Читайте также:
|
|
1) По кругу субъектов различают вклады физических лиц и депозиты юридических лиц.
Каждую из этих групп можно подразделить на резидентов (и выделить вклады/депозиты резидентов) и нерезидентов (соответственно, вклады/депозиты нерезидентов).
2) В зависимости от валюты вклада выделяют рублевые, валютные и мультивалютные вклады. Особенность последних состоит в том, что они позволяют минимизировать риски потерь вкладчиков, связанных с изменением курсовой разницы иностранных валют по отношению к рублю, а также кросс-курсов [2] иностранных валют.
Вкладчику, заключившему с банком такой договор и внесшему денежные средства в конкретной валюте (например, в долларах США), предоставляется право, не снимая денежные средства со вклада, конвертировать (переводить) его из одной валюты в другую с заранее установленной степенью периодичности (как правило, раз в месяц или в квартал).
При этом в зависимости от условий договора конвертация может быть как полной (вся сумма вклада из одной валюты переводится в другую), так и частичной (только часть суммы вклада конвертируется в другую валюту). Проценты по данному виду вклада начисляются в той валюте, в которой в данной момент выражен вклад. Если в результате частичной конвертации сумма вклада выражена в нескольких валютах, то проценты на каждую часть вклада начисляются в соответствующей валюте.
3) Третья классификация базируется на нормах ст. 837 ГК РФ, которая предусматривает в зависимости от срока два вида вкладов:
- на условиях выдачи по первому требованию (вклад до востребования);
- либо на условиях возврата по истечении определенного договором срока (срочный вклад) [3].
Юридическое значение этой классификации в совокупности с первой классификацией (по субъектному составу) заключается в том, что по договору банковского вклада любого вида (в том числе срочного) банк обязан выдать сумму вклада или ее часть по первому требованию вкладчика — физического лица.
В договоре срочного вклада с юридическим лицом может быть предусмотрено условие об отказе этого лица от права досрочно истребовать внесенную сумму депозита. Условие договора об отказе гражданина от права на получение вклада по первому требованию ничтожно.
На практике возник вопрос о применимости п. 2 ст. 314 ГК РФ о семидневном льготном сроке исполнения обязательств со сроком, определенным моментом востребования, в отношении вкладов до востребования.
Л. Г. Ефимова по данному вопросу отмечает, что норма п. 2 ст. 314 ГК РФ применяется, если иное не следует из закона, обычаев делового оборота или существа обязательства.
Иной подход при выяснении срока исполнения обязательства банка по возврату вкладов до востребования определяется прежде всего многолетней банковской практикой: банки выдают клиентам указанные вклады либо в день предъявления ими соответствующего требования, либо не позднее следующего за ним дня, а не в течение семи дней.
Для определения срока надлежащего возврата банком суммы вклада до востребования Л. Г. Ефимова предложила два подхода:
Во-первых, выражение «по первому требованию», употребленное в п. 1 ст. 837 ГК РФ, можно истолковать так: немедленный возврат суммы вклада.
Во-вторых, в силу п. 3 ст. 834 ГК РФ можно применить ко вкладам до востребования по аналогии закона норму ст. 849 ГК РФ о двухдневном сроке совершения расчетных операций по договору банковского счета.[4]
В зависимости от способа оформления договорных отношений выделяют вклады, удостоверенные сберегательной книжкой, сберегательным или депозитным сертификатом (ст. 836, 843, 844 ГК РФ), а также вклады в пользу третьих лиц (ст. 842 ГК РФ).
Срочные вклады в зависимости от возможности «довнесения» денежных средств делятся на пополняемые и непополняемые.
Пополняемые вклады предоставляют вкладчику право в течение срока действия договора вносить во вклад дополнительные денежные средства. Это выгоднее, чем открывать новый вклад, поскольку величина процентной ставки напрямую зависит от суммы вклада (чем больше сумма выслала, тем выше ставка).
В зависимости от возможности снятия части суммы без снижения процентной ставки срочные вклады делятся на фиксированные и вклады с неснижаемым остатком.
По фиксированным вкладам применяется общее правило п. 3 ст. 837 ГК РФ о том, что в случае досрочного истребования такого вклада проценты по нему выплачиваются как по вкладам до востребования либо в ином размере, который меньше изначально установленного договором.
По вкладам с неснижаемым остатком вкладчик в пределах указанного остатка может снимать денежные средства без снижения процентов, начисляемых на остаток вклада.
В зависимости от порядка начисления процентов вклады делятся на капитализируемые и некапитализируемые.
К апитализируемые, когда проценты, начисленные банком и в установленный срок не востребованные вкладчиком, увеличивают сумму вклада, и в последующие периоды проценты начисляются на всю сумму, включая причисленные проценты (происходит начисление «процентов на проценты», или их капитализация);
Н екапитализируемые вклады, когда начисленные проценты не увеличивают сумму вклада, то есть начисление процентов по вкладу производится только на первоначально положенную сумму. На сумму, полученную от процентов, начисление процентов не производится.
Особую группу составляют вклады с розыгрышем призов. Многими банками практикуются в качестве маркетингового [5] хода бонусные программы, в ходе которых с заявленной периодичностью среди вкладчиков производится розыгрыш призов в виде дополнительных денежных сумм либо потребительских товаров. Эти призы выплачиваются (выдаются) вкладчикам в дополнение к процентному доходу, предусмотренному договором банковского вклада.
Таким образом, обязательное условие договора вклада — выплата базового дохода в денежной форме в виде процентов (ч. 1 ст. 36 Закона о банках, п. 1 ст. 834 ГК РФ) остается соблюденным.
Этот вывод поддерживает и Банк России, который в письме от 10 июля 2003 г. № 105-Т «О привлечении кредитными организациями средств граждан во вклады с розыгрышем призов» полагает, что привлечение кредитными организациями денежных средств граждан во вклады с розыгрышем призов не подпадает под действие установленного ч. 6 ст. 5 Закона о банках запрета банку заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.
Вместе с тем ЦБ РФ считает незаконным привлечение во вклады денежные средства физических лиц на условиях выплаты вкладчикам дохода в виде товаров народного потребления или иных материальных объектов в неденежной форме в качестве приза вместо выплаты дохода в виде процентов в денежной форме (т. е., по сути, запрещает имевшие место в советские времена «выигрышные вклады», которые привлекались на стандартные суммы и сроки, проценты по которым не начислялись, но регулярно производились в условиях дефицита розыгрыши товаров народного потребления, т. е., по сути, такие вклады являлись аналогом облигаций выигрышных займов). С этими выводами в целом можно согласиться, несмотря на то, что Банк России не проводит четкой границы между вкладами с розыгрышем призов и выигрышными вкладами.
Однако вывод Банка России о том, что условие о розыгрыше приза также не может быть включено в договор банковского вклада как не отвечающее требованиям ст. 834 ГК РФ, не вполне понятен, поскольку в ГК РФ на этот счет прямого запрета нет.
Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).
К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или сушества смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ).
Номерные вклады предназначены для клиентов, которые заинтересованы в анонимности своего вклада. Особенность номерных вкладов состоит в том, что данные о клиенте, на имя которого он открыт, «являются закрытыми и могут быть доступны ограниченному числу сотрудников банка, как правило, топ-менеджерам [6]либо ответственному сотруднику, за которым закреплено обслуживание «номерного счета». Возможность существования таких вкладов в настоящее время в связи с принятием Закона о противодействии легализации поставлена под вопрос. В письме Банка России от 20 января 2003 г. № 7-Т «Об исполнении Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» внимание кредитных организаций обращено на то, что порядок открытия и ведения всех счетов (в том числе номерных) должен соответствовать требованиям ст. 7 названного Закона. В частности, кредитным организациям следует идентифицировать лицо, заключающее договор банковского счета (банковского вклада), — клиента (вкладчика); лиц, осуществляющих от имени клиента (вкладчика) распоряжения о перечислении или выдаче средств со счета; третьих лиц, которые вносят денежные средства на счет клиента (вкладчика). В связи с этим кредитным организациям рекомендовано отказаться от использования номерных счетов и вкладов.
До настоящего времени не решен однозначно вопрос о возможности введения и использования так называемых безотзывных вкладов — разновидности срочных вкладов, заключенных с условием отказа вкладчика от права на получение вклада по первому требованию, процентная ставка по которым, как правило, повышена. Необходимость и целесообразность данного вида вкладов, равно как и вопрос о расширении спектра вкладных операций, стали особенно актуальными во время банковского кризиса летом 2004 г., в период которого массовый возврат банковских вкладов создал серьезную угрозу стабильности банковской системы России.
По сути, договор банковского вклада служит инструментом трансформации сбережений в инвестиции. Планируя свою инвестиционную и кредитную политику, каждый банк опирается прежде всего на структуру пассивов, т. е. учитывает сроки привлечения вкладов, зафиксированные в договоре банковского вклада.
Поэтому любое не предусмотренное, а тем более одностороннее изменение вкладчиком условий договора банковского вклада влечет нарушение сформированной банком структуры движения средств, целью которой является обеспечение своевременного исполнения обязательств банка. Кроме того, норма о праве вкладчика на досрочное изъятие вклада независимо от вида вклада препятствует качественному планированию банками своей деятельности и заставляет их ограничивать активные операции только краткосрочным кредитованием торговых организаций. В результате из сферы инвестиций отвлекаются крупные денежные средства, которые банки вынуждены размешать на краткосрочной основе.
С одной стороны, это снижает доходность их операций (а значит, и доход вкладчиков), а с другой стороны, создает избыточную массу денежного предложения на краткосрочных и наиболее ликвидных рынках (валютном, государственных облигаций). В таких условиях возможность активного участия банков в инвестиционных и ипотечных проектах существенно снижается, тормозится развитие долгосрочного кредитования индивидуального и кооперативного жилищного строительства, включая ипотечное кредитование'. Таким образом, следует согласиться с мнением Г. А. Тосуняна относительно действующей классификации банковских вкладов, что «имеющееся ограничение со стороны законодателя сдерживает общий уровень банковского обслуживания, увеличение объемов вкладов».
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 139 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |