Читайте также:
|
|
При заключении внешнеторгового контракта возникает вопрос о том, право какой страны будет регулировать отношения между сторонами. Право выбора сторонами законодательства, применяемого для конкретной сделки, — особенность внешнеторговой сделки.
В российском праве принцип автономии воли закреплен в ст. 1210 ГК РФ. Обязанности сторон по договору определяются по праву страны, избранному сторонами при совершении сделки или в силу последующего соглашения. Выбор права независим от момента (т.е. до или после заключения сделки) и считается действительным с момента заключения договора.
Стороны могут подчинить отношения по договору национального права одного из контрагентов праву третьей страны, нескольким правовым системам одновременно в отношении отдельных частей договора (в соответствии с принципом делимости договора). Выбор сторон должен быть прямо выражен или определенно следовать из условий договора, обстоятельств дела. Это следует из арбитражной оговорки, ссылок на нормативные акты, правовые институты, переписки сторон.
Следует различать понятия делимости и инкорпорации договоров. Нормы инкорпорации носят постоянный, независимый от законодательных изменений характер.
Применительно к форме и содержанию – к каждому 2 подхода.
1) неограниченная автономия и ограниченная (в развивающихся странах)
2) широчайшая автономия (ч 1 ст 1210 ГК) и выбранная сторона права должна иметь какое-то отношение к договору.
В законодательстве некоторых стран имеются нормы, касающиеся автономии воли, которые относятся к участникам иных гражданских или семейных правоотношений и даже субъектам односторонних актов (при наследовании).
Однако допустимые пределы автономии воли сторон понимаются в законодательствах государств по-разному. В одних странах она ничем не ограничивается. Это означает, что стороны, заключив сделку, могут подчинить ее любой правовой системе. В других странах действует принцип локализации договора: стороны могут свободно избрать право, но только такое, какое связано с данной сделкой. Однако в сделках купли-продажи товаров выбор закона самими сторонами встречается нечасто. При отсутствии прямо выраженной воли сторон при определении права, подлежащего применению к сделке, у суда или арбитража создаются большие возможности свободы усмотрения при толковании предполагаемой воли сторон. Английская судебная практика идет в этих случаях по пути отыскания права, свойственного данному договору, применяя метод локализации договора. Как отмечает английский ученый Дж. Чешир, суд должен избрать закон так, как это сделали бы "справедливые и разумные люди... если бы они подумали об этом при заключении договора".
По этому же пути идет и практика США. Согласно правилам Единообразного торгового кодекса США 1962 года, "стороны вправе в случаях, когда сделка имеет разумную связь как с данным, так и с другим штатом или государством, согласиться о том, что их права и обязанности будут определяться по праву либо данного, либо другого штата или государства. При отсутствии такого соглашения настоящий закон применяется к сделкам, имеющим надлежащую связь с данным штатом" (ст. 1-105).
Из принципа автономии воли сторон исходит и ст. 27 германского Закона о новом регулировании международного частного права 1986 года. В случае отсутствия такого выбора к договору подлежит применению право государства, с которым договор связан наиболее тесным образом (ст. 28).
Общее ограничение свободы выбора права сторонами состоит в том, что при помощи такого выбора нельзя исключить применение императивных норм, подлежащих применению к соответствующим правоотношениям, а также нельзя исключить применение норм права, в большей степени отвечающих интересам потребителя или работника (в трудовом договоре).
Согласно правилам, установленным в законодательстве КНР, стороны могут определить право, подлежащее применению к договору, поскольку закон не устанавливает иного. Если сторонами такой выбор не сделан, подлежит применению право страны, с которой договор связан наибольшим образом.
В законодательстве ряда государств в тех случаях, когда воля сторон в сделке вообще не была выражена, применяется принцип закона места совершения контракта. Однако в условиях развития современных технических средств связи применение этого принципа вызывает большие затруднения, поскольку в области международной торговли значительная часть сделок заключается путем переписки (по телеграфу, телетайпу и т. д.), то есть в форме сделок между "отсутствующими". Местом заключения договора при этом считается тот пункт, где произошло последнее действие, необходимое для того, чтобы признать сделку совершенной.
Вопрос о том, где именно произошло такое последнее действие, решается в различных странах неодинаково. Например, по праву Великобритании, США, Японии сделка считается совершенной в момент и в месте, откуда отправлен акцепт (теория "почтового ящика"), то есть согласие на полученную оферту(предложение), а по праву большинства других стран, в том числе и России, сделка считается совершенной в момент и в месте получения акцепта оферентом (лицом, сделавшим предложение).
В последние годы в ряде стран были выдвинуты и другие принципы для определения права, подлежащего применению к сделке, и прежде всего принцип, по которому к договорам применяется закон места производственной деятельности продавца, закон продавца.
37. Договор международной купли-продажи товаров: понятие, правовое регулирование.
По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вешь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Это самый распространенный вид договора, встречающийся в международной коммерческой деятельности.
Базисные условия договора купли-продажи - это специальные условия, регламентирующие обязанности продавца и покупателя по доставке товара. Они определяют момент перехода риска случайной гибели либо повреждения товара от продавца к покупателю.
Такие условия называются базисными, таи как они устанавливают базис цены товара и оказывают влияние на ее уровень.
В настоящее время в области международной торговли широко распространены Инкотермс 1990 и 2000 гг.
Они содержат толкование отдельных терминов, которые больше соответствуют распространенным в мировой торговой практике торговым обычаям и правилам торговли.
Применение Инкотермс полностью зависит от волеизъявления сторон договора, так как носят факультативный характер. В случаям, когда толкование понятий по положениям договора и Инкотермс не совпадают, применяться будет определение, которое содержится в договоре.
Если стороны желают пользоваться терминами, закрепленными в Инкотермс. то в обязательном порядке в договоре должна быть сделана соответствующая ссылка.
В связи с появлением новых коммерческих понятий, категорий и терминов Инкотермс требуют пересмотра и дополнений, которые производятся для приведения международных правил в соответствие с действительностью.
Торговые терминыскладывалнсь в практике чрезвычайно долго и могут выступать в качестве обычаев международной торговли. Содержание данных терминов различно, что на практике порождает большое количество недоразумений. Именно такие недоразумения призваны решать и предотвращать Инкотермс.
Для этого все существующие термины в Инкотермс 1990 и 2000 гг. делятся на четыре группы:
1) группа Е — продавец предоставляет в распоряжение покупателя товар на своем предприятии (термин—отправление);
2) группа F — продавец предоставляет в распоряжение первого перевозчика, указанного покупателей, товар (термин — основной фрахт не оплачен);
3) группа С - продавец предоставляет в распоряжение перевозчика товар и заключает договор перевозки (термин основной фрахт оплачен);
4) группа D — продавец заключает договор перевозки и доставляет в распоряжение покупателя товар (термин —
прибытие).
Еще один нормативный акт, регулирующий отношения по договору купли-продажи, — Венская конференция. Основное условие ее применения — нахождение коммерческих предприятий сторон в разных государствах.
Конвенция не распространяется на договоры купли-продажи: товаров, которые приобретаются для личного, семейного, домашнего пользования; с аукциона; в порядке исполнительного производства или иным образом в силу закона; фондовых бумаг, акций, обеспечительных бумаг, оборотных документов и денег; судов водного и воздушного транспорта, а также судов на воздушной подушке; электроэнергии.
В Конвенции установлены изъятия пользу применения права страны покупателя (п. 2 ст. 8): когда переговоры велись и договор был заключен присутствующими сторонами в стране покупателя; когда договор прямо предусматривает, что продавец должен исполнить свое обязательство по поставке товара в стране покупателя;
когда договор был заключен в результате объявления
покупателем торгов. Пункт 3 ст. 8 Конвенции был сформулирован следующим образом: «В порядке исключения, если в свете всех обстоятельств, взятых в целом, например деловых отношений между сторонами, договор купли-продажи имеет явно более тесную связь с правом иным, чем то, которое было бы применимой договору в соответствии с пп. 1 и 2 настоящей статьи, договор купли-продажи регулируется этим иным правом». В этом положении Конвенции явно сказалось стремление отразить тенденции в решении данной проблемы в таких странах, как Великобритания, США, Канада и др.
В силу ст. 22 Конвенция не должна применяться к договору купли-продажи между сторонами, принадлежащими к государствам — участникам других международных соглашений, устанавливающих коллизионные нормы для таких договоров.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 256 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |