Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Молодежный (студенческий) фольклор

Читайте также:
  1. Рухливо-фольклорного фестивалю-конкурсу
  2. С 18.06 по 24.06Международный фестиваль фольклорных групп г.Братислава;
  3. С 24.05 по 30.05 Фестиваль фольклорных коллективов. г.Велика Лехота;

Система жанров русского фольклора

Эпос

Стихотворный Малые жанры Прозаический
духовные стихи пословицы Сказочная проза Несказочная проза
Былины поговорки Сказки о животных Предания (исторические и топонимические)
исторические песни загадки Волшебные сказки Легенды (утопические, христианские)
Баллады приметы Бытовые новеллистические Былички (мифологические рассказы о демонологических персонажах и т.д.)
  благопожелания и проклятья Анекдоты Устные рассказы (нарратив – повествование) о прошлом
  средства народной медицины Кумулятивные сказки  

Лирика

Обрядовая Заговор Необрядовая
Календарная Семейная лечебные крестьянские городские   частушки
колядки подблюдные родильные Любовные (присушки, отсушки) Протяжные/ Частые Протяжные/ частые   Семеновна
масленичные веснянки Свадебные (величальные, корильные, лирические, причитания, приговоры) Хозяйствен ные Любовные семейные солдатские тюремные разбойничьи ямщицкие Песни литературного происхождения   плясовые
троицко-семицкие Рекрутские (причитания)     Песни литературного типа   любовные
Купальские, костромские Похоронные (причитания)     Жестокие романсы   страдания
жнивные   Хороводные и игровые песни

Драма

Игры Народный театр Собственно драма
Обрядовые Ряженье Календарные (святочные, пасхальные) необрядовые кукольный Живые актеры Лодка
Петрушка Сценки Царь Максимилиан
вертеп Ярмарочный фольклор (выкрики, раек, балаган) Аника-воин, Мнимый барин
     

Детский фольклор: фольклор взрослых для детей – колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки; фольклор, перешедший в детскую аудиторию (заклички и приговорки, дразнилки, поддевки, скороговорки, сказки, загадки); собственно детский фольклор (иг7ры, считалки, жеребьевки, страшилки и т.д.).

 

2. Фольклор и литература: сходство и отличие

 

Фольклор и литература – это искусство слова. Но фольклор – это искусство утилитарное, прагматическое. В известной работе А. Блока о заговорах прекрасно сформулировано этот принцип фольклора: «В народе польза и красота одинаково почетны». Литература же искусство по преимуществу эстетическое, художественное. Литература – искусство свободное, фольклор же никогда не бытует всуе, регламентирован. Фольклор исполняется, литература – письменное искусство, не обязательно специально исполняемое. Литература – авторское, личностное творчество. Фольклор – коллективное, традиционное творчество. Литература же искусство каноническое, литературное произведение доходит до читателя в последней редакции. Фольклор вариативен. Различны системы фанров.

 

4. Славянская мифология и фольклор. Культы и божества славян.

Славянская мифология, совокупность мифологических представлений древних славян (праславян) времени их единства (до конца 1-го тыс. н. э.). Мифология восточных славян (племенные центры - Киев и Hовгород) - локальный вариант общеславянской мифологии. Миф – это рассказы о богах, героях, о возникновении мира.

В.В. Иванов и В.Н. Топоров полагают, что собственно славянские мифологические тексты не сохранились: религиозно-мифологическая целостность язычества была разрушена в период христианизации славян. Главный источник сведений по раннеславянской мифологии - средневековые хроники и летописи.

Специфика. Анимизм, антропоцентризм, метаморфизм, тотемизм, магия.

По функциям мифологических персонажей славянская мифология можно выделить несколько уровней. К высшему уровню славянской мифологии относились два праславянских божества, чьи имена достоверно реконструируются как *Perunъ (Перун – бог грозы) и *Velesъ (Велес). Причина их распри - похищение Велесом скота. Победа завершается дождем, приносящим плодородие.

Знания о полном составе праславянских богов высшего уровня весьма ограниченны, хотя есть основания полагать, что они составляли уже пантеон. Кроме названных богов в него могли входить те божества, чьи имена известны хотя бы в двух разных славянских традициях. Таков древнерусский Сварог (применительно к огню - Сварожич, т.е. сын Сварога).

К более низкому уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами, а также боги, воплощавшие целостность замкнутых небольших коллективов: Род, Чур у восточных славян и т. п. Возможно, что к этому уровню относилось и большинство женских божеств, обнаруживающих близкие связи с коллективом (Мокошь и другие), иногда менее антропоморфных, чем боги высшего уровня.

Элементы следующего уровня характеризуются наибольшей абстрагированностью функций: Доля, Лихо, Правда, Кривда, Смерть. Сказочные персонажи принадлежат к низшему уровню: таковы баба-яга, кощей, чудо-юдо, лесной царь, водяной царь, морской царь. К низшей мифологии относятся разные классы неиндивидуализированной (часто и неантропоморфной) нечисти: домовые, лешие, водяные, русалки, вилы, лихорадки, мары, моры, кикиморы, судички у западных славян; из животных - медведь, волк.

Универсальным образом, синтезирующим все описанные выше отношения, является древо мировое. В этой функции в славянских фольклорных текстах обычно выступают береза, дуб, сосна, рябина, яблоня. К трем основным частям мирового дерева приурочены разные животные: к ветвям и вершине - птицы, а также солнце и луна; к стволу - пчелы, к корням - хтонические животные (змеи, бобры и т. п.). Мир описывался системой основных содержательных двоичных противопоставлений (бинарных оппозиций), определявших пространственные, временные, социальные и т. п. его характеристики. Таковы: счастье (доля) - несчастье (недоля), жизнь – смерть, чет-нечет, правый-левый, мужской-женский, верх-низ, небо-земля, юг-север, восток-запад, суша-море, огонь-влага, день-ночь, весна-зима, солнце-луна, белый-черный, близкий-далекий, старый-молодой, священный-мирской.

Позднепраславянская эпоха: согласно "Повести временных лет", князь Владимир Святославич совершил попытку создать в 980 году общегосударственный языческий пантеон. В Киеве на холме вне княжеского теремного двора были поставлены идолы богов Перуна, Хорса, Дажьбога (солнце оба), Стрибога (ветер), Сварог (огонь), Семаргла и Макоши. Главными божествами пантеона были громовержец Перун и "скотий бог" Велес (Волос), противостоящие друг другу топографически (идол Перуна на холме, идол Велеса - внизу, возможно, на киевском Подоле), вероятно, по социальной функции (Перун - бог княжеской дружины, Велес - всей остальной Руси). Единственный женский персонаж киевского пантеона - Макошь - связан с характерными женскими занятиями (особенно с прядением).

5. Народный календарь. Его типы. Двоеверие.

З вида календаря: народный, христианский, государственный. Древние славяне были земледельцами и примечали, как ведет себя природа. Они выделяли в солнечном году 4 основных дня (поворотные сроки Солнца): зимний (янв.) и летний (июнь) солнцеворот, осеннее (сент.) и весеннее (март) равноденствие. В соответствии с этим установились дни работы и отдыха. Такой календарь назывался народным, солярным, аграрным, трудовым, языческим. До принятия христианства славяне переняли греко-римский календарь, который соединился с тем, который существовал у самих славян. Славяне делили времена года на периоды, сообразные с работами и явлениями в природе. Двоеверие – слияние прежней и нынешней веры. У славян произошло смешение языческих и церковных богов. В связи с этим многие праздники стали иметь по два названия: Новый год, Святки. Простой народ не понимал святых, поэтому приспосабливал под себя названия дней и месяцев. Напр., январь – просинец, февраль - сечень, апрель – цветень, май – травень и т.д.

6. Годовой цикл праздников. Календарные и семейные праздники.

 

Народный календарь. Древние славяне имели весьма точный и разработанный календарь, основной особенностью которого была ориентированность на смену фаз Луны: "молодой" "старый" месяц и т.п. Счет по неделям пришел на Русь, как и в Западную Европу, только вместе с христианством.

Важнейшей особенностью земледельческого календаря была его тесная соотнесенность с кругом сельскохозяйственных работ. Собственно говоря, кроме своего магического смысла (точнее - вместе с ним) календарь приобрел значение справочника-указателя, еще точнее - механизма, порождающего каждодневную практическую реальность народной жизни. Это выразилось в целой системе привязанных к определенным дням и сезонам примет и поверий. Ключевыми и критическими точками годичного круга были два солнцестояния и два равноденствия, с которыми связывались соответствующие ритуалы. Наиболее ответственным моментом считалось зимнее солнцестояние; день в это время сокращается до минимума, зимние морозы и тьма наглядно демонстрируют экспансию внешнего хаоса. Все магические усилия коллектива в такой ситуации должны быть направлены на спасение, сохранение своего мира. Этой цели служили обряды так называемого карнавального типа с участием ряженых (святки), исполняющих особого рода заклинательные песни (колядки). Разгульным карнавальным обрядом - масленицей - отмечалось и приближение весеннего равноденствия (победа весны над зимой).

Летнее солнцестояние - кульминация года, расцвет всех жизненных сил природы - сопровождалось праздником Купалы, связанным с магией плодородия: веселым разгулом, водой (купания, обливания), огнем (ночные костры), сексуальной свободой, с величанием, а затем потоплением куклы (чучела) божества. С этим же циклом связаны обряды изгнания ведьмы с поля.

Календарные (народные праздники) по Афанасьеву: Масленица, Троицын день (вечером кидают венки в воду), Иванов праздник (24 июня – макушка лета, Ив. Купала, все прыгают через костер, купаются), похороны Костромы (на зиму, Кострому клали на доску, купали), Коляда (на лето, о возрождении природы).

 

7. Календарные песни: жанры и поэтика.

Год открывался исполнением колядных песен, колядок. Это величальные песни, песни-заклинания благополучия в грядущем году. Колядовщики сочат «государев» двор. Свойственна идеализация, величание. В еще большей степени обращение ко всей семье присуще овсеневым песням. В них воздается высокая похвала, они более архаичны. Овсень не знает характерной для колядки тенденции выделять главу семьи. Колядки приурочивались к Рождеству, а пение овсеня больше связано с Новым Годом. Поэтика новогодних песен: 1)формула прихода праздника; 2)формула поиска двора; 3)формула величания хозяина; 4)формула-просьба о скором угощении; 5)формула-обещание о богатстве. Им свойственна ритмичность, повторы.

Подблюдные песни – песни-гадания. Излюбленная тема – «суженое-ряженое». Символика в них ясна, иносказания прозрачны.

При встрече весны пели веснянки (это песенная закличка раннего прихода весны; повелительные глагольные формы и обращения, синтаксически параллелизм, поются почти речетативом) и масленичные.

Жнивные – величание хозяина, урожая.

Вьюничные – величание молодых.

Хороводно – игровые – связаны с трудом.ии

Поцелуйные – поиск жениха или невесты.

 

8. Свадебный обряд, его структура и функции.

Свадебный обряд.

Материалы известны давно, начиная с 9 века, летописи, судебные документы, мирные грамоты, описания иностранных путешественников, содержали описания свадебных обрядов. Из летописей известны древние формы обряда, когда невест умыкали у воды. Церковь осуждала языческие обряды, называя их «диавольскими». Однако народные обряды сохранились вплоть до ХХ века.

Свадебный обряд оформился в развитой патриархальной деревне и отразил все ее особенности. Были разные свадьбы – убегом, самокруткой. Церковь требовала церковного брака, поэтому церковный брак вклинился одним эпизодом – венчанием. Семья в русской патриархальной деревне была настоящей ячейкой общества. Семья очень серьезно готовилась к свадьбе. Свадьба имела юридический и правовой статус, с кем породниться было немаловажно. Кроме того, русская свадьба включала в себя магические, игровые и эстетические обряды.

Структура обряда. В народе говорят: «играть свадьбу». Эта свадебная игра и будет объектом нашего изучения. Свадьба состоит из трех циклов: досвадебного, собственно свадьбы и после свадебного.

Предсвадебный цикл начинался с выбора невесты. В дни праздников и в будни молодежь собиралась на посиделки и вечеринки. Девочки начинали ходить на посиделки с 12 лет, учились там прилюдному этикету: ходить в хороводе, кланяться, целоваться. К 16 годам уже можно было выходить на взрослые вечорки. Главный смотр невест – пасхальные и троицкие хороводы.

Сватовство. Сватом мог быть отец, крестный, просто уважаемый человек, умеющий вести дело. Сваты приходили поздно вечером, чтобы никто не видел. Садились в избе, не доходя матице (центральной балки). Разговор носил иносказательный характер: «У нас ком теста, у вас ком теста, нельзя ли их свалять в одно место?». Если жених нравился родителям, то звали невесту и приглашали к столу. Отказ был явлением чрезвычайным, символы отказа: веник, тыква.

Смотрины – осмотр благосостояния семьи, очень значимый момент обряда.. Невеста с родственниками осматривали дом и хозяйство жениха.

Сговор (запоручиванье, рукобитье) – встреча родственников в доме невесты. После угощения и молитвы сваты ударяли по рукам. В некоторых северных деревнях невесту закрывали платком (завешивали) как акт окончательного договора. После сговора невеста считалась сговоренкой и до свадьбы на улицу почти не показывалась.

Во время предсвадебной недели устраивались шитники – шили приданое, готовили подарки родне жениха, пели песни.

Девичник и баня. Баня – ритуальное омовение невесты, обставлялось очень празднично и пышно. Девичник – это вечернее сборище девушек. Главный ритуал – Расплетание косы, снятие «красной красоты» (ленты, повязки, веночка) с головы невесты и заплетание двух кос. В доме жениха устраивался парнишник.

День свадьбы включал в себя следующие обряды и ритуалы: красование невесты, встреча и приезд свадебного поезда, выкупы-торги, трапеза, благословение к венцу, передача приданого невеста, поездка в церковь, встреча молодых от венца, свадебный пир, постельный обряд (см. подробное описание обряда в рекомендуемой литературе).

В цикл послесвадебных обрядов входили: бужение молодых и проверка статуса невесты, испытание молодых, застолье, катание по селу, ряженье, отводины» или «отгостки» («тещины блины»).

 

9.Свадебные песни: жанры, образы и поэтика

Причитания и свадебные лирические песни. Ю.Г. Круглов выделяет три разновидности причитаний. В первую группу входят этикетные причитания, разрабатывающие следующие мотивы: невеста благодарит родителей, высказывает благопожелания, прощается с домом и родителями.

Вторая группа – комментирующие причитания, разрабатывающие следующие мотивы: просьба расплести/не расплетать косу, просьба благословить; упреки родителям; оплакивание родного дома. Эти причитания четко приурочены к обрядам сватовства, пропоя, девичника, расплетания косы, выкупа, прощания невесты с родным домом и подружками.

Третья группа – причитания-размышления. Разрабатывают мотивы поведенческих стереотипов невесты и ее будущей семьи. Невеста размышляет о том, как ей придется жить в чужой семье, предрекая себе тяжелую жизнь. Она печалится и о том, как будет жить без нее мать.

Выделяются сиротские причитания, исполняемые девушкой-невестой или для нее: невеста плачет на могиле умерших родителей, просит их выйти и навести “порядочек”, просит благословения.

Доминирующими мотивами причитаний являются следующие:

• девушка благодарит родителей, высказывает благопожелания;

• девушка прощается со своей стороной, с отцом и матерью, с подружками, с волей и косой;

• девушка укоряет родителей за то, что они отдают ее замуж;

• девушка видит вещий сон и рассказывает его брату;

• девушка просит родителей (подружек) расплести/не расплетать косу, плакать/не плакать, благословить;

• девушка просит брата (племянника) не продавать ее; ударить в колокол и т.д.

• девушка-сирота плачет на могиле умерших родителей, просит их выйти и навести “порядочек”;

• девушка размышляет о том, как ей придется жить в чужой семье, рисует картины жизни в чужой семье, предрекая себе тяжелую жизнь.

Свадебные лирические песни. Многие свадебные лирические песни по содержанию близки к причитаниям, разрабатывают те же образы, темы и мотивы. Однако форма песен отличается тем, что они построены как повествование от третьего лица. Композиционная форма песен включает в себя описательно-повествовательную часть, затем монолог / диалог свадебных чинов, в основном невесты, матери, подружек, жениха.

Свадебные лирические песни комментируют ход свадьбы, выражают отношение к обряду. Круг героев и сюжетных ситуаций, в отличие от причитаний, расширяется, включает в себя взаимоотношения девушки-невесты с родителями, с подругами, с женихом и его семьей. Часть песен поется от лица матери, подруг, жениха. Кроме выделенных причетных мотивов, можно добавить следующие:

• Девушка собирает подруг на “сборы” и думает, как жить в чужой семье.

• Девушка плачет по русой косе.

• Девушка-сирота разговаривает на могиле с матерью/отцом.

• Девушка ходит по полю, на гору, обращается к птицам с различными просьбами.

• Девушка ходит по садику, рвет цветы, плетет венок и упрекает мать.

• Девушка печалится о том, что ей жить с лихой свекрухой.

• Девушка возлюбила коней и дает им яства.

• Девушка вспоминает милого.

• Девушка расспрашивает молодца о том, какая у него семья.

• Молодец требует подать ему суженую.

• Девушка испугалась приезда свадебного поезда, просит подруг схоронить ее.

• Девушка печалится, что приехали “разлучники”.

• Девушка отъезжает к венцу.

• Отец не жалеет, пропивает дочь, она его укоряет.

• Подружки укоряют девушку-невесту в измене.

• Мать спрашивает у дочери, куда она собирается, предупреждает о тяжелой жизни в “чужих людях”.

• Мать просит дочь не ходить в чужое село.

• Мать будит дочь, рассказывает ей о жизни в чужой семье.

 

 

10.Родильный и похоронный обряды. Причитания

Родильный обряд. В центре его – повивальная бабка. Она принимала роды и выполняла все процедуры над ребенком и роженицей. Эти действия назывались «бабить», «бабиться». Повитухи не избирались, это добровольные лица, от которых требовался личный опыт и передача знаний. Повитухой должна быть не беременная, счастливая, пожилая женщина, безупречного поведения. Материалы ХIХ-ХХ вв. содержат положительную оценку деятельности повитух. Д.К. Зеленин отмечает, что Умение править доходило до совершенства. К сожалению, многие магические действия не фиксировались, т.к. обряды были тайными.

Какие же обряды выполняла повитуха?

1. Она принимала роды и оказывала первую помощь: обмывала роженицу, купала: ребенка, а также выправляла головку, ножки, грыжу, пупок. Она оказывала практическую помощь – носила еду, работала по дому и жила в доме три дня, обычно в бане.

2. Повитуха производила магические действия и произносила заговоры от нечистой силы. Главной покровительницей младенцев была «бабка Соломонида», Саломея, она якобы совершала все действия с младенцем Христом. К ней обращались с просьбой: «Бабушка Соломонида, Христа повивала – и нам помоги».

«После родов, выпарив родильницу в бане, повитуха парит и новорожденного, приговаривая: «Бабушка Соломоньюшка Христа парила да и нам парку оставила. Господи благослови! Ручки, растите, толстейте, ядренейте; ножки, ходите, свое тело носите; язык, говори, свою голову корми. Бабушка Соломоньюшка парила и правила, у Бога милости просила. Не будь седун, будь ходун; банюшки-парушки слушай: пар да баня, да вольное дело! Банюшки до воды слушай. Не слушай ни уроков, ни причищев, ни урочищев, не от худых, не от добрых, ни от девок пустоволосок. Живи, да толстей, да ядреней» (Майков, № 51).

3. Повитуха иногда сама крестила святой водой: «Побрызгает святой водой и имя даст». До крещения ребенок считался незащищенным от порчи. Очищение водой, чтение молитвы, наречение именем церковь разрешала, чтобы избежать случаев смерти некрещеных младенцев. Крестинами руководит бабка: купает, пеленает, готовит, приглашает гостей, угощает кумовьев.

4. Повитуху одаривали и угощали. Дарили мыло, хлеб, деньги, полотенца.

Родильный фольклор включает в себя приговоры и заговоры новорожденному, представляющие формульные пожелания, например: «Расти матери на утешенье, отцу на украшенье, а всему миру на честь и хвалу, на прославленье!».

Похоронный обряд сохранял древние мифологические представления о смерти и об ином мире. Как и прочие обряды, он был соотнесен с церковным ритуалом: умершего клали на лавку под иконами, читали Псалтирь, отпевали в церкви. На 3, 9 и 40 день устраивали поминки.

Смерть и погребение. По народным понятиям смерть должна приходить вовремя. Выражение «избыть свой век». Каждому отпущены определенный жизненный срок и жизненная энергия. Смерть воспринималась как некое существо, обычно женского пола. Она приходит из мира мертвых. Есть предзнаменования: ласточка в окно влетает, ворон каркает на крыше, зимою в доме появляются мухи. Сама кончина – это отделение души от тела. Ритуал призван помочь человеку перейти в мир иной окончательно. Мертвый должен находиться среди мертвых.

Первый шаг – умершему закрывали глаза, чтобы он перестал видеть и не взглянул бы на кого-нибудь из членов семьи. Иногда глаза закрывали медными пятаками. След. шаг – омовение тела. Омовение всегда знак контакта с иным миром, символ перехода в иной мир.

Затем покойника нужно было облачить в одежды мертвых. Женщин – в венчальные одежды. Умерших незамужних девушек обряжали как на свадьбу. Мужская погребальная одежда саван шилась на живую нитку (иголку держали от себя), застегивали саван наоборот. На ноги легкую обувь.

Затем покойника переносили на лавку у стены, ногами к выходу под образа. Привозили гроб и клали туда покойного. В гроб клали хлеб, соль.

В день погребения покойника выносили ногами вперед в двери или через окно, дорогу заметали веником. Когда везли, нигде не останавливались.

У славян было три вида погребения: сожжение, захоронение в земле и выбрасывание в пустынное место без захоронения. От первого не осталось и следа (обычай кремирования недавний). Без могилы хоронили людей, умерших насильственной смертью, самоубийц (заложные покойники, их не закапывали, а оставляли на земле, закладывая сучьями). Церковь настаивала на захоронении и победила. Самоубийц хоронили, но не на кладбище. Кладбище место сакральное, чистое.

Поминальные обряды.

Сразу после похорон тризна. Всех сажали за стол и кормили. 7 поминальных блюд: окрошку и щи, кашу (пшенную или гречневую), лапшу, блины и кисель. Для умершего прибор – рюмка водки и кусочек хлеба. На 40 день умерший окончательно переходил, и поминали его только в календарные дни: на Радуницу, Троицу и Дмитровскую субботу.

Похоронный обряд сопровождался причитаниями, которые исполнялись в определенные моменты обряда: кончина, прощание с покойным, вынос тела, опускание гроба в могилу. Причитания не имели устойчивого текста и импровизировались, но состояли из традиционных формул. Исп. речитативом. Мотивы: восхваление покойного, сожаление по поводу его смерти и изображение тяжести положения оставшихся.

Причеты всегда исполнялись публично, были зрелищны. Профессиональные вопленицы, например, Ирина Федосова (конец 19 в.). Женский жанр. Причитание – жанр эпический, в центре – повествование – рассказ о тяжелой жизни семьи. Поэтический язык полон иносказаний и символов (табу на слова покойник, гроб, кладбище).

Уж ты пойдешь, сердечно дитятко,/ Пойдешь по тем путям-дороженькам, по лесам да по дремучим, / По болотам по седучим, по ручеям по прегрубым, / Пойдешь по узеньким тропиночкам, пойдешь по частому вересиночку.

Эпитеты: вдова победная головушка, детушки бессчастные. Вопросы: на кого покидаешь? куда собрался?

 

11.Заговоры: виды, образы и поэтика

Заговор — фольклорный текст магического характера и обряд его произнесения. 3аговоры функционируют главным образом в устной форме, однако могут фиксироваться и письменно. Письменным путем у восточных славян передавались некоторые промысловые 3аговоры, например, пастушеские и пчеловодческие.

Первые фиксации заговоров и близких к заговорам текстов на русском языке восходят к эпохе Древней Руси. Типичный фрагмент любовного заговора донесла до нас берестяная грамота второй половины 14 в. из Новгорода: “... так ся розгори сердце твое и тело твое и душя твоя до мене и до тела до моего и до виду до моего”. Многочисленные тексты заговоров сохранились в рукописных сборниках и следственных делах о колдовстве 17 - 18 вв.

Имеются заговоры лечебные (от лихорадки, от сглаза, от зубной боли, от укуса змеи и т. д.), хозяйственные (связанные со скотоводством, разведением скота, земледелием и т. д.), любовные (присушки и отсушки), промысловые (пастушеские, пчеловодческие, охотничьи и т. д.), ситуативные (при зарытии или поисках клада, при собирании целебных трав, при отправлении в путь и т. д.) и др. Направленность заговоров может быть “позитивной” (призванные вылечить человека, обеспечить ему успех, оградить от внешних посягательств) и “негативной” (злокозненные, призванные нанести урон другому человеку, вызвать у него болезнь, наслать порчу).

Для русских и белорусских заговоров характерны зачины, в которых воспроизводится своеобразная пространственная структура мира и описывается путь в нем субъекта заговора, например; “Стану я, раб Божий имярек, благословясь, пойду, перекрестясь, из двора во двор, из ворот в ворота, в восточную сторону, на Окиян море”. Композиция: молитвенное вступление, зачин, эпическая часть, императивная часть, закрепка, зааминование. Мифический сюжет заговора развертывается, как правило, в особом пространстве — в центре мира, на острове среди моря - океана, на камне Алатыре, возле священного дуба. Характерны для 3АГОВОРА обращения к звездам, зорям, деревьям, к природным стихиям, к мифическим существам.

В качестве исполнителя заговоров может выступать само лицо, заинтересованное в его успехе, или знахарка, колдун, к которым обращались за помощью. Заговоры от детских болезней произносила или мать ребенка, или баба - повитуха, или специально приглашенная для этого соседка, или знахарка. Несложными заговорами от бородавок, от ушиба, от кровотечения, при встрече с волком и т.п. владел каждый человек.

Произнесение заговора обставлялось как определенный ритуал, причем значимым было, кто и каким образом произносил заговор, а также вся обстановка, в которой это происходило. Как правило, заговоры шептали, не проговаривая отчетливо слова, при этом совершали действия, имеющие символический смысл: крестились, сплевывали, обращались к предметам, упоминаемым в тексте и т.д.

Наиболее удачным временем для исполнения заговоров считалась утренняя или вечерняя заря, а место определялось содержанием самого текста, например, заговоры от детской бессонницы, обращенные к курам произносили у куриного насеста. Многие мотивы заговоров непосредственно отражают определенные обрядовые действия, ср. очерчивание магического круга около того или иного объекта и мотив железной или каменной стены до неба, обрядовые действия с замками и ключами и мотив замыкания заговора и т. д. Произнесение лечебных заговоров сопровождалось массажем, элементами гипноза, причем больному давали пить “наговоренную” воду другие снадобья, советовали ему соблюдать те или иные правила и запреты.

 

 

12.Духовные стихи: сюжетно-тематические группы, образы и поэтика.

ДУХОВНЫЕ СТИХИ - эпические, лирико-эпические или чисто лирические песни религиозного содержания.

В старину носителями и вероятно слагателями многих духовных стихов были «калики» - пилигримы, путешественники по «святым местам». Паломничество в Иерусалим, Царьград и другие «святые места» в русское средневековье приобретало порой стихийный массовый характер, так что церковной и светской власти приходилось принимать против него ряд запретительных мер. Ни в коем случае нельзя считать, чтобы паломники выходили исключительно из «низов» общества; главарями «каличьих дружин» часто бывали представители высших правящих классов как светских, так и церковных. Таковыми были, например, почти все знаменитые русские паломники, оставившие свои рукописные путевые записки, так наз. «хождения», как игумен Даниил [ок. 1118], Добрыня Ядрейкович [ок. 1200] - будущий новгородский архиепископ Антоний, Григорий Калека [1321-1323] - также будущий новгородский архиепископ, монах Стефан Новгородец [1350] - по происхождению несомненно богатый новгородский боярин и др.

В историческом своем развитии духовных стихов, создание старинных калик, как видим, часто принадлежавших к высшим, владевшим книжным (средневековым, церковным) образованием классам, стали достоянием гл. обр. профессиональных певцов-нищих, большею частью слепцов, и само слово «калика» (от названия паломничьей обуви - caligae) осмыслилось, согласно новой среде певцов, - «калекой перехожим». Но помимо профессиональных певцов-нищих у русского населения духовные стихи входят в обычный репертуар крестьянства, гл. обр., стариков и старух, в частности сказителей былин. В

 

 

большом употреблении Духовные стихи у старообрядцев и сектантов.

Духовные стихи делятся на две основных группы: эпические и лирические.

Эпические духовные стихи в большой своей части, судя по всему, являются более древними по времени, духовные стихи лирические - более новыми (главным образом XVII-XVIII вв.) и находятся под воздействием особых факторов русской литературой жизни этой поздней эпохи. Почти для всех духовных стихах определен если не непосредственный, то во всяком случае родственный, книжный его источник. Это лишь свидетельствует о том, что духовные стихи - несомненный продукт поэтического творчества, не только облекшего заимствованную тему или сюжет в своеобразную стихотворную форму, но и часто очень существенно преобразившего свой оригинал.

Книжным источником духовного стиха явилось «священное писание» - Евангелие и Библия - и огромное большинство апокрифов, жития святых, устные легенды, нравоучительные повести, «чудеса» — вообще почти все виды огромной переводной и оригинальной средневековой христианской легенды.

Уже тот факт, что духовные стихи стоят в тесной зависимости от средневековой книжной литературы, говорит за то, что большинство духовных стихов создано в среде образованного общества, к каковому отнюдь не могли быть отнесены низшие классы.

Одним из самых древних эпических духовных стихов является знаменитый духовный стих о Голубиной книге, заключающий вопросы царя Волотомана Волотомановича и ответы царя Давыда Иосеевича, вычитанные им из выпавшей с тучи на землю огромной - в длину сорока сажен, в ширину двадцать сажен — голубиной («глубины» - мудрости) книги. Вопросы и ответы касаются происхождения мира и его явлений и главных на земле предметов, живых существ и святынь. Социальные представления достаточно четко выразились хотя бы в ответах на вопросы о создании сословий. Конец стиха излагает в символических образах битву между Правдой и Кривдой и победу последней - пессимистические настроения, свойственные периоду ок. 1492, когда оканчивались апокалиптические 7 000 лет от сотворения мира и ожидался «Страшный суд».

Большой популярностью пользовался эпический духовный стих об Егории Храбром. Духовные стихи большой об Егории, говорит о муках, которым подверг его злой царь Деклианище, и о чудесном выходе Егория из глубокого погреба и поездке его по «святой Руси» с книгой Евангелия в руках, с целью устроения Руси и утверждения в ней «святой веры».

Темой духовного стиха об Анике-воине служит битва Аники-воина со смертью.

В этом же разрезе можно осознать и другие два популярных среди нищих-певцов духовных стиха - «О Лазаре» и о «Вознесении Господнем». Особый разряд составляют многочисленные стихи лиро-эпического характера на темы «О страшном суде», «Грешной душе».

 

13.Классификация и периодизация былин.

 

Первые попытки еще в 19 веке.

В.Г.Белинский предложил классификацию по месту действия:

-киевские

-новгородские

Всеволод Миллер разделил по конфликту:

-воинские (героические)

-невоинские (социально-бытовые)

Владимир Яковлевич Пропп делит по пафосу:

- трагические

-иронические

-комические

-романтические

-сентиментальные

В.П.Аникин делит на 4 периода:

-мифологические

-киевские (9в.-12в. Добрыня, кн.Владимир красно-солнышко)

-владимиро-суздальские (9в. – 13в. Вл.Мономах, Илья Муромец)

-московско-новгородские (14в.-17в. нет новых сюжетов)

ПЕРИОДИЗАЦИЯ

Мифологический период: Святогор (человек-гора, огромен, сросшийся с природой), Вольх (сын змея и женщины), Микула, Дунай.

Киевский период: князь Владимир Красно-Солнышко крестил Русь. Он собирает пир, богатырей, не всегда справедлив, трусоват, хитер. Идеализация+сниженная оценка, народна точка зрения. Добрыня – аристократ, цельный, разумный, сдержанный, вежливый, образованный, дипломатичный (прототип – реальный Добрыня, крестивший Новгород, дядя Владимира).

Владимиро-суздальский период: все из Киева во Владимир. Илья Муромец – из крестьянского рода, 1ый подвиг – вспахал поле, 2ой – освобождает Чернигов, 3ий – выбивает глаз Соловью –Разбойнику.

14.Сюжетный состав и персонажи былин.

Былины и сказки являются важнейшими эпическими жанрами русского фольклора. Они отображают жизнь в значительных типических обобщениях, широко используя художественный вымысел, элементы фантастики.. Важнейшую роль в былинах, как и в сказках, выполняет сюжет. Жанровая специфика сюжета и композиции былин обусловлена прежде всего особенностями содержания былин, которое существенно отличается от сказок. В основе былин — важные, очень значительные, на взгляд сказителя, создателя былин и его слушателей, общественные явления, события, имеющие большое национально-историческое значение. Главные герои былин — богатыри, наделенные идеальными качествами человека (невероятная физическая сила, смелость, высокие нравственные качества и т. д.). Содержание былин исторично лишь в самом широком, самом общем смысле слова: в них отражена русская история периода Киевского государства, эпохи татаро-монгольского нашествия; борьба с половцами, печенегами и татарами. Имеют исторических прототипов образы князя Владимира, богатыря Добрыни Никитича, татарского хана Батыя и др. Однако былины включают и много вымышленных, фантастических образов: Соловей-разбойник, Змей, Идолище и др. Конкретные сюжеты былин, как и в сказках, полностью вымышлены и не восходят ни к каким достоверным историческим фактам. Однако если сказки воспринимаются в основном как чистый вымысел, то былинный сюжет оценивается как достоверный жизненный факт. Малособытийность сюжета — жанровая специфика былины. Сюжеты былин различны по своему конкретному содержанию, но для них характерны и некоторые общие, типологические черты. Одна из таких жанрово-типологических черт — одноплановость, или однолинейность, развития сюжета. Кульминацией в сюжете былин является описание сражения или иного состязания богатыря с противником. В описании боя нет элемента борьбы – легкость победы богатыря.

 

15.Композиция и стиль былин (общие места, формулы, ретардация).

Как правило, былина начинается зачином. Лишь в очень редких случаях зачину предшествует запев. Экспозиция подготавливает и усиливает драматизм завязки, психологизирует. Как правило, зачин представляет собою завязку сюжета. Наиболее распространенным типом былинных зачинов-завязок является картина пира у князя Владимира. Вторым типом зачина-завязки является описание выезда богатыря. Третий тип зачина-завязки — изображение наезда врагов на русскую землю. Зачины былин сразу же стремятся подчеркнуть историческую достоверность их содержания. После зачина-завязки в былине идет развитие действия. В былине первостепенное значение имеет образ главного героя-богатыря. Как и в любом эпическом произведении, сюжет в былине заканчивается развязкой, которой в какой-то мере подчеркивается реальность и историческая достоверность былины. Важнейшим композиционным принципом былин является принцип противопоставления (контраста или антитезы), который проявляется прежде всего в построении сюжета былин. Основу былинного сюжета, как правило, составляет столкновение богатырей с их противниками. Это нередко отражается уже в самом названии былин («Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Калин-царь», «Василий Игнатьевич и Батыга» и др.). В былине все подчинено созданию образа богатыря. И прием выделения также служит именно этой цели. Для того, чтобы победить такого страшного врага, каким является противник, богатырь должен обладать невероятной физической силой. В этих целях в былинах очень широко используется прием гиперболизации. Значительную роль в былине играют диалоги, которые драматизируют сюжет, помогают полнее охарактеризовать героев, раскрыть их мысли и переживания. Важную композиционную роль в былинах выполняет прием повторений отдельных эпизодов, речи героев и т. п. Чаще всего это повторение трехкратное, но может быть и двукратным. Иногда утверждается, что назначение былинных повторений — достичь замедленности действия. Однако замедление действия не самоцель, а только средство для достижения каких-то иных целей. Основное назначение подобных повторений — наиболее отчетливо выразить особенно важную для былины мысль, акцентировать внимание слушателя на каких-нибудь очень значительных в смысловом отношении эпизодах, тех или иных поступках героев и т. д. Непосредственно с повторениями в былинах связаны так называемые «общие места». «Общие места» — это устойчивые словесные формулы, которые сказителями почти дословно повторяются в одной или разных былинах в сходных эпизодах повествования или картинках описания. Наиболее часто «общие места» в былинах употребляются при изображении пира у князя Владимира, выражении угроз врага, показе вражеской силы, описании седлания богатырем коня, показе его поездки, сражения с врагами и т. д.

«Общие места» облегчают создание былины: сказитель в известных случаях не вновь создает текст, а пользуется готовыми формулами, которые выполняют в былине важные идейно-художественные функции.

 

16.Жанровая специфика исторических песен. Сюжеты и герои.

Исторические песни – это стихотворные эпические, лиро-эпические устные произведения, художественно выражающие идейно-эмоциональное отношение народа к конкретным событиям и лицам истории. Былины отражают историю поэтически. Поэтика и типы героев иные. И.П. фактически лишена гиперболизации и идеализации. Герои былин идеальны. Герои И.П. люди реальные, и ничего богатырского в них нет. Наличие отрицательных черт у героев, например, царь Иван Грозный слишком скор на гнев). Если хитрость Алеши Поповича скорее исключение, чем правило, то в исторической песне хитрость – совершенно законный тактический прием. Щелкана Дудентьевич. Исторический фон – восстание тверичей в 1327 г.против ханского ставленника Щевкала. Исторические песни возникли в период борьбы с татарским игом (13-14вв), как отклик на события общественной и военной истории.

Песни 16 века. Тема – борьба с внешними врагами и княжеско-боярской верхушкой за укрепление централизованного государства.

Во второй половине 16 в. складываются циклы песен вокруг главного деятеля, выдвинутого Россией того времени, - Ивана Грозного, и главного героя, выдвинутого народными массами, - Ермака.

Песни 17 века. Во второй половине 17 в. произошло восстание под руководством Степана Разина (1667-1671). Казачьи исторические песни о Степане Разине.

Эпоха Смутного времени. Убийство Дмитрия, судьба Отрепьева, отравление Годунова, войска Минина и Пожарского - все события находят немедленное выражение в песнях. Исторический фон: поляки и шведы выступили против Русского государства. Правил Борис Годунов 5 лет, он – «убийца Дмитрия царевича». Борис Годунов умертвил себя «ядом змеиным». После Годунова престол занял мнимый сын Ивана Г. Григорий Отрепьев Расстрига. Гришка Отрепьев – «злой расстрига». Хотел занять престол и самозванец Лжедмитрий.

Песни 18 века. Далее следовал пугачёвский цикл, который, по сути, повторял разинский. Исторические песни о Петре Великом и событиях его царствования.

Исторические песни о событиях Отечественной войны 1812 г ода (“Наполеон пишет письмо Александру”, “Кутузов призывает победить французов”, “Наполеон в Москве”, “Казак Платов” и др.). Главными героями песен о войне становятся Кутузов и Платов. Отражение в песнях дум и чувств солдат. Идея защиты отечества.

Типы персонажей исторических песен: народный герой, царь, полководец. Изображение народа. Поэтика и стиль исторических песен. Жанровые разновидности: эпические песни (с развернутым сюжетом, одноэпизодные), лиро-эпические песни. И.П. лаконичны, одноэпизодны. Историзм условный, сюжет избирательный, типологические мотивы.

17.Балладные песни. Тематика и сюжетный состав. Трагический конфликт.

Баллада – лироэпическая песня трагического содержания. Народным балладам присущи достаточно устойчивые жанровые признаки. Ограничив себя местом и временем, баллада сосредоточилась на изображении чувств и переживаний людей в момент наивысшего напряжения духовных сил.

1) Балладные песни о татарском (позднее — турецком) полоне: “Девушка взята в плен татарами”, “Русская девушка в татарском плену”, “Красная девушка из полона бежит”.

2) Сюжеты балладных песен ХIV-ХVI вв.: “Василий и Софья”, “Дмитрий и Домна”, “Рябинка”, “Князь Михайло”, “Дети вдовы” и др.

3) Любовные баллады: “Дмитрий и Домна”, “Казак и шинкарка”, “Похищение девушки”, “Девушка защищает свою честь”, “Монашенка топит ребенка”.

4) Семейно-бытовые баллады: “Князь Роман жену терял”, “Муж жену губил”, “Рябинка”; “Федор Колыщатой”, “Алеша и сестра двух братьев”, “Брат, сестра и любовник”, “Сестра-отравительница”, “Дочь тысячника”, “Насильный постриг”.

5) Тема инцеста: “Охотник и его сестра”, “Брат женился на сестре”, “Иван Дородорович и Софья-царевна” и др.

6) Баллады ХVII-ХVIII вв.: “Оклеветанная жена”, “Жена мужа зарезала”, “Братья-разбойники и сестра”, “Жена разбойника” и др.

7) Кризис жанра традиционной баллады. Появление в конце ХVIII — начале ХIХ в. новых баллад. Баллады: о социальном неравенстве: “Молодец и королевна”, “Князь Волконский и Ваня-ключник”, “Княгиня и камер-лакей”, “Девушка гибнет от любви воеводского сына”; о бедности и горе: “Горе”, “Молодец и горе”, “Молодец и река Смородина”и др.

В основном баллады строятся на трагическом конфликте. Центральный мотив — злодеяние. Трагическое часто проявляется в преступлении — убийстве невиновного. Исторические баллады повествуют о татарском или турецком полоне; о трагических встречах в плену родных и близких людей («Авдотья Рязаночка», «Тёща в плену у зятя»), о побеге из плена («Русская девушка в татарском плену»). Любовные баллады — о неразделённой любви, где девушка гибнет от руки влюблённого, не соглашаясь быть его женой, или убивает себя сама («Обманутая девушка»). В семейных балладах причиной убийства одного супруга другим может быть ревность или несправедливый донос. Невестка становится жертвой свекрови («Рябинка»), братья жестоко карают сестру за непослушание («Король и девушка»). В основе конфликта может лежать случайность, неосведомлённость главного героя или героини (сестра убила брата по ошибке или, например, не зная о родстве, сестра и брат вступают в брачные отношения). Весьма распространён в балладе мотив неожиданности в возникновении трагических последствий. Трагический конфликт баллады может быть связан и с социальным неравенством.

Трагизм в балладе — не следствие мелкой ссоры, а суть глубинного конфликта. Чаще финал баллады связан с победой зла — но лишь “физической”, поскольку моральная победа остаётся за жертвой. Зло, насилие, клевета, подозрительность — всё это осуждается балладой. Через страдания жертвы или страдания раскаявшегося “губителя” (злодея) читатель приходит к своеобразному “катарсису”. Счастливый финал баллады — позднее явление, следствие влияния сказки.

 

18.Малые эпические жанры (паремии). Пословицы и поговорки. Классификация, тематика и поэтика.

Пословицы возникли давно, считались обломками мифов. В древности выполняли роль неписаного закона, социального порядка. Со временем форм-ся эстетическая функция п., употребляется по аналогии. Развивается многозначность. ПОСЛОВИЦА – это образное народное краткое устойчивое изречение, обобщающее житейский опыт. Ритмичная, назидательная.

КЛАССИФИКАЦИЯ

1. По тематическому принципу

2. По алфавиту

3. По контрасту

По степени метафоричности:

1)изречения с прямым смыслом, чужда иносказательность. Функция – либо общее утверждение, либо общее отрицание.

2)пословичные изречения с общим прямым смыслом, используются тропы (метафора, ассонансы, аллитерации). Носят общеотрицательный характер.

3)Прямой смысл, но истинность подкрепляется сопоставлением с чем-нибудь очевидным. Аналогия. Сравнение. Функция утверждения или отрицания.

ПОЭТИКА. Часто употребляются собственные имена, олицетворения, сравнения, метафоры, метонимия, литота, гипербола, антитеза.

ТЕМАТИКА. Пережитки древности, христианские представления, исторические воспоминания.

ПОГОВОРКА – это образное общепринятое народное выражение, существующее в речи для эмоционального выражения.

Пословица Поговорка
Предложение Словосочетание
Изречение, суждение, тезис Речение
Завершенная Незавершенная
Две части Одна часть

 

 

19.Происхождение, тематические группы и поэтика загадок.

Загадка – иносказательное изображение предмета или явления, которые предлагается отгадать. Она состоит из двух частей: собственно загадки и отгадки. З. и отгадка органически связаны между собой. В большинстве случаев отгадка называет какой-либо предмет или действие, а загадка является его метафорическим изображением. В З. важно выделить основные, главные признаки загадываемого. Часто З. рифмованы. Характерным для большинства загадок является сказовый стих. Загадка – древний жанр. На её древнее бытование указывает распространение загадок у народов с малоразвитой культурой. Загадка может входить в сказку («Жадная старуха») и в песни (песни дружки на свадьбе). Загадка – средство испытания в древности. Произошли от тайной, условной речи. Это хорошо составленная метафора. Виды: прямые, обманки (игра слов), на образное мышление, математические.

20.Народная проза. Сказочная и несказочная проза, принципы дифференциации.

Сказочная:

1)функция – эстетическая и внеэстетическая.

2)основная установка на вымысел.

3)бытование сказки специальное.

4)худ.явление, признак – обрядность, рассказывани.е

5)искусство формульное.

6)иррациональное время и пространство.

Несказочная: (меморат – от 1го лица, фабулат – от 3го лица, хроникат – слухи и толки)

1)утилитарная, познавательная, дидактическая функция.

2)установка на достоверность, на реальность.

3)бытование не специальное, рассказывается в контексте, к слову, в разговоре.

4)искусство более свободное, более профанное.

 

21.Предания как жанр фольклора: герои, сюжеты, тематические группы, поэтика

Предание- это устный прозаический рассказ, повествующий о далеком прошлом, в основе создания которого лежит реальный факт, который подвергается за степенью давности различным интерпретациям.

1)исторические: катастрофы, воины, революции. Герои: Иван Грозный, Петр I, Суворов, Кутузов.

2)топонимические

3)генеалогические.

ПОЭТИКА. Конкретность, локализация, историзм, ссылки на источники.

СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГР.:

1)ранние исторические предания.

2)п. о борьбе с внешним врагом.

3)п. об Ив.Грозном, о Петре, о Ермаке, о Пугачеве и т.д.

22. Легенда как жанр фольклора, Сюжеты, мотивы, персонажи, стиль.

Легенды – народные рассказы с религиозным вымыслом, фантастика которых идёт не от языческой, а от христианской религии. В своей форме, легенды часто сближаются с бытовыми сказками. Некоторые из них приобрели сатирическое истолкование сюжетов священного писания. Отказ от отвлечённо-абстрактной фантастики библейских книг говорит о земной, социально-бтовой основе народных легенд.

Легенда — приблизительный синоним понятия миф; эпический рассказ о происходившем в незапамятные времена; главные герои рассказа — обычно герои в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют боги и другие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Поэтому учёные не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на реальных событиях.

По типу легенды делят на религиозные, социально-утопические, героические, мифологич.

МОТИВЫ. 1)хождение по земле божества; 2)испытывание божеством человека на правильное поведение; 3)наказывание грешников, награждение праведников; 4)нарушение человеком табу; 5)похождения и жизнь в аду пьяницы или солдата; 6)искушение человека бесом; 7) жизнь и смерть праведника или грешника.

ПОЭТИКА. Не отличаются структурной самостоятельностью, законченностью, это проявление мировоззренческое. Характерна слабая выработанность стилистических средств.

 

23.Сюжетный состав, классификация, герои и стиль быличек.

Былички – устный прозаический рассказ о встрече человека с мифологическим персонажем, о сбывшихся снах и преданиях.

КЛАССИФИКАЦИЯ.

Эрни Васильевна Помирасова:

- о духах дома

- о духах природы

- черти, проклятья, мертвецы

Валерий Зиновьев:

- о духах природы

- о домашних духах

- о черте, змее, проклятых

- о колдунах, ведьме, покойниках

- о кладах

- о вестниках судьбы

- о небесных силах

СТРУКТУРА

1. Исходная ситуация. Свидетельское показание: дата, место.

2. Сюжет – встреча с мифологическим персонажем МП.

3. Реакция человека: демонстрация знаний, правильного поведения по отношению к МП, либо неправильного.

4. Исход: счастливый либо трагичный.

МОТИВЫ (сквозные)

1)Антагонист в реальном мире

2)Герой в антимире

3)Последствия контакта героя с антимиром

Тематический спектр жанра: рассказы о встречах (взаимоотношениях) с домовым, банником, водяным, лешим, русалкой, чертом, покойником; о колдунах, проклятых; о кладах; о гаданиях и предсказаниях судьбы. Отражение социальных и пространственно-временных представлений человека в понятийной структуре быличек: взаимное уподобление “своего” и “чужого” миров, значимые точки годичного и суточного циклов, пространственные границы человеческого. Быличка отличается от легенды и сближается с бывальщиной тем, что она не апеллирует к традиции, а рассказывает историю из современной жизни, произошедшую с самим рассказчиком, но чаще — с его знакомыми или знакомыми его знакомых. То есть отличительным признаком этого жанра является установка на реальность описываемых событий.

 

24.Волшебные сказки: исторические корни, классификация и герои.

СКАЗКА – это устный рассказ, бытующий в народе с целью развлечения, имеющий содержанием необычное в бытовом смысле событие и отличающееся специальным композиционно-стилистическим построением.

Термин возник в 17в., до этого называли «басня», «байка». В 40е гг. Пропп в книге «Исторические корни в.с.» доказывает, что в сказке есть отсылки к древности. Миф (архитип), обряд (инсценировка), сказка (сюжет), т.е. сюжет сказки уходит в миф (мотивы змееборства, двоемирия). Пропп исследует 2 института древности: культ предков, обряд инициации.

Волшебная сказка как жанр. Многие из них построены по единой композиционной схеме, имеют ограниченный набор персонажей со строго определенными функциями. Основная особенность мира волшебных сказок – его членение на “наш” и “не наш” (“тридевятое царство” русских сказок). Герой отправляется в иной мир за невестой или чудесными предметами. Он вступает в контакт с дарителем, получает чудесный предмет или приобретает чудесного помощника, выполняет трудные задачи и благополучно возвращается в свой мир. Действие сказки протекает в неопределенно-прошлом времени. С одной стороны, указывается на его давность и полную неопределенность (“давным-давно”), с другой же – на вечность этого бесконечно длящегося действия (“стали жить-поживать и добра наживать, и теперь живут и нас переживут” в русских сказках).

 

 

Наиболее простое и понятное решение проблемы – классификация волшебных сказок по тематическому принципу, в результате которой выделяются сказки героические, чудесные и авантюрные. Предметом героических сказок является тема защиты богатырем “своего” мира. Чудесные сказки повествуют о чуде и связанных с ним необычных (“чудесных”) существах – чудесных женихах и женах, обладающих сверхъестественными способностями и живущих на границе двух миров – человеческого и природного, чудесных детях и разного рода волшебных предметах (диковинках). Авантюрные сказки лежат на границе между сказками волшебными и социально-бытовыми, сочетая в себе их основные черты: хотя они и не повествуют ни о чуде, ни о диковинках, сюжет их так же занимателен и увлекателен, как сюжет чудесных сказок; хотя их события кажутся невероятными, нереальными, они всегда мотивированы в бытовом и социальном плане, как в сказках социально-бытовых.

Так, В.Я. Пропп выделил сказки шести сюжетных типов:

сказки о змееборстве (борьбе героя с чудесным противником);

сказки о поиске и освобождении от плена или колдовства невесты или жениха;

сказки о чудесном помощнике;

сказки о чудесном предмете;

сказки о чудесной силе или умении;

прочие чудесные сказки (сказки, которые не укладываются в рамки первых пяти групп).

25.Сказки о животных: источники, мотивы, композиция и стиль.

Источники (работа Костюхина):

1. Мифы первобытных народов

2. Заимствование запада

3. Антично-басенное наследие «Эзоп и Федра»

4. Физиологии или бестиарии

5. Роман о Лисе

Мотивы:

1)коварный совет, хитрый персонаж, простофиля

2)неожиданный испуг

3)разнообразные виды обмана

Композиция зависит от мотивов. Первый вид – простая, законченная. Второй вид – контаминированные, основанные на последовательном сцеплении однотемных сюжетных звеньев-мотивов. Сюжет анималистических сказок характеризуется ясностью, четкостью и простотой. Анималистические сказки отличаются небольшим объемом, стойкостью сюжетной схемы и лаконизмом художественных средств выражения. Композиция русских сказок о животных также отличается простотой и прозрачностью. Нередко они являются одноэпизодными (“Лиса и журавль”, “Журавль и цапля” и др.). В этом случае для них характерна гиперболизация основных свойств и черт персонажа, определяющая необычность, фантастичность их поступков.

СТИЛЬ. При всей своей кажущейся простоте и элементарности русские народные сказки о животных – произведения высокохудожественные, образы их выразительны, идейно и эмоционально насыщенны и отшлифованы в стилистическом смысле до мельчайших деталей.

Комическое начало, которое обнаруживается в использовании сказкой различных приемов и средств комического, будь то создание гиперболизированных, даже гротескных образов персонажей, воспроизведение нелепых ситуаций или даже сам тон сказки (например, сказка “Мышь и воробей”);

Интонационно-звуковое богатство речевых характеристик персонажей, воспроизведение в их репликах и высказываниях речи людей разных сословий и разных психологических типов (характеров);

Ритмизация повествования (см. сказки “Курочка Ряба”, “Колобок”, “Петушок и бобовое зернышко”, “Нет козы с орехами” и др.), становящаяся существенной чертой стиля “животных сказок”, использование стилевых ритмических клише – зачинов типа “жили-были”, концовок типа “стали жить-поживать и добра наживать”, стихотворных фрагментов, песенок, присловий, типичных формул с характерными инверсиями и т. д.;

Звуковая организация повествования, выражающаяся в использовании рифмовок и созвучий слов по ходу рассказа (“жила-была”, “лиса-краса”, “гулять – искать”, “идет – несет”, “срубить – погубить”, “позвала – назвала” и т. п.);

26.Поэтика сказки (по Проппу).

Пропп изучает по функциям действующих лиц. Повторяемость функций поразительна. Функций чрезвычайно мало, а персонажей чрезвычайно много. Многообразие и однообразие сплелись воедино. Функция – поступок действующего лица, определенный с точки зрения его значимости для хода действия. Это постоянны, устойчивый элемент сказки. Их всего 31. Таким образом, любая сказка формульна. Формулы бывают инициальные (в тридевятом царстве, давным-давно), медиальные (долго ли коротко ли, солнце далеко, небо высоко, скоро сказка сказывается, да не…), финальные (…и я там был, мед, пиво пил).

 

27.Бытовые cказки: происхождение, сюжетно-тематические группы, стиль.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ: Более поздний жанр, но был распространен еще в античности, т.к. веселого, эротического содержания. На Руси в средние века их распевали скоромохи. Во Франции они назывались «Фаблио», в Гкрмании «шванки», в Италии «фацеци». Часть волшебных сказок перешли в бытовые.

СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ:

1. О мудрых девушках, человеческая мудрость, нет ничего волшебного («Семилетка»).

2. Умная невеста, мудро отвечает.

3. Об испытаниях жен.

4. О ловких и удачливых отгадчиков.

5. О ловких ворах.

6. О разбойниках, противостоит умная дева.

7. О хозяине и работнике

8. О попах

9. О глупцах

10. О злых, строптивых и неверных женах.

11. О шутах.

12. О солдатах.

Волшебная.

1)двоемирие(герои отправляются в другой мир)

2)опред.набор персонажей.

3)хар-р борьбы: добро побеждает зло.

4)действуют сверхъестественные предметы

5)композиция однотипная

6)отлич.обрядонностью, яркой выраженностью.

Бытовая.

1)один мир

2)герои иные – соц.статус разнообразный.

3) соц.враги крестьянина не всегда побеждаются.

4)они отсутствуют

5)разнообразна

6)не формульные, строятся на диалоге, отсутствует зачин.

 

28.История и типология анекдота.

Первоначально так называли любопытные в общественном или бытовом отношении истории о знаменитых лицах. С греч. «anekdotos» - неизданное, неопубликованное. Во времена Карамзина и Пушкина значение сузилось до обозначения шутливого, остроумного рассказа об известном в истории лице. В 18в. так стали называть бытовые новеллы. Одним названием были объединены разные по происхождению произведения – собственно анекдот и сказка-новелла. Это малая форма комической прозы. Переводная новелла (фаблио, фацеции), исконно близкая к «бытовому анекдоту», преобразилась и породила жанр – «анекдот». Он вобрал в себя множество жанров: переводные новеллы, сказки, басни, иронические бытовые истории. Анекдот отличается от сказки-новеллы тем, что – это история с утрированным запечатлением комических жизненных несообразностей, раскрываемых в самом конце через неожиданный сюжетный ход или внезапный поворот сюжетной ситуации.

ПРИЕМЫ: преувеличение нелепых ситуаций, преуменьшение реальности, карикатура (про кривые дрова), пародии (Репка вышел из тюрьмы), гротескные (курица и 7кг. Яйцо), многозначность слов (четверка: оценка, «четвертинка» водки), замещение переносного смысла прямым, использование речевых ошибок, жаргона (хиппуешь клюшка).

29.Необрядовые лирические песни. Проблема классификации. Тематические группы.

Свобода от обряда, относительная неприуроченность ко времени исполнения, преобладание поэтических функций над прагматическими, использование своеобразного метафорического для раскрытия внутренного мира человека.

Проблемы классификации необрядовых лирических песен. Разнообразие принципов систематизации: по тематике (любовные, семейные, рекрутские, удалые), по социальной среде создания и бытования (солдатские, бурлацкие, ямщицкие, казачьи и проч.), по преимущественному составу исполнителей (мужские и женские), по формам мелодии и внутрислоговой распевности (частые и протяжные), по связи с движением (шаговые, маршевые, плясовые), по эмоциональной доминанте (шуточные, сатирические). Сочетание нескольких принципов при создании научных классификаций (В. Я. Пропп, Н. П. Колпакова, Т. М. Акимова, В. И. Еремина).

В Л.П. запечатлелись отклики народа на события общ.-полит. жизни, выражение соц. эмоций, связанных с взаимоотношениями крестьян и их хозяев, принципы семейного и бытового уклада в старой деревне и, наконец, правила неписанной народной морали. Выделяют 2 основных типа русск. нар. Л.П.: частые и протяжные.




Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 24 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Білет №2 | Білет №5 | Білет №8 | Інструкція | Решта статей загальновиробничих витрат. | Ремонтне господарство. Інструментальне господарство. Транспортне господарство. Складське господарство. Соціальна інфраструктура підприємства. Капітальне будівництво. | Організаційні структури управління електричних мереж |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.087 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав