Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Политические партии и движения. Отмечая особенности данного субъекта международных отношений, необходимо обратить внимание прежде всего на тот важный фактор

Читайте также:
  1. d) Свобода передвижения.
  2. II группа - показатели движения персонала фирмы.
  3. А) собственно-политические (государство, политические партии и движения, оказывающие активное воздействие на политику);
  4. Административные и социально-политические преобразования
  5. Анализ движения денежных средств.
  6. Анализ системы товародвижения и сбыта.
  7. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОУДОВЛЕТВОРЕНИЯ ОРГАНИЗМОМ ПОТРЕБНОСТИ В ДВИЖЕНИИ. ПРОЦЕСС ДВИЖЕНИЯ
  8. Анатомо-физиологические аспекты самоудовлетворения организмом потребности в движении. Процесс движения
  9. Базирование заготовок – придание заготовке или изделию требуемого положения относительно выбранной системы координат или траектории движения инструмента.
  10. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в. Их социально-политические и экономические последствия.

 

Отмечая особенности данного субъекта международных отношений, необходимо обратить внимание прежде всего на тот важный фактор, что он обладает «реальной плотью», структурой. Ему присуща явная и несо­мненная целостность, внутренняя Организованность, самостоятельное качество. Как отмечает российский исследователь Н. Косолапов. «единство социально-политической организации слагается из двух неразрывно связанных их частей. С одной стороны, необходим некоторый организа­ционный "стержень", базовый модуль организации, выполняющий аппа­ратные функции, с другой - наличие политической и идеологической платформ, которые поддерживают десятки и сотни тысяч людей». Данное замечание представляется крайне важным, ибо в научной литературе о международных отношениях крайне скудно говорится об этом субъекте. Аналитики, видимо, стесняются признать, что наличие той или иной пар­тии предполагает наличие социальных групп или страт, а значит, и нали­чие идеологии. Российский исследователь В. Беленький отмечает напри­мер, что «правящие круги России терпеть не могут классов и классового подхода (правда, кроме несуществующего среднего класса). Но один класс - такая же бессмыслица, как и стадо коров, состоящее из одной ко­ровы. М. Касьянов как идеологический работник (он о патриотическом воспитании заботится и об учебниках по истории), был удивлен тем, что в этих учебниках о рабочем классе пишут». Классы не исчезают в совре­менном мире, как и не исчезает категория социально-экономической фор­мации. Было бы смешно отрицать это, поскольку в мире существует и еще долго будут существовать неравенство и несправедливость. Но вот в чем вопрос. Является ли внешняя политика сознательной деятельностью того или иного социального слоя и его представителей, направленной на достижение поставленных ими в международной области целей? Каких целей? Главное, наверное, в том, чтобы эти цели не вступали в противо­речия с интересами людей. Никто не может отменить законы социальной борьбы, но задача состоит, видимо, в поиске гармонии цивилизационных и социальных интересов. На это направлены усилия политических партий и движений как субъектов международных отношений. Каждая из поли­тических партий проходит этапы своего становления, развития и упадка и выражает точку зрения определенных социальных групп на международ­ные проблемы. У этих субъектов - от ультралевых до ультраправых - имеется свой взгляд на решение глобальных и конкретных проблем. Одна из главных функций политических партий и движений - это формирова­ние внешнеполитической культуры общества. Некоторые аналитики от­мечают, что, хотя партии и внушают определенное разочарование, вряд ли следует говорить об их окончательном уходе с исторической сцены. Для политических партий есть возможность выступать с альтернативны­ми программами перед избирателями. Эти программы, как известно, строятся на определенных идеологиях. Все идеологии, независимо от их содержания, касаются проблем авторитета, власти, международных от­ношений и т. д. Они основываются на признании определенной модели общества и политической системы, путей и средств практической реали­зации этой модели в мире.

Идеология выполняет одновременно интегративную и разграничитель­ную функции: первую, скажем, для сплачивания членов той или иной партии, а вторую - для отделения этой партии от других партий. Она ори­ентирована на непосредственные реалии и действия, на политический процесс и исходит из соображений привлечения возможно наибольшей поддержки.

Идеология призвана придавать значимость отношениям между людьми, институтами, партиями, сообществами и т. д. как субъектами политики, объяснять, обосновывать, оправдывать или отвергать те или иные поли­тические реальности в конкретных общественно-исторических условиях. Важнейшая ее функция состоит в том, чтобы отделить то или иное сооб­щество или группу от остальных сообществ и групп. Как отмечает гер­манский исследователь О. Ламберг, защитное действие этой функции наиболее эффективно проявляется в тех случаях, когда остальной окру­жающий мир видится как враждебная сила, что и провоцирует инстинкты обороны, страха, агрессивности у членов соответствующей группы. Каж­дая идеологическая конструкция содержит в себе развернутое представ­ление об антиподе, или противнике.

С этой точки зрения международные отношения и внешняя политика представляют собой арену столкновения различных систем, идейно-политических течений и направлений. Например, политические партии и блоки России по-разному относятся к состоянию белорусско-российских отношений. Если КПРФ стремится к некоему воссозданию СССР через возможный союз двух государств, то «Яблоко» относится негативно к нынешнему режиму власти в Беларуси, а ЛДПР мечтает о воссоздании Российской империи. Однако констатация этого положения сама по себе еще мало что объясняет. Необходимо выяснить теоретические аспекты внешнеполитического поведения такого субъекта как партия. Надо, ви­димо, начать со знаменитой формулы «политика есть искусство возмож­ного», которая сохраняет актуальность и в современных условиях. С од­ной стороны, «искусство возможного» ставит определенные пределы идеологизации внешней политики, а с другой — идеология в ответ опре­деляет границы, за которые та или иная партия может выйти без ущерба для себя. Все это имеет самое непосредственное отношение к сфере меж­дународных отношений.

Считая установку современных исследователей от марксистов до эк­зистенциалистов, согласно которой человек есть существо, живущее в необратимом историческом времени, упрощенной, румынский аналитик М. Элиаде утверждает, что человек живет еще и вне исторического вре­мени, а именно в своей мечте, своем воображении и т. д. Иначе говоря, человек, общество, государство и соответственно межгосударственные отношения и мировое сообщество в целом имеют мировоззренческое из­мерение. Именно это измерение и определяет содержание господствую­щей в определенный исторический период парадигмы. Еще известный немецкий философ конца XIX в. Ф. Ницше предупреждал, что XX в. ста­нет веком борьбы различных сил за мировое господство, осуществляемой именем философских принципов. Предупреждение Ницше оказалось пророческим с той лишь разницей, что все многообразие и сложность мировоззренческого начала были заменены идеологическим измерением, его принципы взяли верх над философскими. Наметившееся на рубеже третьего тысячелетия окончание европоцентристского мира совпало с началом разрушения двухполюсного мирового порядка в его военно-политическом и идеолого-политическом измерениях, а также концом це­ментировавшей этот порядок «холодной войны».

На первый взгляд крах СССР и «марксизма-ленинизма» как бы воз­вестили об окончательной смерти всякой идеологии. Под сомнение по­ставлена сама возможность или правомерность каких бы то ни было идеально-программных, политико-идеологических построений в качестве мобилизующих идеалов. Но возникает множество вопросов. Способна ли демократия эффективно ответить на вызовы новых исторических реаль­ностей? Может ли либерализм, консерватизм или какой либо иной «изм» заполнить тот вакуум, который образовался после очевидной несостоя­тельности традиционных идеологических систем? Видимо пытаясь отве­тить на эти и другие вопросы необходимо исходить из признания того, что идеологии, призванные служить в качестве связующих звеньев человеческих обществ, не могут насовсем исчезнуть. В этой связи возникает много проблем такого характера и для Беларуси. Политические партии в стороне ведут споры по таким проблемам, как демократия или авторитаризм, рынок или регулирование, правые или левые, открытость или закрытость Беларуси внешним влияниям, Запад и Восток. При этом отдельные политические партии в своих программах не имеют вообще разделов о внешней политике страны (Белорусская гуманитарная партия, Белорусская партия труда и т. д.). Другие (Белорусская крестьянская партия), имеют в программах несколько общих тезисов сотрудничестве со всеми странами Организации Объединенных Наций I т.д. В программах третьих партий (Белорусская национальная партия, Белорусская республиканская партия и др.) имеются более развернутые разделы, различающиеся по своей векторности. Если Национальная пар­тия исходит из того, что внешняя политика Беларуси должна быть на­правлена на защиту интересов своего народа на международной арене, то республиканцы говорят о «естественных интересах» республики и ее граждан, не раскрывая их содержания. Социалисты упор делают на интегрирующую роль Беларуси в СНГ. Либерал-демократы выступают за воссоздание экономических и политических связей с Россией, против экономического закабаления республики Западом. В небольшом разделе программы Объединенной гражданской партии выделяются принципы внешней политики: отказ от использования силы, безъядерный статус и оптимальная модель нейтралитета. Обширный раздел о внешней полити­ке имеет программа Партии всебелорусского единства и согласия, в кото­ром содержатся основные принципы и векторы внешней политики. Но наиболее убедительные и аргументированные разделы по внешней поли­тике имеют Белорусская социал-демократическая партия. Коммунистиче­ская партия Беларуси и Белорусский народный фронт. Например, в доку­ментах последнего подробно излагаются принципы внешней политики государства, его векторы, где обозначен спорный тезис о том, что «исто­рически Республика Беларусь сформировалась как страна западноевро­пейской культуры».

Документы всех партий свидетельствуют о том, что в республике идет медленный, но неуклонный процесс формирования национального сознания. Но сегодня возникают вопросы фундаментального характера, не ответив на которые можно барахтаться в частных. Сегодня Беларусь остро нуждается в принципиально новой, современной идеологии, идео­логии будущего. Эту проблему в общем виде можно сформулировать так: или страна интегрируется в глобальное сообщество, или нас в него интегрируют помимо нашего желания и на условиях, к выработке которых нас не допустят.

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что в посо­бии получила освещение деятельность не всех субъектов международных отношений. Можно, наверное, дать характеристику и такому субъекту, как Ватикан и др. Но в целом деятельность государств, партий и других субъектов может либо способствовать действию объективных закономер­ностей и ускорять развитие общественных интересов, либо препятство­вать им. Все субъекты международных отношений потенциально могут приобретать эти качества и быть реально ими лишь тогда, когда они на­деляются специальными функциями, определяющими направленность предметно-практической деятельности на объекты, а не просто в силу того, что существуют.

Если на протяжении трех с половиной веков государства были доми­нирующими участниками международных отношений, а мировая полити­ка - политикой великих стран, то в последнее время их теснят трансна­циональные корпорации, международные частные финансовые институ­ты, неправительственные общественные организации, не имеющие опре­деленной национальности, по существу космополитичные. Космополити­зация затронула и организации международного терроризма, преступно­сти, наркомафии. Наконец, все большее число людей, родившихся в од­ной стране, имеющих гражданство другой, живут и работают в третьей. Все это расшатывает краеугольный камень Вестфальской системы - суве­ренитет, право выступать единственным представителем нации в между­народных делах. Процесс добровольной передачи части суверенитета ме­ждународным государственным институтам, особенно в процессе эконо­мической интеграции, дополнился в последнее время стихийным процес­сом его «диффузии» в глобальном масштабе. Совокупность глубинных измерений в экономической, военной и политической областях, серьез­ные структурные изменения мировой политики дают основание для предположения о том, что международные отношения стоят на пороге качественно нового этапа.

 




Дата добавления: 2014-12-19; просмотров: 28 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав