Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

III. Современные задачи и проблемы русской богословской науки и образования.

Читайте также:
  1. I. Современное состояние проблемы
  2. I.1. Объяснение выбора темы. Цели и задачи работы
  3. II. Проблемы и пути совершенствования проведения актуарных расчетов Испании.
  4. II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
  5. II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.
  6. III. Задачи
  7. IX. Клинические задачи и тестовый контроль
  8. V. Причудливее нет на свете повести, чем повесть о причудах русской совести
  9. Актуальность проблемы

3.1. Задачи и проблемы богословской науки в целом, актуальные и для русского богословия

а) осмысление места и значения богословия в системе наук, связь с другими областями человеческого знания;

б) ответ богословской науки на специфические вопросы и проблемы современного мира;

в) применение достижений научного богословия в решении актуальных проблем церковной жизни;

г) роль научного богословия в миссионерской деятельности Церкви в современном мире;

д) осмысление научно-богословских традиций и церковной практики христианского Востока и христианского Запада;

е) адекватное отношение к научно-критическим методам и их синтез с опытом церковного богословия;

 

3.2. Особые задачи и проблемы русского богословского образования и науки.

а) взаимодействие государства и Русской Православной Церкви в сфере образования и науки; включение теологии в государственную научно-образовательную систему (государственный стандарт по Теологии, церковный стандарт по Теологии; кафедры Теологии в государственных вузах, реализация стандарта по Теологии в церковных богословских учебных заведениях (Богословский факультет ПСТГУ, МДА), разработка стандарта по Теологии 3-го поколения, предстоящее введение его в учебный процесс; включение теологии в российскую государственную научную систему);

б) многообразие форм богословского образования (вузовского и послевузовского) и выработка путей их плодотворного сотрудничества (общецерковная аспирантура);

в) контакты с представителями иноконфессиональной богословской науки;

 


[1] Карташев А. В. Очерки по историяи Русской Церкви: В 2 т. М., 1992. Т. 2. С. 242 и др.

[2] Примером может служить труд протестанта Иоганна Арндта. Просто перевод Арндта, сделанный будущим архиеп. Симоном (Тодорским), был отвергнут. Святитель Тихон Задонский в своей книге «Об истинном христианстве» православно-богословски осмыслил сочинение Арндта, и в таком виде он был принят.

[3] Так, например, митрополит Антоний (Храповицкий) настаивал, что все русское школьное богословие, начиная с XVII в., представляло собой череду опасных заимствований из инославных западных источников. Поэтому, согласно митрополиту Антонию, мы должны отречься от этого богословия и начать сначала: «Нужно признаться открыто всем, что система православного богословия есть нечто искомое, а потому нужно тщательно изучать его источники, а не списывать системы с учений еретических, как это делается у нас уже в течение двухсот лет». См.: предисловие митрополита Антония к труду иером. Тарасия (Курганского) «Перелом в древнерусском богословии», написанномуо до революции, но изданному в русской диаспоре (в Варшаве в 1927 г.) См. также: Флоровский Г., прот. Западные влияния в русском богословии (любое издание).

[4] См., например, доклад: Хондзинский П., иер. Восток и Запад в «русском синтезе» святителя Филарета, митрополита московского // Материалы XVIII Ежегодной Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Том I. М., 2008.С. 22–33.

[5] Филарет (Дроздов), архим. Обозрение богословских наук в отношении к преподаванию их в высших духовных училищах // Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам, изданное под редакцией преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. Т. 1. СПб., 1885. С. 123–151

[6] Эрн В. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912. С. 2,

[7] Зеньковский В., прот. Основы христианской философии. М., 1992. С. 14.

[8] Лосский Н. О. Истоиря русской философии. М.: Советский писатель, 1991. С. 472.

[9] Полторацкий Н. П. Русская религиозная философия.

[10] Учреждена в 1615 г. как братская школа, в 1632–1633 гг. преобразована в коллегию по католическому образцу; в 1701 г. получила статус академии.

[11] Особый акцент на Священном Писании как источнике богословия был сделан архим. Феофаном (Прокоповичем)

[12] В «Обозрении богословских наук» архимандрит Филарет рассмотрел «строение видов и частей Богословия». В едином курсе академического богословия он выделил семь разделов: чтение Священного Писания, богословие толковательное (Hermeneutica), созерцательное (Dogmatica), деятельное или нравственное (Practica), обличительное (Polemica), собеседовательное (Homiletica), и правительственное (Jus Canonicum).

Хотя в составе богословия и было выделено богословие историческое, включающее богословие пророческое (Theologia Prophetica), прообразовательное (Tupica), символическое (Symbolica), отеческое (Patristica), — первые два раздела относились к толковательному богословию, а последние два – к истории и древностям церковным в классе исторических наук. Архимандрит Филарет рассматривает историческое богословие, как альтернативное изложение слова о Боге, и предпочитает в своей системе изложение систематическое — «богословие учительное всеобщее», состоящее из положительного — догматическое и деятельное (нравственное) и отрицательного (обличительное). Именно таким образом излагалось богословие в духовных школах на протяжении первой половины XIX в.

[13] Идущей с начала XIX в. (от Фридриха Шлейермахера)

[14] А, следовательно, и право и обязанность преподавателя этой кафедры развивать соответствующее научное направление, и возможная специализация студентов.

[15] Возникновение новых научно-богословских направлений определялось несколькими факторами:

1) влиянием общего развития соответствующих богословских направлений в мире или — гуманитарных — в светской науке (церковная археология, византинистика, славистика);

2) самими научными исследованиями, открывающими новые горизонты и ставящими новые проблемы и задачи;

3) появлением новых комплексов источников (либо при разработке российских архивов, либо при открытии доступа российским богословам-исследователям в архивы Православного востока и Европы (история РПЦ, славистика, византинистика, литургика, церковная археология и т.д);

4) актуальными запросами церковной жизни, ставящими перед богословской наукой конкретные научные задачи.




Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 55 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Б) Специфика структуры русского научного богословия и положения богословия в российской научно-образовательной системе.| Последняя Война

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав