Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

СЮЖЕТЫ И МОТИВЫ ОРНАМЕНТА РУССКОЙ ВЫШИВКИ 1 страница

Читайте также:
  1. A XVIII 1 страница
  2. A XVIII 2 страница
  3. A XVIII 3 страница
  4. A XVIII 4 страница
  5. Abstract and Keywords 1 страница
  6. Abstract and Keywords 2 страница
  7. Abstract and Keywords 3 страница
  8. Abstract and Keywords 4 страница
  9. BEAL AEROSPACE. MICROCOSM, INC. ROTARY ROCKET COMPANY. KISTLER AEROSPACE. 1 страница
  10. BEAL AEROSPACE. MICROCOSM, INC. ROTARY ROCKET COMPANY. KISTLER AEROSPACE. 2 страница

 

Сюжеты узоров разнообразны. Сюжет и мотив нередко совпадают друг с другом. Мотив, ограниченный конструкцией, размерами предмета, не повторяется (например, единичное изображение всадника или птицы, данное в крупном плане на конце полотенца) или же один мотив, многократно повторенный, составляет раппорт узора.

Сюжет, однако, представляет более широкое понятие, чем мотив, и может состоять (особенно в сложных композициях) из нескольких мотивов.

К орнаменту чаще всего применяют тематическую классификацию, выделяя геометрический, животный, растительный и антропоморфный орнамент. Иногда выделяют еще тератологический орнамент, изображения небесных светил, предметы материальной культуры1 и т. д. Эта классификация применима для первичной систематизации материала, хотя она не исчерпывает всего богатства орнаментальных мотивов и крайне условна, так как существуют смешанные и переходные группы орнамента. Несовершенство ее заключается еще и в том, что в одной группе объединяются мотивы разного времени и происхождения. Поэтому при рассмотрении всего многообразия орнаментальных форм в работе используется эта классификация для выделения лишь крупных орнаментальных групп, внутри которых имеются подгруппы или подтипы орнамента, основанные на других признаках: близости сюжета, характер;» его трактовки (стилистических особенностей), композиции, а также техники выполнения орнамента, материала, цветовой гаммы.

На этой основе орнаментальные мотивы сгруппированы следующим образом: 1) геометрические мотивы (рассматриваются лишь попутно, поскольку они входят как составная часть в сюжетную вышивку); 2) зооморфные мотивы, включающие орнитоморфные, а также тератологические мотивы; 3) растительная орнаментика; 4) антропоморфные мотивы, подразделяемые на две большие группы: а) архаические, отражающие древние мифологические представления, б) бытовые, или жанровые.

В этих группах выделяют древнейшие пласты, затем мотивы феодального городского искусства, вошедшие в круг узоров народной вышивки, узоры, распространившиеся в XVIII – начале XIX и в конце XIX – начале XX в.

Зооморфные мотивы. Птица – один из v любимых и наиболее распространенных образов русской северной вышивки. Чаще всего образ птицы обобщен, в нем трудно определить ее вид. Птицы изображаются в сложных архаических сюжетах, являются важными атрибутами женской фигуры, как бы дарующей их спутникам, помещаются на корпусах коней и под ними, а нередко как бы пронизывают всю композицию, украшая платье женщины или строение внутри и снаружи. На некоторых вышивках помещалось до 40 – 60 изображений птицы.

Из птиц составляют самостоятельные узоры в разных композициях: в виде ряда, где они ритмично следуют одна за другой, часто в виде трехчастной композиции с деревом (кустом, растением или розеткой) и с женской фигурой в центре; нередко они просто повернуты друг к другу и смыкаются клювами или же, наоборот, хвостами. Весьма характерен мотив дерева с сидящими на нем птицами.

В костромской вышивке такой узор называется ягодник с птахами.

Птицы включаются в орнаментальную сетку (диагональную или прямую), сочетаясь с ромбическими фигурами или же с розеткой. Весьма примечателен мотив птицы с птенцами. В заонежской вышивке имеется мотив пава с павёнком2. В некоторых вышивках Заонежья и Петербургской губ. внутри птиц изображены одна или две птицы – птенцы.

Нередко на туловище птицы в шестигранных или квадратных медальонах помещают по маленькой птичке. Возможно, что это было не только орнаментальным приемом, подчиненным задаче разбивки большой плоскости рисунка, но имело и смысловую нагрузку. Иногда маленькая птица помещена на корпусе птицы и под ней. Большую птицу иногда сопровождает в бордюрах узор из ряда птиц, меньших по масштабу, представлявший как бы птицу с выводком. Этот мотив явственно выступает в одной из архангельских вышивок – пава с семьей, где птица окружена птенцами (ГРМ. № 13745). Птица часто изображается несущей что-либо в клюве – веточку, кружок, звездочку, иногда червяка.

Образ птицы с птенцами широко распространен в русском фольклоре: «серая утица со утятами», «лебедь белая с лебедятами» и т. д. Значительно распространен мотив парноголовых птиц, как бы сросшихся корпусами в разных трактовках. Птицы изображаются с деревцами или растением на спине, а в некоторых случаях как бы выполняют функции коня, так как на спинах несут всадников или всадниц. Смешение образов птицы и коня в орнаменте – довольно частое явление. Эти образы сливаются друг с другом и в устном творчестве.

Вместе с тем в отдельных случаях в вышивке видна поздняя замена фигур коней птицами: они достигают высоты центральной человеческой фигуры, утрачивая смысловую связь с ней.

Узоры из птиц выполнялись всеми видами вышивальной техники и в разных масштабах: фигуры птиц были от 1 до 40 см высотой. Бордюры из птиц особенно характерны для вышивок Новгородской и Олонецкой губерний.

Во многих орнитоморфных образах все же явственно можно определить породу птиц: выделяются водоплавающие птицы, достаточно ясны петухи и куры, павлин, хищники – особенно орел и др.

Изображение водоплавающих – древняя традиция в искусстве Восточной Европы. Узоры из гусей, уток, лебедей иногда украшали полотенца, части одежды, но главным образом женские головные уборы. На полотенцах они выполнялись двусторонним швом, чаще всего красной нитью по холсту или же строчкой. На очельях женских сорок русского населения Тверской губ. узор в гусек, в два гуська вышивали шерстью или шелком (косым стежком), располагая гуськов по сторонам сильно геометризованного деревца.

В более сложной композиции вышивок из Каргополья водоплавающие птицы (по-видимому, гуси) представлены вокруг дерева (с двумя завивающимися ветками), помещенного в центре. В боковые части композиции включены изображения хищников (возможно, медведей). По сюжету и характеру полихромной вышивки шелком, выполненной частью косым стежком, эта вышивка близка к верхневолжским, но отличается более сложным построением рисунка и меньшей геометризацией.

Изображения лебедя особенно часто встречаются в золотошвейных изделиях Подвинья: в Сольвычегодском, Вологодской и Шенкурском уездах Архангельской губ. Лебединая орнаментика в крестьянском сольвычегодском шитье составляет более древнюю основу орнамента по сравнению с растительными узорами из листьев, цветов (с гвоздикой, тюльпанами, побегом волнистой ветви или вазона), распространившихся, по-видимому, под влиянием старых центров золотошвейного дела, какими были уже в XVI – XVII вв. Сольвычегодск и Великий Устюг. Особое предпочтение среди зооморфных узоров отдавалось лебедям, украшавшим девичьи повязки, натемник овальной формы, который дополнял повязку просватанной девушки3. В кокошнике украшались очелье и так называемая четверть, или верховица, – задняя часть кокошника4.

Лебеди обычно расположены по бокам центральной оси, состоящей из антропоморфной фигуры, реже деревца, составляя трех- или пятичастную композицию (так как центральная фигура далее иногда повторяется в несколько измененном виде). Характерной ее особенностью являются опущенные вниз или загнутые вверх (реже) завитки – «руки». Нередко фигура помещается на парноголовом лебеде или животном, напоминающем конька. Иногда центральной осью является ступенчатый, лучистый ромб или другая ромбовидная или крестообразная фигура, розетка.

Лебеди даны очень обобщенно, порой до предела лаконично, они вместе с тем очень выразительны: в них всегда узнаются лебеди, а не другие виды водоплавающей птицы. Лебеди подчинены плавному орнаментальному строю узора и часто изображаются в виде s-образной фигуры. Изгиб длинной шеи и лебединая грудь видны во всех изображения, иногда показаны раздвоенный или разделенный на три части хвост птицы и поднятое крыло.

Несложные композиции украшают девичьи повязки. Орнамент четверти усложнен и состоит из тех же мотивов, дополненных другими элементами, и как бы вписан в четверть. Серединный элемент, разрастаясь, занимает центральную часть поля и превращается в древовидную фигуру с ветвями – «руками» в виде завитков, а лебеди, повернутые друг к другу, помещаются у подножья крупным планом или мелкими фигурками на ветвях. В одних случаях несколько раз повторены элементы композиции, в других преобладает разработка центрального мотива, в третьих – мотива лебедей. Розетка, ромб, ступенчатый лучистый ромб (или половина его – в виде ступенчатой пирамиды), заполняя фон, входят в состав композиции.

Характерно использование разноцветного бисера. Мелкие розетки из бисера, отдельные бисеринки, медные круглые блестки составляли неотъемлемую часть узоров. В орнаменте головных уборов находим крест с загнутыми концами – весьма древний для Подвинья элемент орнамента.

Центральная часть узора в виде антропоморфной фигуры наиболее подверглась изменениям. Иногда она снабжена змеевидными отростками, сливается с сердцевидными мотивами5, весьма характерными для сольвычегодской вышивки. Если с центральным элементом в XVIII – XIX вв. происходила модификация, то его боковые части – лебеди – оставались без существенных изменений.

Золотое или серебряное сольвычегодское шитье выполнялось преимущественно по красной ткани – кумачу, штофу (камке) разных оттенков (алого, малинового, вишневого, терракотового) техникой высокой глади (или же было «кованым», т. е. сплошь покрывало ткань без просветов фона). Орнамент выполнялся как бы лентой – узкой (примерно 75 мм шириной) или более широкой (1,5 см шириной), в округлых, плавных очертаниях. Особенность его составляют продолговатые (реже округлые, а еще реже ромбические) «усики», помещавшиеся на изгибах узора. В золотошвейных узорах Шенкурского у. преобладают те же сюжеты. Стилистически, по технике и колориту они чрезвычайно сходны с сольвычегодским шитьем. Этими узорами украшали кокошники из кумача или другой красной ткани. В шенкурском кокошнике золотым шитьем расшивалось только очелье. Оно украшалось геометрическим узором, а наверху располагались фигурки лебедей. На оплечьях рубах и обшивке сарафанов лебеди изображались плывущими с двух сторон к центру, в узор включались ромбические и крестообразные фигуры.

При большом сходстве вышивок двух соседних уездов, свидетельствовавших об их общих истоках, сольвычегодская и шенкурская вышивка различаются по некоторым признакам. В шенкурской вышивке части узора более сближены между собой, меньше остается просветов фона. Центральная фигура своеобразна, часто это поясная антропоморфная фигура, очень схематизированная, с головой-овалом и «руками» в виде двух спиралей по бокам. Характерна и ступенчатая пирамида. В вышивке иногда используются шерстяные нитки разных цветов (на изгибах узора). Влияния растительной орнаментики шенкурское шитье не испытало в такой степени, как сольвычегодское, и в нем значительнее выражена древняя геометрическая основа орнамента.

Параллели северодвинской композиции с лебедями имеются в узорах ярославских и костромских кокошников. Узоры их рассматриваются как травные, т. е. растительные6.

Однако орнитоморфные мотивы выражены в них очень четко.

Ярославские и костромские кокошники – оригинальные островерхие уборы – примыкают к типу однорогих головных уборов7. XVIII век и первая половина XIX века – последний период их бытования. В Ярославле, как сообщалось в «Ярославских губернских ведомостях», в конце XVIII в. носили кокошники «продолговатые», наподобие треугольников, вынизанные мелким или крупным жемчугом и украшенные драгоценными камнями или же простыми стеклами, смотря по состоянию8. «Жители старинного Галича, – как писали в первой половине XIX в., – сохраняют постояннее многих других городов свои убранства»9.

Очелье кокошника делалось на твердой основе (на картоне или бумаге, склеенной в несколько слоев), тыльная часть (из шелка, парчи или другой ткани) оставалась мягкой. Узор очелья выполнялся жемчугом или его имитацией по настилу из шнура или белых ниток (бели) и украшался вставками самоцветных камней или цветных граненых стекол. Иногда весь узор или часть его делались прорезными и под него подкладывали фольгу.

Растительный орнамент на кокошниках вытеснил более старые орнитоморфные мотивы, но иногда эти узоры сочетались вместе. На одном из ярославских кокошников можно видеть, как орнитоморфная орнаментика приобрела полурастительный характер. Прежняя основа, однако, в ней ясно видна в виде парных s-образных фигур, лебедей, хвост и крыло которых приобрели очертания листьев.

«Лебединый» орнамент шитья жемчугом на ярославско-костромских кокошниках, по сравнению с узорами золотого шитья населения Подвинья, при большом сходстве имеет отличия и в технике выполнения и в композиции. Специфика, в частности, заключается в большой сложности узора и слитности его составных частей в единое целое, в то время как в шитье Подвинья преобладает раздельное выполнение частей композиции.

Мотивы лебедей обнаружены в орнаменте кокошников Кирилловского у. Новгородской губ. (имеющих вид невысокой шапочки). Очелье кокошника расшивалось жемчугом (или же его заменяли белым или прозрачным бисером) по накладке; узор состоит из круга (правильной формы или несколько сплющенного и немного срезанного внизу) и изображений водоплавающих птиц, иногда с поднятым крылом. Сходство с s-образными фигурами ярославско-костромских и северодвинских узоров очевидно. Но орнитоморфные изображения переходят здесь в спиральный орнамент. Вокруг птиц размещены розетки из бисера и отдельные бисеринки, как бы отмечающие особое значение этих птиц. Они аналогичны по своему значению знакам, выполненным в золотошвейной технике (розеткам, кружкам, крестикам), окружающим птиц в северодвинской вышивке, а в орнаменте ярославско-костромских кокошников им соответствуют вставки камней, помещенных в округлые металлические гнезда.

Спиралевидные водоплавающие птицы, отмеченные особыми знаками, глубоко архаичны, хотя они и украшают крестьянские кокошники XIX в.

Изображения лебедей можно обнаружить и в сложных узорах венцов – чёлок XVIII в. из Новгородской и Олонецкой губерний. В центре узора помещены круг-розетка, а лебеди – по сторонам10.

Мотив лебедей, сросшихся корпусами и напоминающих ладьеобразную фигуру, имеется и в узорах полотенец и подзоров, выполненных двусторонним швом или строчкой, особенно в Ярославской, Петербургской, Олонецкой, в северной части Новгородской губерний. Нередко головки лебедей как бы переходят в конские, сливаются с ними. Ладьеобразный мотив связан с растительным узором, включается в мотив дерева или же несет на себе розетку или антропоморфную фигуру.

Петух и курица – частые образы русского народного искусства. В вышивке они встречаются главным образом в золотошвейной технике, в строчевой, тамбурной вышивке. В обобщенном изображении петуха можно узнать по гребню, бороде и пышному изогнутому хвосту. Таким он представлен в узорах кокошников или на шитых золотом рукавицах. Эти же характерные признаки имеет он в изображениях на кумачовых подолах рубах, концах полотенец, выполненных разноцветными нитками, тамбуром.

Яркость этих вышивок в какой-то мере соответствовала природному яркому оперению птицы.

В тамбурной крестьянской вышивке второй половины XIX – начала XX в. с большим реализмом изображали курушек, петухов, цыпушек. Это любимые образы орнитоморфного окружения в рассматриваемый период, близкие крестьянину и переданные вышивальщицами в живых позах (например, клюющие курушки и т. д.). Не случайно в одной из очень популярных частушек упомянут узор: «петухами, курами, разными фигурами» вышит платок. Но, кроме реальных петушков и курочек, многие обобщенные образы птиц в вышивке, и очень часто павлины, также рассматривались населением как петуны, петуны и березки и т. д.

Павлин – популярный мотив в вышивке всех русских областей. Его изображение есть в искусстве уже киевского времени: на заставке Изборника Святослава 1103 г.11, на мозаичном полу черниговского храма XII в.12 Павлин – частый мотив в искусстве Византии, а также античного мира. Однако здесь можно говорить только о сюжетной близости с образами народной вышивки.

Павлин в народном представлении обычно птица женского рода. Узор под названием пава-птица, пава, иногда павлина встречается в вышивке (как и другие образы птиц) в разных композициях, технике и стилевых решениях. Павы не основной вид птицы в архаических сюжетах с антропоморфными персонажами. Особенно часто они представлены по сторонам куста, дерева или повернуты друг к другу, идут друг за другом или изображены в виде отдельно стоящей крупной фигуры. Птица вышивалась в профиль, обобщенно с характерными признаками: хохолком и пышным хвостом.

У. Сирелиус13 выделил два основных вида иконографии павы в вышивке северо-запада России. Он отметил паву с распущенными перьями хвоста. Ромбовидные или круглые завитки на концах перьев как бы соответствуют ярким пятнам узора павлиньего хвоста. Разновидность этого изображения павы характеризуется широким хвостом, окруженным мелкими завитками-перышками. Второй вид – изображение павы с поднятым крылом и хвостом в виде большого горизонтального пера. Если первому виду начиная с эпохи средневековья имеются параллели в искусство народов Европы (от Средиземноморья до Скандинавии), то второй вид характерен для России. Часто хохолок павы, а особенно хвост превращены в куст, а ромбы на концах – в розетки; при этом крыло нередко становится рудиментом, а иногда и совсем исчезает.

У. Сирелиус отметил основные разновидности павы, но изображения ее очень варьируют, особенно в северо-западных губерниях. Изменения облика павы шли в разных направлениях: она как бы «прорастала» – от нее отходили в разные стороны веточки, хвост нередко уменьшался в размерах, туловище птицы произвольно удлинялось. Графический рисунок красными нитками по холсту со временем теряет свою графичность и становится все более декоративным: к технике двустороннего шва добавляется гладевая разделка разноцветным гарусом. Увеличивается масштаб изображения, и оно одно заполняет конец полотенца или (иногда в числе других крупных фигур) повторяется на предмете.

Пава в ремесленной заонежской вышивке (выполнявшейся тамбуром по письму в белых или красно-белых тонах) как бы сливается с пышным цветочным орнаментом. В некоторых образцах перья хохолка и хвоста трактованы в виде кружков и овалов. Большой пышностью отличаются павы в ярославских и костромских вышивках, где они изображаются с большим крылом, пышным хвостом-пером и хохолком-короной и выполняются часто в строчевой технике с цветной обводкой, а иногда и с разделкой многоцветными шелковыми или шерстяными нитками или тамбуром яркими нитками по кумачу14. Пава в богатом оперении выглядит фантастичной, напоминает сказочную жар-птицу, перья которой освещают землю. На перья павы обращено особое внимание и в русских песнях: «То ни павушка по двору ходила, не павины сызы перья ронила...»15. Или: «Летела пава через три двора, уронила перо на подворьице...»16.

Образ павы в вышивке отличается торжественностью и важностью, как и в поэтическом творчестве. В сказке у А. С. Пушкина говорится: «выступает будто пава». «Походка павиная» – спокойная, полная достоинства – одно из положительных качеств невесты, часто упоминается в свадебных песнях.

В устюженской вышивке при обогащении перьевого покрытия хвост птицы становится коротким, похожим на рыбий. Поэтому, видимо, в д. Почугинское и окружающих селениях узор этот называют то павлина, то рыбина. В другой вышивке павы, сросшиеся корпусами, помещены одна на другой, составляя трехъярусную фигуру.

Нередко павы как бы сливаются с петухами и вообще, как указывалось выше, рассматриваются населением как петуны, петухи, утки и даже кукушки. Но можно наблюдать и обратное явление, когда обобщенный образ птицы называли павой или же иконография павы оказывала известное влияние на изображение птицы – оно включало некоторые черты павы, но общий характер образа менялся – исчезала его торжественность.

Орел в олонецкой и костромской вышивке изображается сидящим с полураспущенными крыльями в фас или сзади, но всегда с характерным поворотом головы в профиль. Подобным образом трактован орел в чеканке, вышивке XVII в.17 Несколько по-иному выглядит орел (или другая хищная птица) в строчевых подзорах XVIII – начала XIX в., где разнообразные виды птиц заполняют фон узора. Часто он изображается летящим, но также с небольшим поворотом головы в сторону, иногда в профиль.

Распространился в вышивке и двуглавый геральдический орел. Государственной эмблематикой был пронизан не только великокняжеский и царский быт18, но и быт разных слоев городского населения. Она не была редкостью в архитектуре, рукописях и старопечатных книгах XVI – XVII вв. Особенно часто изображался орел на больших пряничных досках (для именинных, свадебных или поминальных пряников) XVIII – XIX вв.19, в которых можно видеть продолжение традиций XVII в.20, а также в золотом шитье. Распространению этого мотива в вышивке немало содействовали изделия мануфактур XVIII – начала XIX в., а также монастырские и помещичьи мастерские. В крестьянской вышивке мотив двуглавого орла выполнялся разнообразной техникой, включая двусторонний шов. Освоению его содействовала привычка к издавна известному в народном искусстве Восточной Европы, и в частности в русском искусстве, мотиву двуглавой птицы, что отметил еще В. В. Стасов, а затем Л. А. Динцес21.

В вышивке орел, как правило, представлен обобщенно. Можно выделить две основные его разновидности. Орел с распростертыми крыльями, опущенными вниз, чаще без каких-либо атрибутов царской власти, даже без короны, наиболее част в вышивке Псковской, Новгородской, Петербургской, Олонецкой губерний. Он сходен с более ранним изображением двуглавого орла, принятым Иваном III в качестве государственной эмблемы. Распространенность мотива в этой трактовке на северо-западе может быть не случайна: именно Иван III подчинил Новгород Москве и утвердил там ее господство22.

Орлики (как называли этот узор в народе) покрывают рукава олонецких рубах (орлик составляет раппорт узора), новгородские полотенца и олонецкие головные уборы, шитые золотом, и т. д. (рис. 6, а). Типологически более поздними являются изображения орла с крыльями, поднятыми вверх, и с короной и щитом на груди – образец герба, утвержденный в конце XVII в.23 На щитке изображался московский герб: «ездец» – Георгий на коне, поражающий змея. В вышивке, если изображали щиток, то заполняли его своими излюбленными мотивами: птицей, коньком, человеческой фигуркой и т. п.

Вторая разновидность геральдического орла – орел с поднятыми крыльями – встречалась везде, включая и северо-западные губернии, но в центральных она была основной. Распространению ее, в частности, способствовали изделия русских льняных мануфактур XVIII в., подобные Ярославской мануфактуре24. В вышивке, как и в тканых изделиях, эта хищная птица изображалась с раскрытым клювом, когтистыми лапами, в которых (в наиболее поздних образцах) иногда держала скипетр и державу. Интересно название этого узора в Поморье – кабацкой орел, что может указывать на один из путей проникновения его в крестьянскую среду: изображение герба на «царевом» кабаке в XVII в. не было редкостью.

Очень часто мотив геральдического орла в крестьянской вышивке представлен в окружении растении, птиц, коней, людей. Он включался в орнамент подзоров наряду с другими крупными фигурами: павой, львом, барсом, хотя и не был связан с ними по смыслу. В результате творческой переработки этого мотива вышивальщицы создавали своеобразные узоры растительно-орнитоморфного характера, где крылья у птиц состояли из ветвей, птицы сливались с растениями. Возможно, происходила контаминация изображения геральдического орла с древним образом парноголовой птицы. Слияние узора с другими мотивами (с деревом и пр.) иногда заходило настолько далеко, что узор приобретал неопределенные контуры, зато усиливалась его декоративная сторона, так как выполняли вышивку многоцветным гарусом, заполняя контуры узора разнообразными приемами (гладью, набором и пр.).

Кроме орла, павы, водоплавающих, петухов и кур, в вышивке можно различить парных голубков, сидящих на ветках или летящих среди цветочных узоров золотошвейных и тамбурных вышивок, на строчевых подзорах XVIII – XIX вв. Изображения совы или филина встречаются изредка в строчевой и золотошвейной вышивке.

Основные мотивы животных в вышивке: олень (лось), кони, лев (барс). Олень наиболее характерен для вышивки очелья сорок русского и соседнего карельского населения верхней Волги. Олени (или лоси) расположены по сторонам центральной оси – дерева и подчинены геометрическому строю орнамента. При этом можно выделить несколько разновидностей этого узора: 1) туловище животного построено на ломаных линиях, образующих острый угол внизу и соответственно треугольную выемку на спине, ноги согнуты, на голове – основной признак оленя – рога, несколько закинутые назад. Поза животного как бы застывшая; 2) сходная с первой, но спина оленя выпрямлена; 3) с прямоугольным туловищем и прямыми, лишь на концах загнутыми ногами и с одним рогом. Нередко олень вписан в ромбическую сетку, составленную из геометризованных деревьев, соединенных друг с другом.

Узор из оленей в Весьегонском у. назывался безголовый конь. Геометризованный, заключенный в ромб, олень именовался также богатка в конек или богатка (возможно, потому, что, являясь центральной частью узора, он нередко покрывался золотой или серебряной нитью, а остальная часть вышивалась шерстью, косым стежком). Дальнейшая геометризация оленя привела к мотиву какого-то другого четвероного животного, чаще всего вписанного в ромб или расположенного по бокам центральной оси или ритмично заполняющего очелье сороки. Одна из разновидностей оленя скорее напоминает лося по широким рогам и широкой нижней губе. В русских вышивках он встречается на полотенцах, исполненный техникой креста. Более характерен он для сорок соседних карелов.

В Подвинье и других северных районах трактовка мотива оленя нередко идентична трактовке его в верхневолжских узорах. Но имеются несколько и иные его изображения. Например, в Подвинье отмечен мотив лося, лосихи-оленихи, выполненный в технике строчки25.

Кроме прямолинейного геометрического узора с оленями, имелись другие его изображения, выполнявшиеся строчкой в мягких контурах. Олени расположены по сторонам цветущего дерева. Рога оленя как бы слились и даны в виде елочки. Типологически этот узор не может быть поставлен в один ряд с рассмотренными выше строгими и торжественными образами животных.

Олени в строчевых подзорах наиболее реалистичны. Плавно обрисованные контуры оленя, его рога близки по своему рисунку к изображениям этих животных в иллюстрациях к рукописям XVI – первой половины XVII в.26

Своеобразна вышивка с изображением оленей, слившихся корпусами, из Новоладожского у. Петербургской губ.. По-видимому, здесь сохранился один из древних образов. О его древних истоках могут свидетельствовать и водоплавающие птицы, сросшиеся хвостами, помещенные под оленями. «Всадник» на спине оленей представляет, вероятно, одну из трансформаций деревца или другого растения.

Конь – один из самых популярных зооморфных мотивов русской вышивки в исследуемых областях, хотя и уступает первое место птице. Облик коня с высокой, гордо изогнутой шеей сходен с изображением народной глиняной скульптуры – игрушки и древними коньками, найденными в Новгороде27. Один из распространенных мотивов – кони по сторонам деревца, растения. Он встречается на очельях тверских сорок с плотной ковровой многоцветной вышивкой (в ней кони как бы заменили фигуры оленей); иногда на голове коня имеется отросток, возможно рудимент рога, и называется узор большие кони или малые кони. Есть кони в золотошвейных узорах устюженских сорок, а также в двусторонней «красной» вышивке полотенец, подзоров и других предметов во многих северо-западных губерниях.

В сложных композициях кони несут на себе всадников или дерево, растение. В них та же строгость застывших торжественных поз, как и в композициях с оленями. Орнаментальная разработка мотива коня в русской вышивке протекала многообразными путями. Архаическими выглядят кони, как бы сросшиеся корпусами в одну четырехголовую фигуру с произрастающим в центре деревом. И кони, и столбообразное растение как бы вырублены из дерева. На корпусе коня вырастают веточки, рядом стоит деревце с розеткой-ромбом на вершине. Ромбические фигуры, крестики отмечают коня, под ним помещены птицы. В нижнем бордюре – линия, обозначающая почву, под которой узор из волнистого меандра.

Кони в тверской, петербургской, новгородской вышивке архаического типа строгие, с длинными выгнутыми шеями, часто с высокой гривой. Своеобразна северодвинская вышивка с композицией из коней и дерева (выполненная крестом). Дерево приняло определенные контуры: иногда оно помещено как бы на подставке, с боков отходят по две пары ветвей. Розетки покрывают туловища коней, а птицы заполняют фон узора.

Центральная часть орнамента с конями снизу и сверху обычно окаймлена подузорами – фризами из косых и прямых (с ромбическими концами) крестов или других геометрических фигур, а верхняя кайма состоит из геометризованных женских фигурок или деревьев. Иногда туловище коней, ноги, хвост массивны; кроме креста, применялась техника тамбура (для обводки контуров). Богатое орнаментальное оформление подузоров придает большую декоративность вышивкам Подвинья. Они являются как бы дальнейшим развитием древних традиций орнамента, которые еще жили в XVIII – начале XIX в.

Во второй половине, особенно к концу XIX в. эти вышивки в Подвинье почти исчезли.

Кроме строгих коней, в вышивке представлены их динамичные фигурки. Таковы коньки со взвившимися хвостами, бегущие друг за другом, на вышивке тверского полотенца (выполненного красной нитью, крестом) или же в строчевой технике с обводкой контуров разноцветной шерстью из разных мест, особенно из Ярославской, Костромской, Нижегородской губерний. Коньки с роскошной гривой (отчего голова кажется увеличенной) помещены по обе стороны куста, иногда с затейливыми завитками. В отдельных случаях на конях изображено седло, а нередко на них, или рядом, или в центре помещены человеческие фигуры, по масштабу не соответствующие коням и поэтому не воспринимаемые как главные фигуры композиции.




Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 43 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

ОТ РЕДАКТОРА | ЗАДАЧИ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ | ОРНАМЕНТИРОВАННЫЕ ПРЕДМЕТЫ И ИХ РОЛЬ В БЫТУ | ВЫШИВАНИЕ – ДОМАШНЕЕ ЗАНЯТИЕ, РЕМЕСЛО И ПРОМЫСЕЛ | СЮЖЕТЫ И МОТИВЫ ОРНАМЕНТА РУССКОЙ ВЫШИВКИ 3 страница | СЮЖЕТЫ И МОТИВЫ ОРНАМЕНТА РУССКОЙ ВЫШИВКИ 4 страница | СЮЖЕТЫ И МОТИВЫ ОРНАМЕНТА РУССКОЙ ВЫШИВКИ 5 страница | НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ | И ЛОКАЛЬНЫЕ ТИПЫ ВЫШИВКИ |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.014 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав