Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Закон отрицания отрицания, его значение для анализа экономических процессов.

Читайте также:
  1. A) Лицо, которое по закону обязано платить налог.
  2. A) Множество пар (имя атрибута, значение атрибута)
  3. AND(Логическое значение 1; Логическое значение 2 ...Логическое значение 30)
  4. C) защиту от незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина
  5. C. части государства не имеют своих законодательных органов
  6. Cущность и общественное значение средств массовой информации
  7. D) кибернетическим закономерностям.
  8. E) Все указанные положения являются положениями принципа законности
  9. I-IV Государственные Думы в России. Избирательные законы. Полномочия, правовой статус депутатов
  10. I. Закон Костромской области о прогнозировании, программе социально-экономического развития Костромской области и областных целевых программах

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры этого закона можно привести, скажем, из отрасли информационных технологий. Допустим, имеется инновационная разработка, и одна фирма выходит с ней на рынок. Она является монополистом, затем постепенно может появиться олигополия. Постепенно появляются другие фирмы, предлагающие аналогичный товар - пока не возникнет как минимум монополистическая конкуренция. Но продукт может постепенно усложняться, для снижения издержек производства необходимо массовое производство (для этого фирмы часто объединяются) и обладание патентами, а вход на рынок новых фирм становится невозможным, и появляется снова монополия (или олигополия).

Такой примерно была ситуация на рынке производства микропроцессоров для ПК. Сначала появилась только IBM cо своей IBM PC, затем на этом рынке был ряд производителей соответствующих микропроцессоров, в т.ч. Intel, AMD и др., но сейчас освоение новой КМОП-технологии и строительство новой фабрики (имеются и патентные орграничения) требует вложений на уровне нескольких миллиардов долларов, AMD в этом году заявила об отказе конкурировать с Intel и стало возможным говорить о монополии последней на рынке процессоров для ПК.

 

50.общественно-полит идеалы свободного общества Хайека

Принципы, изложенные Фридрихом фон Хайеком во всех своих работах кратко сводятся к трем выводам:

1. Общественный порядок может существовать без принуждения и приказов - это так называемый самоорганизующийся или спонтанный порядок. Правила функционирования спонтанного порядка, основанные на принципах рыночной экономики.

2. Так называемая социальная справедливость имеет значение только в пределах отдельной общественной организации и полностью несовместима с законами развития открытого общества.

3. Идея демократии, согласно которой один и тот же представительный орган устанавливает правила поведения и направляет правительство страны, в конечном итоге превращает спонтанный порядок свободного общества в тоталитарную систему.

Методология Фридриха фон Хайека основана на понимании двух основных категорий - “свобода” и “ответственность”.

Логика исследования общественной жизни достаточно проста. Законы социальной жизни могут быть найдены в логике человеческого поведения скорее, чем в логике справедливого планирования и регулирования коллективным спросом.

Свобода означает не только то, что личность имеет свободу выбора, и что на ней лежит бремя выбора. Свобода выбора возможностей означает и ответственность за результаты деятельности.Человек несет ответственность за свои поступки, так как только он знает все свои обстоятельства и возможности, а не другой человек.

Общество дает свою оценку всем поступкам людей. Если поступки людей соответствуют текущим обстоятельствам и задачам развития общества, - оценка будет положительной. Если деятельность человека не совпадает с законами развития общества, выраженными в обстоятельствах и возможностях поведения отдельного человека, - то оценка будет неудовлетворительной для данного человека.Свободное общество может функционировать или поддерживать себя только в том случае, если его члены допускают, что каждая личность занимает положение, являющееся результатом его собственных поступков.

Другими словами, свободное общество это общество, где, с одной стороны, находится экономическая свобода для всего общества, с другой стороны, находится индивидуальнаясвобода членов общества, заинтересованных в своем собственном индивидуальном развитии.

49.Натурфилософия эпохи возрождения

Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Николай Коперник, Джордано Бруно и Галилео Галилей.они:

1)Обосновывали материалистический взгляд на мир;

2)Стремились отделить философию от теологии;

3)Формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;

4)Выдвигали новую картину мира, в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной;

5)Считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму.

Эпоху Возрождения по праву именуют эпохой "великих открытий".

Н.Коперник (польский астроном)-книга "О вращениях небесных сфер". В ней возрождается, развивается, математически обосновывается древняя идея гелиоцентризма: Земля не является центром мира и не стоит на месте. Она вращается вокруг своей оси и вместе с другими планетами - вокруг Солнца.Разрушение иерархической системы мироздания явилось главнейшим мировоззренческим результатом коперниканства.

Джордано Бруно (итальянский философ и поэт) - считал целью философии познание природы, являющейся "Богом в вещах". Убежденный сторонник теории Коперника, Бруно развивал учение о подобии Земли и небес, множестве миров.Вселенная и природа у Бруно совпадает с Богом.

Галилео Галилей(итальянский ученый)-первый представитель механистического материализма,он дал стройное изложение экспериментально-математического метода и четко сформулировал сущность соответствующего понимания мира.Также исследовал небесные тела, доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси, доказал множественность миров во Вселенной.

48.пространство и время как формы бытия материального мира.представления современной науки о пространстве и времени

 

Важнейшими формами бытия материи являются пространство и время.Пространство есть категория для обозначения протяженности и структурности всех материальных объектов.Время есть категория для обозначения длительности существования и последовательности смены состояний всех материальных объектов.

Раскрывая сущность пространства и времени, Ньютон предлагает различать два вида понятий: абсолютные (истинные, материалистические) и относительные (кажущиеся, обыденные) и дает им следующую типологическую характеристику:

- абсолютное, истинное, материалистическое время само по себе и своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью.

- относительное, кажущееся, или обыденное, время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами внешняя мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как то: час, день, месяц, год…

Абсолютное пространство по своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным.

Относительное пространство есть мера или какая-либо ограниченная подвижная часть, которая определяется нашими чувствами по положению его относительно некоторых тел и которое в обыденной жизни принимается за пространство неподвижное.

свойствам пространства относятся:

Протяженность — рядоположенность, существование и связь различных элементов (точек, отрезков, объемов и др.),

Связность и непрерывность — проявляются в характере перемещения тел от точки к точке, в распространении воздействий через различные материальные поля в виде близкодействия в передаче материи и энергии.

Трехмерность — Все материальные процессы и взаимодействия реализуются в пространстве трех измерений (длина, ширина, высота).

Пространству на всех известных структурных уровнях материи присуще единство метрических и топологических свойств.

свойства времени:

Длительность — выступает как последовательность сменяющих друг друга моментов или состояний, возникновение за каждым данным интервалом времени последующих.

Длительность бытия объектов во времени выступает как единство прерывного и непрерывного.

Всеобщим свойством времени является необратимость, означающая однонаправленное изменение от прошлого к будущему.

47.Содержание и сущность основных проблем периода ранней схоластики

схоластика - средневековая теологическая философия, разрабатывавшаяся и преподававшаяся в школах, а затем и в университетах.философы-схоласты были докторами теологии. ранняя схоластика с 8 по 12 века. схоласты после длительного перерыва возобновили изучение античного наследства.находилась под влиянием августиновского платонизма. в ней разгорается спор об универсалиях, т. е. о том, существует ли общее, т. е. роды и виды, реально, независимо от человеческого мышления и отдельных вещей (схоластический реализм), или же они существуют только в качестве абстракций в уме и названий, имен отдельных вещей (номинализм).

Переломный период в истории средневековой философии - XI-XII вв. К этому времени окончательно оформился европейский феодализм, и поэтому оправдание веры разумом - основополагающая идея схоластики.Она носила лишь религиозный характер. Мир, согласно представлениям схоластов, не имеет даже самостоятельного существования, все существует лишь в отношении к богу.Схоластическое философское мышление сосредоточивалось в сущности на двух проблемах: с одной стороны, на споре номинализма и реализма, с другой - на доказательстве существования бога.

Ансельм - последователь Августина, представитель схоластического реализма,предполагал,что прообразы мира - это “внутренняя речь” Бога, а возникающий мир - отображение его Слова. Отдельные вещи существуют лишь в качестве подчиненных форм, видоизменений общей сущности.

Для схоластического номинализма, напротив, реальны лишь отдельные вещи (индивиды), а универсалии существуют лишь в человеческом уме.Реально существуют лишь отдельные люди,а "человек" - лишь слово, обозначающее имена отдельных людей, оно служит для классификации других слов. Иначе говоря, надо различать слова - метки (знаки) самих вещей и слова - метки для других слов.

46.Природа и общество,диалектика взаимосвязи, противоречия.

Природа и общество проблема взаимодействия

В философии под природой понимается вся совокупность естественных условий существования человека и человеческого общества Человек, а следовательно и человеческое общество, вышли из природы и связаны с ней нерасторжимыми узами. Живая природа – тот базис, без которого не было бы ни человечества, происшедшего от животных предков, ни общества, которое пришло на смену первобытному стаду этих предков. В мире идет процесс обмена веществ между человеком, обществом и природой. Общество есть продолжение природы. Противоречивость отношений в системе общество-природа просматривается уже в том, что, с одной стороны, по мере развития общества оно во все большей степени овладевает силами природы и ее богатствами. Все это реализуется в развитии производственных сил. С другой стороны, чем больше человек подчиняет себе природу, тем больше он от нее зависит. Из этой усиливающейся зависимости на горизонте просматриваются мысли о грядущих экологических проблемах. Даже если к примеру выключить электричество в городе(которое появилось в человеческом обществе нет так давно), то не известно сколько человеческих смертей понесет этот инцидент. Человек на протяжении развития отношений между природой и обществом относился к природе главным образом как кладовке нужных материалов и материальных благ. Но остро вопрос о регенерации природы встал в нашем веке. Так к примеру 1/5 мирового океана покрыта нефтяной пленкой, появляются последствия катастрофы в Чернобыле.

Диалектика взаимодействия природы и общества такова, что по мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная — усиливается. Это и понятно: познавая все в большей степени законы природы и на их основе преобразуя природу, человек увеличивает свою власть над ней; вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во все более широкий и глубокий контакт с природой.

 

45. Основные этапы развития средневековой философии

Средневековая философия занимает время от распада Римской империи (5 век) и до эпохи Возрождения (15 век). философия средневековья–теоцентрична(основная проблема–проблема христианского бога). Христианство появилось примерно в середине 1 века и стимулировало развитие С.Ф.

Этапы развития средневековой философии:

1. Этап патристики(2- 8 век, конец этапа–деятельность Боэция–первого схоласта)

2. Этап становления схоластики((7–12 вв.)–Боэций, Эриуген, П.Абеяр)

3. Расцвет схоластики(13 век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский)

В отличие от греческой философии, которая была связана с языческим многобожием политеизмом философская мысль средних веков основывается на вере в единого бога монотеизм В основе христианского монотеизма лежат два важных принципа: идея божественного творения и идея божественного откровения. Средневековое мышление по сути является теоцентрическим: реальностью, определяющей все сущее, является не природа, а бог.В средневековой философии необходимо различать бытие и су тнить познания той или иной вещи начинается с ответа на следующие вопросы:

1 Есть ли дело?

2 Что она собой представляет? Какая она?

3 Для чего она существует?

Ответ на первый вопрос дает возможность выяснить существование вещи. Ответив на остальные вопросы, можно выяснить сущность вещи. Эту проблему в средневековой философии рассматривает Боэций.

В средневековой философии человек превыше космоса и должен быть царем природы, но из-за своих грехов, человек не владеет собой и полностью зависит от милосердия бога.

 

44.язык и мышление,взаимосвязь. Проблемы создания искусственного интеллекта.

Язык и мышление. Перспектива создания искусственного интеллекта.

В любой момент существования общество нуждается в синхронном общении как средстве согласования деятельности индивидов и в общении диахронном как средстве передачи наличной суммы информации от поколения к поколению. Оба этих общения предполагают знак и используют язык как основную, всегда сопутствующую социальности, знаковую реальность.

Язык – это знаковая реальность, система знаков, служащая средством человеческого общения. Язык является специфическим средством хранения, передачи информации, а также средством управления человеческим поведением.

Биологической предпосылкой человеческого языка явились сложные двигательные и звуковые формы сигнализации высших животных, и прежде всего антропоидных обезьян. Физиологической базой явилась вторая сигнальная система присущая только человеку.

Понять знаковую природу языка можно лишь понимая, что социальность (отношение людей по поводу вещей и отношение людей по поводу людей) не ассимилируется генами. Люди вынуждены использовать иные, внебиологические средства воспроизведения социальности в смене поколений. Знак и есть эта своеобразная сущность внебиологического социального кодирования. Он обеспечивает трансляцию всего того, что необходимо обществу, но не может быть передан по биокоду.

Язык явление общественное. В нём задаются и отражаются требования коллективности. Язык выступает в качестве необходимого связующего звена между практикой и сознанием. Пользование языком основано на существовании ассоциативной связи между звуковым комплексом, речедвигательным аппаратом и зрительными, осязательными, обонятельными и другими восприятиями, соответствующими воспринимаемому объекту. В языке находят отражения различия в условиях человеческой жизнедеятельности.

Взаимосвязь языка и мышления признаётся самыми различными лингвистическими и философскими направлениями.

Тот факт, что мышление манифестируется посредством многочисленных языков, существенно отличающихся друг от друга, послужил основанием для теорий согласно которым язык является определяющим по отношению к мышлению. Если мы согласимся с Гумбольдтом и признаем, что язык определяет и формирует мышление, то, коль скоро языки разных народов различны, невозможен единый строй мышления. Следовательно, отрицается общечеловеческий характер мышления, т.е. отрицается общий для всех живущих на Земле универсально-понятийный логический строй мышления.

В живом процессе общения имеются всеобщие для сознания моменты – передаётся значимая информация, нормы и идеалы, выражается оценка, содержится обращение.

Язык и мышление, образуя диалектически противоречивое единство, обуславливают друг друга. Это порождает известную формулу: «как нет языка без мышления, так не бывает и мышления без языка». Однако сводить процесс мышления только к вербальному и разделять убеждение, что мысли человека могут существовать только в форме отдельных слов и выражений, не правильно. Вербалисты – сторонники существования мышления только на базе языка, связывают мысль с её звуковым комплексом.

Исследователи выделяют неверблизлванное, визуальное мышление и показывают, что мышление без слов также возможно, как и мышление на базе слов: «великий болтун был бы великим мыслителем».

43. содержание и сущность антропологической революции в античной философии

В начале классического периода (5-4 вв до н.э.)этого периода происходит антропологический поворот в греческой философии, связанный с деятельностью софистов и Сократа. В рамках антропологического поворота подчёркивается, что мир общества и культуры развивается по иным принципам, чем природа, что многое в нём возникло «по установлению». Главным предметом философии становится человек. Возникает, наряду с физической, и этическая философия, а также логика. В классический период появляются чётко сформулированные учения субъективного (софисты) и объективного идеализма (Платон). Основным итогом классического периода античной философии следует считать размежевание основных направлений в философии, создание первых грандиозных философских систем Платон, Аристотель), а также совершенствование терминологии и философского метода.

Софисты первыми обратили внимание на человека, заявив, что истина о мире, космосе не существует сама по себе. Антич­ность создала идеал разумного человека, соразмерного упоря­доченному космосу. Индивид в античной философии — часть мироздания, поэтому все его проблемы решаются в связи с местом и ролью в космосе.Другим направлением в античной философии стал антропоцентризм, основоположником которого является Сократ. Предметом философии, по мнению. Сократа, не может быть природа, поскольку мы не способны ни изменить природные явления, ни создавать их. Поэтому предметом философии является человек и его поступки, а самопознание, познание самого себя – самая главная задача.

В философии софистов впервые находит своё выражение и обоснование характерный для западной цивилизации принцип индивидуализма.

 

42. проблема происхождения и сущности сознания.

Сознание – это способность человеческой психики познавать окружающий мир, самоосознавать себя, вырабатывать эмоциональное отношение и осуществлять целенаправленную деятельность как практического, так и духовного характера.

Основной проблемой сознания в философии является вопрос его отношения к бытию. Этот вопрос имеет две стороны:

– онтологическую, в рамках которой решается вопрос первичности материи или сознания по отношению друг к другу, и

– гносеологическую, в рамках которой решается вопрос о принципиальной возможности познания мир.

Онтологическая сторона основного вопроса философии (первичность материи или сознания) решается следующими путями:

1. Материя первична, а сознание является лишь свойством высокоорганизованной материи (материализм).

2. Сознание существует независимо и от материального мира, и от человека, оно принадлежит Высшей Сущности (Нусу, Логосу, Богу, Абсолюту, Мировому Разуму, Абсолютному духу и т.д.). Сознание первично, потому что именно Высшая Сущность своим сознанием создает и организует мировой порядок, используя для этого материю как сырой материал (объективный идеализм).

3. Сознание формирует для человека мир через комплекс поставляемых самому себе ощущений, и поэтому активное индивидуальное сознание человека, обнаруживающее пассивную материю и представляющее её в осмысленно организованной форме, первично (субъективный идеализм).

4. Сознание существует отдельно от материи, а материя существует независимо от сознания, ничто из них не первично другому, но их взаимодействие определяет картину бытия (дуализм).

Гносеологическая сторона основного вопроса философии (познаваемость мира) решается двумя противоположными путями:

1. Мир познаваем.

2. Мир не познаваем.

Помимо своего основного вопроса, философия пытается в отношении сознания решить также проблемы природы сознания и механизмов его работы.

Относительно природы сознания общая позиция всех философских течений состоит в том, что сознание не материально по своей природе и не может быть объектом предметно-практической деятельности человека.

Таким образом, сознание изначально всегда понимается только как субъективная реальность, только как нечто идеальное, присущее только внутреннему миру человека.

41. Этические проблемы в философии Эпикура

Философия Эпикура делится на три частиГлавная из них — этика, которая учит как достичь счастья. Достижение счастья предполагает реализацию многочисленных желаний. Философ считал, что свободное от ошибок сочетание желаний при выборе линии поведения во многом зависит от самой личности. Согласно Эпикуру, организация счастливой жизни требует не свободного проявления знаний, а четкой их реализации в заранее установленных пределах. Ибо отсутствие ограничения личностью своих желаний влечет за собой нежелательные последствия. Мыслитель учит, что если неисполнение желания не влечет страдания, то такое желание не является необходимым. В то же время он рекомендует удовлетворять те желания, от которых зависит человеческая жизнь, т. е. желания есть, одеваться и т. д.

Иными словами, надо соблюдать меру в реализации желаний и получения удовольствий. Последние могут быть получены лишь при соблюдении меры в потребностях, реализуемых в желаниях.

Проблема удовольствий занимает особое место в этике Эпикура. В ней мыслитель вслед за Аристипом из Кирены (435 — 360 гг. до н. э.) и признавал, что для человека высшим является удовольствие. Эта точка зрения характерна для гедонистической этики. При этом удовольствие признается за начало и конец счастливой жизни. Однако в отличие от Аристипа, который рассматривал удовольствие как положительное состояние наслаждения, Эпикур связывал удовольствие с отсутствием страдания.

Эпикур понимал удовольствие как рубеж, за которым начинаются страдания. Умеренность во всем, в том числе и в удовольствиях, рассматривается мыслителем как самостоятельное и значительное благо. По мнению философа, тот, кто привык к умеренности, не будет страдать, когда многого нет и приходится довольствоваться малым.

Эпикур отнес к числу важнейших условий счастливой жизни прежде всего такие, казалось бы, элементарные, но чрезвычайно важные для поддержания жизни потребности, как потребности в пище и тепле. По его мнению, удовлетворение этих потребностей порождает самые приятные удовольствия.

 

 

40. Общественно-полит. Идеалы «открытого общества» К.Поппера

 

Самый древнее демократическое общество, по мнению Карла Поппера, начинается в Афинах, это была рабовладельческая форма античной демократии. Поппер отмечает что в недрах древнего общества рождалось и развивалось принципиально другое общественное устройство. Это другое общественное устройство Поппер называет демократическим обществом и считает, что оно в полной мере развилось и проявилось в современном западном мире. Демократия означает равенство всех перед законом, поэтому, демократия защищает равные права всех граждан. Такое равенство не вытекает из естественного состояния человека, оно является следствием равенства всех перед законом. При демократическом устройстве общества тот или иной гражданин вмещает права выбирать правительство и право самому быть избранным в состав правительства. в демократическом обществе, по мнению Поппера, тот или иной гражданин вмещает право заниматься свободной деятельностью. По мнению Поппера, свободомыслие это есть подходящее логическое мышление. Поппер считает, что весь западный демократический мир основан на рациональном логическом мышлении. Главными принципами западной демократии являются подходящие принципы. Поппер критикует интуитивное и иррациональное знание. Поппер считает отрытое общество демократическим обществом. Такое общество основано на принципах индивидуализма. Ему противостоит закрытое общество. Открытое общество — рациональное и критическое. В нём господствуют разум и свобода. Здесь различия между законами природы и общества вполне очевидны. Человек осознаёт свою автономность, он — не клеточка единого общественного организма. Отсюда моральные коллизии, необходимость принимать самостоятельные решения. Общественные проблемы служат предметом свободного обсуждения. В системе управления открытое общество демократично, в экономике оно требует свободного рынка. Поппер не скрывает, что открытое общество — это изображение (от себя добавим, весьма идеализированное) тех порядков, которые установились в передовых странах Запада.
Считая открытое общество лучшим из всех возможных, ибо оно создаёт предпосылки для прогресса, Поппер не игнорирует свойственных ему противоречий. Многие члены открытого общества “стремятся подняться по социальной лестнице и занять места других членов”. Это может привести “к такому важному общественному явлению, как классовая борьба”, тогда как в организме, каковым является племенное общество, “нельзя обнаружить ничего похожего на классовую борьбу”. Переход от закрытого к открытому обществу Поппер характеризует как “одну из глубочайших революций”, через которые пошло человечество”.

39. общая характеристика русской философии 19-20 веков

Русская философия XIX века характеризуется наличием борьбы двух противоположных направлений: западничества и славянофильства.Западники стремились к европеизации России, к переходу русской жизни на западно-европейские образцы, а славянофилы отстаивали традиционные формы национальной жизни России и боролись за ограждение их от иностранного влияния.Западники считали, что Россия должна повторить исторический путь стран Западной Европы, а славянофилы, наоборот, полагали, что исторический путь России самобытен и неповторим.

В отличие от западников СЛАВЯНОФИЛЫ исходили из тезиса о недейственности в России европейских способов решения политических и социальных проблем из-за самобытности России.

Самобытность России славянофилами выводилась из её особой истории (отсутствие классовой борьбы, наличие общинного уклада) и из её особой религии – Православия.

Православие славянофилы считали единственно истинной религией и поэтому исторический путь России не просто уникален, он единственно правильный и единственно ведущий к успеху. Все же остальные государства и народы будут успешны в истории настолько, насколько смогут приобщиться к Православию.

Богословские основы славянофильства заложил Алексей ХОМЯКОВ. Центральным местом философии Хомякова является понятие «соборности».исторический путь России состоит в самодержавии и в Православии, поскольку развитие человеческого общества и его история определяются Богом (провиденциализм), и залогом исторического успеха народа является только исповедание единственно правильной религии, то есть Православия. Именно отсутствием Православия в западном обществе обосновывал тезис о разложении Европы Иван КИРЕЕВСКИЙ.Запад, по мнению Киреевского, распадается, теряя свою духовную цельность. Этот распад происходит вследствие отпадения Запада от истинной религии, от Православия.

В 50-60 годах XIX века в России сложился «революционный демократизм» – направление общественно-политической мысли, которое соединяло в себе идею крестьянской революции с утопическим социализмом.

Крестьянская революция понималась революционными демократами в качестве средства для уничтожения крепостного права, а социализм виделся ими в виде крестьянской общины, исторически настолько самодостаточной, что Россия придет к крестьянскому социализму, минуя капитализм.

На смену революционным демократам пришли революционные народники. Они верили в сближение интеллигенции с народом и вовлечение народа в революционное движение с целью не только его освобождения, но и для противодействия буржуазному развитию общества.

Представителями революционного народничества были Лавров, Бакунин и Ткачев. В рамках народнической теории сложились три тактических направления – пропагандистское, бунтарское и заговорщическое.

Ценность личности и личной судьбы в русской философии XX в. была противопоставлена господствовавшей все предыдущее столетие ценности социальности. Значительную роль в русском религиозно-философском сознании сыграли проблемы, поставленные «антихристианством» Ф. Ницше. Наиболее существенная черта всей русской философии, особенно в XX в., — ее онтологизм: истинное метафизическое бытие как бытие Бога; сознание, по самой своей природе находящееся внутри бытия Бога; Кроме онтологизма, другая черта, присущая не только русской философии, но и русскому менталитету в целом, — это религиозная этика коллективного человечества (общинность) Для русской философии также характерны напряженные размышления о смысле жизни, ориентированном на спасение души как условие спасения мира. При этом в русской философии усиливается тенденция к персонализму (Бердяев, Шестов, М. Бахтин), гарантирующему права и свободы человека без атомизации общества (отношения между личностью и обществом рассматриваются на основе религиозного принципа Троицы — «неслиянно и нераздельно»).

38. специфика научного познания. Проблема демаркации научного и ненаучного знания.

Проблема демаркации — это также проблема определения границ науки, отделяющих её от других способов, которыми человек может излагать свои мысли, чувства и убеждения (искусство, литература и религия).

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ — философское направление, которое избирает своей основной проблематикой науку как эпистемологический и социокультурный феномен; специальная философская дисциплина, предметом которой является наука.

научное познание определяется как процесс получения объективных знаний о действительности. Конечная цель научного познания – достижение истины. Непосредственная цель научного познания состоит в описании, объяснении и предсказании явлений и процессов действительности на основе открываемых им законов. Цель познания также состоит в открытии законов.

Ненаучное познание, в отличие от научного, не основано на объективных предпосылках. Как и научное, ненаучное познание может быть теоретическим, но в основу такого познания, как правило, положены заведомо ложные положения. Можно выделить следующие формы ненаучного познания:

1). Исторические:

а) мифология

б) религиозная форма познания, основным элементом которого является вера в сверхъестественное;

в) философская форма познания, заключающаяся в исследовании наиболее общих принципов бытия, мышления;

г) художественно-образное (связано с эстетическим);

д) игровое познание: игра, как необходимая форма познания, основополагающая в развитии культуры, игры предполагают правила («деловые игры»);

е) обыденно-практическое познание (здравый смысл, житейский опыт): опирается на индивидуальный опыт.

2). Иррациональное (внерациональное) познание:

а) магия;

б) мистика;

в) колдовство;

г) эзотерическое знание;

д) переживание, ощущения;

е) народная наука (экстрасенсы, целители, знахари).

Вненаучное познание характеризуется:

1) недостаточной обоснованностью;

2) частой недостоверностью;

3) иррационализмом.

Существование вненаучного знания обусловлено многосторонностью человека, его интересов, человека нельзя загнать в строгие научные рамки, нормальному человеку научных знаний недостаточно.

37.Основные направления современной западной философии

В современной философии на первый план выходят различия, общефилософский стержень разрушается, происходит выделение и локализация отдельных философских проблем, которые оформляются в самостоятельные направления. На особенности развития философии XX в. существенное влияние оказывают социокультурные процессы, в частности резко изменившийся статус науки в обществе и культуре в целом. Культура как бы «раскалывается» на тех, кто выступает за научно-технический прогресс, и на тех, кто против него. В результате в современной культуре формируются две социокультурные ориентации— сциентизм и антисциентизм. Сциентизм проявляется как мировоззренческая установка на то, что научное знание есть наивысшая культурная ценность, с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного освоения бытия. Исторически идеалом для сциентизма выступают прежде всего наиболее развитые естественные и математические науки. антисциентизм — социокультурная ориентация, основанная на широкой критике науки и как социального института, и как формы постижения мира.В качестве альтернативы науке, научному познанию, в некоторых случаях даже вообще рациональному взгляду на мир выдвигаются различного рода вненаучныеили внерациональные (иррациональные), способы постижения бытия. Явная взаимосвязь указанных ценностных ориентации, базирующаяся на одинаковом представлении о сущности науки, переводит данную проблему в несколько иную плоскость. Оказывается, что сциентизм и антисциентизм являются своеобразными полярными, то есть противоположными, но одновременно неразрывными сторонами современной культуры.

 

36. материя и основные формы ее существования.

МАТЕРИЯ – это реальный вещественный субстрат, из которого состоят все тела, и который является основой или средой всего того, что чувственно воспринимается человеком.

Определяющими онтологическими характеристиками материи являются:

1. Протяженность. Материя, как метафизическая категория, может пониматься как возможность организации вещества в форму, как потенция образования вещества, как доприродный источник элементов и т.д. Но, как онтологическая категория, материя всегда есть вещество, организованное в форму, и, следовательно, всегда обладает определенными размерами, то есть – протяженностью (длиной, шириной, длиной).

2. Место в пространстве. Если материальное всегда протяженно, то у него должен быть объем, а если у него есть объем, то оно занимает этим объемом (собой) определенную часть пространства.

3. Масса. Поскольку всё материальное имеет объем, то этот объем образуется определенным количеством вещества, из которого оно состоит – массой.

4. Вес. Поскольку всё материальное имеет массу, то оно стремится упасть на Землю под действием силы тяжести, то есть обладает весом.

5. Движение. Движение (как изменение вообще) – есть неотъемлемое свойство материи, поскольку всё вещественное постоянно изменяется и вступает во взаимодействие друг с другом.

материя – это то, из чего вещественно состоит мир. Материя – это всё физическое, не умственное, которое, является источником ощущений чувственного опыта.

Основные формы материи: 1) Физическая - масса-энергетический мир. 2) Химическая. 3) Биологическая - способ существования высокоорганизованного материального субстрата, основным химическим компонентом которого выступают белки, углеводы, жиры и т.д. 4) Социальная - появление человека. Материальное единство мира выражается в мировом процессе развития. Закон единого мирового процесса - закон, определяющий необходимую а не случайную закономерную последовательность основных форм материи, включая человека.

 

35.Сущность объективного идеализма Платона

Платон — основоположник объективного идеализма со всей его тысячелетней перспективой в последующих европейских культурах. Душа первична, фундаментальна; материальные тела вторичны, производны. Платон ставит проблему соотношения духовного и материального и делает вывод о божественности душ, скрывающихся за материальными телами.Философ традиционно выделяет душу и тело в человеке. Тело смертно - душа бессмертна. Душа - это «эйдос», сущность человека. Душа состоит из трех частей - разумной (ведущей), аффективной (страстной) и вожделеющей. Изначально было сотворено определенное количество душ (сколько звезд на небе). Это число неизменно. После смерти и воздаяния за грехи душа сама выбирает себе будущую жизнь, правда, попадая в тело она это забывает. Души вселяются как в тела людей, так и в тела животных и растений в зависимости от того, насколько разумной части души удалось победить низшие. Души=идеи первоначально находились в идеальном мире и созерцали сущности=идеи всех предметов. Попав в материальные тела, они все забыли. Отсюда, по Платону, знание есть не что иное как припоминание того, что они созерцали ранее. Именно поэтому Платон столь парадоксально трактует смерть как благо - особенно для философа, стремящегося познать сущее.

 

34. Парные категории диалектики, их значение для анализа экономических процессов.

Диалекгику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.

Категории — это предельно общие, универсальные понятия, в которых представлены всеобщие связи и отношения реальности.

Философские понятия, отражающие универсальные связи бытия, образуют группу категорий диалектики.Эти категории, как правило, парные. Отражают "полярные" стороны явлений, вещей, процессов. В процессе познания категорий, отражающих многообразие связей реального мира, можно выделить два категориальных ряда:

а) первый категориальный ряд выражает "устройство" и "организованность" бытия. К этому ряду можно отнести следующие парные категории диалектики: "единичное и общее", "многое - единое", "сходство-различие", "качество-количество","простое-сложное","часть-целое","конечное-бесконечное","форма-содержание" и т.д.

б) Другой категориальный ряд выражает универсальные связи детерминации. К ним относятся: "явление-сущность", "причина-следствие", "случайность-необходимость","возможность-действительность" и д.р. Первый ряд категорий можно назвать "горизонтальными",а "второй"-"вертикальным". каждое экономическое явление рассматривается в развитии, постоянном движении и внутренними импульсами экономического развития (противоречия разного уровня в рамках экономической системы).(признание саморазвития материального мира как следствия становления и разрешения противоречий)

33. Проблемы познания, специфика их решения в философии Ф.Бекона и Р.Декарта.

Бекон рекомендует вместо Дедуктивного метода, предложенного Аристотелем, ввести в Логику научного исследования метод Индуктивный. Объектом познания для Бекона является природа, задачей познания – исследование предметов и явлений природы, цель познания – господство человека над силами природы. Он предлагает исключить из сферы научного познания теологию. Философ был сторонником теории двойственной истины, согласно которой у науки и у религии разные сферы существования и знаний. Бог и душа человека, говорил Ф.Бекон, являются предметом религиозной веры, а не научных знаний. В отыскании истины, писал Бекон, принимает участие и разум человека, и его чувства. Но исходным началом наших знаний выступают чувства. Задача разума заключается в том, чтобы, прежде всего, предостеречь человека от заблуждений и поспешных заключений. философ Френсис Бекон считает, что познанию и приобретению новых знаний человеку мешают такие четыре основных факторы(идолы или призраки): 1. Призраки рода; 2. Призраки пещеры; 3. Призраки базара и 4. Призраки театра. Первые два идола принадлежат самой природе человека от рождения, а два остальных – приобретаются им в процессе взросления.

Призраки рода коренятся в самом природе рода человеческого, а именно – в особенностях и ограниченности его ума и в особенностях и несовершенстве его органов чувств.

Призраки пещеры формируются благодаря индивидуальным особенностям человека, теми или иными специфическими социальными условиями, которые вынуждают человека наблюдать и видеть природу как бы из своей пещеры.

Призраки базара порождены формами общения и союза между людьми. В области этих призраков большую роль играет речь, ставшие традиционными и устаревшими понятия, неправильное словоупотребление, штампы софизмов, пословиц, крылатых слов и лозунгов.

Призраки театра основаны на вере вавторитетов, и в первую очередь, на слепом доверии допредыдущих философских систем.

Декарт признавал, что существует и в философии обсуждается четыре способа познания мира, но сама истина открывается только разуму.

В отличие от сторонника индукции Френсиса Бекона философ Рене Декарт был рационалистом, логицистом и сторонником дедукции. Он был убеждён во всесилии человеческого разума, хотя свои рассуждения о методе познания действительности начинает с призывов подвергать все сомнению. Главным, а то и – исключительным, орудием познания философ считал ум человека. Находящиеся в уме врождённые идеи не могут подвергаться сомнению. Они абсолютно истины. Среди таких несомненных истин является идея Бога. Основные положения своего метода Декарт сформулировал в следующих четырёх правилах:

Первое - никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.

Второе - делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.

Третье - располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.

И последнее - делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

 

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 28 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | <== 22 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.029 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав