Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Основные проблемы и идеи философии Нового времени (гносеоцентризм и проблема метода научного познания).

Читайте также:
  1. A. гностическим методам
  2. CУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
  3. I Кислотно-основные свойства.
  4. I Кислотные и основные свойства
  5. I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации
  6. I. Определить основные критерии качества атмосферного воздуха.
  7. I. Основные
  8. I. Основные богословские положения
  9. I. Основные задачи и направления работы библиотеки
  10. I. Основные парадигмы классической социологической теории.

Новое время – XVII - XIX вв. – явилось мощным цивилизационным скачком истории: европейские буржуазные революции и постепенный приход к власти буржуазии, развитие капиталистического способа производства и появление промышленности, базирующейся на применении машин, механизмов и оптимальной, рациональной организации труда. Новые реальности дали импульс развитию научного знания и технических усовершенствований.

 

Новая ситуация складывалась и для философии:

· вызревает потребность осмысления природы научно-теоретического знания и методов его получения, науки как социальной ценности

· в центре философской рефлексии оказываются человеческий разум, знание, истина. На первое место выдвигается гносеология – философское учение о познавательных возможностях человека, путях и способах освоения мира

· из наук на роль ведущей все больше претендует механика, философия развивается в тесной связи с ней. Формируется особый – механически-материалистический тип философствования, рассматривающий мир и человека в том числе, как сложное механическое устройство.

 

В связи с этим актуализируются и другие проблемы, такие как разграничение сфер научного знания и религиозной веры, отношения науки, философии и религии.

· Преобладающая концепция "двух истин", согласно которой и наука, и Священное писание имеют свои истины, ограждала развивающееся естествознание от церковного влияния и обеспечивала самостоятельность и независимость научного творчества.

· Механическая картина мира с ее материалистическими устремлениями и объяснениями причин изменения внешними столкновениями объектов вытесняла пантеистические взгляды на природу. Идея Бога по-прежнему присутствовала в мировоззрении, но Бог рассматривался лишь как некий "перводвигатель", задавший природному механизму движение и определивший его законы. Далее мир развивается по своим собственным законам. Это – деизм, который по сравнению с пантеизмом, до минимума ограничил возможности Создателя, расчищая тем самым место действия объективно-механическим закономерностям.

 

Наука осваивала новые методы исследования: опытно-экспериментальный и математический, и это не могло не сказаться на философии – в ней схоластические рассуждения уступали место эмпирическим и абстрактно-рациональным методам, разрабатывалась эмпирическая и рационалистическая методология. XVII век, заложивший фундамент нового, капиталистического общества, поставил в ряд важнейших и проблему его организации, места человека в нем. Философия обращается к проблемам государственного устройства, человеческой природы, прав и свобод человека.

 

Складывается новое "юридическое" мировоззрение (Т. Гоббс, Д. Локк, Г. Гроций и др.).

· Новые тенденции в развитии гносеологии связаны с философией эпохи Нового времени. Именно с XVII в. начинают интенсивно разрабатываться проблемы познания.

· Роль философии в этом процессе обозначается как поиск путей познавательной деятельности, разработка методов познания.

· Действительность начинает рассматриваться с точки зрения возможности отразить природу и бытие в понятии, в мышлении (действительность рационализируется).

· Разум, его возможности абсолютизируются и возносятся на вершину человеческой деятельности.

· Центром философствования становится "человек мыслящий": "я мыслю, следовательно, существую" - формулировал свое кредо представитель нововременного рационализма: Декарт.

· Именно в это время ставится задача: интенсивно изучать природу и человека. В философии эти задачи конкретизируются как разработка учения о субстанции, поиск методов познавательной деятельности.

· Дальнейшее развитие гносеология получает в немецкой классической философии. И. Кант, ее основоположник, философию начинает с вопроса: "Что я могу знать об этом мире?". Одна из главных книг И. Канта - "Критика чистого разума" посвящена проблемам познания и является ответом Канта на этот вопрос.

 

14. Философия эмпиризма Ф.Бэкона: идолы познания, три пути познания, метод как главный инструмент познания, индукция.

Первым переходом от ренессансной философии к философской мысли Нового времени осуществил Ф. Бэкон (1561-1626 гг.) – английский мыслитель и политический деятель.

· Основным предметом размышления он сделал науку, научное знание, в которых видел главное средство решения социальных проблем и развития производства.

· Цель науки он видит в том, чтобы "познать причины и скрытые силы вещей и дать человеку полезные изобретения и открытия, способные улучшить его жизнь и приумножить власть над природой". Бэкону принадлежит знаменитый тезис: "Знание – сила".

В основных произведениях "Восстановление наук", "Новый Органон", "Новая Атлантида" английский философ разрабатывает классификацию наук, определяет предметное поле и структуру философии, ее место в системе научного знания. Предметом философии, по его убеждению, выступают Бог, природа и человек. Соответственно этому, в структуре философского знания выделяются: естественная теология, призванная дать интеллектуальное толкование Бога; естественная философия, исследующая природные процессы, связи и причины; и учение о человеке, рассматривающее его душу, тело и дающее представление о нем как о члене общества.

 

Философия отныне должна обобщать данные наук и служить практике.

Так Бэкон одним из первых поставил вопрос о методологической функции философии и разработал учение о научном методе как плодотворном способе познания мира.

Отправными установками бэконовской методологии служат безусловное убеждение в том, что человек может познать мир и открыть действительные истины, и что познание есть адекватное отражение мира в сознании человека.

Путь познания тернист, по нему расставлено множество препятствий, которые нужно преодолеть. Бэкон называет их "идолами", т.е. заблуждениями, искаженными образами, возникающими в сознании человека. Только освободившись от них, можно рассчитывать на успешное применение нового метода познания.

Ф. Бэкон анализирует 4 группы идолов.

Первая – идолы рода и племени. Они лежат в самой природе человека как родового существа, присущи его чувствам, разуму. Это – свойство истолковывать природу "по аналогии с человеком", т.е. приписывая изучаемым объектам человеческие свойства и качества.

Вторая группа – идолы пещеры. Они не имеют общечеловеческого характера, как первые, а отражают групповые или индивидуальные особенности познающего.

Третья группа – идолы площади и рынка – порождены "общением людей", и особая роль здесь принадлежит языку.

 

К четвертой группе Бэкон относит идолы театра и теорий. Ими он называет склонность людей верить в авторитеты, догмы, различные религиозные доктрины, философские построения.

 

«Истинный ученый подобен пчеле: он собирает и перерабатывает нектар фактов в мед науки». Так в образной форме мыслитель выразил суть своего эмпирического метода, где источником познания выступают наблюдение, опыт, в ходе которых накапливаются знания. Но Бэкона не устраивает простое "собирание фактов" в ходе бессознательного опыта. Онубежден, что органы чувств могут нас обмануть, от них многое может ускользнуть.

Нанаблюдении научного знания не построишь.

Поэтому Бэкон вводит в познание эксперимент - правильно организованный и специально приспособленный для того или иногоисследования опыт. В ходе экспериментов накапливается материал для анализа объектов, выделения каких-то их свойств и характеристик; ученый делает выводы, подготавливаяоснову для научных гипотез, аксиом. То есть происходит движение мысли от частного кобщему, что называется индукцией. Линия познания выстраивается так: опытиндуктивный метод – обобщение и выводы (знание), их проверка в эксперименте.

 

Ф. Бэкон – родоначальник не только опытно-индуктивного метода, но иэкспериментальной науки Нового времени, методологии экспериментально-научного исследования. С помощью дедуктивного метода мысль движется от очевидных положений (аксиом) к частным выводам. Такой метод, по Бэкону, не является результативным, он мало подходит для познания природы. Всякое познание и всякое изобретение должны опираться на опыт, то есть должны двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. А такой метод носит название индуктивного.

Индукция (что в переводе значит “наведение”) была описана Аристотелем, но последний не придавал ей такого универсального значения как Бэкон.

Простейшим случаем индуктивного метода является так называемая полная индукция, когда перечисляются все предметы данного класса и обнаруживается присущее им свойство. Однако в науке роль полной индукции не очень велика. Гораздо чаще приходится прибегать к неполной индукции, когда на основе наблюдения конечного числа фактов делается общий вывод относительно всего класса данных явлений. В основе неполной индукции лежит заключение по аналогии; а оно всегда носит лишь вероятный характер, но не обладает строгой необходимостью. Пытаясь сделать метод неполной индукции по возможности более строгим и тем самым создать “истинную индукцию”, Бэкон считает необходимым искать не только факты, подтверждающие определённый вывод, но и факты, опровергающие его.

 

15. Философия рационализма Р.Декарта: сомнение как принцип философствования, основные правила метода, интуиция, дедукция.

На первое место выдвинул разум, самосознание и в своих методологических пристрастиях выступил как рационалист. В работах "Размышление о первой философии", "Рассуждение о методе" и др.

· Декарт акцентирует внимание на выявлении взаимоотношения философии и науки, на единстве научного знания. Он сравнивает философию с деревом, "корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви – исходящие из этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к главным: медицине, механике и этике".

· Метафизику Декарт понимает как "познание истины по ее первопричинам" (аристотелевская традиция). Человеческая мысль, таким образом, движется от общих философских оснований к частным положениям физики и других конкретных наук. Такое движение мысли называется дедукцией.

· Главными двигателями научного познания у Декарта выступают опыт и математика. В отличие от Бэкона французский мыслитель разрабатывает рационалистический метод познания.

· Декарт считает ясность и отчетливость суждений важнейшими критериями истины и особую роль отводит сомнению как главной характеристике мыслящего духа. "Во всем должно сомневаться", - пишет французский философ. Но не затем, чтобы абсолютно отрицать достигнутое, а для того, чтобы проверить и перепроверить его и идти дальше в поисках нового знания. Не вера и не догма, а сомнение размышляющего ума становится исходным пунктом декартовской гносеологии. Убедившись в правильности избранного пути – искать начало познания в разуме,

· Декарт обосновывает основополагающее значение принципа сомнения. Отметая в сомнении все, рассуждает он, мы приходим к выводу о том, что несомненным остается только факт сомнения. А поскольку сомневается только мыслящее "Я", то сомневаться это и значит мыслить. И тут же Декарт дополняет этот тезис следующим: "Мыслить, значит существовать". Так он приходит к умозаключению, что самым несомненным, достоверным, непосредственно данным является "Я", а не внешний мир. И тем самым открывает "мыслящую" субстанцию.

· Наряду с " мыслящей" субстанцией, Декарт вводит понятие материальной, телесной субстанции, понимая под ней природные тела, наделенные такими свойствами, как протяженность, величина, делимость, определенное расположение, перемещение в пространстве, которые изучаются механикой.

· Две субстанции – материальная и духовная – признаются как равноправно существующие и независимые друг от друга начала. Это - дуализм. Если говорить строго, то обнаружится, что Декарт, обосновывая существование двух субстанций, рассматривает их как созданные Богом, интерпретируя его иначе, чем в теизме. Бог, скорее, выступает гарантом существования мира, его функции минимизированы: он приводит природу в движение, устанавливает ее законы, а затем предоставляет ее своему течению. Деизм Декарта как бы отвоевывает определенное пространство у Бога, выводит природу из-под власти Создателя и находит силы, способные распутать хаос, в самой природе, – механические силы. Но Бог выполняет еще одну важную роль: соединяет две субстанции и гарантирует истинность наших знаний о природе, безошибочность человеческого разума.

· В познании Декарт выделяет три вида идей: "врожденные", те, которые приходят из чувств, и "изобретенные" - появляются в результате размышлений. Он отстаивает наибольшую важность "врожденных" идей - доопытных принципов и понятий, которые, якобы, потенциально заложены в уме человека и "открываются" ему в соответствующих условиях как самоочевидные. Их отличают ясность, отчетливость, простота. С "врожденными" идеями Декарт связывает так называемую интеллектуальную интуицию – осознание "всплывших неожиданно и ясно в разуме истин". Он называет ее "светом разума", позволяющим непосредственно постигать истину.

 

 




Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 201 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав