Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Актуальность темы. Обоснование темы.

Читайте также:
  1. I этап. Выбор темы.
  2. I. Актуальность темы
  3. I. Общие симптомы заболеваний пищеварительной системы.
  4. I. Определение эпидемического процесса и методологическое обоснование разделов учения об эпидемическом процессе.
  5. I. Определение эпидемического процесса и методологическое обоснование разделов учения об эпидемическом процессе.
  6. IV. Изучение научной литературы и уточнение темы.
  7. IV. Обоснование клинического диагноза
  8. V этап – Обоснование выводов
  9. V. Диагноз и его обоснование
  10. V. Органы лимфатической системы, иммунной системы.

(СКВОЗНАЯ ПРОГРАММА)

К ВЫПОЛНЕНИЮ РГЗ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА НАПРАВЛЕНИЯ 270100.62 «АРХИТЕКТУРА»

(БАКАЛАВРИАТ)

ПРОФИЛЬ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ «Архитектурное проектирование»

 

 

 

Белгород


 

 

УДК 72 (07)

ББК 85.11 я7

Составители: доцент Калинин Ю.М.

ст. преподаватель Ярмош Т. С.

 

Рецензент

 

Архитектурноепроектирование:методические указания к

Д 46 разработке проектов для студентов 1 курса /сост.: Т.С. Ярмош

Ю.М. Калинин – Белгород: Изд-во БГТУ, 2011. – 23 с.

В методических указаниях изложены основные требования и задачи, которые должны будут решены студентами 1-го курса. В них содержатся требования к выбору объекта проектирования, основные позиции сбора и исследования исходных данных, методика обучения основам архитектурного проектирования. Кроме того, приводятся рекомендации по последовательности и этапам разработки проектов, основное их содержание и требования к результатам каждого этапа.

Методические указания предназначены для студентов специальности 270301 – Архитектура.

 

УДК 72 (07)

ББК 85.11 я7

 

© Белгородский государственный

технологический университет

(БГТУ) им. В. Г. Шухова, 2011


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………….

2. ЗАДАНИЕ №1 Ознакомление с несложным архитектурным сооружением и выполнение его в чертеже.

3. ЗАДАНИЕ №2 Изучение архитектурных ордеров и выполнение их в чертеже.

4. ЗАДАНИЕ № 3 Изучение детали архитектурного сооружения и выполнение ее в чертеже с отмывкой тушью.

5. ЗАДАНИЕ № 4 Шрифтовая композиция в архитектуре.

6. ЗАДАНИЕ № 5 Изучение архитектурного сооружения и изображение его в виде перспективного чертежа

7. ЗАДАНИЕ № 6 Проект сооружения без внутреннего пространства.

 

АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

«Архитектурное проектирование»

Основная образовательная программа «Архитектурное проектирование»

Направления подготовки «Архитектура» 270100.62

(бакалавров, магистров)

Профиль программы подготовки «Архитектурное проектирование»

(бакалавров, магистров)

1. Цель дисциплины: Дисциплина «Архитектурное проектирование» предназначена для студентов первого курса. Цель курса – обучить основам архитектурного проектирования и изучить технические приемы линейного чертежа и отмывки.

2.В результате обучения студент должен:

Знать: Основы архитектурного проектирования и принципы технического выполнения и подачи архитектурных чертежей.

Уметь: выполнять архитектурные чертежи с учетом изученных техник линейного чертежа и отмывки.

Владеть:техническими приемами линейного чертежа и отмывки

 

Краткое содержание:

 

Для обучения основам архитектурного проектирования на первом курсе предложен ряд заданий, дающих основные понятия о технических приемах линейного чертежа и отмывки. Задания, данные для выполнения в 1-м семестре, позволяют студентам изучить основные технические приемы чертежа и отмывки (вычерчивание фасада здания, вычерчивание детали сооружения и его отмывка), задания 2-го семестра позволяют получить первый опыт самостоятельного проектирования (сооружение без внутреннего пространства). Поставленные методические задания постепенно в каждом последующем задании усложняются и готовят студентов к выполнению новых, более сложных задач.


Связь с другими дисциплинами учебного плана.

 

Необходимые предшествующие дисциплины Последующие дисциплины, базирующиеся на приобретенных компетенциях
Школьный курс: -Объемно-пространственная композиция; -Рисунок. -Архитектурное проектирование -Архитектурное проектирование жилых и общественных зданий -Градостроительство и планировка населенных мест -Комплексное формирование объектов и систем архитектурной среды -Ландшафтная архитектура -Основы градостроительства -Планировка, застройка и реконструкция населенных мест -Социальные и экологические основы архитектурного проектирования

 


 

1 СЕМЕСТР

 

ЗАДАНИЕ №1 Ознакомление с несложным архитектурным сооружением и выполнение его в чертеже.

 

В процессе выполнения задания студенты впервые знакомятся с небольшим памятником архитектуры в природном окружении, поэтому важной частью задания являются натурные зарисовки памятника с разных точек зрения. Задание направлено также на развитие первоначальных навыков и умений в области проекционного архитектурного черчения.

Ц е л ь з а д а н и я: научиться грамотно изображать архитектурный объект в технике линейного чертежа.

З а д а ч и:

изучить текст задания и ознакомиться с предложенной литературой (до выезда на зарисовки);

ознакомиться в натуре с архитектурным сооружением и окружающей средой;

выполнить серию набросков сооружения и найти точку зрения, позволяющую наиболее выразительно показать в рисунке объект в природном окружении;

выполнить архитектурный чертеж объекта в линейной графике с последующей обводкой тушью.

Т р е б о в а н и я:

1. Наброски выполняются на листе чертежной или рисовальной бумаги размером ¼ стандартного листа. Графика 6 карандаш, перо, черный фломастер.

2. состав проекций: план, фасад. Разрез. Рекомендуемые масштабы: 1:20, 1:25, 1: 40, 1:50. Ситуационный план выполняется в том масштабе, в котором он дан в материалах к заданию.

3. Чертеж выполнятся в линейной графике с использованием китайской туши. Основные чертежные инструменты: рейсфедер, рапидограф, чертежное перо.

М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я.

Ознакомиться с памятником архитектуры, а также по его фотографическим и чертежным изображениям уяснить характерные признаки образа сооружения и их взаимосвязь с природным окружением. Усвоить смысл исполнения задания в 2 этапа:

первый этап раскрывает понятие пластических особенностей объекта и характера его природного окружения (в процессе исполнения серии рисунков);

второй этап выявляет сущность композиционной и конструктивной структуры объекта (в процессе исполнения чертежа).

Рисунки выполнить с наиболее характерных точек зрения таким образом. Чтобы серия рисованных изображений объекта раскрывала его специфические особенности. Каждый рисунок исполняется в следующей последовательности: построение обобщенной формы - деталировка-светотень-изображение природного окружения.

Чертеж выполнить с таким размещением ортогональных проекций лана, фасада и разреза, чтобы их взаиморасположение позволяло максимально использовать возможности проекционного черчения, т.е. детали фасада или разреза проецируются с изображением плана и т.д. Построение чертежа исполняется в следующей последовательности: разметка основных осей и габаритов проекций - построение проекций в карандаше - обводка тушью - исполнение надписей, цифровых и шрифтовых пояснений, рисунка антуража.

Четко уяснить принципы изображения проекций сооружения в определенном масштабе, цифровом, линейном, пропорциональном.

Время выполнения задания: 5,5 недель (44 часа).

В период работы над заданием I выполняется клаузура на тему «Копии работ мастеров архитектурного рисунка». Продолжительность работы над клаузурой 4 часа.

 

 

ЗАДАНИЕ № 2 Изучение архитектурных ордеров и выполнение их в чертеже.

Изучение классических архитектурных ордеров дает первичное представление о тектонической сущности архитектуры . Задание помогает уяснить такие понятия, как «пропорции», «соотношение частей и целого», «масштаб и масштабность», «тяжесть и легкость», «динамичность и статичность» архитектурной формы. Первичное знакомство с художественной обработкой конструкций сооружения. С назначением несущих и несомых частей в стоечно-балочной системе дает представление о ее работе и эстетике архитектурного сооружения.

Ц е л ь з а д а н и я: изучение архитектурных ордеров как тектонической системы.

З а д а ч и:

изучить текст задания и ознакомиться с предложенной литературой;

изучить основные части канонических ордеров, знать их названия. Уметь рисовать их по памяти;

изучить чертежи конкретного памятника архитектуры. Ознакомиться по литературе с автором эпохи, историей создания и реальным окружением постройки;

установить, в чем состоит отличие ордеров конкретных памятников от канонической ордерной схемы;

разобраться в геометрии построения сложных ордерных форм (волют ионических капителей, профилей карнизов и баз).

Т р е б о в а н и я.

Задание состоит из двух частей.

1. П е р в а я ч а с т ь: схематический чертеж канонических ордеров по Виньоле или Палладио. В состав чертежа должны входить тосканский, дорический. Ионический и коринфский ордера с интерколумниями и плафонами. Изображения ордеров должны быть выполнены или в едином модуле. Или в одной высоте. На листе должны быть обозначены названия ордеров и основные размеры в модулях. Чертеж выполняется на листе бумаги размером 40х60 см. Графика-карандаш.

2. В т о р а я ч а с т ь: сравнение ордера конкретного (существующего в натуре) памятника архитектуры с соответствующим каноническим ордером или сравнение двух конкретных ордеров. В состав чертежа входит изображение двух ордеров в полную высоту с показом интерколумниев, разрезов и плафонов. Для большей наглядности в композицию чертежа могут быть включены схемы фасадов и разрезов памятника (полностью или фрагментарно), а также его детали и шаблоны.

3. Чертеж выполняется карандашом, в случае необходимости возможно применение цветного карандаша.

М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я.

Сравнение двух конкретных ордеров проводится в одном масштабе. При сравнении конкретного ордера определяется на основании размера колонны конкретного ордера (его высоты), т.е. сопоставление ордеров проводится при их одинаковой высоте; излишней детализацией, например, показом всего орнамента на обломах. Можно ограничиться изображением формы в обобщенном виде и лишь частично показать сложный орнаментальный рисунок.

В композицию чертежей включаются названия ордеров (первая часть задания). Названия памятников (вторая часть задания), основные размеры, надписи, указание масштабов.

В р е м я в ы п о л н е н и я з а д а н и я: 5 недель (40 часов).

Задание сопровождается лекцией «Архитектурные ордера».

3. Работа по этой теме завершается контрольной клаузурой, закрепляющей основные положения задания о сути и назначении ордерной системы.

 

ЗАДАНИЕ №3 Изучение детали архитектурного сооружения и выполнение ее в чертеже с отмывкой тушью.

 

Изучение деталей памятников архитектуры формирует у студента представление о пластике архитектурной формы. Задание направлено на освоение методики изображения архитектурной детали в чертеже с помощью техники тушевой лессировки (отмывки), позволяющей передать посредством градации тона тончайший нюанс освещенности объекта, его фактуру и текстуру. Освоение приема тушевой отмывки развивает пространственное мышление студента и закладывает основы овладения графическим мастерством, необходимым для дальнейшего обучения.

Ц е л ь з а д а н и я: выявление пластики архитектурной детали средствами тушевой отмывки.

З а д а ч и:

изучить текст задания и ознакомиться с предложенной литературой;

освоить методику построения теней и законы воздушной перспективы;

овладеть техникой тушевой отмывки как средством достоверного изображения формы, поверхности, пространства.

Т р е б о в а н и я:

Задание выполняется в два этапа.

1. Н а п е р в о м э т а п е необходимо выполнить два упражнения:

«отмывка квадратов», в котором, один из нескольких квадратов отмывается ровно, а другие - полосами или с размывкой от светлого тона до темного; упражнение выполняется на листе бумаги размером 1/4 стандартного листа;

«эскизы отмывки»: два-три эскиза отмывки детали в различных условиях освещенности, а также основной крупный эскиз.

Первые выполняются на 1/3, второй – на ¼ стандартного листа.

2. Н а в т о р о м э т а п е выполняется чистовой чертеж в крупном масштабе (1:2, 1:5 ,1:10) с построением теней.

3. Графика: карандашный чертеж с последующей обводкой китайской тушью и смывкой.

М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я.

Ознакомиться с объектом (по фотографиям и чертежам), обратить внимание на особенности пластики архитектурных деталей сооружения. Выбрать для чертежа деталь, наиболее полно отражающую пластическую, конструктивную и стилевую сущность архитектурного объекта.

Согласовать форму, величину, и силуэт детали с композицией чертежа, учитывая, что изображение архитектурной детали требует крупного масштаба, что только в этом случае выгодно выявляются ее пластические и стилевые особенности: цвет, фактура и текстура материала.

Выявить форму и пластику архитектурной детали методом светотеневых контрастов. Для этого необходимо точное и грамотное построение теней в карандаше, определяющее выявление светотени в технике тушевой отмывки (задание выполняется с участием кафедры начертательной геометрии). Согласовать стиль графического исполнения чертежа в технике тушевой отмывки -лессировки с особенностями рельефа и материала архитектурной детали, спецификой его природного окружения, с условиями освещенности.

В р е м я в ы п о л н е н и я з а д а н и я: 5,5 недель (44 часа)

 

ЗАДАНИЕ № 4 Шрифтовая композиция в архитектуре.

Тема: Памятная доска.

Знакомство с особенностями построения шрифта, историей возникновения шрифтовых форм и путями их развития дает представление о значении шрифта в архитектуре. Применение различных приемов штриховой и тональной графики, работа акварелью, гуашью или темперой позволяют передать материал, тектонику, конструкцию шрифта в архитектурном сооружении и облегчают понимание ритмических и композиционных особенностей построения шрифтовой композиции.

Ц е л ь з а д а н и я: освоение принципов построения шрифтовых композиций и применение их в архитектуре.

З а д а ч и:

1. изучить текст и ознакомиться с предложенной литературой;

2. освоить принципы построения выбранной шрифтовой гарнитуры;

проанализировать композиционные и пластические возможности материалов, которые можно применять для выполнения в натуре памятной доски в заданной проектной ситуации;

приобретение навыков работы карандашом, тушью, гуашью.

Время выполнения задания: 2,5 недели (20 часов)

 

Задание №5 Изучение архитектурного сооружения и изображение его в виде перспективного чертежа с отмывкой.

 

Изучение объемно-пространственной структуры памятника архитектуры в процессе построения его перспективного изображения позволяет ознакомиться с особенностями восприятия архитектурной формы в пространстве. Кроме того, приобретается опыт выбора точки зрения как наиболее полного восприятия композиции объекта, вырабатывается культура построения и вычерчивания перспективного изображения и обогащается практика построения теней, развивается умение пользоваться необходимым и дополнительным графическим материалом. Пространственные характеристики объекта выявляются средствами тушевой отмывки.

Ц е л ь з а д а н и я: освоить методику построения перспективного изображения архитектурного объекта, его пространственной структуры, пластики, взаимодействия с окружающей средой.

З а д а ч и:

ознакомиться с заданием и предложенной литературой;

ознакомиться с историей создания сооружения, его назначением, конструкциями, композицией;

выбрать точку зрения, позволяющую с максимальной выразительностью показать характерные особенности объекта и его композиционную взаимосвязь со средой;

решить композицию чертежа.

Т р е б о в а н и я:

Задание выполнятся в два этапа.

П е р в ы й э т а п: эскизирование. Выбор основной точки зрения в процессепостроения серии пробных эскизов (каждый размером в 1/8,1/6 стандартного листа). Эскизы строятся на стандартном листе бумаги и компонуются с изображениями плана или планов в нескольких уровнях и фасадов здания, вычерченных с необходимой для работы степенью детализации. Эскизы, планы и фасады выполняются карандашом в линиях с построением основных теней и отмывкой тушью или акварелью.

В т о р о й э т а п: построение перспективы. Перспективный чертеж выполняется на основе предшествующих построений. Непременное условие: на построенном чертеже сохраняются линии построения перспективы и теней. Чертеж обводится тушью линии построения сохраняются в карандаше.

При выборе точки зрения предпочтение должно отдаваться нормальному уровню горизонта, т.е. на высоте глаз человека. При изображении зданий небольшой высоты или стоящих на повышенном рельефе уровень горизонта может быть понижен. Для сложных ансамблей, состоящих из нескольких сооружений, допускается выполнение перспективы с высоким горизонтам.

На всех этапах работы над перспективой к контрольным просмотрам и окончательной оценке обязательно представление плана сооружения с указанием точки зрения, картины и линий. Проектирующих объект на картину.

Графика: задание выполняется в технике линейной графики с последующей тушевой отмывкой. В случае особо сложного чертежа допускается лишь промывка теней одним-тремя слоями.

М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я.

Изучить особенности памятника архитектуры, избранного для исполнения перспектив6 (по литературе, фотографиям и чертежам). В согласовании с композицией объекта, характером пластики его формы и природного окружения, наметить самые выигрышные точки зрения на объект. Наметить оптимальную высоту горизонта. В серии пробных эскизов выявить параметры наиболее выразительного перспективного изображения объекта, особенно полно отражающие его пластические и композиционные особенности.

На окончательном эскизе строятся тени и определяется общее тональное решение чертежа и его композиции. При переходе от эскиза к чистовому чертежу кратность увеличения плана можно получить способом перемещения картины в плане в новое положение, параллельное первоначальному.

Построение перспективы рекомендуется начинать с построения поднятого или опущенного плана, нахождение основных осей сооружения и, наконец. построения всего объема в массах.

Для построения как всего сооружения, так и его деталей, можно использовать метод пропорционального деления отрезков.

В случаях, когда перспективное изображение включает значительное количество квадратов, а также профили угловых карнизов, следует пользоваться одной из точек диагоналей квадрата.

Время выполнения задания: 7 недель (56 часов)

 

 

ЗАДАНИЕ № 6 Проект сооружения без внутреннего пространства.

Тема: Монумент, мемориальный знак, знак въезда.

Сооружение монументов и мемориальных знаков, посвященных выдающимся людям, стоит в ряду важнейших социальных, общегосударственных и архитектурных задач. В первом проектном учебном задании студент впервые встречается с взаимодействием небольшого ансамбля и ландшафта, с задачей архитектурного выявления пространственной доминанты.

Ц е л ь з а д а н и я: решение объемно-пространственной композиции заданного сооружения с пластической проработкой поверхности земли.

З а д а ч и:

оценить характер и конфигурацию рельефа, растительности и существующих сооружений на участке проектирования (ситуация прилагается);

определить общую композицию микроансамбля: контрастную к окружению или вписанную в окружение;

пластически проработать отдельные элементы сооружения.

Т р е б о в а н и я:

1. Состав и габариты сооружений

Микроансамбль включает в себя главную крупномасштабную форму (обелиск, стелу) и дополнительные элементы, сомасштабные человеку (подпорные стенки, лестницы, дополнительные объемы). Размеры главной формы определяются автором в зависимости от общего решения. Рекомендуемые предельные размеры при вертикальном развитии формы 6-10 м., при горизонтальном-10-15 м.

 

 

2. Функциональное зонирование.

 

В композиции микроансамбля выделяются 3 условные функциональные зоны:

входная - условный главный вход может фиксироваться начальным элементом;

переходная - организует постепенный подход к главной форме;

кульминационная – выделяется главной формой.

 

3. Материалы

 

В качестве строительных материалов возможно использование бетона, облицовочного и монолитного гранита, местных камней, металла.

М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я.

Основное объемно-пространственное решение в определенной степени зависит от характера рельефа.

На плоском рельефе активизация ситуации может быть достигнута организацией выемок, насыпных платформ, холмов. Вертикальным развитием главной формы.

При активном рельефе основная задача заключается в использовании структуры участка. Решение достигается расположением объемных элементов на повышенных отметках и местах резкого изменения рельефа. Следует уделить внимание силуэту главной формы, а также пластически проработать элементы композиции, находящиеся в зоне ближайшего восприятия зрителя.

Мемориальный текст детально не прорабатывается, определяются лишь его размеры и место в общей композиции.

Проект выполняется в два этапа.

Н а п е р в о м э т а п е выполняется макет, в котором разрабатывается общее объемно-пространственное решение микроансамбля с включением нескольких архитектурных элементов (главного и дополняющих), обработкой рельефа местности, благоустройством прилегающей территории.

Н а в т о р о м э т а п е в проекте, выполненном в графике на подрамнике, уточняется композиционное решение, прорабатывается пластика архитектурных элементов (главного и дополняющих), определяются места и габариты мемориальных надписей. Макет сохранятся до конца работы.

Время выполнения задания: 7,5 недели (60 часов).

С о с т а в п р о е к т а

Проект состоит из макета в масштабе 1:50 и чертежа, включающего фасад-М1:25; 1:50; план-генплан - М 1:50, 1:100; разрез - М 1:50, 1:100.

На макете обязательно выполнение рельефа местности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Артамонов в. А. Город и монумент.- М.: Стройиздат, 1974.

2. Архитектура гражданских и промышленных зданий. Том.3. Жилые здания. - М.: Стройиздат,1982.

3. Архитектурное проектирование жилых зданий.-2-е изд. перераб. и доп. - М.: Стройиздат,1979.

4. Босилков, Светлин. Болгарский плакат. - София,1973.

5. Введение в архитектурное проектирование. Учебник для вузов.

/В.Ф. Кринский, В.С. Колбин, И.В. Ламцов и др.-2-е изд.-М.: Стройиздат. 1974.

6. Виньола Д. Б. Правила пяти ордеров архитектуры. – М.: Акад. арх. СССР, 1939.

7. Всеобщая история архитектуры в 15 томах. Институт истории и теории архитектуры АА СССР.- М.: Стройиздат,1949.

8. Гусев н. М., Макаревич В. Г. Световая архитектура. - М.: Стройиздат, 1973.

9. Климухин А. Г. Начертательная геометрия. - М.: Стройиздат, 1978.

10. Смирнов С. И. Шрифт и шрифтовой плакат.- М.: Плакат, 1980.

 

 

 

 

Актуальность темы. Обоснование темы.

Слюннокаменная болезнь (калькулезный сиаловденит) является одним из наиболее часто встречающихся патологических процессов, поражающих слюнные железы. По данным Н.Д.Лесовой (1955) это заболевание встречается у 61,1%, по данным А.М.Солнцева, А.А.Колесова (1991) – у 27,5%. Наиболее часто поражается поднижнечелюстная железа. Так, И.Ф.Ромачева с соавт. (1987) обнаружили калькулезный субмаксиллит у 25,4%, а калькулезный паротит – у 4,6% больных. Частым осложнением травм и воспалительных заболеваний слюнных желез может быть формирование слюнных свищей.

 

2.Цели лекции:

- учебная – изложить этиологию, классификацию, клиническую картину, методы диагностики и принципы хирургического лечения при локализации слюнного камня в выводных протоках и железистой части, а также этиологию, классификацию, клинику, диагностику и хирургические методы лечения.

- Воспитательные – Ознакомить студентов с достижениями кафедры (А.Ф.Коваленко, Л.Д.Чулак) по проблеме «Заболевания слюнных желез.

План и организационная структура лекции

Основные этапы лекции и их содержание Цели в уровнях абстракции Тип лекции, оснащение лекции Распределе-ние времени (в мин.)
Подготовительный этап      
1.Определение учебных целей  
2.Обеспечение позитивной мотивации  
Основной этап      
3.Изложение лекционного материала. План:   Схемы, таблицы, кинофильм  
1)Статистические данные о частоте слюнно-каменной болезни  
2)Классификация П  
3)Принципы и механизмы образования слюнных камней П  
4)Гистологические изменения в слюнных железах при слюнно-каменной болезни П  
5)Морфология и химический состав камней Ш  
6)Клиника калькулезного субмасиллита с локализацией камня в выводном протоке Ш  
7)Клиника калькулезного субмаксиллита с локализацией камня в железистой част протока Ш  
8)Клиника калькулезного паротита Ш  
9)Хирургические методы лечения слюно-каменной болезни Ш  
10)Этиология образования слюнных свищей Ш  
11)Классификация Ш  
12)Клиника Ш  
13)Хирургические методы устранения П  
Заключительный этап    
4.Резюме лекции, общие выводы    
5.Ответы лектора на возможные вопросы    
6.Задания для самоподготовки студента   Список литературы, вопросы, задания  

 

 

Содержание лекционного материала

- структурно-логическая схема содержания темы

- текст лекции.

 

Слюнно-каменная болезнь – сиалолитиазис, калькулезный сиалоаденит характеризуется образованием камней в протоках слюнных желез.

Сведения о заболевании слюнных желез имеет многовековую давность и врачи прошлого в меру знаний своего времени осуществляли лечение этих заболеваний. Локализация конкрементов в области слюнных желез была известна еще во времена Гиппократа, на что имеются указания в его сочинениях.

Первое описание камней в полости рта дал в 1556 г. Амбруаз Паре, удаливший оперативным путем камни у двух больных со дна полости. Название «слюнные камни» исходит от Шерера (1737).

В 1855 г. Клосмадеус опубликовал первую диссертацию «О слюнных камнях». В г.Одессе вышла докторская диссертация В.П.Снежко «Клиника слюннокаменной болезни» в 1944 г.

Вопрос этиологии и патогенеза солюннокаменной болезни до сих пор окончательно не решен.

Впервые в отечественной литературе вопрос об этиологии и патогенезе слюннокаменной болезни впервые представлен В.А.Басовым (1851), который, разбирая детально вопрос о происхождении и механизме образования камней в организме человека, приходит к выводу, что причиной образования слюнных камней является не только застой слюны и ее сгущение, но также и изменение ее химического состава, повышение содержания фосфорнокислых солей и другие общие причины.

В настоящее время сведения о причинах образования слюнных камней значительно расширились. В возникновении слюннокаменной болезни большую роль играют следующие факторы: нарушение минерального (кальциевого) обмена; гипо- и авитаминозы; сужение просвета протока за счет воспалительного процесса в его стенке и отторжение клеточных элементов, которые являются ядром образования конкремента; осажденные белковые скопления, которые являются основой для образования слюнного камня, гипотрофия паращитовидных желез и даже наследственность.

Слюннокаменная болезнь (калькулезный сиалоaденит), является одним из наиболее часто встречающихся патологических процессов, поражающих слюнные железы. По данным Н.Д.Лесовой (1955) это заболевание встречается в 61,1% больных от всех неопухолевых болезней слюнных желез, по А.В.Клементову (1960) у 51,6%, по В.С.Коваленко (1970) – у 78%, по А.М.Солнцеву, А.М.Колесову (1991) – у 27,5%.

Наиболее часто поражаются поднижнечелюстные железы. В.Ф.Коваленко (1970) выявила, что калькулезный субмаксиллит составляет 78,1% всех воспалительных заболеваний поднижнечелюстных желез, а калькулезный паротит – 2,4% от общего числа калькулезных сиаловденитов. И.Ф.Ромачева с соавт. (1987) обнаружили калькулезный субмаксиллит у 95,4%, а калькулезный паротит – у 46%. Слюнных каменей в подъязычной железе мы в своей работе не наблюдали. С.Г.Безруков (1988) обнаружили слюнной камень в подъязычной и малых слюнных железах слизистой оболочки губ и щек.

Калькулезный сиалоаденит одинаково часто наблюдается у мужчин и женщин. По данным И.Ф.Ромачевой с соавт. (1987), они наблюдали это заболевание у больных в возрасте от 12 до 80 лет. Большинство больных было в возрасте 30-40 лет. Дети болеют слюннокаменной болезнью крайне редко.

В связи с многообразием клинических проявлений слюннокаменной болезни существует большое количество классификаций этого заболевания. В основу одних положена локализация слюнного камня (В.С.Коваленко, 1970 и др.), в основу других – воспалительный процесс в железе (Н.Д.Лесовая, Н.Ф.Пшеничный, 1965). Наиболее приемлемой в практической деятельности является классификация калькулезного сиалоаденита, которая была предложена А.В.Клементовым (1960)

Согласно этой классификации все калькулезные сиалоадениты делятся на три группы:

1.Слюннокаменная болезнь с локализацией камня в протоке железы:

1)подчелюстной

2)околоушной

3)подъязычной

а)без клинических проявлений воспаления в железе

б)с хроническим воспалением железы

в)с обострением хронического воспаления железы

 

2. .Слюннокаменная болезнь с локализацией камня в железе:

1)подчелюстной

2)околоушной

3)подъязычной

а)без клинических проявлений воспаления в железе

б)с хроническим воспалением железы

в)с обострением хронического воспаления железы

 

3.Хроническое воспаление железы на почве слюннокаменной болезни

1)подчелюстной

2)околоушной

3)подъязычной

а)после самопроизвольного отхождения камня

б)после оперативного удаления камня из протока

 

Химический состав камней. По данным большинства авторов, химический состав слюнных камней является довольно постоянным. В своем составе слюнные камни имеют органические и минеральные вещества с преобладанием последних. Органическая основа камней составляет 25-30%. Неорганические соли представлены в виде фосфорнокислого и углекислого кальция, следов магния, железа, натрия, марганца, кремния, калия, свинца.

 

Морфология камней. Форма и величина камней весьма разнообразны и зависят от локализации камня (проток или железа) и от их количества. По форме камни, образующиеся в протоках, бывают продолговатыми, в железах – круглыми или овальными. Величина камней колеблется от просяного зерна до куриного яйца. Множественные камни обычно бывают мелкими по сравнению с одиночными.

Цвет слюнных камней обычно желтый с различными оттенками, чаще – серыми. Отдельными авторами описаны редкие оттенки цвета: красноватый, зеленоватый, бурый, коричневый.

Поверхность слюнных камней преимущественно шероховатая иногда с наслоениями или ноздреватая редко – гладкая. Камни, находящиеся в железе, имеют более шероховатую поверхность, а в протоках – более гладкую.

Многие наблюдали на поверхности слюнных камней, удаленных из выводных протоков, желобки или каналы, пронизывающие слюнные камни, по которым происходит отток слюны из железы в полость рта.

На распиле слюнные камни имеют концентрическую слоистость.

Некоторыми авторами в центре слюнного камня обнаружены инородные тела в виде ядра: кусочек скорлупы от подсолнуха, есть ость хлебного злака, травинка, металлическая окалина, рыбья кость, кусочек дерева, виноградная косточка.

 

Гистологические изменения в слюнных железах при слюннокаменной болезни.

Сопоставление данных гистологического исследования с клиническими показывает что между патологическими изменениями и клиническим течением болезни существует определенная взаимосвязь. Характер и степень изменений слюнных желез находится в прямой зависимости от локализации слюнного камня, длительности заболевания и наличия в анамнезе обострения хронического воспаления.

При слюннокаменной болезни в железах отмечается два параллельно идущих процесса. С одной стороны отмечается изменения эпителиального компонента (паренхимы) железы от незначительного расширения выводных протоков до полной атрофии железистой ткани. С другой стороны наряду с этим процессом отмечается развитие в соединительной ткани воспалительных изменений, приводящих к разрастанию, а затем и к склерозу междолевой и внутридолевой соединительной ткани, которая всегда инфильтрирована лимфоцитами. В наиболее тяжелых случаях отмечается почти полная атрофия железистой ткани до склероза или замещение ее жировой тканью.

Общими для всех форм слюннокаменной болезни являются атрофические изменения паренхимы железы и явления хронического воспаления соединительной ткани.

 

Клиника. Во многом определяется локализацией и размерами слюнного камня. По данным И.Ф.Ромачевой с соавт. (1987), камень в протоке встречается в 2,9 раза чаще, чем в железе.

Наиболее часто больные слюннокаменной болезнью обращаются к врачу в первые 6 месяцев после начала заболевания, но возможно и обращение через 15 лет.

В начальной стадии слюннокаменная болезнь некоторое время протекает бессимптомно, и камень при этом обнаруживается случайно при рентгенологическом обследовании больного по поводу какого-то одонтогенного заболевания. У больных этой группы основным является симптом задержки выделения секрета. Ретенция секрета возникает при локализации камня в поднижнечелюстном, околоушном протоке или железе. Обычно во время еды наступает увеличение слюнной железы, возникает ощущение ее распирания, затем появляются боли, носящие название «слюнная колика». Эти явления сохраняются несколько минут или часов и постепенно исчезают, но повторяются во время следующего приема пищи, а иногда даже при мысли о еде. В некоторых случаях болевые ощущения в течение нескольких дней, месяцев или лет не возобновляются. В этот период из протока выделяется неизмененная слюна. При внешнем осмотре больных лишь иногда определяется некоторое увеличение пораженной слюнной железы. Однако этот признак непостоянен.

Увеличенная железа при пальпации безболезненная и мягкая. При расположении камня в железе определяется участок уплотнения. Проводя бимануальную пальпацию по ходу нижнечелюстного протока, можно обнаружить небольшое ограниченное уплотнение (камень).

При нарастании воспалительных явлений заболевание переходит в свою вторую стадию – клинически выраженного воспаления, когда кроме ретенции слюны, возникают признаки обострения хронического сиалоаденита. Обострение сиалоаденита при наличии камня в протоке или железе у некоторых больных может быть первым проявлением заболевания, так как камень не всегда создает препятствие для оттока слюны и симптома «слюнной колики» не бывает.

При конкременте поднижнечелюстной железы появляются тянущие боли в поднижнечелюстной области, отдающие в корень языка или ухо, и болезненное глотание. При камне околоушной железы – чувство распирания в околоушно-жевательной и позадичелюстной областях. При локализации камня в протоке первичные признаки воспаления возникают по ходу его, а затем в процесс вовлекается железа. Больные жалуются на появление болезненной припухлости в подъязычной или щечной областях, затрудненный прием пищи, повышение температуры тела и общее недомогание.

При внешнем осмотре обнаруживается припухание в области соответствующей железы. При пальпации определяется резкая болезненность области железы. Иногда наблюдаются явления периодонтита, при этом в окружности железы возникают разлитая припухлость. При осмотре полости рта определяется гиперемия слизистой оболочки подъязычной или щечной областей в соответствующей стороне, при пальпации можно определить плотный болезненный инфильтрат по ходу протока. При бимануальной пальпации проток прощупывается в виде тяжа. В результате значительной инфильтрации стенок протока не всегда можно пальпаторно установить в нем наличие камня. Лишь по ходу протока на месте расположения конкремента обнаруживается более уплотненный болезненный участок. При надавливании на железу или пальпации протока, особенно после зондирования его, из устья часто в значительном количестве выделяется слизисто-гнойная жидкость или густой гной. В некоторых случаях отделяемого из протока получить не удается. Исследования секреторной функции поднижнечелюстных желез после стихания острых воспалительных явлений указывает на значительное ее снижение. Цитологическая картина мазка секрета характеризуется обильным количество нейтрофилов в различных стадиях дегенерации, ретикулоэндотелиальными клетками, макрофагами, моноцитами, а также небольшим количеством эозинофилов, лимфоцитов, плазматических клеток. Иногда находят клетки цилиндрического эпителия, нити мицелия лучистого грибка.

После противовоспалительной терапии наблюдавшиеся явления на протяжении нескольких дней стихают. Слюноотделение восстанавливается, припухлость исчезает, явления воспаления стихают. Нередко гнойное воспаление в протоках приводит к абсцедировании в области расположения камня, самопроизвольному вскрытию абсцесса или выделению с гноем камня или смещению последнего в прилежащие мягкие ткани.

С каждым обострением процесса изменения в железе нарастают, и заболевание переходит в позднюю стадию, в которой выражены клинические признаки хронического воспаления. Больные жалуются на постоянную припухлость в области слюнной железы, слизисто-гнойное отделяемое из протока. Редко имеют место признаки «слюнной колики», иногда в анамнезе отмечаются неоднократные воспаления.

В некоторых случаях уплотнение железы возникает постепенно, без повторного обострения и ретенции слюны. Обычно эти больные, заметив припухлость в области железы, или ощутив неприятный привкус во рту (слюна с гноем) обращаются к врачу. При осмотре можно установить ограниченную пределами железы плотную припухлость, безболезненную при пальпации. При массировании из выводного протока выделяется слизистый секрет с гнойными включениями, устье протока расширено. При исследовании секреторной функции определяется ее снижение.

 

Диагностика. Слюннокаменную болезнь можно распознать на основании характерных данных, анамнеза, результатов осмотра и пальпации. Однако наличие камня и его локализация необходимо подтвердить при рентгенологическом исследовании. На рентгенограмме дна полости рта обычно хорошо выявляются камни переднего и среднего отдела поднижнечелюстного протока. В некоторых случаях трудно определить конкремент около устья протока вследствие наложения тени камня на изображение тела нижней челюсти.

Камень дистального отдела поднижнечелюстного протока и железы хорошо определяются на рентгеновском снимке, выполненном при укладке больного Коваленко. Камень в железе может быть обнаружен на снимке нижней челюсти в боковой проекции.

Камень околоушной железы можно определить при рентгенографии в передней прямой проекции черепа. Камень околоушного протока в боковой проекции черепа или на внутриротовом снимке через мягкие ткани щеки. Рентгеновские снимки при диагностике слюнных камней должен быть мягким, так как камень может быть малоконтрастным или не выявляться.

При некоторых заболеваниях (кавернозная гемангиома, туберкулезнвй лимфаденит) локализующихся в пределах тканей слюнных желез, могут наблюдаться нетрифицированные образования, которые на основании рентгенограммы иногда определяют как слюнные камни. В таких случаях избежать ошибки помогает сиалография, при которой видно, что все нетрифицированные образования расположены вне протока железы.

Слюннокаменную болезнь следует дифференцировать от хронического сиалоаденита некалькулезного происхождения, сиалоаденита, вызванного внедрением в протокол железы инородного тела, лимфаденита, одонтогенного абсцесса челюстно-язычного желобка, новообразования .

 

Лечение больных слюннокаменной болезнью зависит от стадии воспалительного процесса, наличия обострения сиалоаденита. При обострении калькулезного сиалоаденита показано такое же лечение, как и при остром сиалоадените, однако у некоторых больных успех консервативной терапии определяется степенью обтурации протока конкрементом.

Если из устья протока слюнной железы нет отделяемого, и консервативная терапия не приводит к улучшению состояния больного, то следует вскрыть проток над камнем, при этом камень может выделяться самопроизвольно. Если имеются клинические признаки абсцедирования в области расположения камня, то необходимо вскрыть абсцесс и удалить камень. При тяжелом прогрессирующем воспалении лечение производят в стационаре.

В хронической фазе калькулезного сиалоаденита показано удаление камня из протока или железы, а при невозможности этого или при рубцовом изменении в железе экскохлеация нижнечелюстной железы.

При удалении камня из протока его следует прошить и перевязать на время операции удаления камня, дистально от места его локализации во избежания его смещения.

 

Реабилитаци я больных слюннокаменной болезнью после хирургического лечения. Лечение может считаться успешным и законченным при полном или частичном восстановлении функции железы. Больные слюннокаменной болезнью через 6 месяцев и 1 год нуждаются в контрольном осмотре для определения состояния слюнной железы. Об этом можно судить на основании оценки секреторной функции и результатов цитологического исследования. Путем сиалографии определяют изменения, происходящие в железы после удаления слюнного камня.

После удаления камня больному следует усилить саливацию путем назначения пилокарпина или галантамина во избежание рубцевания протока.

 

 

Свищи слюнных желез

Наиболее частой причиной образования слюнных свищей в основном околоушной железы, является повреждение (неогнестрельные и огнестрельные) а также операционные травмы при удалении опухолей слюнных желез. Кроме того, они могут возникнуть после воспалительных заболеваний слюнных желез.

Различают наружные свищи, при которых слюна выделяется через отверстия, расположенные в области кожных покровов, и внутренние, когда устье его открывается на поверхности слизистой оболочки рта. Наличие внутреннего открывающегося в рот слюнного свища не вызывает никаких расстройств и не требует лечения.

Различают полные и неполные слюнные свищи. Полные слюнные свищи образуются в результате пересечения или разрыва внежелезистого или внутрижелезистого выводного протока. При полном свище слюна выделяется из поврежденной части железы только через наружный свищ, а связь поврежденного участка железы с другими ее отделами отсутствует. Неполный слюнной свищ возникает при повреждении (дефекте) стенки внежелезистого или внутрижелезистого протока. Под свищами протока понимают свищи внежелезистой части протока, а под свищами паренхимы – свищи внутрижелезистых протоков, т.е. внутри долек железы.

Наружный слюнной свищ доставляет больным большие срадания, так как кожа боковых отделов лица и шеи постоянно смачивается вытекающей из него слюной, происходит мацерация кожи, возникает дерматит.

Обычно при свищах паренхимы околоушной железы на коже кпереди от ушной раковины, иногда ниже мочки уха или других участков в пределах анатомическмих границ железы определяется точечное отверстие, из которого выделяется прозрачная жидкость. Свищ этот имеет короткий ход и идет в направлении тканей железы.

Для полного свища железы (железистой части протока) характерно выделение небольшого количества секрета. В промежутках между приемами пищи выделений из свища не наблюдается или они бывают ничтожны, во время же приема пищи жидкость из свища может вытекать каплями. При неполных свищах выделения из свища могут быть и обильными.

Расположение отверстий на коже щеки в области жевательной мышцы или кпереди от нее выделение значительного количества слюны характерны для полного свища внежелезистой части протока. Если при этом не выделяется слюна из устьев протока, то это характерно для полного свища внежелезистой части (главного протока) протока.

Для определения характера свища, связи его с выводным протоком железы, кроме зондирования, применяется введение в свищ, а также в проток железы через его устье окрашенной жидкости (водный раствор метиленовой синьки).

Однако наиболее полное представление о характере расположения свища дает сиалография. Путем сиалографии можно установить характер свища (полный или неполный), связь его с определенными участками (дольками) железы или главным протоком, состоянием участков железы, связанных со слюнными свищами, а также с выводным протоком.

 

 


Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 19 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2021 год. (0.096 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав