Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Тема 10. Казахская философия.

Читайте также:
  1. E) миф, религия, философия.
  2. Античная философия.
  3. Античная философия.
  4. Античная философия.
  5. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.
  6. Арабо-мусульманская философия. Ибн-Сина(Авиценна), Ибн-Рушд(Аверроэс). Их влияние на европейскую философскую мысль.
  7. Билет. Становление теоретического знания в Древней Греции. Мифология и философия.
  8. Биология в контексте философии и методологии современной науки. Биофилософия.
  9. В каком году Казахская АССР была преобразована в союзную республику?
  10. Вопрос 11. Средневековая европейская философия.

Цель лекции: раскрыть основные факторы становления и формированияказахской философии; показать специфику тюркского мировоззрения; общетюркские корни казахской культуры и миропонимания казахов.

Ключевые слова: синкретизм, шаманизм, политеизм, «дуние» - мир, бытие; «заман» - время; «жаратушы» - создатель, творец. 1. Истоки казахской философии уходят в глубокую древность (мифологическая предфилософия протоказахов (1-2 тыс. до н.э.)). Известно, что казахский народ формировался в результате взаимодействия множества этносов, наследуя их черты.

Специфика казахской философии. Философия казахов имела много общего с философией всего мира, но вместе с тем в ней отразились особенности казахской народной жизни. Эти особенности обусловлены, главным образом:

1. Особенностями кочевого народа, его быта, привычек, нравов, обрядов и традиций, а также влиянием той социокультурной среды, в окружении которой протекала вся историческая жизнь казахов.

2. В течение значительного времени казахская философия и социальная мысль находили свое выражение в лоне вербальных форм культуры. Вплоть до середины 19в. духовный мир казахского народа отражался в основном в поэзии, которая при всем своем богатстве, все-таки была лишена возможности, внести в жизнь понятийные формы освоения окружающей действительности.

3. До возникновения письменной культуры, в течение значительного времени после него, казахская общественная мысль развивалась в форме искусства и оперирования образами, а не понятиями.

4. Синкретизм казахской философии, особенно ранних этапов ее развития. Это проявляется в том, что философия этого времени сочетала в себе разные направления мысли, идей и принципов.

Основные понятия казахской философии. Самым широким понятием в казахском миропонимании является понятие «дүние» («мир», «бытие»). Оно многозначно употребляется чаще других, близких ему по смыслу терминов (болмыс, элем), обладает значительным потенциалом для употребления в философском контексте.

Главным образом в философской литературе употребляется также понятие «болмыс» («бытие»). Оно, согласно философской традиции, обозначает все сущее и сопрягается с такими понятиями, как Дas Sein, Being.

Следующая группа категорий, специфических для казахского миропонимания, обозначает различные грани времени: «заман», «уақыт», «дәуiр», «кезен», «мезгiл». Наиболее философичным является понятие «заман». Это понятие охватывает наиболее существенные грани времени, обозначает кардинальные изменения, описывает особенно значимые этапы существования и человеческой жизни. Именно поэтому понятие «заман» однопорядково с понятием «дүние» («бытие»), служит для обозначения этапов развития бытия. Различаются это время (бұл заман) и то время (бiр заман), как современная эпоха и прошлое время, причем различие это не только чисто количественное, а качественное: это разные явления, такие, как древность и современность.

2. Общетюркские корни казахской культуры и миропонимания казахов. Историческими предками казахов были тюркоязычные племена, обитавшие на территории современного Казахстана. Племена эти вели кочевой образ жизни и имели богатую культуру, выраженную, в основном, в их обычаях, традициях, обрядах и в устном творчестве. В 9–10 вв. на территории Казахстана появилась целая плеяда представителей древней культуры, внесших неоценимый вклад в науку, искусство, литературу. Среди них Аббас Джаухари – астроном и математик, Исмаил Джаухари – составитель наиболее полного, по тем временам, словаря арабских слов, Махмуд Кашгарский – автор знаменитого произведения «Диван лугат ат-турк», Джанах ибн Хакан аль-Кинди – географ и политический писатель, Юсуф Баласагуни. Особое место в ряду этих знаменитостей по праву принадлежит Абу Насру аль-Фараби. Махмуд Кашгари (1029–1101 гг.) – выходец из караханидской знати. Знаменитая книга «Диван лугат ат-турк» («Словарь тюркских наречий») – своеобразная тюрская энциклопедия. Коркыт Ата (7–8 вв.) - казахский шаман, поэт, музыкант, сказитель, изобретатель кобыза. Ходжа Ахмет Яссави (1166 г.) – глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, поэт. Произведение «Диван - и- хикмет» («Книга мудрости») написана на тюркском языке. Юсуф Баласагуни (1017 г.) – средневековый тюркский мыслитель. Главное произведение – поэма «Кутадгу билиг» («Благодатное знание»). Асан Кайгы (15 в.) – поэт. Прозвище «горемычный». Его мечта о земле обетованной.

Мировоззрение акынов и жырау (16–19 вв.)

Акынство, как особая форма творческого отражения действительности появилась в Казахстане вместе и наряду с формированием казахских ханств.

Шалкииз Тленши улы (1465 –1560 гг.) – выходец из среды военной аристократии, поэт, мыслитель, советник хана Темира. Бухар жырау Калкаман улы (1668 –178 гг.) – акын, жырау, один из составителей свода «Законов Тауке хана», советник хана Абылая, сторонник единения казахов внутри государства, мирного сотрудничества с Россией.

Рассматривая творчество жырау, необходимо обратить внимание, что это XV-XVIII вв. наиболее значимым в казахской культуре является феномен жырау. В своих толгау (философское размышление) жырау мог хвалить и ругать ханов, поднимать народ на борьбу, задумываться над бессмертием и размышлять о матери-кормилице Земле. Творчество акынов и кюйши наиболее ярко проявилось в казахской культуре в XIX веке.

Просвещение – это прогрессивное идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, в основе которого лежала идея борьбы за «царство разума», провозглашение равенства в политических и гражданских свободах, через распространение знаний.

Эпоха казахского просвещения связана с деятельностью Ч. Валиханова (1835-1865 гг.) – первого казахского ученого, просветителя-демократа, И. Алтынсарина (1842-1889 гг.) – инициатора и организатора открытия русско-казахских школ в степи, А. Кунанбаева (1845-1904 гг.) – основоположника казахского литературного языка. Просветители объясняли необходимость открытия сети учебных заведений в Казахстане для детей казахов разных социальных слоев.

Философия натурализма представлена именами Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, А. Кунанбаева. Критика ими патриархально-феодального общества казахов, секуляризация традиционной религиозной культуры и призыв к необходимости подготовки почвы для проникновения русской и европейской культур имеют исторические, экономические и социально-политические основания.

Абай был убежден в том, что свобода и справедливость, прогресс достижимы путем распространения знания и культуры. «Книга слов и назиданий» является дидактическим источником, где представлены идеи философии образования Абая: цель науки и познания есть постижение истины; знание человека должно помочь отличить полезное от вредного; знание очеловечивает человека; знание заключается в том, чтобы знать и во всем соблюдать меру; познавая сотворенное человек может постичь Мудрость, Любовь и Справедливость самого Создателя и походить на него.

Таким образом, значение идей казахских просветителей для идеи национального образования заключается в их акцентировании на гуманистическую сущность знания в развитии полноценного человека.

Натуралистическая философия образования явилась теоретической основой многих педагогических парадигм в начале XX века. Традиция казахского Просвещения была продолжена представителями демократической интеллигенции начала ХХ века А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, С. Торайгыровым и нравственной философией Шакарима Кудайбердиева.

Нравственная философия Шакарима провозглашала три качества, которые должны в этом мире господствовать над человеком: честный труд, совестливый разум и искреннее сердце. «Необходимо учить людей трудиться, необходимо дать им образование, но всего этого недостаточно для изживания в человеке нравственного уродства. В процесс воспитания человека необходимо ввести науку совести. Об этом должны позаботиться ученые головы. Они должны разработать данную теорию, как дисциплину, обязательную для всех».

Казахская интеллигенция начала ХХ века явилась идейным продолжателем казахских просветителей XIX в. Все представители казахской интеллигенции начала XX века обладают следующими личностными качествами: интеллигентностью, проявляющейся не только в знаниях, но и в способностях к пониманию, восприятию, терпимому отношению к другим; верностью принципам, семье и народу; стремлением к приведению в системность полученного знания; сравнением полученного знания с реальной жизнью народа; глубоким мышлением и поэтическим талантом.




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 142 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав