Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Методика Хватцева М.Е.

Читайте также:
  1. II. Методика проведения гигиенического массажа.
  2. II.1.2.Методика финансового анализа
  3. Актив взвода. Методика его подбора, обучения и воспитания.
  4. Анализ рентабельности. Виды рентабельности и методика их расчета. Факторный анализ рентабельности (информация из лекций, интернета и учебника по АХД)
  5. Билет 24. Методика маркетинговых исследований.
  6. В настоящее время используется методика Керна-Йерасика.
  7. ВИДЫ ДИСПЕРСИЙ, МЕТОДИКА ИХ РАСЧЕТА И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ В ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ
  8. Виды наглядных пособий и методика их применения на уроках изобразительного искусства.
  9. Виды рентабельности. Методика расчета показателей рентабельности
  10. Висновок експерта-бухгалтера, його структура, методика складання

Принципы немецкой школы на основании личного опыта были модифицированы М. Е. Хватцевым.Изложенная им методика, обобщающая практику многих специалистов, как отечественных, так и зарубежных, даже в самых трудных случаях дает положительные результаты, но требует от логопеда высокого мастерства и тонкого знания анатомии и физиологии речевого аппарата, а от больных — напряжения и прилежания. Он рекомендует сложный комплекс упражнений для развития речевого аппарата больного, большое количество механических приемов работы.Трудность этой методики и недостаточная эффективность неоднократно подчеркивались самим автором.«Пройденный в 3—4 месяца курс в особо тяжелых случаях не дает еще вполне чистой (негнусавой) и отчетливой внятной речи: на первых порах, несмотря на проделанную звукосочетательную работу и закрепление отдельных звуков в речи, вновь усвоенные звуки живой речи тормозят и извращают друг друга, часто совсем выпадают и заменяются старыми установками и т. п.».

40. Методика восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи по методике Н.А. Чевелевой.. Н. А.. Чевелева считает, что заикающихся детей необходимо учить умело пользоваться словарным запасом, правильно и конкретно формулировать мысль, быстро и точно подбирать определенное слово передавать содержание в строгой логической последовательности, то есть нужно развивать у них определенные стороны связной речи. А также преодоление заикания достигнет полного и стойкого эффекта, если будет вестись одновременно в двух направлениях: непосредственное исправление речи детей и корригирования особенностей их психической деятельности. Для этих целей с большой эффективностью может быть использован программный материал д./с.Представляется вполне возможным соединить обучение и воспитание детей с процессом развития у них связной речи и работой по перевоспитанию имеющихся особенностей в протекании психических процессов.Развивая у заикающихся детей связную речь, нужно начинать с самой простой ее формы – ситуационной и постепенно подводить их к умению пользоваться контекстной речью.Основной смысл проводимых логопедических занятий состоит не в тренировки навыков механической речи, а в том, чтобы научить детей легко и свободно выражать свои мысли, отвечать, спрашивать, пояснять, рассказывать, делать выводы, заключения, обобщения. Механическая тренировка речи детей, упражнения в сопряженной, отраженной речи, воспроизведение заученного текста, как показала практика, не приносят желаемых результатов.Занятия должны вызывать у детей интерес и постоянное желание отвечать на «сложные» и «хитрые» вопросы логопеда.Автор данной методики считает необходимым для развития связной речи использовать не только время занятий, но и режимные моменты: дежурство по группе, подготовка к прогулке, к занятиям, к обеду и др. В этом случаи могут служить конкретным, наглядным материалом одежда детей, посуда, игрушки, личные вещи ребенка и т. п. Логопед спрашивает, чья это вещь, какого она цвета, что надевает или ставит на стол ребенок, что он делает в данный момент. При этом нужно помнить, что вопросы логопеда должны относиться только к конкретным предметам и действиям. Система преодоления заикания у детей на основе развития у них связной речи, предложенной Н. А. Чевелевой, включает 5 периодов:I период – пропедевтический.Основная цель – преодоление речевой импульсивности, неорганизованности детей. Как известно, многие заикающиеся дети очень возбудимы, двигательно беспокойны. II период – сопровождающей или констатирующей речи.В этом периоде используется наиболее простая, доступная заикающимся речь, которая сопровождает их действия или действия логопеда, а также речь, констатирующая видимые предметы, их наглядные признаки, свойства, количество. III период – завершающей речи или речи по зрительным представлениям.Дети овладевают умением отвечать на вопросы логопеда, пояснять, рассказывать, опираясь лишь на зрительные представления, сохраненные в памяти

IV период – планирующей речи или речи, лишенной зрительной опоры.На занятиях этого периода используются наиболее сложные формы речи – планирующая, а также развернутые объяснения и рассказы детей, вовсе лишенные какой бы то ни было зрительной опоры.Отвечая на вопросы, детям приходится подробно рассказывать, рассуждать, делать выводы, обобщения. Иными словами – они пользуются контекстной речью.V период – закрепление навыков связной речи.

41.Методика восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи по методике С.А.Мироновой. С.А. Миронова предложила систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения в целом программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада. Коррекционное воздействие на заикающихся детей осуществляется на занятиях (как основной форме образовательной работы в детском саду) по принятым разделам: "Ознакомление с окружающей природой", "Развитие речи", "Развитие элементарных математических представлений", "Рисование, лепка, аппликация, конструирование".Работа с детьми по всем разделам "Программы" подчиняется цели перевоспитания речи заикающихся. Поэтому автор ставит перед логопедом две задачи: программные и коррекционные, которые распределены по учебным кварталам (или соответственно по четырем этапам последовательно усложняемой коррекционной работы).При прохождении программы с заикающимися детьми в массовом детском саду предлагаются некоторые ее изменения, связанные с речевыми возможностями детей. К ним относятся: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы, перестановка некоторых программных задач и тем, удлинение сроков изучения более трудных занятий и др.Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях. Значительное место занимает словарная работа расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Предполагается особая требовательность к речи самого логопеда: вопросы конкретные, речь короткими, точными фразами в разных вариантах, рассказ сопровождается показом, темп неторопливый.Коррекционные задачи второго квартала заключаются в закреплении навыков пользования ситуативной речью, в постепенном переходе к элементарной контекстной речи и в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов. Большое место занимает работа над фразой: простая фраза, распространенная фраза, конструирование вариантов фраз, грамматическое оформление фраз, построение сложно-подчиненных конструкций, переход к составлению рассказов. Изменяется и подбор программного материала и последовательность в его изучении. Если в первом квартале на всех занятиях дети соприкасаются с одними и теми же предметами, то во втором - предметы не повторяются, хотя и выбираются объекты, близкие по признаку общности темы и назначению.Коррекционные задачи третьего квартала состоят в закреплении навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладевании самостоятельной контекстной речью. Значительное место отводится работе над составлением рассказов: по наглядной опоре и по вопросам логопеда, самостоятельного рассказа, пересказа. Увеличивается речевая практика детей в сложной контекстной речи. В третьем квартале исчезает необходимость замедленного изучения программы, характерного для первых этапов обучения, и темы занятий приближаются к уровню массового детского сада.Коррекционные задачи четвертого квартала направлены на закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности. Большое место занимает работа над творческими рассказами. Наряду с этим продолжается словарная: работа и работа над фразой, начатые на предыдущих этапах обучения. В речи дети опираются на конкретные и общие вопросы логопеда, на собственные представления, высказывают суждения, делают выводы. Наглядный материал почти не применяется. Вопросы логопеда относятся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми. В этот период коррекционное обучение направлено на соблюдение логической последовательности передаваемого сюжета, на умение давать дополнительные положения, уточнения.Вся коррекционная работа с заикающимися детьми в течение года осуществляется логопедом и воспитателем.

42. Методика восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи по методике В.И.Селиверстова, Н.А.Власовой. Методика В. И. Селиверстова.

Данная методика преимущественно рассчитана для работы с детьми в медицинских учреждениях (в амбулаторных и стационарных условиях) и предполагает модификацию и одновременное использование разных (известных и новых) приёмов обследования.

Автор считает, что работа логопеда всегда должна быть творческой и поэтому в каждом конкретном случае необходим разный подход к детям в поиске наиболее эффективных приемов выявления заикания.

В предложенной автором схеме обследования последовательно выявляется степень самостоятельности речи, ее подготовленности, громкости и ритмичности, структуры, в разной сложности речевых ситуациях, зависящих от обстановки и социального окружения, от видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение и развитие.

В зависимости от выявленного уровня (порога) свободной речи и особенностей проявления заикания в каждом конкретном случае задачи и формы подбираемых речевых упражнений различаются для каждого ребенка.

В основу методик Н. А. Власовой положена разная степень речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников. На протяжении многих лет предложенная методика является одной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми. В настоящее время логопедами используются многие ее элементы.

43. Методика восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи по методике А.И.Богомоловой. Отличия предлагаемой системы работы от общепринятой системы комплексного воздействия:1) Внимание и усилия концентрируются в одном направлении — на упражнениях в связной речи;2) Использование у заикающихся всех остаточных речевых возможностей, формирования речи, активно противопоставляемой спазмам. Формируемая у заикающихся речь характеризуется выделением ударных слогов напряженностью и длительностью произнесения, а также несколько более твердым (чем в обычной речи) произнесением звуков неударных слогов.Формирование устойчивого навыка твердой ритмичной речи требует соблюдения нескольких условий, среди которых наиболее важные: 1.методическая установка на систематическое упражнение в речи с движением руки; 2. использование хоровой формы упражнений; 3.согласование системы занятий с принципами дидактики. Для преодоления затруднений формирования твердой ритмичной речи вводится сопровождающее движение правой (левой — для леворуких) руки. Идея совмещения двух таких разных действий, какими являются речь и движение руки, возникает при анализе фактов сопровождения речи жестом и другими движениями. Внешние движения, сопровождающие речь, имеют значение как источник дополнительной кинестетической импульсации, поступающей в кору головного мозга и активирующей речевые центры.

Методическая установка на регулярные упражнения в речи с сопровождающим движением руки является основной, так как без ее выполнения невозможно исправление дефекта. Важную роль в деле контроля за соблюдением данной установки призваны сыграть родители и родственники заикающегося, а в школе – учителя. В комплексном методе движение рук имеет цель: снятие напряжения мышечного тонуса и отвлечение внимания учащегося от речевого акта. Кроме того, движение руки сочетается с плавной слитной речью, имеющей существенные недостатки.

Не менее важным является условие использования хоровой формы упражнений. Решающим преимуществом хоровой формы упражнений является более полное использование способности учащихся к подражанию. Несомненным качеством этих упражнений являются благоприятные условия для исчезновения у учащихся страха речи. Основное назначение хоровых упражнений — это овладение навыком формируемой речи и механическая тренировка этого навыка.

Основные принципы построения работы по преодолению заикания: 1. Систематичность и последовательность обучения;2. Прочность создаваемых навыков и знаний;3. Сознательность и активность учащихся;4. Роль педагога в процессе обучения.

Методика формирования твёрдой ритмичной речи. Одной из основных предпосылок обучения твердой ритмичной речи является ее сопровождение движением руки. Вначале дети усваивают полукруговое движение правой руки в горизонтальной плоскости от правого плеча к левому (для левшей движение левой руки от левого плеча).

Полукруговое движение руки и речь осуществляются по таким совместным правилам: 1) ударный слог каждого слова (а также одиночный звук или слог в хоровых упражнениях) произносится в замедленном темпе с выделением голосом и сильным выдыханием. При этом движение руки также медленное с описанием большей части дуги; движение руки должно быть энергичным, как бы «разрезающим» воздух; 2) неударные слоги произносятся твердо (но менее напряженно) и в обычном темпе. При этом движение руки ускоренное с описанием короткой оставшейся дуги: рука менее напряжена.

Правила движения руки: 1) пальцы прижимаются на ударном слоге, и, пока произносится гласная (а она произносится длительно), для согласования ее выделения сила прижатия не должна уменьшаться; 2) на неударных слогах пальцы остаются в прежнем положении, т.е. либо в прижатом (но уже без напряжения) положении, если неударный слог следует за ударным, либо в отведенном положении, если неударный слог предшествует ударному; 3) пальцы отводятся от ладони только после произнесения слов. Таким образом, каждому слову соответствует одно прижатие и одно отведение пальцев. Сколько слов в предложении, столько и движений руки.

Важно! 1) постоянная синхронность речи и движения руки, так как в противном случае совмещение двух действий становится невозможным; 2) совмещение речи с движением руки и систематические речевые упражнения создают благоприятные предпосылки для отмирания всех уловок и сопутствующих движений.

Виды работы над речью. Работа над речью выполняется по определенной системе обучения, включающей постепенный переход от произнесения звуков, слогов и слов к произнесению целых фраз, от речи по подражанию к самостоятельной речи. Для формирования твердой ритмичной речи используются традиционные виды работы: сопряженная и отраженная речь, ответы на вопросы, чтение, пересказ и рассказ. Для сохранения ритма нормальной речи некоторые слова, относящиеся к служебным частям речи, произносятся в одних случаях раздельно, в других — слитно с самостоятельными частями речи. Самостоятельные части речи без служебных слов всегда произносятся раздельно.

Последовательность и содержание, упражнений: 1) произнесение гласных с выделением голосом и длительностью, например: а/, о/, у/;2) произнесение слогов с выделением согласных твердой артикуляцией, а гласных голосом и длительностью, например: ма/, но/, у/м, о/к;3) произнесение слов с выделением ударных слогов твердой артикуляцией, голосом и длительностью, например: ма/к, Лу/ша, а/рмия;4) произнесение предложений; при этом все слова произносятся с выделением ударных слогов твердой артикуляцией, голосом и длительностью, например: Мы лю/бимРо/дину свою/.

Система логопедических занятий. Обучение твердой ритмичной речи осуществляется по схеме последовательного усложнения форм и содержания речевых упражнений в соответствии с требованиями педагогического принципа постепенности перехода от легкого к трудному. Виды речи не самоцель, а удобная и проверенная форма упражнений для тренировки органов речевого аппарата и формирования навыков обучаемой речи. Это приводит к необходимости сочетания на каждом занятии нескольких видов работы, предназначенных в основном для механической тренировки речевого аппарата.

Организация проведения занятий. Занятия по преодолению у учащихся заикания проводятся в школьных (или поликлинических) логопедических пунктах. Для занятий учащиеся комплектуются в группы по 4—5 человек, желательно одного возраста. При недостаточном количестве учащихся (например, в небольших городах) группы комплектуются из разных классов: учащиеся II, III и IV классов составляют одну группу, V, VI и VII классов — вторую и VIII, IX и X классов — третью. Взрослые группируются по степени заикания: одну группу составляют взрослые с легкой и средней степенью заикания, второю группу — с сильной степенью.

 

44. Методика восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи по методике Андроновой. Л. З. Андронова изложила систему приемов, которые позволяют одновременно корригировать различные компоненты интонационной стороны речи заикающихся.

Значительно облегчает работу над интонационной стороной речи введенный Андроновой и сотрудниками в практику способ лечения заикания, основанный на синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, диктующими ритмико-интонационный рисунок фразы. Этот способ позволяет с первых дней занятий устранить речевые судороги практически у всех заикающихся.

Таким образом, внедрение в практику способа преодоления заикания, основанного на синхронизации речи с движением пальцев ведущей руки, позволяет с первых дней занятий устранить речевые судороги, дает возможность корригировать такие компоненты интонационной стороны речи, как темп, ритм, логические ударения, паузирование. Используемые при этом способе коррекции заикания «правила руки»:

ü рука не напряжена и расположена на любом предмете (лучше на бедре). Кисть руки при этом располагается, как при игре на фортепиано, она округла и свободна;

ü началу каждой синтагмы соответствует нажатие большого пальца;

ü пальцы движутся поочередно (1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 4-й, 3-й….), «отсчитывая» слоги;

ü пальцы руки как бы имитируют плавную игру на фортепиано (легато), что способствует слиянию слов и слов в синтагме;

ü первый слог синтагмы выделяется как более сильным и длительным нажатием большого пальца, так и более четким его произнесением. Это является «буксильным» импульсом для запуска первого слога в синтагмы;

ü таким же более сильным и длительным нажатием пальца и, соответственно, акцентированным произнесением выделяются все сильные позиции в синтагме.

В данном способе пальцы ведущей руки своими последовательно организованными движениями как бы набирают слоги в разнометричные рисунки слов. Именно от скорости в разнометричные рисунки слов. Именно от скорости и ритма их движений зависит темп и ритм речи заикающихся. А так как ритм и темп движения пальцев у заикающихся не нарушены, а говорят они, сопрягая речь с движениями руки, постоянно в течение примерно полугода, через руку налаживается темп, ритм речи и слитное произнесение слов в речевом отрезке. Кроме того, более сильным нажатием пальца, длительностью произнесения и голосом выделяются все сильные позиции в синтагме. В начале занятий, когда пальцы еще не способны к быстрому переключению от движения к движению и темп речи, соответственно, несколько замедлен, особенно благодатна работа по выделению логических ударений. От синтагмы к синтагме пальцы находят логические ударения, которые выделяются одновременно большей силой давления одного из пальцев на поверхность, длительностью произнесения и голосом. Следовательно, решается вопрос наладки и этого элемента интонации.

Этот способ лечения позволяет наладить и паузирование. По правилам руки, каждый первый слог синтагмы выделяется как более сильным и длительным нажатием большого пальца, так и более четким его произнесением. Необходимость в начале каждой синтагмы синхронизировать нажатие 1-го пальца и акцентированное произнесение первого слога требует концентрации внимания и в связи с этим остановки. Таким образом, налаживается и произношение начала каждой синтагмы, и паузирование. Нам остается объяснить заикающимся, что пауза – это не только некая остановка речевого потока, физиологически запрограммированная в связи с необходимостью регуляции дыхания. Во время паузы человек продолжает общаться. Используя мимику, взгляд, в нужном случае жест, он усиливает смысл высказываемого. Пауза – это смысловой элемент речи. У занимающихся вырабатывается умение не бояться пауз, а «держать» паузы.

Автор уделяет пению большое внимание, и оно вводится не на отдельных логоритмических занятиях, а на каждом логопедическом занятии. Уже на одном из первых занятий для того, чтобы техника синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки усваивалась успешнее, заикающимся предлагается петь под «аккомпанемент» пальцев отдельные музыкальные фразы общеизвестных песен с сильной долей на начале. Затем фразы дублируются без мелодии, но при этом сохраняется интонационный рисунок спетой фразы. В речи, как ив пении, от слога к слогу понижается и повышается высота тона, Андронова изображает это графически, располагая слоги на нотном стане. Затем поют не только музыкальные фразы, но и отдельные слова, словосочетания. Поются сказки, инсценируя их.

Во всех случаях общим остается то, что все поется под «аккомпанемент» пальцев, затем все спетое так же дублируется без мелодии. При этом непременно сохраняется интонационный рисунок спетой фразы.

 




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 1277 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав