Читайте также:
|
|
Буддистское право начало формироваться в VI и. до нашей эры, однако первоначальные каноны буддизма до нас не дошли. Первый буддистский текст – Трипитака (палийский канон), в котором содержатся правила правового регулирования (только монахов), был составлен учениками Будды после его смерти, однако как относительно целостная система религиозно-правового регулирования, буддизм формируется в 383 г. до н.э. после второго буддийского собора, на котором была разработана концепция Махаяны. В отличие от палийского канона, учение Махаяны систематизировано не очень четко и состоит из отдельных сутр, в части которых рассматриваются и правовые вопросы. Специальной сутры, посвященной праву, так и не возникло, хотя одним из совершенств, необходимым для того, чтобы стать бодхисатвой и считалась шилапарамита, предполагавшая одновременное достижение идеала в этике, поведении и дисциплине.
В современном мире буддистское право в чистом виде практически не применятся. Наиболее близка к классическому буддистскому праву правовая система королевства Бутан.
Несмотря на достаточно долгую зависимость от Англии, Бутану в цело удалось сохранить данную правовую систему, хотя и со значительными элементами англо-саксонской правовой семьи.
Основным источником права в Бутане принято считать Конституцию Королевства и законы. Однако, сама Конституция закрепляет концепцию Чой-сид, обозначающую единство религиозной и гражданской политики, администрации и права. Восприятие английской правовой традиции связано с тем, что развитие законодательства происходит путем вынесения судебных прецедентов. Судебная практика, в свою очередь в качестве фундаментального источника норм использует буддистский свод "Tsa Yig" (Цза-йиг). Этот акт был пересмотрен в 1957 г. и официально заменен новым Кодексом в 1965 г. Последний, однако, сохранил в целом дух и содержание своего предшественника.
Таким образом, основными источниками права в Бутане являются:
1. Конституция.
2. Религиозные нормы (в силу концепции Чой-сид).
3. Кодекс 1965 г.
4. Законы.
5. Подзаконные акты.
6. Судебные прецеденты.
Однако в этой системе есть существенные исключения. Например, семейные вопросы, такие как брак, развод, усыновление, решаются путем обращения к буддистскому религиозному праву.
Справедливости ради отметим, что семейное законодательство и обычаи Бутана в ХХ в. претерпели существенные изменения. В середине ХХ в. было запрещено многомужество (полиандрия). Полигамия сохраняется и признается законом при условии, что первая жена дает свое разрешение. Мужчина может иметь до трех жен. Развод является распространенной практикой. Новейшее законодательство требует, чтобы все браки официально регистрировались, и защищает право женщин на алименты. Обычный в прошлом институт детских браков к концу ХХ в. практически исчез.
Судебные процессы наоборот носят открытый характер, в них постепенно утверждаются демократические начала. Согласно Закону о полиции 1979 г. она не имеет права арестовывать лиц без ордера и должна не позднее 24 часов с момента ареста доставить арестованное лицо в суд (исключая время на доставку). До 1980-х гг. в правовой системе Бутана отсутствовали профессиональные адвокаты. Назначаемые Королем судьи расследовали преступления, поддерживали обвинение и выносили приговор.
Организация судебной системы Бутана до сих пор тесно связана с практикой своеобразной «привязки» административного устройства к господствующему в той или иной местности (дзонгхаг) монастырю (дзонг).
Дела о малозначительных преступлениях, а также гражданские и административные вопросы рассматривают деревенские старосты. Решения деревенских старост могут быть обжалованы магистратам (отвечающим за несколько деревень), решения магистратов – в окружные суды (дзонгхаг тримханг), которые располагаются в соответствующем дзонге.
Решения окружного суда обжалуются в Высокий суд, в состав которого входят 6 судей, включая главного судью (председатель), 2 из которых избираются Национальной ассамблеей и 4 назначаются Королем на 5-летний срок. Другие судьи назначаются Королем по рекомендации Главного судьи и могут быть удалены им. Последней апелляционной инстанцией является Король, который традиционно делегирует решение Королевскому консультативному совету. Отметим, что все эти органы расположены в столице Бутана, своеобразном городе - монастыре Тхимпху.
Практическое использование норм буддистского права в Бутане во многом обусловлено традиционной практикой временного пребывания в монашеском статусе всех мужчин буддистского вероисповедания (в Бутане имеется незначительное индуистское меньшинство). Обычай предписывает подросткам провести в монастыре всего два месяца, в дальнейшем время, посвященное монашеству, определяется исключительно личными потребностями. Часто монашеский статус приобретается несколько раз, что, как правило, связано с какими-либо нравственными проблемами (потеря близкого человека, нанесение кому-либо незаслуженной обиды и т.д.). Период пребывания в монастыре сопровождается довольно суровыми испытаниями (жесткие ограничения в питании, сон не более пяти часов в сутки, тяжелый физический труд), однако при этом монахи получают и массу религиозных знаний, включая правовые.
Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 69 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |