Читайте также:
|
|
В этой работе выделяются два последовательных этапа: ознакомление с орфограммой и орфографическим правилом и формирование орфографических умений.
Ознакомление с орфограммой и орфографическим правилом складывается из следующих элементов: восприятия слов с изучаемой орфограммой; ознакомлени я с условиями выбора правописной нормы и с опознавательным знаком орфограмм данного типа; запоминания учащимися нового орфографического правила; обучения применению на практике нового правила. Восприятие учащимися новой орфограммы происходит в заранее написанных на доске одном слове (если орфограмма безвариантная) или двух-трех словах (если орфограмма вариантная). При этом орфограмма подчеркивается и обозначается часть слова, в которой она находится, или обозначаются части слов, между которыми она находится, например: тянуть, шёпот, шорох; в пол\е\; по-прежнему, куда-либо.
Для ознакомления учащихся с условиями выбора орфограммы используются как эвристические методы (беседа и самостоятельный анализ на основе анализа материала для наблюдения), так и дедуктивные (сообщения учителя и самостоятельный анализ лингвистического текста).
Выбор методов разъяснения сути орфограммы определяется рядом условий: степенью знакомства детей с опорными знаниями о языке, наличием вариантов в орфограмме, четкостью их противопоставления друг другу. При наличии вариантов в орфограмме и их четком противопоставлении целесообразно использовать эвристические методы обучения, при их отсутствии — дедуктивные.
На этом же этапе учитель сообщает о том, что одно из условий выбора орфограммы является ее опознавательным признаком.
Завершается работа формулированием нового орфографического правила, которое производится либо самим учителем, либо создается учащимися. В обоих случаях предварительно выясняется, что должно войти в формулировку правила — выявленные условия выбора. Целесообразно также указать возможную их последовательность в орфографическом правиле: на первое место лучше ставить часть слова, в которой она находится; остальные условия могут перечисляться в любом порядке.
Затем составленное орфографическое правило сравнивается с формулировкой учебника с целью выяснить, все ли условия отражены, удачна ли последовательность перечислений условий выбора в правиле, из скольких частей состоит новое орфографическое правило.
Далее анализируется образец графического обозначения условий выбора изучаемой орфограммы: выясняется, как обозначена сама орфограмма (подчеркнута одной чертой) и условия выбора. Графическое обозначение условий выбора орфограммы выполняет две функции; во-первых, является средством формирования умения писать слова с новой орфограммой, во-вторых, способом краткого объяснения допущенных орфографических ошибок.
С целью запоминания и воспроизведения нового орфографического правила учащимся предлагается по учебнику прочитать его два-три раза. Воспроизводится оно всеми учащимися один-два раза про себя и двумя-тремя — вслух. Только так можно создать условия для применения нового орфографического правила на практике.
Обучение школьников умению применять правила на практике формируется на основе подражания образцу, который школьники либо получают в учебнике, либо его дает учитель.
Для показа образца -применения правила на практике учитель на доске записывает несколько слов (или проецирует их на экран с помощью кодоскопа), например: суч..к, овраж..к, крюч..к, замоч..к (если изучалась орфограмма «Гласные после шипящих в суффиксах существительных»).
Прежде всего учитель обращает внимание на шипящие в этих словах (подчеркивает их двумя черточками). Это опознавательный признак данной орфограммы. После них гласные — орфограммы. Они находятся в суффиксе существительных. В первом слове ударение падает на гласную в суффиксе, значит, в слове сучок надо писать букву о. сучок.
3. «Дворянское гнездо» - это последняя попытка Тургенева найти героя времени в дворянской среде. Тургенев понимал, что русское дворянство подходит к роковому историческому рубежу. Раскрывая историю жизни «гнезда» Лаврецких, автор резко критикует дворянскую беспочвенность, оторванность от сословия, от родной культуры, от русских корней, от народа. В произведении впервые воплотился идеальный образ тургеневской России, который постоянно жил в его душе. Тургенев предостерегает: не спешите перекроить Россию на новый лад, остановитесь, помолчите, прислушайтесь.
Живым олицетворением родины, народной России является централная героиня романа Лиза Калитина. Эта дворянская девушка, как пушкинская Татьяна, впитала в себя лучшие соки народной культуры. Ее воспитывала нянюшка, простая крестьянка. Книгами ее детства были жития святых. Лиза религиозна.
Любовный роман Лизы и Лаврецкого глубоко поэтичен. В самые счастливые минуты жизни они не могут освободиться от тайного чувства стыда, от ощущения непростительности своего счастья. Катастрофа любовного романа Лизы и Лаврецкого не воспринимается как роковая случайность. В ней видится герою возмездие за пренебрежением общественным долгом, за жизнь его отца, дедов и прадедов. Лиза решает уйти в монастырь.
В эпилоге звучит элегический мотив скоротечности жизни. Грустен финал произведения. Ведь одновременно утекла в небытие почти вся жизнь героя.
4. Уроки вн.чтения должны отвечать всем требованиям, которые предъявляются к любому уроку. Прежде всего здесь учитель с выборе произведений. Основное внимание уделяется русской литературе, учащиеся увлекаются произведениями своих современников.
Задачи В.Ч.:
- развитие у читателей самостоятельности
- формирует литературные интересы учеников
Формы:
- рассказ о писателе
- обмен впечатлений о прочитанном
- чтение мемуарн. литературы и отзывов в критике
Количество часов предусматривается программой. Особенность таких уроков в оригинальности, в особой атмосфере, в яркости.
Задачи в млад. классах:
- воспитание любви к книге
- потребности в чтении
В средних классах:
- формирование читат. Интересов
- развитие худ. вкуса
В старших классах:
- развитие личного подхода к лит. прозведению
- самостоятельности оценок
При планировании занятий внеклассного чтения важно предусмотреть следующее:
- сочетание русской и зарубежной классики с современной литературой
- тематическое своеобразие, сочетание произведений разных жанров
- чередование разных видов уроков внеклассного чтения (беседа, обзор, семинар, собеседование, консультация и др.)
Организацию работы по подготовке вн. чтения можно поручить небольшой инициативной группе из трех человек, которые выступают в роли организаторов.
Напр., женские образы в романе «Дворянское гнездо».
Марфа Тимофеевна, старая патриархальная дворянка, тетушка Лизы Калитиной. Живым олицетворением родины яв – ся Лиза. Эта дворянская девушка, как пушкинская Татьяна, впитала в себя лучшие соки народной культуры. Ее воспитывала нянюшка, простая крестьянка. Книгами ее детства были жития святых. Лизу покоряла самоотверженность отшельников, угодников, святых мучениц и готовность пострадать за правду.
ХАРКІВСЬКИЙ ЕКОНОМІКО-ПРАВОВИЙ УНІВЕРСИТЕТ
Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 94 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |