Читайте также:
|
|
Энергетическое разрешение. Прохождение ионизирующей частицы в чувствительном объёме детектора приводит к образованию большого числа электронно-дырочных пар. Допустим, что частица с энергией Е полностью потеряла свою энергию в чувствительном слое детектора. Тогда число образовавшихся пар будет равно N=E/Eи, где Еи – энергия ионизации. Если все носители будут собраны на соответствующих электродах, то величина импульса тока во внешней цепи будет пропорциональна энергии Е. Неполный сбор заряда приведёт к меньшим сигналам и ухудшит разрешающую способность вследствие неравномерности сбора. При использовании детекторов, охлаждённых до температуры жидкого азота, эффекты захвата весьма существенны, так как время, проведённое носителями в ловушке, увеличивается с понижением температуры. Рекомбинация важна на первой стадии процесса образования пар, когда электрон и дырка находится вблизи места их образования. Особенно заметен этот эффект при регистрации тяжёлых заряжённых частиц с высокой плотностью ионизации. Основное ограничение на разрешающую способность детектора накладывают флуктуации числа электронно-дырочных пар, образованных частицей или g - квантом. Если вероятность образования числа пар N будет распределена по закону Пуассона, то среднеквадратичная флуктуация будет равна (N)1/2. Относительная полуширина такого распределения составит
2,35 (N) 1/2(1/ N) =2,35/(N)1/2. (4)
Распределение Пуассона можно ожидать в том случае, если вероятность образования пар электрон – дырка мала по сравнению с другими путями передачи энергии кристаллу (например, нагревание решётки). С другой стороны, если единственным механизмом потери энергии падающей частицы является образование пар электрон – дырка, то флуктуации числа N вообще не будет. Реальный случай находится между этими крайними вариантами. Статическая теория подобной ситуации в газовых ионизационных камерах была разработана Фано. В этих работах наблюдаемое среднеквадратичное отклонение выражается в виде NF, где F – фактор Фано. Для ионизационных камер F =0,09; для кремниевых детекторов F = 0,10…0,15; для германиевых – F = 0,16. Ввиду того, что на разрешающую способность детектора влияют другие факторы, приведённые значения F следует рассматривать как нижние пределы. Например, при регистрации тяжелых заряжённых частиц некоторая доля энергии частицы передаётся ядрам отдачи без образования электронно-дырочных пар. Этот эффект приводит к дополнительному уширению a-линии на Δ Ε = 6 кэВ при энергии a -частиц Еa = 6 МэВ.
Шумы детекторов. В реальных установках весьма существенны шумы детектора, возникающие в результате флуктуаций тока утечки. Для того чтобы приблизить к статическому пределу, эти шумы надо свести к минимуму. Различают два вида токов утечки: объёмные и поверхностные. Объёмный ток возникает главным образом из-за тепловой генерации пар в объёме детектора. В германиевых детекторах этот ток настолько велик, что они могут использоваться только при низкой температуре. Величина тока утечки зависит от объёма детектора и может достигать нескольких микроампер. Среднеквадратичная амплитуда объёмного шумового тока равна:
`i 2=2 е·I· Δ f, (5)
где I -ток утечки, е - заряд электрона.
Поверхностные токи возникают там, где на поверхность детектора подаётся высокое напряжение. В тех случаях, когда детектор мал и охлаждён, поверхностные токи играют основную роль и накладывают ограничения на величину высокого напряжения, прикладываемого к детектору. Основная компонента этого шума обратно пропорциональна чистоте
``i2~ (I2· Δ f) / f. (6)
Поверхностный ток утечки можно уменьшить с помощью охранного кольца, разделяющего цепи сигнала и утечки. Для предохранения поверхности кристалла от загрязнения влаги детекторы часто помещают в вакуум.
Имеются ещё составляющие шума за счёт входных электрических цепей (в нагрузочном сопротивлении, в сопротивлении смещения, за счёт проводящих контактов и т. д.). Следует отметить, что в настоящее время найдены методы снижения шумов в детекторах до минимума и разрешающая способность лучших детекторов близка к статическому пределу.
Толщина окна детектора. Частица, входящая в детектор извне, должна сначала пройти нечувствительный слой вещества, который называется мёртвым слоем. В экспериментах с тяжёлыми заряжёнными частицами толщина этого слоя имеет большое значение, так как в мёртвом слое частица может потерять большую часть своей энергии. Если частицы будут падать в детектор под разными углами, то их потери будут неодинаковыми, что приведёт к ухудшению разрешения.
В диффузных детекторах окно соответствует глубине диффузного слоя, который в кремниевых детекторах составляет ~ 1 мкм. В поверхностно-барьерных детекторах окном является слой металла толщиной 50 мкг/см2 (~0,05 мкм), нанесённого на окисный слой пренебрежимо малой толщины. Поэтому такой тип детектора выгодно использовать в опытах с тяжёлыми заряжёнными частицами или электронами низких энергий (Ее £100 кэВ).
В дрейфовых детекторах толщина мёртвого слоя обычно велика (~100 мкм) и они чаще используются для регистрации g -лучей и быстрых электронов (Ее ³100 кэВ). Однако существуют специальные методы, позволяющие получить более тонкие мёртвые слои в дрейфовых детекторах. Например, осуществляют дрейф лития в материале р -типа, затем на противоположной поверхности кристалла образуют барьерный слой, что приводит к образованию мёртвого слоя толщиной 0,5 мкм. Такие детекторы используют для регистрации мягкого g-излучения рентгеновских лучей.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 77 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Физические характеристики кремния и германия | | | В ядерной спектрометрии |