Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Судьбы национальной интеллигенции в 20 - 30 годы ХХ века

Читайте также:
  1. III. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации
  2. IV. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации
  3. Александр Михайлович! Заложено ли в новом образовательном стандарте формирование у школьников национальной системы позитивных ценностей и идеалов?
  4. Банковская система, ее структура и функции в национальной экономике
  5. Билет 1. Предмет и задачи национальной экономики
  6. Билет 28. Экономический рост национальной хозяйственной системы
  7. Блюда национальной кухни Америки.
  8. В Казахстане произошел обвал национальной валюты
  9. Влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики.
  10. Возможный рост курса национальной валюты.

Трагической особенностью 20-30 годов явилось то, что с этого времени идеологический аппарат сталинизма начал проводить мероприятия, направленные на искоренение исторической памяти народа. С укреплением тоталитарного режима усилились политические преследования участников партии «Алаш», а также руководящих работников республики, занимавших свою позицию в вопросах о темпах и методах социально-экономических преобразованиях в крае. Политика давления на республику усилилась с приходом Голощёкина, направленного на пост первого секретаря Казкрайкома ВКП(б). Создалась идеологическая база для проведения «Малого Октября», которое привело к немыслимым бедствиям и трагедии казахского народа.

19.3……………Глава 1. Государственные символы Республики Казахстан.

Сегодняшний Герб суверенного Казахстана является результатом огромного труда, творческих исканий двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шоты Уалиханова. выиграть в этом соревновании было нелегко. Достаточно напомнить, что только в финальном конкурсе принимали участие 245 проектов и 67 описаний будущего герба. Герб имеет форму круга. В мире самой совершенной формой считается форма шара. А круг как самый близкий к этому совершенству элемент, особо ценится у кочевников. Круг как элемент геральдики имеет применение везде, но он в особом почете и уважении у восточных кочевников. Это символ жизни, вечности. Центральным элементом, вобравшим в себя основную идею нашего Герба, является шанырак - круговое навершие купола юрты. Шанырак - символ семейного благополучия, мира, спокойствия. Мастерски, эффективно и красиво изображенный тундык - зенитное отверстие юрты, напоминает яркое солнце на фоне голубого, мирного неба. Купольные жерди - уык, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству Герба, напоминают лучи солнца - источник жизни и тепла. Авторам удалось решить проблему изображения кереге - раздвижных решетчатых основ юрты. Крестообразные, тройные, кульдреуши шанырака символизируют единство трех жузов, которое обеспечивает его прочность. Таким образом, языком геральдики авторы отражают миролюбивую сущность казахов. Призывают все народы республики под общий шанырак, стремиться превратиться в крепкие мощные несущие конструкции нашего общего дома - Казахстана. Следующей составной частью композиционной структуры герба являются золотокрылые с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны - тулпары. Хотя изображение аргамаков в государственной символике имеет давнюю историю, тем не менее данный вариант авторов вызвал большие дискуссии и споры, прежде чем был принят. Силуэт скакунов на языке геральдистов имеет глубокий смысл и содержание. Он означает: бесстрашие льва, прозорливость сокола, физическую мощь и силу быка, быстроту, скорость и пластику лани, хитрость и находчивость лисы в борьбе против врагов. Золотые крылья скакунов напоминают также снопы зерна, золотых колосьев, т.е. признак труда, изобилия и материального благополучия. В центре Герба находится пятиконечная звезда. В проекте там были расположены полумесяц и три маленькие звезды. по ходу обсуждения предлагались варианты восьмиконечной, семиконечной, пятиконечной звезд. Остановились на последнем. Наше сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов. Цветовую гамму Герба составляют два основных цвета - золотистый и голубой. Первый соотвествует светлому, ясному будущему Наших народов. Голубое небо едино для всех народов мира. Его цвет в нашем Гербе олицетворяет стремление Казахстана к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты.

Флаг — это один из символов любого государства, олицетворяющий его идентичность и суверенитет. Государственный флаг представляет собой полотнище правильной геометрической формы, прикрепленное к древку (флагштоку). С древних времен флаг выполнял функции объединения народа страны и его идентификации с определенным государственным образованием. В 1992 году был утвержден Государственный флаг Республики Казахстан, разработанный Шакеном Ниязбековым. Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в центре солнца с 32 лучами, под которым — парящий орел. У древка — вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображение солнца, его лучей, орла и национального орнамента — цвета золота. Соотношение ширины флага к его длине — 1: 2.

В традициях геральдики каждый цвет символизирует определенное понятие. Так, золото олицетворяет могущество, силу, богатство, постоянство, знатность, веру, справедливость, добродетель, милосердие, верность. Синий цвет символизирует честность, целомудрие, верность, безупречность. Кроме того, этот цвет соответствует небу и воздуху.

Синий цвет имеет глубокое символическое значение и в тюркской культуре. Достаточно сказать, что понятия «синий» и «небо» на языках почти всех тюркоязычных обозначаются одним словом. Это, вероятно, объясняется тем, что древние тюрки были небопоклонниками, считавшими небо своим отцом, а их синее знамя — символизировало преданность отцу-прародителю. На территории Казахстана с древнейших времен была распространена вера в Тенгри — Небо, несущая в себе идею единобожия задолго до появления великих мировых религий — буддизма, христианства и ислама. Эта вера прошла через века, и еще в начале XX века казахи над могилами святых возводили купол и окрашивали его в голубой цвет, тем самым имитируя модель мира: на четыре столба, олицетворяющих четыре стороны света, опирается купол-сферический символ неба.

С учетом культурных традиций, синий цвет у всех тюркоязычных народов воспринимается как небесный, священный, обетованный, заветный, исконно чистый, высший.

Если обратиться к элементам изображения на полотнище флага, то, исходя из геральдических канонов, можно сказать, что солнце символизирует богатство и изобилие, а орел — власть, прозорливость, великодушие. Кроме того, в традициях разных народов существовало почитание солнца как символа возрождения (рождение дня после ночи), символа движения и времени.

Изображая солнце в своей государственной атрибутике, Казахстан еще раз подтверждает свою приверженность общечеловеческим ценностям и мировому сообществу, что также свидетельствует о том, что новое молодое государство полно жизнеутверждающей энергии, открыто всем странам мира для сотрудничества.

Не требует особого разъяснения и другая деталь Государственного флага — образ орла. Он является одним из первых геральдических атрибутов, издавна применяемых в гербах и флагах многих народов. Этот образ обычно воспринимается как символ власти, прозорливости и великодушия. В государственных символах важен не только образ каждой детали, но и их исполнение, размещение. В этом плане образ орла на нашем флаге существенно отличается от своих предшественников. Раньше подчеркивались его хищнические черты и агрессивные позы как проявление силы и мощи. На флаге этот образ нашел принципиально новое художественное решение, и оно не менее выразительно, чем в апробированных подходах. Во-первых, в глаза бросается спокойный, мирный характер рисунка. Важна его сила, выносливость, прозорливость и бесстрашие перед любым испытаниями. Во-вторых, он расположен под солнцем, как бы на своих крыльях несет огонь Прометея, огонь Счастья. В третьих, он в движении, летит к своей заветной цели. Это и есть стремление нашего народа к счастью и благоденствию, к высотам человеческой цивилизации. Особое место занимает образ орла в мировоззрении казахов, который ассоциируется с такими понятиями как свобода, непокорность, чувство достоинства, мужество, высокие идеалы, широта души и чистота помыслов. Для номадов и его потомков нет в мире птиц, равных орлу. Важным элементом Государственного флага является расположенная у его древка вертикальная полоса с национальным орнаментом. Казахский орнамент — одна из форм специфического художественного восприятия мира в строгом соответствии с эстетическими вкусами народа. Представляющий собой гармонию весьма сложных, иногда отвлеченных форм, линий и ритмов, он является выразительным средством раскрытия внутреннего мира народа. Их прообразами служат конкретные предметы и явления окружающего мира. Обогащение орнаментальных мотивов, их динамичное развитие, по мнению ученых, присущи высокой ступени развития культуры. Автор Государственного флага Республики Казахстан — заслуженный деятель искусств, один из основоположников дизайнерского искусства Казахстана Шакен Онласынович Ниязбеков. Родился 12 октября 1938 года в г. Таразе. Окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной. Главный художник г. Алматы.

Основные произведения: комплексный дизайн кинотеатра им. Ш. Уалиханова в г. Таразе, памятник «В Волоколамском направлении. Генерал-майор И. Панфилов и комбат Б. Момышулы», живописные полотна «Құрманғазы», «Көбік шашқан», «Кісен ашқан», «Шоқан Уалиханов», «Мұхтар Әуезов», «Сырым Датов», «Жамбыл», «Счастье матери» и т. д. Автор герба г. Алматы.

Гимн — это звуковая символика, имеющая значение в социально-политической консолидации и этнокультурной идентификации граждан страны. Сам термин «гимн» происходит от греческого слова «gimneo», что означает «торжественная песня».

В 1992 году был объявлен конкурс на музыку и текст гимна республики. Всего отборочной комиссией было принято более 750 проектов. Победили в конкурсе четыре известных поэта: Музафар Алимбаев, Кадыр Мырзалиев, Туманбай Молдагалиев и поэтесса Жадыра Дарибаева. Авторами музыки первого казахстанского гимна были Мукан Тулебаев, Евгений Брусиловский и Латиф Хамиди.

В 2006 году принят новый Государственный гимн.

Основой нового гимна стала популярная в народе патриотическая песня «Менiң Қазақстаным», счастливая судьба которой началась во второй половине пятидесятых годов прошлого века. Песня, ставшая гимном нации, давно была признана настоящей поэмой народной души.

Авторами Государственного гимна Республики Казахстан являются Шамши Калдаяков, Жумекен Нажимеденов, Нурсултан Назарбаев.

20……1……………….Начало присоединения казахских земель к России.

Начало XVIII в, - время укрепления русского государства. Оно характеризуется дальнейшим развитием политических связей с Казахским ханством, активное начало которым было положено в 20-х гг. XVIH века. Под натиском джунгаров (1717-1718 г. г. и 1723- 1725 г. г.) многие казахские племена вынуждены были покинуть веками насиженные места. Многие племена Младшего жуза под предводительством Абулхаир хана подошли к Яику и собрались даже пройти на правый берег. Это событие столкнуло их с русскими подданными-башкирами и калмыками. В 1726 г. в сейме представителей родов Младшего жуза было решено послать посольство в Россию с целью урегулирования пограничных споров. В определенной степени инициатива по налаживанию торгово-дипломатических отношений между двумя странами принадлежит России, В исторических источниках есть свидетельство о том, что перед отправкой посольства в Россию Абулхаир встречался с русским посланником в Хиву Максутом Юнусовым.

Непосредственно начало процессу принятия казахами Младшего жуза российского подданства было положено посольством во главе с батыром С.Кайдагуловым и бием К.Коштаевым, которое Абулхаир хан отправил в сентябре 1730 г. в Петербург. Посольство прибыло в Петербург в октябре и доставило письмо императрице Анне Иоанновне с просьбой о принятии в подданство. К тому времени в состав Рбссии уже вошли волжские калмыки, Кабардинское княжество, Грузия. Послы Абулхаира были приняты с почестями и одарены подарками. 19 февраля 1731 г. Анна Йоанновна подписала грамоту «Хану Абулхаиру и всему казахскому народу о принятии их в российское подданство», где говорилось, что Абулхаир хан с подвластными ему людьми принимаются в российское подданство.

Для принятия присяги в Казахстан к хану Абулхаиру было направлено посольство во главе с переводчиком Коллегии иностранных дел АИ, Тевкелевым, АИ. Тевкелев был наделен большими полномочиями с целью склонить к присяге казахских правителей, вследствие чего ему была вручена «Инструкция от Государственной Коллегии иностранных дел для переводчика ориентальных языков Мамету Тёвкелеву при отправлений его в Киргиз-Кайсацкую орду для приведения оных в подданство России». 5 октября 1731 г. А. Тевкелев прибыл в ставку Абулхаира в урочище Майтобе на р. Иргиз.

И тут выяснилось, что среди казахских правителей нет единства по вопросу подданства..Тевкелев обнаружил, что большая часть старшин и султанов «слышать не хотела о русском подданстве», «хана не ставили ни в фош». Обстановка накалялась. Но Тевкелев заручился поддержкой прославленного батыра из рода табын Бокенбая, его зятя батыра Есета, в результате 10 октября 1731 года первым присягнул на подданство Абулхаир хан, за ним старший Бокенбай, затем Есет батыр. Так было положено начало присоединению казахских земель Младшего жуза к России. 24 ноября 1732 г. посольство А. Тевкелева выехало в обратный путь. Присоединение Казахстана к России начиналась в сложной обстановке и происходило мирно, а завершилось военной - принудительными мерами в 50 - 60-х годах 19 века.

К середине 30-х годов 18 в. джунгары вновь стали угрожать казахам, в особенности Среднему жузу. В этой ситуации принятие русского подданства правителями Среднего жуза, согласно указу Анны Иоановны от 10 июня 1734 года, было вполне оправдано. Но Средний жуз был достаточно самостоятелен - в связи с кончиной хана Семеке данный указ в жуз доставлен так и не был и фактически до «Устава о сибирских киргизах» 1822 г. Средний жуз оставался независимым.

Мудрую политику сохранения и упрочения казахской государственности проводил хан Абылай (1711 Ц 1781). Будучи влиятельным султаном он в 1740 г. в Оренбурге подписали договор о добрососедстве с Россией и, сохраняя его, в 1756 г. сумел вместе с Абульмамбет ханом наладить мирные отношения с Китаем.

В 1733-1734 г.г. некоторые влиятельные лица Старшего жуза изъявили желание принять российское подданство. Грамота императрицы от 10 июня 1734 г. объявляла о принятии в русское подданство знатных родоправителей Старшего жуза. Но удаленность Старшего жуза от России, сложность международной и внутренней обстановки отодвинули осуществление реального присоединения Старшего жуза на более позднее время.

20.2…………Депортация отдельных народов в Казахстан. Положение депортированных народов (1941–1945 гг.)

В период массовых политических репрессий необоснованные карательные меры применялись не только по отношению к отдельным лицам, к представителям социальных групп, классов, религий, но и к отдельным народам по принципу коллективной ответственности за национальную принадлежность. В отношении отдельных народов тоталитарный режим применяет такой вид политических репрессий, как депортация — массовое насильственное выселение. Депортированные народы испытали на себе совокупность репрессий, о которых говорится в Законе Республики Казахстан от 14 апреля 1993 г. «О реабилитации жертв массовых политических репрессий». В частности, это различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам в виде лишения свободы, выселения из мест проживания, направление в ссылку, высылка на спецпоселение, привлечение к принудительному труду в условиях ограничения свободы, лишение и ограничение прав и свобод, определение народов по национальному признаку опасными для государства.

Всего в СССР в годы массовых репрессий было депортировано более 3 млн человек. Местами их спецпоселений стали районы Севера, Сибири, Урала, Средней Азии и Казахстана. Но территория Казахстана оказалась наиболее заселенной спецпоселенцами и в данном случае она сравнима только с Сибирью. В докладе Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева на IV сессии Ассамблеи народов Казахстана названа цифра 1 млн 200 тыc. депортированных. По существу каждый пятый в республике был спецпереселенцем, Казахстан напоминал гигантский ГУЛАГ СССР. Накануне войны в Казахстан было депортировано 102 тыс. поляков. В административном порядке сюда были переселены более 360 тыс. (38%) немцев Поволжья. Автономная немецкая область перестала существовать. Вышел приказ об отчислении немцев из действующей армии. В Казахстан было насильственно переселено и размещено 83 % чеченцев и ингушей, 59 корейцев, 58 карачаевцев, 55 балкарцев, 76 греков, 62 курдов и других. Сотни чеченцев и ингушей работали на промыслах Эмбы, рудниках Горного Алтая, на Коунрадском, Текелийском рудниках. Депортированных вселяли практически во все области Казахстана, при этом соблюдалась следующая установка НКВД: «Неблагонадежные народы», согласно секретным распоряжениям, предписывалось «не селить в приграничные районы с целью исключения возможных контактов с агентами зарубежных разведок»; «селить в местах, удаленных от железной дороги, для предупреждения возможных побегов»; «селить компактными группами для организации контроля». Спецпоселенцы должны были систематически отмечаться в комендатурах.

 

 

Резкая смена климата, ужасные жилищно-бытовые условия, скудное питание, антисанитария несли новые и новые потери среди депортированных. Даже сами работники НКВД в своих докладных записках с мест писали: «Считаем такое явление совершенно недопустимым, граничащим с преступлением». Есть также сообщения о том, что таких условий не выдерживали даже лошади, и работники НКВД просили прислать для работы более выносливых животных — волов.

 

В этих условиях стресса насильственного массового переселения народов с ярлыком «неблагонадежных», под давлением колоссального прессинга репрессивной политики тоталитарного режима, его оголтелой пропаганды депортированные народы, прибывшие в Казахстан без средств существования, могли выжить только благодаря братской помощи казахского народа. Казахский народ, сам переживший величайшую трагедию голода в своей истории, все тяготы массовых политических репрессий, жертвуя последним, подвергая себя опасности, оказал неоценимую помощь этим народам в самый критический момент их жизни. Депортированные народы нашли в Казахстане не только место, где можно было пережить лихую годину, но и обрели вторую родину для себя и своих потомков. Они не только выжили, сохранились как этносы, но и заняли достойное место в сообществе многонационального Kазахстанa.

Казахстан — арсенал фронта (1941–1945 гг.)

За годы Великой Отечественной войны Казахстан стал военно-промышленная базой СССР. В течение первого года войны значительно увеличился вес Казахстана в добыче медной руды и в производстве черновой меди, была организована добыча марганцевых и никелевых руд. С вступлением в строй Джезказганского рудника удельный вес восточных районов в производстве марганцевой руды в стране возрос с 13,7 до 84,6%. Из каждых 100 тонн молибдена, добывавшегося во время войны в стране, 60 тонн давали горняки рудника «Восточный Коунрад». В 1942 г. Казахстан давал: 85% общесоюзной выплавки свинца; 1/8 общесоюзной добычи угля; % добываемого в стране молибдена; около 1 млн. тонн высокооктановой нефти.

20.3…………..Конституция Республики Казахстан — основной закон Казахстана. Действующая Конституция Республики Казахстан была принята на всенародном референдуме 30 августа 1995 года. Конституция Республики Казахстан 1995 года. Реверс памятной монеты 2005 года номиналом 50 тенге, посвящённой 10-летию Конституции

Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником — Днём Конституции Республики Казахстан. Принятию основного закона страны предшествовало широкое обсуждение проекта Конституции населением страны. В общей сложности состоялось около 33 тысяч коллективных обсуждений проекта, в которых приняли участие более 3 млн граждан. Во время обсуждений было внесено почти 30 тысяч предложений и замечаний. В 55 статей были внесены более 1100 поправок и дополнений[5].

За время, прошедшее с момента принятия действующей Конституции, изменения и дополнения в неё вносились три раза: в 1998, 2007 и 2011 годах. В 1998 году были внесены изменения и дополнения в 19 статей основного закона. Изменения коснулись сроков и полномочий президента, депутатов сената и мажилиса, был снят предусмотренный ранее верхний возрастной предел для государственного служащего. Кроме того, поправками 1998 года было предусмотрено, что 10 депутатов мажилиса избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства[5].

В феврале 2011 года в Конституцию были внесены изменения, направленные на установление конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов президента страны[5].

Конституция как результат социально-экономического, духовного и правового развития общества на определенном этапе является документом, фиксирующим уровень развития демократии, отражающим права и свободы личности в данном обществе, закрепляющим отношение к собственности и формам хозяйствования, характеризующим общественную активность народа и политическую систему, определяющим роль государства в экономической и социальной жизни. Другими словами, конституция не только основной закон государства и общества в целом, но и является политико-правовым документом, обладая высшей юридической силой, являясь нормативной базой для всей системы казахстанского права, также занимает особое место в системе признаков современного, демократического и правового государства.

Конституция Республики Казахстан состоит из преамбулы и 9 разделов.

Преамбула указывает на народ Казахстана, как особый субъект, принявший Конституцию; раскрывает мотивы принятия Конституции.

21.1…………..Аблай-хан: внутренняя и внешняя политика среднего жуза

В 1741 году, джунгары вновь наступают, доходят до Тобола и Ишима. Командовал ими Септень. Во время одного из сражений попал в плен султан Аблай. Но главные силы казахов были сохранены. Летом 1741 года в Джунгарию было отправлено посольство с целью освободить Аблая. В 1742 году, в сентябре в ставку джунгар отправилось посольство К.Миллера, одной из задач которого было способствовать освобождению Аблая. Русско-джунгарские переговоры продолжались более двух месяцев. Итогом стало освобождение Аблая из плена. Полученные в плену знания, дружбу с наследниками джунгарского престола Аблай использовал позже, когда джунгарские владетели сами оказались жертвой междоусобиц. Ситуация в Джунгарии стала предметом пристального внимания Китая. Видя ослабление джунгар, в 1755 году Китай начал завоевание государства. Амурсана вновь скрылся в кочевьях Аблая, теперь уже Китай требовал выдачи непокорного «подданного Китайской империи». Укрывательство Амурсаны послужило поводом к многочисленным стычкам казахских и китайских отрядов. Обещаниями войти в китайское подданство, Аблай шаг за шагом вернул большинство казахских земель, занятых китайскими войсками. Россия, обеспокоенная сближением Аблая с Китаем, активизировала свои действия в Среднем жузе. Немедленно выехали в ставку Тевкелев и Рычков. От имени российского правительства Китаю было предъявлено несколько нот с требованием оставить в покое российского подданного. Аблаю было назначено жалованье. Кроме того, Аблаю удалось добиться льгот в торговле, налогообложении. В это же время Аблая установил постоянную связь с афганским шахом Ахмадом, противником Цинского Китая. В 60-е годы осложнились казахско-киргизские отношения из-за бывших джунгарских кочевий в Жетысу. В 1771 году после смерти хана Абильмамбета, Аблай был избран новым ханом в Туркестане с соблюдением всех положенных ритуалов. Последние годы его жизни прошли в боях с киргизами. В 1781 году он скончался и был похоронен в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссауи. Имя Аблая, его политика, позволившая казахскому населению Среднего и Старшего жуза довольно долго сохранять относительную независимость, по праву снискали ему благодарную память потомков. Деятельность Аблая получила название «политики лавирования» между Россией и Китаем.

21.2………Саке́н (Садвакас) Сейфу́ллин (каз. Сәкен Сейфуллин; 15 октября 1894, Акмолинский уезд, Акмолинская область, Российская империя — 28 февраля 1939, Алма-Ата, Казахская ССР) — основоположник современной казахской литературы, поэт и писатель, государственный деятель, видный член Коммунистической партии большевиков (ВКП б). Основатель Союза Писателей Казахстана. Один из первых - Председатель Совета Народных Комиссаров (глава правительства) Киргизской (Казахской) АССР РСФСР.

Однако уже в декабре 1922 г. III съездом Киргизской (Казахской) АССР РСФСР избран председателем Совета Народных Комиссаров республики (главой правительства Казахстана). В апреле 1923 — C. Сейфуллин делегат XII съезда Коммунистической партии (большевиков) РКП(б).

С сентября 1934 года Сейфуллин — профессор Казахского коммунистического института журналистики.

Имя Сакена Сейфуллина носят улицы и посёлок в Карагандинской области, в Омской области, одна из главных улиц Астаны и Алматы.

Габи́т Махму́тович Мусре́пов (каз. Ғабит Махмұтұлы Мүсірепов) (1902—1985) — казахский писатель, критик, драматург, общественный деятель.

Академик АН Казахской ССР (1985), народный писатель Казахстана (1984), председатель Союза писателей Казахстана, Герой Социалистического Труда (1974).

Председатель правления СП Казахстана (1956—1962 и 1964—1966), секретарь СП СССР (с 1959). Депутат Верховного Совета СССР 5-го созыва, депутат Верховного Совета Казахской ССР.

Герой Социалистического Труда (1974).

Награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Октябрьской Революции, Дружбы народов и медалями.

Лауреат Госпремии КазССР имени. Абая (1970) за поэму «Однажды и на всю жизнь», лауреат премии им. Ч. Ч. Валиханова (1976).

В 2002 году к столетию писателя в Алма-Ате установлен бронзовый памятник на проспекте Аблай-хана перед зданием ТЮЗа им. Г. Мусрепова.

К столетию писателя выпущены почтовая марка и памятная монета.

От проспекта Абая вверх к Выставке проложен бульвар Мусрепова.

В его честь был назван теплоход «Габит Мусрепов» Проекта 2.559[1]

Сабит Мука́нов (1900—1973) — классик казахской литературы, поэт, общественный деятель, академик, председатель Союза писателей Казахстана в 1936—1937 и 1943—1952 годах.

Участник Гражданской войны 1918—1920.

Премия АН КазССР имени Ч. Ч. Валиханова (1966)

Государственная премия КазССР имени Абая (1968)

два ордена Ленина

два ордена Трудового Красного Знамени

орден «Знак Почёта»

В бывшей квартире Сабита Муканова на улице Тулебаева в Алма-Ате был открыт его дом-музей.

Памятник писателю установлен в Алма-Ате в сквере на углу улиц Муканова и Толе би.

В 2000 году, к 100-летнему юбилею Сабита Муканова, Национальным банком Республики Казахстан была выпущена в обращение памятная монета номиналом 50 тенге, а "Казпочта" выпустила памятную почтовую марку номиналом 10 тенге.

Северо-Казахстанская областная универсальная научная библиотека носит имя писателя. При библиотеке открыта комната-музей писателя.

21.3………..

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 41 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | <== 16 ==> | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.014 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав