Читайте также:
|
|
Взгляд Библии на медицину для нас очень интересен: он навсегда остается ориентиром для каждого человека, верующего в Бога. Однако очень сложно сопоставлять медицину наших дней с лечебной практикой библейских времен. Это не только трудности сопоставления библейской терминологии, которая в высшей степени метафорична, с современной международной классификацией болезней, но и о самой психологии отношения к болезни.
В настоящее время целый ряд болезней сошел на нет, например, оспа. На смену им пришли другие, например, СПИД. Тем не менее, непреложны и поныне слова, сказанные псалмопевцем и царем Давидом почти три тысячи лет назад: "Дней лет наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет". Несмотря на все колоссальные достижения современной медицины, они остаются верными и сейчас. Остаются значимыми для верующего сознания и вопросы религиозной этики: что значит болезнь для того, кто болен. Болезнь обычно рассматривалась как наказание за грехи, например, увидев слепорожденного, ученики спросили у Иисуса: "Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?" (Ин. 9, 2).
Она может посылаться Богом прямо.Причиною болезни может также быть человеческая зависть. Так, у того же Иова мы встречаем "...глупца убивает гневливость и несмышленого губит раздражительность" (Иов. 5, 2). С другой стороны: "Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей" (Притч. 14, 30). Ветхий Завет причиной болезни указывает также физическое пресыщение; Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, взывает к нам из глубины веков: "Сын мой! в продолжении жизни испытывай твою душу, и наблюдай, что для нее вредно, и не давай ей того... Не пресыщайся всякою сластью, и не бросайся на разные снеди; ибо от многоядения бывает болезнь, и пресыщение доходит до холеры, от пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни" (Сирах 37, 30-34). В любом случае считается, что в конечном итоге болезнь ниспослана Богом за грехи.
Библия говорит по преимуществу о религиозно-нравственном значении болезней, о самой глубинной их онтологии. Испытание болезнью должно возбудить в человеке осознание греха. При религиозном взгляде на болезнь исцеление понималось как знамение прощения Богом "ибо Я Господь (Бог) целитель твой" (Исх. 1, 26). Болезнь имеет духовный смысл, но остается испытанием для человека. Лечение выражалось следующим образом: «Оставь греховную жизнь и исправь руки твои и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву, и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий. И дай место врачу, ибо и его создал Господь. и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время в их руках бывает успех. Ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни"
Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 116 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |