Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Совершенствование методов преподавания рисования в советской школе. Передовой педагогический опыт художников-педагогов и его роль в художественном воспитании детей.

Читайте также:
  1. Amp;Сравнительная характеристика различных методов оценки стоимости
  2. I. Алименты в пользу несовершеннолетних детей.
  3. III. Совершенствование систем водоотведения и очистки сточных вод
  4. IV. Обсуждение больных и методов их лечения
  5. VII. Определение методов исследования.
  6. Алиментарные обязанности родителей и детей.
  7. Алиментные обязательства родителей и детей.
  8. Алиментные правоотношения родителей и детей.
  9. Анализ методов разработки электронного учебника
  10. Анализ методов регулирования производительности насосов

С 1932 года начинается новый период истории развития методики преподавания рисования — период становления советского реалистического искусства, советской школы рисунка.

Поворот школы к методам реалистического искусства свидетельствовал о том, что построение советской художественной школы проходило на совершенно иной политической основе, с совершенно новыми методами преподавания. К педагогической деятельности были привлечены выдающиеся мастера реалистического искусства — Д. Н. Кардовский, И. И. Бродский, К. Ф. Юон, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, В. Н. Яковлев и многие другие.

В целях укрепления школы реалистического искусства с начального звена до высшего в 1934 году по инициативе С. М. Кирова при академии была создана Школа юных дарований, которая в 1936 году была преобразована в среднюю художественную школу.

Особое внимание в обучении рисованию стали уделять рисунку с натуры. Изучение натуры начинает признаваться ведущим во всех видах учебной работы — рисунке, живописи, скульптуре.

Эта работа рассматривалась как метод познания и анализа формы, метод построения формы в изображении.

В 1938 году были созданы и впервые утверждены программы по живописи, рисунку и композиции советской реалистической школы.

Большим недостатком преподавателей художественной школы Юон считал пренебрежительное отношение ко всему академическому и, в частности, к методическому наследию русской классической школы рисунка. Он считал большим упущением, что учащихся совсем не знакомят «с классическими канонами, трактующими о нормативах строения мужской и женской фигур». Юон считал, что принципиальные методические установки в преподавании рисования должны быть едиными, обязательными для всех. Для этого необходимо вести научно-теоретические разработки.

В 1937 году была выпущена книга Н. Радлова «Рисование с натуры». Эта книга носит монографический характер, в ней впервые делается попытка рассмотреть рисование с новых позиций.

Касаясь частных вопросов методики преподавания рисунка, В. Н. Яковлев считал, что закономерности построения изображения и строения натуры должны быть раскрыты ученику не только словами, но и графическим показом. Педагог должен наглядно показать, как происходит процесс анализа натуры и ведется процесс изображения. Преподаватель рисунка не обязан развлекать и удивлять своего ученика, его задача — донести до него принцип, закономерность строения формы, поэтому педагогический рисунок может быть лаконичным и схематичным. Здесь важнее всего донести до сознания ученика главное, помочь ему в работе, а не поразить его своим мастерством.

Большое внимание в преподавании рисования Яковлев уделял технике рисунка. Овладев техникой, он имеет возможность совершенствоваться и в результате достигнуть виртуозности. Сам художник блестяще владел техникой рисунка.

К 40-м годам советская школа рисунка прочно становится на путь реалистического искусства. Утверждаются правильные принципы и методы обучения рисунку. Назревает необходимость более глубокого научного решения проблем учебного рисунка.

Большинство художников-педагогов приходит к выводу, что в основу всякого метода обучения должно быть положено рисование с натуры, которое обеспечивает высокую профессиональную подготовку художника.

Таким образом, в 30 —40-е годы был сделан огромный вклад в методику преподавания рисования, накопился богатый опыт работы художников-педагогов, который требовал научно-теоретического обобщения. Великая Отечественная война помешала этому, однако те завоевания, которые были достигнуты советской школой, стойко оберегались художниками реалистического искусства. Ученые, искусствоведы, художники и педагоги продолжали вести исследовательскую, творческую и учебную работу.

Широкое распространение в военный период получила антинаучная теория педагогов, утверждавшая, что развитие детей обусловлено биологическими и социальными факторами, наследственностью. Она опять сводила дело к тому, что детей не следует обучать правилам рисования. Решающим фактором, по мысли сторонников педологической теории, является наследственность, а следовательно, если у человека нет врожденных, наследственных способностей к искусству, то и обучать его — пустая трата времени. Эта теория нашла отражение и в программах.

Постановление ЦК партии от 4 июля 1936 года восстановило педагогику в ее законных правах. В рисовании вновь стала признаваться ведущая роль педагога. Учебные планы и программы были тщательно пересмотрены и переработаны.

Известную роль в становлении методики преподавания изобразительного искусства в школе сыграл Центральный Дом художественного воспитания детей, в особенности Художественно-методический совет, организованный при ЦДХВД в 1933 году. Хотя ЦДХВД в основном занимался вопросами внеклассной и внешкольной работы, в то же время был он единственным научно-методическим центром по всем вопросам художественного воспитания детей.

В рисовании вновь стала признаваться ведущая роль педагога. Все это содействовало улучшению качества преподавания рисования в общеобразовательной школе. Основным критерием качества рисунка несложного по форме предмета будет его соответствие натуре в отношении конфигурации предмета, его формы и пропорций, а также в отношении перспективных изменений этой формы

В 40-е годы учителями школ был накоплен большой и интересный опыт работы в области художественного образования и эстетического воспитания, который нуждался в обобщении и научно-теоретическом обосновании. Эту миссию взял на себя созданный в 1944 году при Институте теории и истории педагогики АПН РСФСР специальный кабинет эстетического воспитания, на базе которого в 1947 году был организован Научно-исследовательский институт художественного воспитания.

Итак, 30—40-е годы были периодом становления советской школы рисунка. В это время идет активная борьба с буржуазными и мелкобуржуазными течениями в методике преподавания рисования.

Постановление ЦК партии о перестройке творческих художественных и литературных организаций, определившее поворот творческой деятельности советских писателей, художников, композиторов к реалистическому искусству, в значительной степени повлияло и на правильную постановку преподавания рисования в общеобразовательных школах. Буржуазная концепция о биогенетической природе художественного творчества, послужившая теоретической основой педологии, потерпела поражение. Пересмотр учебных планов, содержания учебных программ в 1936 году привел к перестройке и методов преподавания рисования. На рисование в школе стали смотреть как на важный общеобразовательный учебный предмет.

Литература:

1. Ростоцев Н.Н., История методов обучения рисованию. Русская и советская школа рисунка.-М., 1982.

2. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М, 2000.

 

Концепция художественного образования и воспитания (Б.М. Неменский, В.С. Кузин, И.Ф. Селезнев, Л.Е. Романенко и др.). Современные технологии художественного образования (И.П. Волков, Т.Я. Шпикалова, В.Н. Данилов и др.)

Содержание образования — это социальный опыт, то есть деятельности человечества за всю историю его развития. И. Я. Лернер называет четыре основных элемента содержания образования:

  1. Знания (о природе, обществе, технике, истории, культуре, о способах деятельности и т. д.).
  2. Способы деятельности (умения, навыки).
  3. Опыт творческой деятельности (решение творческих задач).
  4. Опыт эмоционально-ценностных отношений (опыт чувств, переживаний, интересов, потребностей; социально-нравственных, духовных отношений и др.).

В современной концепции художественного образования эти четыре компонента выступают в неразрывном единстве, но в обратной последовательности их значимости в художественном развитии личности школьника.

К настоящему времени сложились и действуют на практике несколько основных направлений обучения изобразительному искусству. Каждое из них имеет свои цели, свое содержание, свою структуру и реализуется через свою программу[1].

Отличие принципов разных концепций художественного образования показано в таблице 1

Главным опорным свойством является креативность (творческость) способность к созданию нового, оригинального выразительного, высокохудожественного идеального и материального продукта.

Современные концепции художественного направлены на системное эстетическое развитие и формирование творческого потенциала личности.

Концепции художественно-эстетического образования в национальной школе Беларуси определяют основные цели художественного образования, дают анализ преподавания искусства в школе, предлагает основные пути и требования реализации системы художественного образования и эстетического воспитания.

Литература:

1. Рылова Л. Б. Изобразительное искусство в школе. Дидактика и методика: Учебное пособие. — Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992.

2. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1–9 кл. / Науч. рук. В. С. Кузин. — М., 1994.

3. Комплект интегрированных полихудожественных программ / Авторский коллектив под руководством Юсова Б. П. — М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000.

4. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1–9 кл. / Науч. рук. Б. М. Неменский. — М.,1994.

5. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. — М., 1998.

6. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. — М.,2002.

7. Изобразительное искусство и художественный труд. 1–4 классы. / Автор. кол. под рук. и ред. Т. Я. Шпикаловой. — М.: Просвещение, 2000;

8. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. I–IV кл. / Науч. рук. Т. Я. Шпикалова. — М., 1992.

9. Данилов В.Н.Подготовка художника-педагога на факультете начального образования в учреждении образования «Белорусский государственный университет имени Максима Танка»

10. Волкова Н.Г., Данилов В.Н. Изобразительное искусство 1-5 классы. Примерное календарно- тематическое планирование. Мн., НИО, 2008.

11. Данилов В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда. - Мн., 2004.


Принципы обучения в различных направлениях художественного образования

I направление (концепция) «Школа рисунка — всеобщая графическая грамота» Традиционная программа. В. С. Кузина II направление (концепция) Целостный подход: «Понимание, переживание и посильное создание художественного образа» Типовая программа. Б. П. Юсова III направление (концепция) «Формирование художественной культуры как части духовной культуры» Программа Б. М. Неменского IV направление (концепция) «Приобщения к народному искусству как к художественному творчествуособого типа» Программа Т. Я. Шпикаловой
1. Воспитывающее обучение. 2. Научность обучения. 3. Наглядность обучения. 4. Систематичность и последовательность в обучении. 5. Сознательность и активность в обучении. 6. Доступность обучения. 7. Прочность усвоения учебного материала. 1. Всеобщность художественного воспитания. 2. Преподавание искусства как эстетического явления в тесной связи с ролью искусства в жизни 3. Единство обучения и художественного творчества. 4. Единство практической деятельности и развития эстетического восприятия действительности и искусства. 5. Единство работы на плоскости и объемно-пространственных видов художественной деятельности 6. Относительная самостоятельность задач и развития художественного восприятия. 7. Единство требований искусства и педагогических условий их реализации в работе с учащимися. 1.Закон художественного уподобления (педагогическая драматургия, ролевая игра). 2.Принцип освоения вживанием (принцип целостности и неспешности эмоционального освоения) 3.Принцип постоянства связи с жизнью. 4.Принцип опоры на апогей (характерность, исключительность) явления в искусстве. 5.Принцип единства формы и содержания (художественного образа и техники исполнения) в процессе обучения. 6.Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков. 1.Принцип общекультурного развития 2.Принцип национальной основы в процессе становления и развития личности 3.Принцип синкретичности (взаимосвязанности, взаимопроникновения) народного искусства: - интеграция и взаимосвязь всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры; - отражение в искусстве сущностных связей, определяющих смысл жизни личности и целого народа (человек и природа, человек и семья, человек и история). 4.Принцип регионального подхода. 5.Принцип воздействия на духовный мир школьников и формирование их мировоззрения с помощью образного отражения действительности в искусстве. 6.Принцип комплексной системы работы.

 




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 166 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав