Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Философия истории.

Читайте также:
  1. Абай философиясындағы Алла және адам болмысы мәселелерін сипаттаныз?
  2. Адам санасы мен рухани дүниесі туралы философиялық,діни және ғылыми талдау жасаңыз.
  3. Адам философиясы,өмірдің мәнін ашыңыз
  4. Азақ философиясының қалыптасу ерекшелігін талдаңыз.
  5. Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993.
  6. В) Философия в психопатологии
  7. Вопрос 28. Немецкая классическая философия. Общая характеристика
  8. Вопрос 37. Философия человека Ф.М.Достоевского.
  9. Глава 1. История и философия
  10. Глава: Современная западная философия. Позитивизм

Формационная концепция общественного развития

В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:

• те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (на­пример, иррационалисты);

• те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, — к данной категории относится большинство философов.

Среди подходов к истории как к внутреннелогическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распрост­ранены, обоснованы, популярны):

• формационный подход;

• цивилизационный подход;

• культурологический подход. Имеются также и иные подходы.

Формационный подходбыл предложен основоположника­ми марксизма К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе, — общественно-экономическая формация.

Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.

Вся история рассматривается как закономерный процесс сме­ны общественно-экономических формаций. Каждая новая фор­мация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.

Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.

В общественно-экономической формации есть два главных компо­нента — базис и надстройка. Базис — экономика общества, составля­ющими которой являются производительные силы и производствен­ные отношения. Надстройка — государство, политические, обществен­ные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.

Производительные силы постоянно развиваются, совершенству­ются, а производственные отношения остаются прежними. Возника­ет конфликт, противоречие между новым уровнем производитель­ных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изме­нения в экономическом базисе — производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.

Изменившийся экономический базис ведет к изменению полити­ческой надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) — возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.

Производственные отношения в истории человечества существо­вали в нескольких основных типах — первобытнообщинный, рабо­владельческий, феодальный, капиталистический, причем последую­щий развивался из предыдущего.

В фундаменте каждой формации лежат определенные произво­дительные силы (орудия труда и люди с их умениями и навыками), их характер и уровень.

Базисом общественно-экономической формации являются про­изводственные отношения, т. е. отношения между людьми, склады­вающиеся в процессе производства, распределения, обмена и по­требления материальных благ под воздействием характера и уров­ня развития производительных сил. На этом базисе вырастает все здание общественно-экономической формации.

Далее, производственные отношения определяют собой возвы­шающуюся над ними надстройку, т. е. совокупность политических, правовых, моральных, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих этим взглядам отношений и учреждений.

Общественно-экономическая формация есть общество на опре­деленной ступени исторического развития, характеризующееся спе­цифическим экономическим базисом и соответствующими ему по­литической и духовной надстройками, историческими формами общ­ности людей, типом и формой семьи.

В целом К. Марксом было выделено пять общественно-эко­номических формаций:

• первобытнообщинная;

• рабовладельческая;

• феодальная;

• капиталистическая;

• коммунистическая (социалистическая).

Также им было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически, шестую формацию) — «азиатский спо­соб производства».

Первобытнообщинная формация характеризуется:

§ примитивными формами организации труда (редкое приме­нение механизмов, в основном — ручной индивидуальный труд, изредка — коллективный (охота, земледелие);

Коренным образом отличается от них рабовладельческая об­щественно-экономическая формация:

возникла частная собственность на средства производства, в том числе на рабов;

■ социальное неравенство и общественное (классовое) рас­слоение;

■ государство и публичная власть.

Феодальная общественно-экономическая формация осно­вывалась на:

В крупной земельной собственности особого класса земле­владельцев — феодалов;

■ труде свободных, но зависимых экономически (редко — по­литически) от феодалов крестьян;

■ особых производственных отношенях в свободных ремес­ленных центрах — городах.

При капиталистической общественно-экономической фор­мации:

основную роль в экономике начинает играть промышленность;

■ усложняются средства производства — механизация, объеди­нение труда;

■ промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;

■ основной объем труда выполняют свободные наемные рабо­чие, экономически зависимые от буржуазии.

Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего), по Марксу, Энгельсу, Ленину, будет отличаться:

■ отсутствием частной собственности на средства производ­ства;

■ государственной (общественной) собственностью на сред­ства производства;

■ трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;

■ справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;

■ высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.

Формационный подход широко распространен в мировой фило­софии, особенно в социалистических и постсоциалистических стра­нах. Он имеет как свои достоинства, так и недостатки. Достоинства — понимание истории как закономерного объективного процесса, глу­бокая разработка экономических механизмов развития, реалистич­ность, систематизация исторического процесса. Недостатки – неучет других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, не­полное подтверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабовладельческой, капиталистической формации, нарушение линей­ности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунисти­ческой (социалистической) формации).




Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 14 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Закономерности развития науки | Научные революции и смена типов миропонимания | Структура, методы и формы научного эмпирического познания | Теоретические методы научного познания | Наука и техника. Закономерности развития техники. Философия техники | Развитие науки является одним из главных условий раз­вития техники. | Подходы к пониманию общества | Роль материального производства в развитии общества: диалектика производительных сил и производственных отношений | Социальная сфера общественной жизни: социальная структура общества и ее изменение | Политическая организация общества. Государство как важнейший элемент политической системы общества |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав