Читайте также:
|
|
Анализ действующего законодательства (раздела VI ГК РФ) дает возможность дифференцировать сделки, совершаемые в процессе международного обмена: все они относятся к гражданско-правовым сделкам международного характера. В эту группу входят внешнеэкономические сделки (законодатель упоминает об их существовании единственный раз в VI разделе, закрепляя в п. 2 ст. 1209 одностороннюю коллизионную норму применительно к регулированию формы внешнеэкономической сделки); сделки с участием потребителя (бытовые сделки — специальное коллизионное регулирование предусмотрено в ст. 1212) и односторонние сделки (ст. 1217). В разделе VI ГК РФ законодатель вообще не использует понятия «международная сделка» или «сделка международного характера». По-видимому, в своих работах международники будут прибегать к употреблению этих понятий, поскольку просто термин «односторонняя сделка» или «двусторонняя сделка» еще не свидетельствует о том, что гражданско-правовая сделка осложнена иностранным элементом.
Внешнеэкономическая сделка (ВЭС) — это комплексное понятие, означающее деятельность субъектов МЧП в области международного обмена товарами, работами, результатами интеллектуальной деятельности, различного рода услугами, направленную на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей.
К ВЭС относятся договоры купли-продажи товаров, а также договоры подряда, комиссии и другие договоры, заключаемые между организациями и фирмами разных государств.
виды ВЭС – вытек. из видов внешнеэкономич. деят.
- внешнеторговая сделка (договор междунар. купли-продажи)
- договор перевозки
- торговля услугами
- инвестиционная деятельность
- договоры о сотрудничестве (раздел рынков, научн. и т.д.)
Внешнеторговая сделка — разновидность внешнеэкономической сделки, так как международная хозяйственная деятельность не сводится только к торговой, она также включает международное инвестиционное сотрудничество, производственную кооперацию, валютные и финансово-кредитные операции и другие виды деятельности.
Императивные признаки внешнеторговой сделки:
нерезидентность одного субъекта правоотношений — принадлежность экспортера и импортера к разным странам, нахождение коммерческих предприятий экспортера и импортера в разных странах. К иностранным участникам рассматриваемой сделки могут относиться иностранные лица — субъекты права, легализовавшиеся в установленном законодательством РФ порядке и формах в качестве участников хозяйственной деятельности и осуществляющие ее на территории России в соответствии с действующем законодательством:
организации, чья гражданская правосубъектность определяется в соответствии с правом иностранного государства, в котором они были учреждены или на территории которого они осуществляли часть своей уставной деятельности,
физические лица — иностранные граждане, чья гражданская правосубъектность определяется в соответствии с правом иностранного государства, гражданами или подданными которого они являются,
лица без гражданства — лица, чья гражданская правосубъектность определяется в соответствии с правом иностранного государства, в котором они имеют постоянное место жительства.
Иностранными участниками также принято считать иностранные государства, административно-территориальные единицы и государственные органы этих стран;
использование при создании модели сделки обычаев: международных торговых и других внешнеэкономических;
возможность использования валюты иностранных государств, оценка этой валюты и указание на такую возможность в контракте.
Факультативные признаки внешнеторговой сделки:
признаки, которые отражают трансграничный характер:
— возникновение права собственности или иного вещного права на имущество за рубежом,
~~ исполнение вне таможенной территории Российской Федерации обязательства, которое возникло из договора или его элемента;
материально-правовой признак—существование допустимости применения иностранного либо международного права к регулированию отношений, которые возникли из договора, и закрепление этой допустимости в контракте.
В законодательстве большинства государств существуют специальные императивные коллизионные нормы о форме и порядке подписания сделок. В частности, российское законодательство подчиняет форму сделки праву места ее совершения (генеральная коллизионная привязка — ст. 1209 ГК РФ). Однако сделка, совершенная за границей, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования российского права (альтернативная коллизионная привязка, применимая в случае совершения сделки за пределами территории РФ).
В российском праве предусмотрена обязательная простая письменная форма внешнеэкономических сделок, если хотя бы одной из сторон является российское юридическое лицо. Сделки с недвижимостью, с точки зрения формы, подчиняются исключительно праву места нахождения вещи, а в отношении недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр Российской Федерации, — российскому праву (п. 3 ст. 1209 ГК РФ).
Коллизионные нормы в отношении формы сделки содержатся в ст. 11 Киевского соглашения «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности» 1992 г. и ст.ст. 39 и 40 Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., некоторых двусторонних договорах о правовой помощи.
Несоблюдение требований о форме сделки может служить основанием для признания ее недействительной.
В сфере международного частного права большое практическое значение имеет представительство, которое осуществляется, как правило, на основании доверенности. Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами. В одной стране могут выдаваться доверенности на совершение каких-либо действий в другой стране (приобретение или отчуждение имущества, получение денежных сумм, распоряжение вкладом в банке и др.). Правила ст. 1209 ГК РФ распространяются и на эти отношения, т.е. определяющим является законодательство места выдачи доверенности. Срок действия доверенности и основания ее прекращения определяются также по праву страны, где была выдана доверенность.
Применительно к обязательственным правоотношениям необходимо упомянуть о сроке исковой давности. Под сроком исковой давности понимается срок, в течение которого лицо, право которого нарушено, может требовать принудительного осуществления или защиты своего права.
В различных странах по-разному понимается не только срок исковой давности, но и правовая природа этого института. В одних государствах правила об исковой давности рассматриваются как нормы материального права, в других — как нормы процессуального права (конфликт квалификаций). Эти различия явились предпосылкой заключения в 1974 г. Конвенции об исковой давности международной купли-продажи товаров, которая устанавливает единый для всех договоров международной купли-продажи срок исковой давности, равный четырем годам.
В Российской Федерации в отношении исковой давности действует принцип: исковая давность определяется по праву страны, подлежащему применению к соответствующему отношению (ст. 1208 ГК РФ). Этот подход нашел отражение и в Римской конвенции о праве, применимом к договорным обязательствам, 1980 г.Российская Федерация в этой конвенции не участвует. Она применяется в основном в рамках Европейского Союза. Текст Конвенции опубликован: Журнал международного частного права. 2000. № 2—3. С. 31—43.
Если допускается выбор сторонами права, применимого к их отношениям (ст. 1210 ГК РФ), на основе избранного сторонами права подлежат разрешению и вопросы исковой давности. Данное правило действует несмотря на то обстоятельство, что нормы исковой давности законодательства различных государств носят императивный характер. Здесь применимость норм об исковой давности избранного сторонами правопорядка является следствием выбора ими права к соответствующему отношениюКомментарий к Гражданскому кодексу РФ, части третьей / Под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Г. Светланова. М., 2004. С. 388..
35. Понятие и содержание термина «автономия воли» в международном частном праве: основные подходы.
Среди этих источников центральное место по мнению большинства авторов занимает принцип автономии воли сторон, означающий возможность для участников внэк деятельности самим определить содержание их прав и обязанностей в рамках конкретной внэк сделки, кроме того определить форму закрепления этих прав и обязанностей.
Принцип автономии воли закреплен и в российском законодательстве (ч. 2 ст. 1,ч. 1 ст. 2 ГК РФ)
Принцип автономии воли вытекает из содержания статьи 1210 ГК РФ.
Автономия воли сторон как в отношении формы, так и содержания конкретной внэк сделки по разному трактуется в законодательстве стран.
По мимо автономии воли, к источникам в сфере внэк деятельности так же относятся:
-национальное законодательство, в рамках которого можно выделить:
--нормы публичного права (например, Конституция РФ, ряд ФЗ которые устанавливают императивные нормы для сторон внэк деятельности)
--нормы частного права (ГК);
-акты международного уровня (речь идет о различных международных договорах)(носят диспозитивный характер)
-негосударственные средства правового регулирования (лекс мекатория) (Инкотермс и тд. Использование не государственных средств неправового регулирования возможно, если а)иностранное государство разрешает их использовать в качестве источников; б)если сами участник в своем договоре указывает на одно из этих средств, применимых отдельно к нашему (договору?)).
Автономия воли применяется и к форме. и к содержанию конкретных внэк сделок.
Анализ действующего законодательства (национального и международного) позволяет выделить 2 подхода относительно границ автономии воли во внэк сделке:
-стороны договора вправе заключить внэк договор в любой известной современному праве форме, включая устную (факт подтверждения заключения устной сделки можно удостоверять показаниями свидетелей).
В рамках этого подхода есть определенные сложности в случае заключения договора посредством сети Интернет.
Относительно имущества подлежащего гос.регистрации автономия воли не действует.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 140 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |