Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Становление альманаха как типа издания

Читайте также:
  1. III. Установление групповой принадлежности и диагностика, их значение.
  2. Августовские события 1991 г. Распад СССР и его влияние на международную обстановку. Становление новой российской государственности (1991–1993 гг.).
  3. Архиваторы – это программы (комплекс программ) выполняющие сжатие и восстановление сжатых файлов в первоначальном виде. Процесс сжатия файлов называется архивированием.
  4. Б) Приостановление производства по делу.
  5. Б) Становление чувства самого себя
  6. Безубыточный тираж издания
  7. Билет. Становление теоретического знания в Древней Греции. Мифология и философия.
  8. Более подробно об оформление работы будет сказано в параграфе 2.7 данного издания.
  9. Борьба против монголо-татар и установление золотоордынского ига.
  10. в изданиях последней трети XVIII века

Тип литературного альманаха был привнесён на русскую почву под воздействием моды на этот род изданий, установившейся в Германии, Франции и Англии. В то же время рецепция данного явления основана на том, что заимствованный тип издания вскоре начал отражать наиболее общие тенденции каждой следующей конкретной историко-литературной и журналистской ситуации, самобытность которых формирует национальную специфику альманаха. Интенсивное развитие «карманных книжек» и в целом во многом связано с процессом становления национальных европейских литератур.

Первым российским литературным альманахом принято считать выпущенный Н. М. Карамзиным сборник «Аглая» (Кн. 1 – 2. М., 1794 – 1795), «определивший характер альманаха общего типа. В последней трети XVIII в., как считал Н. П. Смирнов-Сокольский, «Аглае» предшествовали отнюдь не единичные сборники, прежде всего – «Российский Парнас» (СПб., 1771), а также «Распускающийся цветок» (М., 1787). В этом же ряду можно выделить «Разные письменные материи, собранные для удовольствия любопытных читателей, Матвеем Комаровым» (М., 1791).Среди альманахов XVIII в. именно этот сборник, составленный популярным писателем М. Комаровым, автором лубочных романов, сохраняет прямую зависимость от календарного прототипа, приближен к модели изданий альманашного типа. В предисловии составитель симптоматично охарактеризовал разнородную среду своих читателей: «…такие, которые не имеют способа читать многие книги “.
Функционально-содержательная элитарность первых в России литературных альманахов, представленных в первую очередь «Аглаей» и «Аонидами» (Кн. 1 – 3. М., 1796 – 1799) Н. Карамзина, органично взаимодействовала с более широкой направленностью. Их соединение нашло яркое воплощение в «Разных письменных материях» М. Комарова. Элитарный характер ранних российских «карманных книжек» – «Календарей Муз» определялся и формирующимися цензурными ограничениями. Цензурный гнёт, характерный для эпохи правления Павла I, повлиял на становление именно литературной ипостаси альманаха в качестве центральной.

 

«Альманах как “литературно-журналистский факт” (1820-е – начало 1830-х годов)» «карманные книжки» рассматриваются как основной тип периодической печати пушкинской эпохи. В это время происходит резкое увеличение их численности, расширение ареала распространения и, соответственно, читательской аудитории, включающей на равных правах «любительниц словесности».
Альманахи пушкинской поры во многом брали на себя журнальные функции.
Фактически альманах попадал в разряд изданий (наряду, к примеру, с оригинальными антологиями и хрестоматиями), для которых не было предусмотрено отдельной ниши в системе цензурных уставов. Занимая промежуточную позицию между «оригинальным сочинением», т.е. книгой, и повременным изданием, альманах обычно цензуровался как книга.
Переходный характер альманаха отчётливо проявил себя в типичном принципе объединения писателей пушкинской эпохи в рамках альманаха, заключающемся в «…странном соседстве имён великих и малых». Показательны в этом отношении «Северные цветы на 1825 – [1832] год» (СПб., 1825 – 1831); именно здесь сложился дружеский союз поэтов. В то же время «Парнасское братство» в лице А. С. Пушкина, П. А. Вяземского, А. А. Дельвига, Е. А. Боратынского, Н. М. Языкова отнюдь не являлось замкнутым, кастовым, что стимулировало подключение в каждой книжке «Северных цветов» поэтов, по выражению В. Э. Вацуро, «второго, третьего, четвёртого ряда». «Цветы» оказывались реальным организатором литературной жизни.
Читатели классического альманаха дифференцировались по жанрово-тематическим предпочтениям: «карманная книжка для любителей и любительниц отечественной словесности / старины / театра / анекдотов», региональному признаку, наконец, уровню литературных предпочтений, в начале XIX в. достаточно адекватно отражавших социальную стратификацию общества.Появление довольно многочисленных коммерсантов-«альманашников» свидетельствовало о формировании рынка альманашной периодики. Именно благодаря их чрезвычайной активности вышли в свет во многом конъектурные альманахи, такие как «Северная звезда. 1829» (СПб., 1829) М. Бестужева-Рюмина, «Феномен, альманах на 1832 год, изданный А. Пуговишниковам и П. Соболевым» (М., 1832), «Полярная звезда. Карманная книжка для любителей и любительниц чтения на 1832-й год» (М., 1832) Ф. Соловьёва, И. Глухарева, П. Иноземцева. Предприимчивые «альманашники» сыграли на моде, обладавшей особой эстетической ценностью для романтического сознания.
Выделение универсальных и специальных: предметно-тематических и аудиторно-специализированных «карманных книжек» происходит уже на этапе первого столь значительного подъёма альманаха. Он совпал с расцветом и закатом романтизма, оказавшим решающее воздействие на сам тип альманаха и типологию альманахов.
Типичный альманах – это «карманное» издание, объём которого сопоставим с объёмом «тонкого» журнала. Классический альманах являл собой подарочное собрание «отборных страниц современных авторов» («новую новинку»), чему во многом способствовало его изящное художественное оформление, наиболее ярко проявившееся в использовании традиционной виньетки.Не только прагматика, но и семантика альманаха ориентированы на праздник.

Функциональный аспект предопределяет структурные характеристики классического альманаха. Для него достаточно типично разведение материалов по двум основным разделам: стихотворному и прозаическому, что не исключает подключения текстов иной жанровой структуры. Таковыми выступают чаще всего обзорные критические и «учёные» (научно-популярные) статьи, реализующие универсальную трёхчленную структуру альманаха, свидетельствующую о присущей данному типу издания архитектоничности. Общую организацию альманаха принято характеризовать на основе принципа «специфически альманашной пестроты». В «Северных цветах» аспект «пестроты» заложен на уровне лейтмотива. «Пестрота» и «свобода» альманаха наиболее отчётливо проявляют себя в богатстве жанрового репертуара, что во многом обусловлено преимущественной публикацией произведений в отрывках. Устойчивость жанра «отрывка» объясняется не только его характерностью для романтической поэтики или же ограниченностью объёма альманаха, но и присущей календарю отрывочностью.

Праздничная концепция альманаха находит выражение в его композиционной организации. На завершающей позиции классического альманаха спорадически встречаются собственно календарные отделы: «Светлая неделя» в «Урании. Карманной книжке на 1826 год для любительниц и любителей русской словесности, изданной М. Погодиным» ([М.], [1826]). Вступление В. Н. Олина к первому новогоднему номеру 1830 г. «Карманной книжки для любителей русской старины и словесности» (СПб., 1829 – 1830) под знаковым заглавием – «Новый год. Вместо предисловия» – построено на основе перечисления вариантов новогодних поздравлений38. Начальная и завершающая часть типового альманаха предстаёт маркированной, цикличной, в чём проявляется типологическая связь со стихом как таковым; макропоэтика альманаха находит непосредственное выражение на уровне поэтики входящих текстов. «Карманные книжки» пушкинской поры представали преимущественно стихотворными, включали, главным образом, малые жанры романтической лирики и функционально выступали в качестве печатного аналога рукописного альбома.

 




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 46 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав