Читайте также:
|
|
К своей драме «Самсон борец» (1671) Мильтон приложил краткое предисловие «О том роде драматической поэзии, который именуется трагедией». Подобно тому, как в своих знаменитых эпических поэмах Мильтон проявил себя сторонником классицизма, так и в драме он выступает убежденным проповедником идеи, что наилучшие образцы этого рода искусства оставили античные авторы.
Для Мильтона трагедия имеет прежде всего нравственное значение: «Трагедия, как ее сочиняли исстари, всегда считалась самым серьезным, нравственным и наиболее полезным видом поэзии: поэтому Аристотель утверждал, что она обладает способностью возбуждать жалость и страх или ужас, очищая этим от подобных страстей, то есть смягчая и умеряя их в силу того восхищения, которое пробуждается, когда читаешь или видишь правдивое воспроизведение этих страстей...».
Едва ли есть необходимость повторять, что Мильтон преувеличивает нравственное значение поэзии у Аристотеля. Не Аристотель, а Мильтон, следуя традиции, установившейся со времен Возрождения, выдвигает понимание очищения как нравственную категорию. Но, вместе с тем, и Мильтон склонен видеть в очищении некоего рода физиологический процесс. Так, исходя из научных воззрений той эпохи, он пишет, что «медицина применяет вещи меланхолического свойства против меланхолии, кислое против кислого и горькое против горьких настроений» ш. Он ссылается на то, что философы и другие ученые авторы часто цитировали трагических поэтов как для украшения, так и для пояснения своих рассуждений. Особенно важно для Мильтона как пуританина одобрение религией трагического искусства, поэтому он находит нужным отметить, что «сам апостол Павел не считал недостойным вставить стих из Еврипида в текст Священного Писания (Послание коринфянам, 15, 33)». Более того, Мильтон вступает в прямую полемику со своими единоверцами, стремясь «очистить трагедию от того неуважения или, скорее, поношения, которое она ныне терпит от многих наравне с другими вульгарными интерлюдиями» ш.
По мнению Мильтона, драматическое искусство пострадало от того, что многие поэты в силу заблуждения допускали смешение комического с трагическим и выводили на сцене пошлые и грубые персонажи. При сочинении «Самсона борца» «за образец были взяты древние и итальянцы, как наиболее авторитетные и прославленные» 118,— заявляет Мильтон, поясняя, что, следуя примеру греков, а также и некоторых новейших итальянских авторов, он вводит в свою трагедию хор. Стихи для хора написаны им различными размерами, как это бывало и у греков. Мильтон не делит своей пьесы на акты и сцены, так как не предназначает ее для постановки на театре, но вместе с тем он стремится к тому, чтобы его драма была написана в соответствующем стиле и обладала единством формы. Что касается построения сюжета, то пусть те, кто знакомы с Эсхилом, Софоклом и Еврипидом, судят, является ли фабула трагедии запутанной или простой. Мильтон намекает, что избранное им построение сюжета «наиболее соответствует правдоподобию и пристойности». Наконец, он подчеркивает, что «длительность времени, в течение коего вся драма начинается и кончается, в согласии с античным правилом и лучшими образцами, ограничена 24 часами» 114.
Мы видим, таким образом, что Мильтон придерживается самых строгих правил классицизма, ориентируясь на образцы древнегреческой трагедии и гуманистическую академическую драму итальянских писателей XVI века.
Однако одного этого недостаточно, чтобы дать определение стиля драматургии Мильтона. Его нельзя считать последовательным классицистом только на основании того, что он придерживался некоторых важных положений классицистской теории. Мы имели возможность убедиться в том, что среди итальянских гуманистов второй половины XVI века большинство склонялось перед авторитетами Аристотеля и Горация, что не мешало им, однако, отходить от догм классицизма.
То же самое следует сказать о Мильтоне. В теории он придерживается принципов классицизма. Но когда мы обращаемся к его произведениям, со всей очевидностью открывается, что классицизм оказал на него лишь частичное влияние. В теории Мильтон — классицист; можно сказать, что он является классицистом и в композиции своих произведений. «Потерянный рай» моделирован по образцам античного эпоса, а «Самсон-борец» — по образцам античных трагедий.
Но когда мы берем не только структуру произведений Мильтона, не только принцип развертывания сюжета в эпосе и построение действия в трагедии, обнаруживается, что на классицистский стержень нанизано содержание совсем не классицистского характера. Не имея возможности развернуть аргументацию по этому вопросу, я ограничусь лишь тем, что дам суммарный ответ на него. Творчество Мильтона представляется мне явлением стиля барокко 115.
Не забудем, что поэт был пуританином и его искусство отразило характерный для всей культуры периода буржуазной революции XVII века факт. Я имею в виду обстоятельство, отмеченное Марксом, который говорит об «историческом маскараде», применяемом буржуазией для того, чтобы скрыть от самой себя и от народных масс буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы. «Маскарад» английской буржуазной революции XVII века заключался в том, что «Кромвель и английский народ воспользовались для своей буржуазной революции языком, страстями и иллюзиями, заимствованными из Ветхого Завета» 11в. Трагедия, которую создал Мильтон, была построена на сюжете из Ветхого Завета. В предисловии Мильтон специально отметил, что «один из отцов церкви не считал неподобающим святости своей особы написать трагедию, которую он озаглавил «Христос страдающий»».
Творчество Мильтона было лебединой песнью героического периода пуританства. Хотя весьма значительные элементы пуританства остались в идеологии английской буржуазии в конце XVII и даже в XVIII веке, однако в целом эта идеология стала приобретать все более светский характер.
Раймер
В последние два десятилетия XVII века в Англии наблюдается все большее распространение идей классицизма. Пропагандистом их выступает Томас Раймер (1641—1713), опиравшийся в своих теоретических суждениях в качестве главного источника на «Размышления о поэтике» (1674) француза Рапена, которого он перевел на английский язык. Раймер пересматривает отношения к национальной драматической традиции и отвергает всех драматургов, за исключением Бена Джонсона, которого он считает хорошим писателем за то, что тот признавал правила классицизма. Подробный разбор английской драматургии производится Раймером в его сочинении «Трагедии последнего века, рассмотренные и проанализированные в соответствии с практикой древних и здравым смыслом всех веков» (1678)117. Здесь больше всего достается Бомонту и Флетчеру, а в следующем трактате с позиций классицизма подвергается критике творчество Шекспира, в частности трагедия «Отелло». Этот трактат — «Краткий взгляд на трагедию, ее первоначальное превосходство и порча, с некоторыми размышлениями о Шекспире и других сценических авторах» (1693) 118 — вместе с предыдущими сочинениями Раймера знаменует собой начало подлинного утверждения классицизма в английской теории драмы. Здесь нет нужды подробно излагать суждения Раймера. Достаточно сказать, что стремление к художественной дисциплине в драме идет у него об руку с утверждением дисциплины нравственной.
Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 151 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |