Читайте также:
|
|
В начале 60-х гг. 19 в. в журнале “Медицинский вестник” была опубликована статья Ивана Михайловича Сеченова “Рефлексы головного мозга”. Она произвела оглушительный эффект среди читающего населения России. Впервые со времен Декарта, введшего понятие рефлекса, была показана возможность объяснения высших проявлений личности на основе рефлекторной деятельности. Рефлекс включает в себя три звена: внешний толчок, вызывающий раздражение центростремительного нерва, которое передается в мозг, и отраженное раздражение, передающееся по центробежному нерву к мышцам. Сеченов переосмыслил эти звенья и добавил к ним новое, четвертое звено. Раздражение становится в учении Сеченова чувством, сигналом. Не “слепой толчок”, а различение внешних условий, в которых совершается ответное действие. Сеченов выдвигает также оригинальный взгляд на работу мышцы. Мышца – это не только “рабочая машина”, но и, благодаря наличию в ней чувствительных окончаний, еще и орган познания. В дальнейшем Сеченов говорит о том, что именно рабочая мышца производит операции анализа, синтеза и сравнения объектов, с которыми она оперирует. Но из этого следует важнейший вывод: рефлекторный акт не завершается сокращением мышцы. Познавательные эффекты ее работы передаются в центры головного мозга, и на этом основании изменяется картина воспринимаемой среды. Так рефлекторная дуга преобразуется в рефлекторное кольцо, которое образует новый уровень отношений организма со средой. Изменения среды отражаются в психическом аппарате и вызывают последующие изменения в поведении; поведение становится психически регулируемым (ведь психика – это отражение). На базе рефлекторно организованного поведения возникают психические процессы. Сигнал преобразуется в психический образ. Но и действие не остается неизменным. Из движения (реакции), оно превращается в психическое действие (сообразное среде). Соответственно изменяется и характер умственной работы – если раньше она являлась бессознательной, то теперь показывается основа возникновения сознательной деятельности. Одно из важнейших открытий Сеченова, касающееся работы головного мозга, - это открытие им так называемых центров торможения. До Сеченова физиологи, объясняющие деятельность высших нервных центров, оперировали только понятием возбуждения.
23. Программа психологии как учения об интенциональных актах сознания Ф.Брентано. Еще один вариант преобразования психологии в самостоятельную науку представляла программа ее развития, предложенная австрийским философом Францем Брентано (1838-1917). Она опиралась на созданное Брентано идеалистическое учение об интенциональности психических феноменов. Он считал, что психика всегда интенциональна, т.е. всегда представляет собой отношение к чему-либо, направлена на что-то, но сам ее предмет не всегда существует реально.Включенность объекта в психический процесс выражается в нескольких моментах:
представление объекта в форме образа (идеация);
суждение об объекте как истинном или ложном;
эмоциональная оценка объекта как желаемого или отвергаемого.
Брентано стоял у истоков направления, получившего название функционализма. Оно противостояло вундтовской концепции, в дальнейшем названной структурализмом. Поскольку терминам "функция" и "структура" придается самый различный смысл, необходимо разъяснить, какое именно содержание связывалось с ними в рассматриваемый период развития психологических идей.
Вундта относят к структуралистам на том основании, что главной для его программы была задача выяснить, из каких компонентов построено сознание и каков характер их структурирования. Для Брентано исходным являлось понятие не об элементе сознания, а о его акте, понимаемом как функция субъекта, выраженная в его направленности на объект. Таким образом, центральная для психологии проблема субъектно-объектных отношений получила у Брентано существенно иную интерпретацию, чем у Вундта. Оба исходили из того, что предметом психологии является сознание и интерпретировали его с позиций интроспекционизма. Но Вундт рассчитывал выяснить с помощью изощренной интроспекции и вспомогательных физиологических приборов состав сознания, его структуру. Вундт делал упор на то, что психология - наука опытная и экспериментальная, Брентано - что она опытная, но наблюдательная. С точки зрения Брентано, принятая в лабораториях физиологической психологии процедура анализа сознания укладывает в прокрустово ложе реальные процессы сознания, которые следует тщательно наблюдать в их естественном течении и составе. Поэтому и субъективный (интроспективный) метод приобретал у тех, кто отправлялся от Вундта, одну направленность, от Брентано - другую. В обоих случаях утверждался феноменологический подход (объект анализа - феномены сознания). Сознание человека направлено на реальный, независимо от него существующий предмет. Однако у Брентано объект не реален, а феноменален, поскольку его бытие мыслится зависящим от актуализации его в сознании субъекта. Таким образом, реальная активность поведения была превращена в чисто духовную, не имеющую никаких корней в реальных и практических связях человека с миром. Идеи Брентано оказали глубокое влияние на психологическую мысль в различных направлениях. У Брентано учились и под воздействием его идей находились многие западноевропейские психологи: К. Штумпф, Т. Липпс - в Германии; А. Мейнонг, Х. Эрекфест - в Австрии; Д, Уорд, Г. Стаут - в Англии и др. Среди обучавшихся у Брентано философии был Фрейд, в учении которого понятие об интенции преобразовалось в идею о направленности психической энергии на внешние объекты (включая собственное тело субъекта). В основе гештальтпсихологии лежат феноменологические идеи Гуссерля - одного из учеников Брентано.
24. Организация первых психологических лабораторий. Основное оборудование самых первых лабораторий состояло из хроноскопов для измерения времени реакции, камертонов и вертушки для смешения цветов. Многие из этих предметов яв-сь поистине произведениями иск-ва, выполненными из превосходно обработанной меди. В начальные годы, когда большая часть исслед. носила преимущественно психофизический характер, использовались также дополнительные приборы для увеличения точности предъявления сенсорных стимулов. С развитием исслед. памяти и научения в последние 15 лет XIX в. появились устройства, обеспечивающие стимульный контроль этих ситуаций — барабаны-мнемометры, лабиринты и проблемные камеры. Разработка в конце 1930-х г. Б. Ф. Скиннером «камеры Скиннера», в к-рой животное могло нажимать рычаг для получения подкрепления, послужило в последовавшие за Второй мировой войной годы толчком к созданию сложного электронного оборудования, предназначенного для предъявления и планирования разнообразных стимульных условий и для автоматической регистрации реакций. Дальнейшее развитие областей специализации в психологии сопровождалось ростом количества различных видов сложного специального оборудования в зависимости от исследовательских интересов конкретных лабораторий.
25. Экспериментальные исследования в области ощущений и восприятий. Экспериментальное изучение ассоциаций и памяти (В. Вундт, Ф.Гальтон, Э.Мейман, Г. Эббингауз). Начальные стремления исследования были предприняты Ф. Гальтоном и В. Вундтом одновременно. Эксперименты Ф. Гальтона касались установления времени ассоциативных процессов, а также содержательного состава ассоциаций. Исследование ассоциаций стало предпосылкой копытному постижению памяти. Г. Эббингауз – один из исследователей ассоциаций и памяти. Для исследования памяти Г. Эббингаузом были выделены три способа запоминания:
1) метод глубокого заучивания заключался в неоднократном воспроизведении больших рядов слогов до полного, безошибочного их повторения;
2) метод экономии позволял выявить, в какой мере каждое новое воспроизведение оказывает облегчающее воздействие на безошибочное повторение прежде заученного ряда слогов.
3) метод корректировки подразумевает пользование подсказкой тогда, когда испытуемый прерывался либо допускал погрешность.
Количественными критериями выступали число воспроизведений, общее время, затраченное на заучивание глубокого ряда слогов, количество погрешностей, поправок или подсказок. Г. Эббингауз определил ряд закономерностей деятельности памяти. Было выявлено, что сложность заучивания соразмерна объему, численность заученного сжимается. Снижение скорости заучивания может привести к повышению общего времени, нужного для глубокого воспроизведения, т. е. результативнее заучивать материал более быстро. Вскоре после экспериментов Г. Эббингауза изучением памяти начали заниматься практически во всех психологических лабораториях мира. Привлечение методов к новым задачам изучения, проникновение их в особые ветви психологии повлекли различные перестройки начальных методов исследования памяти. М. Мюллер и Р. Шуман переместили испытуемого и испытывающего в разные помещения, что увеличивало надежность и верность опытных данных. Ими был внедрен новый способ исследования памяти – метод отгадывания (М. Мюллер и Ф. Пельценер).Э. Мейман – основоположник опытного исследования смысловой памяти. Он наблюдал, что в процессах памяти значительную роль играет мышление. Участие представлений и чувственных образов в умственных функциях ведет к их существенному преобразованию. Э. Мэй-ман определил цель создать такие ряды для заучивания, которые были бы несложны для их числового разделения.Он осуществил задачу, заключающуюся в выявлении воздействия смысла слов и связи используя сначала ряды рифмованных слогов, затем ряды слов, объединенных по смыслу. Память отображает заучиваемый материал в перестроенном виде. Память не является фотографическим отображением предыдущих впечатлений, связанных с автоматическими ассоциациями. В памяти выявляется склонность к объединению, обобщению, за которым находятся понятия и мышление.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 130 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |