Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Венский фарфор (18-19 вв.)

Читайте также:
  1. Венский конгресс
  2. Дизайнерская детельность на Кубани в период предыстории дизайна (18-19 вв)
  3. Заграничные походы Русской армии. Венский конгресс.
  4. Искусство императорского фарфорового завода в XIX веке.
  5. История изобретения фарфора в Европе. Искусство Мейсенской мануфактуры XVIIIвека.
  6. Материалы для облицовки металлокерамических протезов. Связь между металлом (сплавом) и фарфором
  7. Мейсенская фарфоровая пластика 18в.
  8. Отечественная Война 1812 г. Заграничные походы. Венский Конгресс 1815 г. и установление системы европейского равновесия
  9. Севрская фарфоровая пластика 18в.

В 1717 году уроженец германского города Трира, фламандец по происхождению, Клаудиус Иннокентиус дю Пакье, сумев раздобыть в Мейсене чертежи печи для обжига глазури, решил основать в Вене фарфоровую мануфактуру. Переманив из Мейсена арканиста' (так назывался в те времена мастер, составлявший массу и глазурь) С.Штельцеля и пригласив к сотрудничеству Кристофа Конрада Гунгера, специалиста по эмали и золочению, также общавшегося с создателем первого европейского фарфора Бёттгером в Мейсене, он начал эксперименты с использованием саксонского каолина. В мае 1718 года император Карл VI подписал указ о предоставлении дю Пакье привилегии на изготовление фарфора в течение 25 лет, а уже маем 1719 года датирована чашка для шоколада - самое старое из дошедших до нас изделий венской мануфактуры.

Венский фарфор периода дю Пакье (1718 - 1744), хотя изготовлялся из того же сырья, что и мейсенский, отличался от него желтовато-серым оттенком. Выпускалась столовая посуда, вазы, подсвечники, декоративные вставки для мебели и интерьеров. Декор первое время находился под влиянием восточных образцов, особенно японских, выполненных в стиле „имари". Однако после 1730 года стал преобладать характерный для венского барокко орнамент „листья и ленты". С середины тридцатых годов XVIII века декор разнообразили пейзажами, мифологическими, охотничьими и военными сценами, изображениями „немецких цветов". Цветовая гамма основывалась на синей подглазурной росписи, с которой удачно сочетались красный („венская пурпурно-красная"), зеленый, желтый и черный цвета. К концу периода типичными изделиями стали двуручные чашки, чайники и кофейники с выходящими из маскаронов носиками, а также чаши, тарелки, суповые миски, блюда.

В 1744 году в связи с окончанием срока императорских привилегий у дю Пакье возникли финансовые трудности и он был вынужден продать фабрику государству. С этого момента начинается второй период деятельности венской мануфактуры, продлившийся до 1784 года. В самом начале периода произошли два события, коренным образом повлиявшие на облик венских изделий: во-первых, производство было переориентировано на венгерский каолин, что позволило сделать черепок белее и тоньше, а, во-вторых, на должность главного модельера был назначен Иоганн Иозеф Нидермайер. При нем значительно увеличился выпуск скульптуры, в том числе жанровой, выполнявшейся по рисункам и моделям самого Нидермайера, а также скульпторов венской Академии. Именно Нидермайера можно считать основоположником венского стиля, для которого характерны фация, оживленность движений фигур, их изысканная красочность. Типичными для скульптуры были женские фигуры (например, „Дама с павлином", „Виноградница"), любовные сцены, типы венских жителей. В декоре 1750 - 1760-х годов преобладал стиль французского рококо с его специфической орнаментикой в виде рельефных рокайлей, решеток и т.п., а к началу 1780-х годов на смену ему пришел классицизм, как в области формы, так и в элементах росписи: развевающиеся ленты, банты, перехватывающие гирлянды цветов, монограммы из цветов и т.п.

Что касается посуды, то в этот период выпускалось много больших столовых сервизов, наборов для кофе, чая и шоколада.

Расцвет венской мануфактуры пришелся на третий период ее деятельности - 1785 - 1805 годы, когда директором был Конрад фон Зоргенталь. Главные свои усилия он направил на декорирование изделий, сумев привлечь к этим работам художников (и одновременно технологов) Иозефа Лайтнера и Георга Перля, а также скульптора Антонио Грасси.

Венская мануфактура, как уже упоминалось, одной из первых обратилась к классицизму, используя в качестве образцов греческие и римские сосуды, настенные росписи, обнаруженные при раскопках Помпеи и Геркуланума, ватиканские фрески Рафаэля. Главной темой росписи становятся мифологические сцены, трактуемые в сентиментальной и театральной манере.

 

Лайтнеру удалось расширить палитру цветных эмалей, а также разработать ряд переливающихся или радужных эмалей, которые дополнялись различными оттенками бронзово-лилового люстра. Перль создал технику рельефного золочения и гравировки по золоту.

Что касается скульптуры Грасси, то первое время она покрывалась бесцветной глазурью, а затем стала бисквитной (в это же время из бисквита стали изготавливать и парадную посуду). Ряд скульптурных композиций Грасси, как и ранее Нидермайера, принес фабрике европейскую славу. Для венской скульптуры характерно исключительное внимание к стилю и деталям. Так, платье, если оно было современным, всегда следовало моде по покрою и даже по узору ткани, модные мелкие детали и украшения выполнялись с особой тщательностью.

Скульптура первого периода изготовлялась в сатирически-гротеско- вом жанре, однако уже Нидермайер создавал бытовые фигуры и произведения на мифологические сюжеты („Парис и Елена", „Гермес"), Грасси в своих знаменитых композициях („Пасторальная сцена", „Рождение Венеры", „Суд Париса", „Похищение Европы") также следовал канонам классицизма. Но особенно выдающимся мастером показал себя Грасси в жанре скульптурного портрета, создав статуи и бюсты членов императорской фамилии, поэтов, философов.

В 1790-х годах вновь начинает сказываться влияние восточного фарфора: часто встречаются лаково-красный и черный фоны с рельефной позолотой. К этим же годам относится и производство дешевой посуды с простой синей каймой.

На 1805 - 1828 годы приходится последний период конкурентоспособного существования венской мануфактуры. Характерным для изделий этого времени является обильное украшение матовой позолотой в сочетании с золоченым рельефным орнаментом, а также широкое использование в декоре натюрмортов с цветами. Отозвалась Вена и на политические события двух первых десятилетий века: в 1807 году была выпущена серия чашек, посвященная Тильзитскому миру, в том числе чашки с изображениями Александра I и императрицы Елизаветы Алексеевны; в честь Венского конгресса 1816 года изготовлен сервиз для герцога Веллингтона, в который входили пять ваз с портретами руководителей антинаполеоновской коалиции, в том числе Александра I.

К 20-м годам XIX века относится выпуск чашек и кубков с венгерской символикой и появление в росписи городских пейзажей и видов крепостей. Большинство изделий выполнялось в распространившемся тогда стиле бидермайер.

Однако закат венской фабрики близился. Не спасли ни внедрение техники литофании, ни переход в 1827 году на более дешевую массу на основе каолина из Брендитца. Сложная политическая обстановка не позволяла государству вкладывать в производство необходимые средства, уменьшился приток талантливых художников. В 1863 году парламент принял решение о ликвидации убыточного производства, в 1866 году император Франц Иосиф I утвердил это решение и прославленная венская мануфактура прекратила свое существование.

С 1783 года на изделиях помимо фабричной марки ставилась вдавленная в массу дата выпуска. В 1783-1799 годах это были две последние цифры года, а с 1800 - три.

Красная или зеленая буква А, расположенная над щитом, означает брак. Процарапанная буква Х означает, что изделие выпущено до 1784 года.

 




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 50 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав