Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Транснациональные корпорации

Читайте также:
  1. Вопрос 2. Международные корпорации
  2. Вопрос 6. Государственные корпорации
  3. Жизненный цикл корпорации. Комплекс финансовых решений фирмы и корпорации на различных этапах ее жизненного цикла.
  4. Особенности корпорации как организационно-правовой формы ведения бизнеса
  5. Особенности финансового подхода к анализу доходности корпорации.
  6. Понятие корпорации
  7. Рост стоимости корпорации и методы его увеличения
  8. Состав, взаимосвязи и структура базовых компонентов корпорации.
  9. Сущность, экономическое значение корпорации
  10. Тема 4. Финансовые ресурсы и капитал корпорации.

 

Особый интерес представляет деятельность таких субъектов, как ТНК, совокупный валовый внутренний продукт которых больше ВВП «восьмерки» и Бразилии вместе взятых. Они активно внедряются в поли­тику целых государств, используя свой потенциал. Как отмечает извест­ный американский политолог И. Горовиц, «интернационализм пришел не в форме социализма, а в форме корпораций. Многонациональная корпо­рация указала на международное братство буржуазии и бюрократии, на трансцендентную классовую лояльность, выходящую за пределы всех стран. Совокупное влияние ТНК "Датч" в Голландии больше, чем влия­ние голландского правительства».

ТНК - это крупные объединения промышленных, торговых, транс­портных или банковских фирм, деятельность которых выходит далеко за границы стран базирования и обеспечивает им благоприятные позиции в производстве, сбыте, закупке товаров и оказании услуг. Такие корпора­ции возникли еще в 60-80-е гг. XIX в. и эволюционировали вместе с раз­витием международных отношений. Первые ТНК были «колониально-сырьевыми». Эта функция контроля развитых стран над периферийными сохранилась до сих пор. В межвоенный период возникли организации трестового типа, связанные с производством военно-технической продук­ции, появились первые лоббирующие группы. Во второй половине XX в. крупные корпорации стали планировать свою деятельность в масштабах мирового хозяйства, нацеливаться на глобальную экспансию. Они поста: вили себя во главе мировой научно-технической революции. В эти годы в их деятельности органично соединились элементы национального и зару­бежного производства: реализации товаров, управления и организации работы персонала, научно-исследовательских работ, маркетинга. Основ­ные элементы воспроизводственного процесса переводились на общие стандарты и принципы. Активно закладывались предпосылки для появ­ления международного производства с единым рыночным и информаци­онным пространством, рынком капитала и рабочей силы, научно- технических услуг.

Отличительными чертами ТНК можно назвать: планетарное видение рынков и осуществление конкуренции в мировом масштабе; координиро­вание действий своих филиалов на основе новых информационных тех­нологий, гибкое функционирование каждого отдельного производственного узла, адаптивность структуры корпорации, единообразная организа­ция бухгалтерского учета и аудита; объединение своих филиалов, заводов и совместных предприятий в единую международную сеть управления, которая в свою очередь интегрирована с другими сетями; осуществление экономического и политического влияния на государства, в которых дей­ствуют их филиалы.


Таким образом, видно, что ТНК достигли своего расцвета и их влия­ние продолжает расти. Побудительные мотивы создания и деятельности ТНК в различных сочетаниях и пропорциях в целом таковы: стремление к технологическому лидерству как залогу конкурентного преимущества; оптимизация размера корпорации и экономия масштаба организации, уже неосуществимая в узких рамках национальных рынков; доступ к иностранным сырьевым ресурсам; борьба за новые рынки сбыта, преодоле­ние импортных барьеров; снижение себестоимости и увеличение конку­рентоспособности своей продукции за счет распределения производства и рационализации отдельных операций; внедрение единой системы управ­ления предприятиями корпорации, организация внутреннего рынка, соз­дание рекламно-информационной сети; установление прочного контроля за иностранными государствами, в том числе и с помощью союза с поли­тическими элитами, через который оказывается влияние на внешнюю политику страны; рационализация налогообеспечения за счет использо­вания национальных систем стран, в которых работает корпорация. Все это ведет к одной общей цели получению сверхприбылей.

По экономическому потенциалу филиалы современных ТНК сравнимы со средними государствами. Это позволяет им оказывать существенное воз­действие на политическую сферу. Под воздействием транснационального капитала рост внешней торговли значительно опережает увеличение произ­водства. Углубление международного разделения труда теснее связывает национальные хозяйства отдельных стран. Происходит усиление их взаимо­зависимости и взаимодействия. В целом рост внешнеторговой сферы идет быстрее роста экономически национальных хозяйств.

Сейчас ТНК контролируют 30 % мирового ВВП и 80 % прямых ин­вестиций, до половины мирового промышленного производства, более 60 % внешней торговли, примерно 4/5 патентов и лицензий на новую тех­нику, технологии и «ноу-хау».

Ядро мирохозяйственной системы составляют около 500 корпора­ций, обладающих всей полнотой власти. При этом в развитых странах доминирующее положение занимают всего два-три супергиганта, конку­рирующих между собой на глобальном уровне.

ТНК стремятся захватить все ведущие позиции в экономиках разви­вающихся стран, контролируют 50 % их внешней торговли. При этом норма прибыли на прямые капиталовложения в развивающихся государствах в среднем вдвое превышает соответствующий показатель в развитых.

На фоне глобальных перемен в мировой экономике, которые олице­творяют ТНК, в последние годы проявился исключительно важный фе­номен - самостоятельный транснациональный капитал, который живет своей собственной жизнью. Он превратился в отдельный экономический и политический организм со своей структурой и внутренними целями развития, находясь вне юрисдикции национальных государств. Капитал ищет наиболее доходные места за рубежом и по большей части является спекулятивным. Реальной силы, способной противостоять такому капита­лу сегодня в мире не существует, так как даже мощные государства при согласованной политике не могут направлять для борьбы со спекулятив­ными операциями суммы, сопоставимые с оборотами ТНК. В условиях начавшейся с 70-х гг. XX в. либерализации таких рынков и смягчения валютного контроля, транснациональный капитал получил возможность при желании обрушить финансовую систему любого государства.

Большинство стран уже попало в долговую яму, во многом организо­ванную транснациональным капиталом. Государственный долг стран Ор­ганизации экономического и социального развития в 2002 г. составил 70 % их ВВП. Совокупные валютные резервы ТНК сейчас в несколько раз больше, чем резервы всех банков развитых стран вместе взятых. Часто корпорации рассматривают обменные валютные операции как наиболее выгодный источник получения прибылей. Анализируя современное со­стояние мировой экономики, французский экономист П. Вельтс заключа­ет, что «итогом глобальных стратегий в конечном счете становится фор­мирование интегрированной международной торгово-финансовой систе­мы, по сравнению с которой национальные государства выступают как второстепенные величины».

С начала XXI в. наблюдается все более явственный переход от регу­лируемой государствами экономической системы, заложенной Бреттон-Вудскими соглашениями 1944 г., к системе, управляемой рынками капи­талов, в которых главенствуют ТНК и ТНБ.

Взаимоотношения в треугольнике таких субъектов международных отношений, как ТНК, государства и международные организации, слож­ны и противоречивы и особенно ярко проявляются в странах Азии, Аф­рики и Латинской Америки.

Вначале корпорации попытались создать благоприятный инвестици­онный климат и привлечь прямые иностранные вложения, хотя их по­следствия далеко не однозначны для национальных хозяйств. Привлека­тельность ТНК для принимающих стран состоит в том, что они дают кре­диты, наращивают производство, создают рабочие места, в какой-то мере открывают доступ к достижениям науки и техники. Но бывшие колони­альные страны, сами того не желая, попадают в новые формы зависимо­сти - экономической, технологической, политической, идеологической. Сегодня ТНК пытаются навязать миру, как единственно возможную, «не­олиберальную модель глобализации», которая особенно разрушительна для слабых стран. Она предполагает их форсированную интеграцию в мировое хозяйство, ориентированную на догоняющее анклавное развитие при использовании финансовых средств и технологий из-за рубежа. Ком­пании и поддерживающие их развитые страны желают предотвратить мобилизацию с помощью национальных государств внутренних ресурсов «периферийных» стран, развития их внутреннего рынка и национального хозяйственного комплекса, сплочения их обществ. Из двадцати крупней­ших ТНК в ведущих отраслях мировой промышленности - автомобиль­ной, электронной, нефтеперерабатывающей - шесть американских, по три английских, японских и германских, по две французских, швейцарских, нидерландских. Вместе с тем весьма характерно, что ТНК США, напри­мер, осуществляет 90 % НИОКР в своей стране и только 10 % - в осталь­ных. ТНК не заинтересованы и отнюдь не ставят своей целью свободное и полное распространение своих технологий и научных достижений на незападную часть. Их цель намного скромнее: создать в странах Незапада «стыковочные узлы» или островки бизнеса, в качестве канала, через ко­торый можно было бы получать необходимые им материальные и финан­совые ресурсы, т. е. втягивание Незапада в международное разделение труда, но только в «неоколониальном» его варианте (каким бы утонченным и цивилизованным оно ни было). А это равнозначно сохранению ассиметричного характера интеграции в международных отношениях.

Такое развитие чревато сложнейшими проблемами для большинства стран. Оно охватывает лишь незначительную часть населения и нацио­нального хозяйства. Сильнее, чем при других моделях развития, растут социально-экономическое расслоение, маргинализация, отчуждение и обнищание больших масс населения. ТНК оттягивают ценные ресурсы из тех стран, где производители далеко не всегда пользуются льготным на­логообложением и другими преимуществами, которые необходимы для экономического процветания. Кроме того, успешная деятельность таких анклавов полностью зависит от стабильности и нормального функционирования мирохозяйственной системы. Экономика развивающихся стран с неолибераль­ной моделью развития остается беззащитной перед организованным или стихийным натиском извне. Неолиберальная модель в сочетании с реа­лиями периферийных стран дает отрицательный для них результат.

Хотя корпорации опасны и непредсказуемы для развитых стран, тем не менее они являются мощным конкурентом с часто противоречивыми целями и их деятельность тесно связана с интересами таких стран. Разви­тые страны размещают у себя их штаб-квартиры. Исходя из понятий по­литического реализма, интересы стран базирования и их ТНК объективно во многом совпадают. В эпоху, когда стал невозможным прямой полити­ческий контроль над территориями других государств, корпорации по­зволяют осуществлять такой контроль более скрытыми, «цивилизован­ными», методами. Опыт показывает, что ТНК при поддержке своего го­сударства способствуют достижению его целей во внешней политике, прежде всего экономической. Но так как компании пытаются активно воздействовать на экономику и политику развитых стран, то между ними и правительствами возникают противоречия. Это имеет отношение и к нашей республике, которая, не обладая энергоносителями, вынуждена ориентироваться на российские ТНК - «Газпром», «Лукойл», «Слав­нефть» и др. Они имеют свои четкие интересы в Беларуси. Перефразируя известное изречение, можно сказать, что в настоящее время в отношении

Беларуси действует принцип: «Что выгодно "Газпрому", то выгодно Рос­сии».ее

Несмотря на то, что ООН выработала Кодекс чести для ТНК, между­народные организации пока далеки от действенного контроля трансна­ционального капитала. Пока они объективно стоят на его стороне, ослаб­ляя роль национальных правительств. Между правительствами и транс­национальной информационно-финансовой мировой олигархией идет сложная борьба за влияние в международных организациях. На сторону ТНК становятся крупные мегаполисы всего мира — идеальная среда оби­тания и важнейшая база для такого капитала. Создание союзов ТНК с мегаполисами, в которых размещается «ядро» корпорации, представляет собой новую тенденцию развития мировой экономики.

Современные ТНК являются структурно очень гибкими. Растет их взаимовыгодное сотрудничество в своей среде через механизмы глобаль­ных стратегических альянсов.

В заключение можно сказать, что выработка и укоренение четких ор­ганизационных рамок для активности ТНК будут одной из главных про­блем мирового сообщества.

 




Дата добавления: 2014-12-19; просмотров: 53 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав