Читайте также:
|
|
В картине болезни, лечебном и реабилитационном процессе всегда присутствуют, часто неосознаваемые, механизмы психологической компенсации и защиты. О некоторых из них (вытеснение - больной "не обращает внимания на болезнь", отгоняет от себя мысли о ней, не обращается к врачу, компенсация – определенное успокоение и приятными ощущениями от болезни (может заниматься любимым делом, семья больше заботится о нем)-, " уход в болезнь "-переоценка тяжести заболевания) говорилось ранее. Эти механизмы направлены на преодоление причин стресса или устранение напряжения ему сопутствующего. Психологическая защита – это своеобразный механизм адаптивной перестройки восприятия и оценки – как правило, малоосознаваемого столкновения особо значимых противоречивых отношений личности с непереносимой ситуацией. Положительная роль психологической защиты заключается в стабилизации личности в трудных для нее условиях, отрицательная – в закреплении неадекватных форм поведения не избавляющих личность от решения имеющихся трудностей. Например, с помощью " замещения " пациент при каком-либо дефекте вследствие болезни выдвигает для себя взамен недостижимой цели реальную цель, достижение которой повышает его самооценку. Этот вид психологической защиты может быть полезен для инвалидов в период решения реабилитационных задач. Неконструктивными механизмами психологической защиты являются " бегство в болезнь" и фантазирование, при которых личность уходит от реального решения трудностей. В процессе лечения и реабилитации больной может неосознанно использовать явления "переноса", т. е. видеть во враче, психологе, социальном работнике эмоционально значимого для него авторитетного человека (отца, любимого), что повышает эффективность лечебно-реабилитационного процесса. Знание этих механизмов позволяет врачу (психологу) поддерживать положительные элементы психологической защиты, разрушать отрицательные, помогает больному в поисках путей к преобразованию самого себя, чтобы справиться с болезнью.
30. В премедицинской стадии болезни у больного появляются первые, едва заметные признаки дискомфорта в состоянии. Возникают вопросы: "Что со мной?", "Может, я болен?" "Пойти ли мне к врачу?". С этими вопросами связываются неопределенные, хаотические воспоминания, фантазии, переживания. Если больной делится своими опасениями с кем-то из родственников или знакомых, то часто получает взаимоисключающие советы.
В начальной стадии болезни, когда ее симптомы становятся явственнее, появляются негативные эмоции в виде тревоги, страха, растерянности. Преобладает сенсологический этап переживания болезни с фиксацией на различных болезненных ощущениях. Больные напряженно ждут результатов обследования, анализов. Снижается их социальная активность, резко ограничиваются привычные контакты из-за госпитализации, происходит изоляция от семьи, работы, появляются неуверенность в прогнозе заболевания для семейного и служебного функционирования (профессионально-трудовой компонент), для жизни (витальный компонент), для изменения взглядов окружающих (этический и эстетический компоненты). Наряду с этим, встречается беспечность и недооценка угрозы последствий заболевания. Имеет значение острота и тяжесть болезни.
В стадии разгара болезни, несмотря на интенсивность болевых ощущений, больные принимают факт болезни и начинают к ней приспосабливаться, адаптируются к больничной среде. На смену тревоге и растерянности приходит успокоение. Больные поддерживают в себе надежду на выздоровление, в той или иной мере сотрудничают с лечащим персоналом. Отношение к терапии может быть разным: одни больные охотно выполняют лечебные рекомендации, другие – их игнорируют, третьи – индифферентно к ним относятся. Если ожидания больных относительно течения заболевания и эффектов лечения оправдываются, то такие больные не представляют проблем для врачей и психологов. При неблагоприятном развитии событий, повторных обострениях болезни, ее хронификации, у больных возникает чувство обманутых надежд, снова усиливаются тревога, страх за исход заболевания, возможны неадекватные реакции относительно лечащего персонала, конфликты с ним. В таких случаях необходимо понимание персоналом психологической подоплеки подобных реакций больных, исключение самых ничтожных поводов для подкрепления их нежелательного поведения, работа по успокоению и вселению веры в выздоровление. У части больных возможно явление госпитализма – больной привыкает к жизни в условиях больницы, не стремится покинуть ее, концентрируется на болях, пессимистично оценивает перспективы выздоровления, не борется с болезнью, иногда демонстрирует регрессивно-инфантильное поведение с рентными установками. Может происходить патологическое развитие личности. Выделяют следующие типы патологического развития:
1) преобладание безнадежности, пассивности или раздражительности;
2) чрезмерная фиксация на болезненных ощущениях, состоянии здоровья, поиске новых медикаментов и средств лечения;
3) эгоцентризм, гиперстеничность, направленные на извлечение выгод и преимуществ из своего болезненного состояния.
К счастью, наиболее частый исход болезни – выздоровление (компенсация патологических расстройств и нарушенных функций). Выздоровление может быть полным и неполным – с остаточными явлениями болезни, которые не обеспечивают оптимального приспособления к окружающей среде.
Выздоровление имеет биологическую и социально-психологическую стороны, которые не всегда совпадают. Часто физически уже здоровый человек, чувствует себя еще больным. Выздоровление после тяжелого заболевания всегда сопровождаются переживанием обновления своих возможностей, даже с эйфорией. Иногда наблюдается застывание и фиксация болезненных ощущений с навязчивыми воспоминаниями о них. Затяжные формы болезней способствуют ипохондричности и тревожной мнительности. При увечье и инвалидизации первичная адаптация может быть неустойчивой, физический недостаток может переживаться и вести к психогенному развитию личности с уходом в болезнь, с новыми эталонами поведения, перестройкой системы жизненных оценок. Подобное негативное развитие событий необходимо предупредить, включая компенсаторные механизмы психологической реабилитации.
Таким образом, психологическая оценка больными своего выздоровления может выражаться следующими вариантами:
· полной осознанностью и адекватным пониманием;
· частичной осознанностью и недостаточным пониманием (оценкой переживаемого заболевания);
· отсутствием осознанности;
· извращенной оценкой (у больных с патологическим развитием личности).
34. Профессиональная психическая деформация, пути ее предупреждения.
В процессе длительной работы с больными (инвалидами) врач, социальный работник, психолог могут испытывать на себе явления профессиональной деформации, они подсознательно как бы привыкают к страданиям больного, забывают о его травмированной болезнью личности и относятся к пациенту лишь как к "профессионально интересному случаю". Профессионал, работающий с людьми, должен постоянно помнить о ранимой и чувствительной личности больного, чтобы своим поведением, профессиональным жаргоном не вызвать у него дополнительные, отрицательные переживания.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 79 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |