – социальную и природную среду обитания человека, которая влияет на состояние здоровья людей.

Субъект медицины, так же, как и ее объект – многоуровневое понятие:

1)это врач-профессионал, обладающий знаниями, умениями, навыками, опытом и несущий личную профессиональную, социальную, моральную ответственность за жизнь и здоровье пациента;

2)сам пациент, человек со своими психическими особенностями, уровнем культуры, образом жизни, также является субъектом медицинской деятельности.

3) медицинская деятельность носит общественный характер: уровень здоровья населения обеспечивают врачебные коллективы, научно-исследовательские сообщества, медицинские службы и организации различного уровня.

Врач, выступая субъектом диагностического процесса, использует свои органы чувств и мышление для исследования состояния больного. Когда речь идет о пациенте как субъекте медицинского познания, то в первую очередь имеется в виду сбор анамнеза (выявление жалоб, анамнез жизни, анамнез настоящего заболевания). Анамнез (греч. «воспоминание») – сообщение больного или его близких об условиях жизни, предшествовавших заболеванию, и история развития болезни. (* Например, пациент рассказывает врачу, какие ощущения он испытывает, что его беспокоит: одышка, изжога, боль и др., сообщает о ее локализации, периодичности, интенсивности и т.д.). Таким образом, диагностика – это область субъективно-объективных отношений.

Как и любой познавательный процесс, постановка диагноза включает в себя два познавательных уровня – чувственный и рациональный.

Чувственные методы медицинского познания.

1. На первом этапе на основании данных органов чувств собирается первичная информация в виде ощущений:

- осмотр (общего вида больного, состояния кожных покровов, слизистых оболочек и т.д.), осуществляющийся на основе зрительных ощущений;

- пальпация, определение частоты пульса, основанные на осязании;

- перкуссия, аускультация, измерение артериального давления – на основании слуховых ощущений.

2. На основании отдельных ощущений формируется восприятие, т.е. целостный чувственный образ.

3. Как результат чувственного познания формируется представление –целостный образ, сохраненный в памяти и способный к воспроизведению в отсутствие реального объекта.

На этом уровне познания значительную роль играют лабораторные исследования, а также применение диагностической техники и оборудования.

Рациональное познание в диагностике, как и в любом познавательном процессе, осуществляется в трех формах: понятие, суждение, умозаключение.

1. Философский термин «понятие» можно соотнести с медицинским термином «симптом». Симптом – признак какого-л. явления (болезни). Например, к симптома можно отнести кашель, хрипы, одышку, повышенное артериальное давление и т.д.

2. Понятия – симптомы связываются и соотносятся друг с другом в виде суждений – синдромов. Синдром (греч. «стечение») – сочетание признаков (симптомов), характерное для какой – л. болезни. Например, кашель, хрипы, одышка объединены в бронхоспастический синдром; увеличение АД, гипертрофия левых отделов сердца, акцент второго тона на аорте – в синдром артериальной гипертензии. Суждение дает возможность давать оценку через соотношение понятий, позволяет утверждать превалирование симптомов того или иного синдрома.

3. В результате умозаключений на основании ведущего синдрома ставится диагноз. Например, если основным синдромом является бронхоспастический, это говорит о наличии у пациента бронхиальной астмы, синдром артериальной гипертензии – гипертонической болезни и т.д.

Основным критерием истинности поставленного диагноза является клиническая практика – целенаправленная деятельность, содержанием которой является лечение и предупреждение болезней, сохранение и укрепление здоровья, продление жизни человека.

В ходе медицинского познания могут возникать диагностические ошибки, причины которых могут носить объективный и субъективный характер. К субъективным причинам относятся недостаточная профессиональная подготовка, неспособность врача выбрать нужные методы диагностики, безответственное отношение к выполнению служебных обязанностей, психические состояния личности и др. К объективным – уровень развития медицинского знания, отсутствие материального и технического обеспечения, сложность патологии и др.

42. В процесс познания включена вся психическая деятельность человека, однако основную роль выполняют чувственное и рациональное познание.

В истории философии сложилось несколько основных направлений в ответе на вопрос об источниках знания, в оценке роли органов чувств и мышления в процессе познания.

Сенсуализм (от лат sensus – чувство) – гносеологическое направление, представители которого считали чувственное восприятие единственным источником познания. Сенсуалистическая концепция начала складываться еще в древнегреческой философии (Демокрит, Эпикур, стоики) и приобрел свою классическую форму в учениях философов Нового времени Дж.Локка, французских материалистов, Л.Фейербаха. Основное положение сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах». Этот тезис верно определяет первоначальный источник человеческих знаний, непосредственно связывающий человека с окружающим миром, однако сенсуалисты абсолютизировали роль чувственного восприятия в познавательном процессе.

Сенсуалисты (Дж.Локк «Опыт о человеческом разуме») выдвинули идею о разделении качеств вещей, постигаемых ощущениями, на первичные (форма, протяженность, плотность, объем) и вторичные (цвет, вкус, запах, звук). Первичные качества объективны, наши ощущения отражают их такими, какими они существуют в действительности. Вторичные качества субъективны – они отражают не сам предмет, а отношение к нему субъекта (*вода может вызывать ощущение холода или тепла в зависимости от состояния руки). Такое деление метафизично и может привести к агностицизму.

Эмпиризм (Ф.Бэкон) – направление в гносеологии, представители которого утверждают, что и по происхождению, и по содержанию знание носит опытный характер. Абсолютизируя роль опыта, эксперимента, эмпиризм недооценивал роль теоретического мышления в познавательном процессе.

Рационализм (лат. racio – разум) (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) – направление в гносеологии, представители которого, наоборот, абсолютизировали роль разума в процессе познания и рассматривает мышление изолированно от опыта. Рационалисты определяли познание как интеллектуальную интуицию, благодаря которой мышление, минуя опыт, непосредственно постигает сущность вещей. Критерий истинности они видели в отчетливости и ясности знаний. Принижая роль чувственного восприятия, рационалисты не могли объяснить первоначальную основу познания и сформулировали положение о существовании в сознании человека врожденных идей, которые они объявили абсолютными истинами.

Современная гносеология рассматривает познание как диалектическое единство чувственного и рационального.

Чувственное познание – т.е. познание с помощью органов чувств - это первая ступень познавательного процесса, источник непосредственных знаний о предметах и их свойствах, связывающий человека с окружающим миром. Природа органов чувств человека биосоциальна.

Чувственное познание происходит в трех основных формах.

1) Ощущение – это простейший чувственный образ отдельных свойств и признаков предметов и явлений (*зрительные, слуховые, осязательные и т.д. ощущения).

2) Вторая форма чувственного познания – восприятие – представляет собой целостный чувственный образ предметов окружающего мира. Восприятия образуются на основе ощущений, представляя собой их комбинацию. Ощущение и восприятие формируются в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств.

3) Более сложной формой чувственного познания является представление – сохранившийся в сознании чувственный образ предмета или явления, не воздействующего на органы чувств в данный момент. В формировании представлений ведущую ролб выполняют такие свойства сознания, как память и воображение. Представления играют исключительную роль в процессе познания: без представлений человек был бы привязан к непосредственной ситуации.

На основе представлений формируется рациональное познание, или абстрактное мышление, которое также выражается в трех основных формах.

1) Понятие – форма абстрактного мышления, в которой отражаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, признаки предметов и явлений. Любое мышление – обыденное, научное, философское – осуществляется при помощи понятий. Понятия выделяют предметы по общим для них признакам и представляют их в обобщенном виде (* понятие «человек» отражает то общее, что свойственно всем людям, и то, что отличает человека от других живых существ).

2) Суждение – такая форма мышления, в которой посредством связи и соотношения понятий утверждается или отрицается что-либо, дается оценка. Суждения невозможны без понятий и строятся на их основе. Обычно суждение включает в себя три элемента: два понятия и связка между ними. Суждения обычно выражаются в высказываниях типа «А суть Б», «А не есть Б», «А принадлежит Б» и т.п. (* клен – растение).

3) Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение о предметах или явлениях мира. Умозаключения позволяют на основе ранее полученного знания приобрести новое знание, не обращаясь к чувственному опыту.

Таким образом, процесс познания представляет собой движение от чувственных к рациональным формам познания:

1) выделение отдельных свойств и признаков предмета (ощущение),

2) формирование целостного чувственного образа (восприятие),

3) воспроизведение чувственного образа предмета, сохранившегося в памяти (представление),

4) образование понятий о предмете на основе подытоживания предшествующих знаний,

5) оценка предмета, выделение его существенных свойств и признаков (суждение),

6) переход от одного, ранее полученного знания к другому (умозаключение).

Особенности чувственного и рационального познания.

Рациональное познание Чувственное познание
1. способность к отражению общего в предметах; 1. общие и единичные признаки не различаются;
2. способность к отражению существенного в предметах; 2. существенное не отграничивается от несущественного.
3. способность к конструированию идей.  

43. Познавательная деятельность находится в диалектическом единстве с общественной практикой. Практика в широком смысле слова - это материально-предметная целенаправленная деятельность человека, содержанием которой является освоение и преобразование природных и социальных объектов.

Практика охватывает все сферы человеческого бытия. Основными видами практики являются:

- материально-производственная деятельность,

- научная деятельность,

- социально-преобразующая деятельность (деятельность в социальной, политической, духовной сферах общественной жизни);

- хозяйственно-бытовая деятельность;

- художественное творчество.

По своему содержанию и по способу осуществления практическая деятельность носит общественный характер, поэтому в гносеологии под практикой понимают не предметную деятельность отдельного человека, а совокупную деятельность, опыт всего человечества в его историческом развитии.

По отношению к познанию практика выполняет несколько основных функций:

1) является основой, источником познания: практика дает необходимый фактический материал, подлежащий теоретическому осмыслению и обобщению, т.е. через практику объект связан с субъектом:;

2) является мотивом (стимулом), движущей силой познания, т.к. практические потребности побуждают человека к познавательной деятельности;

3) является целью познания, т.е. способом приложения знаний. Конечная цель познания – не знания сами по себе, а практическое их применение, преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества, для гармонизации его отношений с природой;

4) является критерием истинности знаний, т.к. только на практике проверяется достоверность знаний.

44. Цель познания – достижение истины. Истина – это адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом.

Проблема истины является одной из основных в гносеологии. Одно из первых определений истины, ставшее классическим, предложено Аристотелем, который признавал объективное, независимое от сознания существование вещей и утверждал, что знание истинно, когда оно соответствует вещам и их связям: «Не потому ты бледен, что мы правильно считаем тебя бледным, а, наоборот, именно потому, что ты бледен, мы, утверждающие это, говорим правду».

В решении вопроса о существовании объективной истины возникает разногласие, прежде всего, между материализмом и субъективным идеализмом. Представители субъективного идеализма и агностицизма отрицают возможность получения такого знания, содержание которого не зависело бы от человека. Так, в философии И.Канта признаками истинности знания считаются всеобщность и необходимость, источниками которых служит не объективная реальность, а сознание индивида, априорные знания. В различных направлениях неопозитивизма истина – это согласие одного знания с другим, непротиворечивость суждений. В прагматизме истина – это полезность знания, его эффективность.

В материализме отстаивается положение о том, что истина всегда объективна, она не зависит от сознания человека и общества.

Истина имеет ряд особенностей:

1. Истина формируется в результате взаимодействия субъекта и объекта познания и поэтому представляет собой единство объективного и субъективного. Истина объективна по своему содержанию, т.е. представляет собой адекватное отражение действительности, не зависящее от субъекта познания, и субъективна по форме, по способу существования, т.к. не существует вне человека, ее носителем является человеческое сознание.

2. Истина может быть научной и обыденной, что обусловлено наличием разных уровней знания. Обыденное знание основано на повседневном опыте и не требует особых доказательств, научное знание основано на логичности суждений и доказательности.(* Лист на дереве зеленый. – Зеленый цвет листа обусловле содержанием в нем хлорофилла, который образуется за счет энергии света).

3. В истине выделяются абсолютная и относительная стороны. Абсолютная истина содержит в себе полное и всестороннее знание сущности предмета или явления, она не может быть опровергнута в ходе дальнейшего развития познания. Движение к абсолютной истине осуществляется через относительные истины. Относительная истина – это правильное в своей основе положение, которое не обладает полнотой знания и может углубляться и уточняться в процессе познания. Примером относительной истины может послужить развитие знания о строении материи. Абсолютными истинами могут считаться точно установленные даты каких-либо событий, непреходящие константы (*гравитационная постоянная, скорость распространения электромагнитных волн, 2Х2=4 и т.д.) но эти истины не интересуют гносеологию, здесь в центре внимания - движение от относительной к абсолютной истине. При диалектическом подходе абсолютная и относительная истина – это две стороны объективной истины. Абсолютное знание складывается из суммы относительных истин, а относительное содержит в себе элементы абсолютного (* относительное знание о строении материи содержит в себе абсолютное знание о существовании элементарных частиц, их заряде и проч.).Таким образом, объективная истина в процессе познания существует как абсолютно-относительная, соотношение между абсолютным и относительным меняется на разных этапах познания.

4. Истина всегда конкретна. Конкретность истины определяется свойствами, закономерностями, условиями существования объекта познания, пространственно-временными отношениями. Конкретность истины означает, что знание истинно лишь при определенных условиях. Например, положение «температура кипения воды равна 100 0 С», истинно только при атм.давл. = 760 мм рт.столба.

5. Истина имеет бытийственный, аксиологический и праксиологический аспекты. Бытийственный аспект связан с отражением в истине природного и духовного бытия. Аксиологический связан с отражением в истине нравственных и эстетических ценностей. Праксиологический подчеркивает связь истины с практической деятельностью человека.

Однако познание несвободно от заблуждений, под которыми понимается непреднамеренное несоответствие суждений действительности. Причинами заблуждений могут служить поспешные обобщения, одностороннее восприятие объекта, несовершенство познавательных средств и т.д. Заблуждение может препятствовать получению истинного знания, а с другой стороны – способствовать созданию проблемных ситуаций, которые являются импульсом для дальнейшего научного поиска, т.е. вести к получению истинного знания.

Поэтому один из центральных вопросов гносеологии – вопрос о критериях истины, т.е. способах, с помощью которых устанавливается достоверность знания, отличие истины от заблуждения.

В истории философии существовали разные взгляды на этот вопрос. Агностики считали, что нельзя найти доказательства истинности знаний. Представители эмпиризма считали таким критерием соответствие знаний чувственному опыту. Рационалисты видели критерий истины в ясности и отчетливости суждений, в выведении их из всеобщих очевидных положений. В неопозитивизме критерием истины считается непротиворечивость знаний. Основным недостатком этих концепций является стремление найти критерий истинности знания в самом же знании.

В диалектическом материализме основным критерием истины считается практика, т.е. целенаправленная предметно-чувственная деятельность, направленная на преобразование материальных систем. Практика как критерий истины должна носить всеобщий характер: это деятельность не отдельного индивида, а человека как социального субъекта, вооруженного знаниями, которыми располагает общество на данном этапе своего развития.

Кроме практики, существуют другие критерии истины:

- логический – строгое следование законам и правилам логики (* широко используется в математике),

- аксиологический – обращение к нравственным, эстетическим, социально-политическим ценностям (* используется в политике, в общественных науках, особенно когда требуется быстрая реакция).

Однако и эти критерии опосредованы практикой, которая является решающим и всеобщим критерием истины.

45. Наука – исторически сложившаяся форма духовно-практического освоения мира, направленная на познание и преобразование объективной действительности. Понятие «наука» имеет несколько аспектов:

1) система знаний,

2) их духовное производство,

3) практическая деятельность на их основе,

4) социальный институт. Этот аспект подчеркивает социальную сущность науки: наука как социальный институт представляет собой систему взаимосвязей между научными коллективами, организациями, членами научных сообществ, а также систему норм и ценностей.

Наука прошла длительный путь становления и развития..

Зачатки научного знания возникли в Древней Греции в VI – V вв. до н.э., когда происходило освобождение сознания от мифологического мышления. В это время получил развитие ряд областей научного знания: математика (Евклид, Пифагор, Архимед), астрономия, медицина – однако естественнонаучных теорий еще не существовало. Родиной науки Древняя Греция считается потому, что именно здесь сложился первый образец, эталон построения научного знания: не просто сбор, накопление фактов (знания о многих из них были заимствованы греками в цивилизациях Древнего Востока), а доказательство положений и выводов, логическое выведение одного знания из другого, что придавало знаниям упорядоченность и систематичность. В древнегреческой науке объектом познания стали не конкретные вещи или стихии, а их идеальные аналоги – понятия, суждения, числа, законы и др.

В то же время начиная с античности и вплоть до XVI – XVII вв. научное знание представлялось в виде системы общих положений, истинность которых устанавливалась внеопытным путем, а все основные знания выводились из этих общих положений. на этом этапе научное знание неотделимо от философского (античного космоцентризма и средневековой схоластики). В этой модели научность сводилась к доверию авторитета разума (*метафизика Аристотеля, наиболее яркое воплощение – в «Началах геометрии» Эвклида, которые вплоть до XVIII в. рассматривались как эталон научной рациональности).

Таким образом, в античный и средневековый периоды существовали лишь предпосылки, элементы науки, а наука как самостоятельное явление во взаимосвязи всех своих аспектов сложилась в Новое время.

В это время сложились объективные социокультурные условия для формирования науки как особой системы знаний, вида духовной деятельности и социального института:

- социально-экономические: становление и развитие буржуазных отношений, что привело к существенным изменениям в экономике, политике, социальных отношениях, важнейшим фактором которых становится наука. Возникла потребность в применении научных знаний в производстве и социальной практике;

- духовные: ослабление господства религии, преодоление схоластического мышления, отделение науки от традиционной философии.

Формирование науки связывают с появлением в XVI – XVII вв. работ Кеплера, Галилея, Ньютона. Естественные науки постепенно выделяются в самостоятельные отрасли знания – астрономию, механику, физику, химию и др. В XVII в. складываются первые сообщества ученых, а в XVIII – начале XIX вв. наука становится основой университетского образования, т.е. становится профессиональной.

В развитии науки принято выделять несколько основных этапов:

1. классическая наука XVII –XIX вв., которая стала основой формирования механистической картины мира. идеал научности в это время определяло экспериментально-математическое естествознание. Определяющим критерием научного знания выступала опытная доказательность, а роль рационального мышления сводилась к установлению логической зависимости теоретических положений от экспериментально полученных фактов.

2. неклассическая наука 1-й половины ХХ в., которая преодолела ограниченность механистической картины мира, переосмыслила заданные классической механикой понятия пространства, времени, причинности.

3. постнеклассическая наука (с 70-х гг. ХХ в.), в основе которой теория самоорганизации и синергетический подход.

Соответственно этапам развития менялись идеалы и принципы научности, развивались представления о науке в философской мысли С развитием науки проблемы научного познания становятся предметом философского осмысления.

В философии Нового времени центральным становится вопрос о роли научного знания в жизни общества. По мнению Ф.Бэкона, наука должна соответствовать практическим потребностям общества, служить средством решения экономических и социальных проблем («Знание – сила»). В новоевропейской философии сложились основные направления в решении вопроса о способах научного познания: эмпиризм, сенсуализм, рационализм; были обоснованы индуктивный (Ф.Бэкон) и дедуктивный (Р.Декарт) методы познания.

Марксизм развитие науки связывает с развитием общественного производства. Наука рассматривается как непосредственная производительная сила, это проявляется в том, что наука создает теоретическую основу для материально-технического, общественного и культурного прогресса.

В западной философии ХХ в. формируется особая отрасль знания - философия науки. Особую роль проблемы научного познания занимают в неопозитивизме и постпозитивизме, представители которых рассматривали научное знание в его развитии и поставили задачу исследовать процесс развития и смены научных теорий. Американский философ Томас Кун в своей работе «Структура научных революций» (1966 г.) ввел понятие «научная парадигма». Парадигма (греч. paradeigma – пример, образец) – совокупность теоретических и методологических установок, принятых научным сообществом как определенный образец подхода к научной проблеме. Согласно концепции Т.Куна, смена научных парадигм происходит в результате «научных революций», вызванных появлением проблем, которые не могут быть решены в рамках данной парадигмы. Теория научных парадигм имеет большое значение для развития теории и методологии науки, однако недостаток концепции Т.Куна состоит в положении о том, что научные парадигмы не включают в свое содержание результаты предшествующих этапов развития науки: появление новой научной теории означает исключение из науки содержания старой.

Наука как социокультурный феномен выполняет ряд функций:

1. мировоззренческую,

2. гносеологическую,

3. социально-преобразовательную (функцию непосредственной производительной силы: наука создает теоретическую основу для материально-технического, общественного и культурного прогресса),

4. коммуникативную (передачи социального опыта),

5. прогностическую (на основе знаний законов развития природы и общества наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности),

6. интегрирующую (наука способствует объединению людей в социальные группы, формированию международных научных сообществ, объединению всего человечества),

7. регуляторную,

8. аксиологическую и др.

Научное познание обладают рядом специфических признаков.

1. Целенаправленность. Цель научного познания – открытие объективных законов природы, общества, мышления, постижение сущности изучаемых явлений.

2. Объективность – адекватное отражение действительности, не зависящее от субъекта познания.

3. Рациональность – постоянная апелляция к доводам разума и рассудка и максимальное исключение эмоций, личных мнений, обоснованность научных положений законами и специальными методами проверки.

4. Системность – означает структурное многообразие научного знания, между элементами которого существует совокупность устойчивых отношений и связей.

5. Логичность – т.е. наличие непротиворечивых связей между понятиями, суждениями, умозаключениями.

6. доказательность, т.е. обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

7. Опровергаемость – только то знание является научным, которое в принципе доступно опровержению (теория, неопровержимая в принципе, не может быть научной: * идея божественного творения; * никакое количество падающих яблок не является окончательным подтверждением истинности закона всемирного тяготения, но достаточно одного яблока, полетевшего прочь от Земли, чтобы признать этот закон ложным).

8. Наличие методологии познания. Отличительной чертой науки является то, что методы и приемы познания используются осознанно.

9. Универсальность и обезличенность – означает независимость от конкретных условий (безусловную воспроизводимость) и от личности познающего субъекта (не носит индивидуально-авторского характера).

10. Выражается с помощью особого научного языка, характеризующегося наличием специальных понятий и категорий.

11. Использование специального научного оборудования.

46. В научном познании можно выделить два основных уровня: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень основан на чувственном познании мира, здесь объект исследуется со стороны, доступной наблюдению и экспериментированию. Содержанием знания на эмпирическом уровне являются научные факты.

Теоретический уровень характеризуется преобладанием рационального мышления. На теоретическом уровне происходит познание внутренних свойств, связей и закономерностей явления. Содержанием теоретического уровня научного познания являются научные понятия, категории, законы.

Эти два уровня познания находятся в тесной диалектической взаимосвязи; на теоретическом уровне происходит рациональная обработка, обобщение и систематизация эмпирических данных. В то же время они существенно различаются:

- на эмпирическом уровне фиксируются внешние признаки вещей и явлений, на теоретическом – обосновываются их существенные признаки;

- на эмпирическом уровне происходит фиксация фактов (сбор, накопление и обобщение опытных данных), на теоретическом – объяснение и интерпретация фактов;

- на эмпирическом уровне объектом исследования являются природные и социальные объекты, на теоретическом – идеальные образы.

В научном познании используются разнообразные методы. Метод (греч. «путь к чему-либо») – способ достижения цели, система принципов, приемов, правил, которыми необходимо руководствоваться в познавательной деятельности. Учение о методах – методология, ее предметом является обоснование методов, исследование их эффективности особенностей применения в различных областях знания.

Методы научного анализа можно разделить на три группы:

1) специальные, или частнонаучные – применяются в рамках отдельных наук. Их объективной основой являются специальные законы и теории частных наук (*метод спектрального анализа в химии и физике, следственный эксперимент в юриспруденции).

2) общенаучные – характеризуют ход познавательной деятельности во всех науках. Их объективная основа – общие гносеологические принципы и закономерности (*эксперимент, наблюдение, метод моделирования и т.д.).

3) универсальные, или всеобщие – характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах человеческой познавательной деятельности. Их объективная основа – общефилософские закономерности понимания мира, человека, мышления (*диалектичекий метод, принцип историзма и др.).

В соответствии с двумя уровнями научного познания различают эмпирические и теоретические методы.

На эмпирическом уровне выделяют следующие методы: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент.

Наблюдение – это целенаправленное систематическое изучение предмета, основанное на его чувственном восприятии. В ходе наблюдения исследователь получает знание о внешних свойствах предмета. Научное наблюдение может быть непосредственным и опосредованным (с использованием специальных приборов и оборудования, которые расширяют возможности наблюдателя, превращают явления, недоступные органам чувств, в эмпирические объекты).

Описание является итогом наблюдения, это фиксация посредством языка или других знаковых систем данных об изучаемом объекте.

Измерение – метод, с помощью которого определяется отношение величины объекта к другой однородной величине, принятой за единицу измерения.

Сравнение – метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними.

Эксперимент – метод исследования, при котором исследователь активно воздействует на объект, создает искусственные условия, необходимые для выявления его свойств. Эксперимент – это наиболее сложный метод эмпирического познания, опирающийся на другие эмпирические методы. Эксперимент может быть исследовательским – направленным на обнаружение новых явлений или их свойств, и проверочным – направленным на подтверждение или опровержение выдвинутых гипотез.

На теоретическом уровне выделяют следующие методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование, гипотеза.

Анализ – прием мышления, связанный с разложением изучаемого предмета на составные части, стороны с целью их относительно самостоятельного изучения. Синтез – противоположная операция, которая заключается в объединении ранее выделенных частей с целью получения знаний о целом объекте, выделения существенных связей и отношений.

Индукция – прием исследования, основанный на движении мысли от знания частного, единичного, к знанию общего, от фактов к законам. Понятие «индукция» в переводе с латинского означает «наведение»: индуктивные умозаключения не дают достоверного знания, а подталкивают мысль к открытию законов, обоснование которых дается позже другими способами. Дедукция –прием, противоположный индукции, он означает движение мысли от знания общего к знанию частного. Дедуктивные умозаключения дают достоверное знание при условии достоверности первоначального положения.

Абстрагирование – метод исследования, заключающийся в мысленном выделении отдельных интересующих исследователя признаков или свойств предмета или явления и отвлечение от других признаков, которые в данном исследовании являются несущественными (*при формировании общего понятия о классе предметов мысленно отвлекаются от свойств отдельных предметов этого класса).

Аналогия – метод, состоящий в том, что на основе сходства объектов по некоторым свойствам выдвигают предположение об их сходстве в других отношениях. Вывод по аналогии не является достоверным и требует дальнейшего обоснования и проверки.

Моделирование – метод исследования, при котором исследуемый объект замещается другим объектом, подобным первому. Первый объект называется оригиналом, а второй – моделью. В дальнейшем на основании аналогии знания о модели переносятся на оригинал. Моделирование применяется там, где изучение оригинала невозможно или затруднительно из-за его размеров или связано с риском.

Гипотеза. Это понятие используется в двух значениях: 1) обоснованное предположительное знание, характеризующееся проблематичностью, 2)метод обоснования предположений, направленный на установление принципов, закономерностей и причин исследуемых явлений. Метод гипотезы предполагает три этапа: 1)построение гипотезы (накопление, анализ и обобщение фактов, выдвижение предположения для их объяснения); 2)проверка гипотезы (дедуктивное выведение следствий, проверка их на логическую непротиворечивость, сопоставление следствий с фактами); 3)экспериментальное подтверждение или опровержение. В доказанном виде гипотеза превращается в теорию – систему обобщенного достоверного знания о той или иной области действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает ее функционирование и развитие.

47. диалектика – это учение о всеобщих связях и закономерностях развития природы, общества и мышления, а также основанный на этом учении метод познания. С точки зрения диалектического подхода, все предметы, явления и процессы рассматриваются как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного изменения, развития, а источником развития признается присущая им внутренняя противоречивость.

В переводе с древнегреческого понятие «диалектика» означает «диалог», «искусство вести беседу». Такое понимание восходит к философии Сократа,который рассматривал диалектику как искусство вести диалог, целью которого является достижение истины путем столкновения противоположных мнений. Метод диалектики он назвал майевтикой (повивальным искусством), т.к. с его помощью в процессе беседы рождается истина.

Диалектика выступает одновременно как теория и как метод. Задача теории – объяснить мир, задача метода – сформулировать принципы познавательной деятельности. Между теорией и методом существует тесная взаимосвязь: метод служит для разработки теории, теория является необходимым условием создания метода. диалектика как философская теория – это система знаний об объективной реальности, где все явления материального и духовного бытия во взаимосвязаны и взаимообусловленны, находятся в непрерывном изменении и развитии. диалектика как метод познания является способом осмысления действительности во всех ее проявлениях: природы, общества и самого мышления, - основанном на диалектических принципах.

В истории философии также сложился подход к пониманию бытия, противоположный диалектическому, – метафизический. Метафизический подход, не отрицая движение и развитие, видит источник развития во внешних влияниях и взаимодействиях, а его содержание сводит к количественным изменениям.

Метафизика также выступает как теория и как метод. Термин «метафизика» (греч. «после физики») был введен последователями Аристотеля и обозначал учение о высших, надприродных началах бытия, недоступных органам чувств и постигаемых лишь разумом. В религиозной философии понятие «метафизика» нередко употребляется в значении «онтология» (*метафизика всеединства В.Соловьева). Метафизика как метод тоже начал формироваться в античности. К трудам Парменида и Зенона восходят попытки рассматривать бытие как неподвижное и неделимое. Но особое распространение метафизический метод получил в философии Нового времени, когда под влиянием математики и механики отдельные составные части бытия, явления и процессы рассматривались в их обособленности, вне общих взаимосвязей и процессов развития.

Метафизический подход отличается односторонностью, приводит к формированию статичной и умозрительной картины мира.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 32 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | <== 6 ==> | 7 | 8 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.039 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав