Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Цивилизационный подходбыл предложен Арнольдом Тойн­би (1889-1975). Центральное понятие, используемое его сторонни­ками — цивилизация.

Читайте также:
  1. A2Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «нежный» (предложение 25).
  2. UNIT 5 УСЛОВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  3. Актуальное членение предложения.
  4. Анализ рынка —это изучение спроса и предложения в определенной товарной категории, исследование потребительского поведения, структуры и конъюнктуры рынка.
  5. АНАЛИЗ ТОВАРНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА УКРАИНСКОМ РЫНКЕ КРАСОЧНЫХ СОСТАВОВ
  6. Антидемократический режим государства: понятие, особенности, виды.
  7. В английском предложение ВСЕГДА должен быть ГЛАГОЛ!
  8. В зависимости от логического ударения меняется смысл предложения.
  9. В мае 2008 года мы получили предложение ехать в Словакию с концертами на весенний фестиваль. Предложение было заманчивым и мы сразу же решили ехать.
  10. В отечественной практике принята классификация, предложенная Стражеско и Василенко.

Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объе­диненных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жиз­ни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли.

Согласно Тойнби, цивилизации могут быть основными и ло­кальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в исто­рии человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на дру­гие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.

К основным цивилизациям относились:

• шумерская;

• вавилонская;

• минойская;

• эллинская (греческая);

• китайская;

• индусская;

• исламская;

• христианская;

• некоторые другие цивилизации.

Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внима­ния, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).

Движущими силами истории, согласно Тойнби, являются:

• вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географи­ческое положение, отставание от других цивилизаций, воен­ная агрессия);

• ответ цивилизации в целом на вызов;

• деятельность талантливых, богоизбранных личностей (вели­ких людей). Развитие всей истории строится по схеме «вы­зов — ответ». По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

• творческого меньшинства;

• инертного большинства.

Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.

Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно «тушить» энергию меньшин­ства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начина­ется застой.

Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.

Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:

• зарождение;

• рост;

• надлом;

• дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезно­вением цивилизации.

Культурологический подход был предложен немецким фи­лософом Освальдом Шпенглером (1880—1936).

Центральное понятие данного подхода — культура.

Культура — совокупность религии, традиций, материальной и ду­ховной жизни. Культура — автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает.

Понятие «культура» Шпенглера близко понятию «цивилизация» Тойнби, однако, «цивилизация» у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода — выс­ший уровень развития культуры, завершающий период развития куль­туры, предшествующий ее смерти.

Всего Шпенглером было выделено восемь культур:

• индийская;

• китайская;

• вавилонская;

• египетская;

• античная;

• арабская;

• русская;

• западноевропейская.

Культурологический подход был особенно популярен в Европе в первой половине XX в.

Помимо формационного, цивилизационного, культурологического, существуют и иные философские подходы, рассматривающие историю как объективный и закономерный процесс. Среди них можно выделить подход Гегеля и позитивистский подход.

Гегель, взяв за исходный критерий осознание человеком са­мого себя, свободу, рассматривал историю как целенаправленный и закономерный процесс освобождения человека и выделил в нем три этапа:

• восточный (Китай, Египет и др..) — осознает себя и свободен только один человек — правитель, все остальные — его рабы;

• античный (Греция, Рим, средневековье) — осознает себя и сво-

бодна лишь одна группа, прослойка людей — «верхушка», все остальные служат ей и зависят от нее;

• германский — осознают себя и свободны все.

Позитивистский подход в несколько измененном виде полу­чил в настоящее время широкое распространение.

Позитивисты (Опост Конт) выделяли следующие стадии разви­тия общества:

• традиционную;

• доиндустриальную;

• индустриальную.

На базе данной классификации получила широкое распростране­ние среди современных западных философов точка зрения о том, что человечество в своем историческом развитии прошло стадии:

• традиционного;

• доиндустриального (аграрного);

• индустриального;

• постиндустриального общества.




Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 17 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Научные революции и смена типов миропонимания | Структура, методы и формы научного эмпирического познания | Теоретические методы научного познания | Наука и техника. Закономерности развития техники. Философия техники | Развитие науки является одним из главных условий раз­вития техники. | Подходы к пониманию общества | Роль материального производства в развитии общества: диалектика производительных сил и производственных отношений | Социальная сфера общественной жизни: социальная структура общества и ее изменение | Политическая организация общества. Государство как важнейший элемент политической системы общества | Общественное сознание |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав