Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Демонстрации, выполняемые учителем на уроках художественного труда. Методика показа.

Читайте также:
  1. V Методика проведення уроку
  2. А) способ художественного оформления рекламы
  3. Анализ динамики производительности труда.
  4. Анализ динамики производительности труда.
  5. Анализ динамики производительности труда.
  6. Анализ динамики производительности труда.
  7. Анализ затрат издательства на оплату труда.
  8. Аналіз тексту на уроках розвитку зв'язного мовлення
  9. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования почек и мочевыделительной системы у детей
  10. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей. Методика исследования

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств.

Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на 2 большие группы:

· метод иллюстраций;· метод демонстраций

Демонстрация (лат. demonstratio – показывание) – метод, выражающийся в показе всему классу на уроке различных средств наглядности.

Демонстрация заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения), а затем переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются (действие прибора и т.п.). Показ часто сопровождается схематической зарисовкой рассмотренных объектов.

Объектами демонстрации являются: наглядные пособия демонстрационного характера, картины, таблицы, схемы, карты, диапозитивы, кинофильмы, модели, макеты, диаграммы, крупные натуральные объекты и препараты и др.;

Условиями эффективности применения демонстрации являются: тщательно продуманные пояснения; обеспечение хорошей видимости демонстрируемых объектов всем учащимся; широкое вовлечение последних в работу по подготовке и проведению демонстрации.

При показе задаются вопросы, которые направляют внимание детей на более существенные стороны изучаемых предметов и объектов.

Различают демонстрацию натуральных объектов и демонстрацию кинофильмов. При демонстрации предметов, надо, чтобы демонстрируемый предмет воспринимался, по возможности, при участии разных органов чувств.
Обучающий результат демонстрации состоит в обогащении детей знаниями в эмоциональной окрашенности.

Развивающее значение заключается в расширении общего кругозора, в активизации всех психических процессов школьника, в возбуждении у него живого интереса к предмету познания.

Воспитательный эффект – в огромном эмоциональном воздействии демонстрируемых явлений, углубляющем усвоении идейной сути изучаемого материала. Демонстрация применима в работе с детьми любого возраста. Она включает в свою структуру обязательное собеседование с учащимися по поводу воспринятого, что помогает учителю диагностировать процесс усвоения знаний школьниками.

На первых этапах обучения учащиеся выполняют работу только по образцу.

По мере накопления политехнических знаний, практических умений и навыков появляется возможность выполнять работу по рисунку, чертежу. Собственному замыслу.

Большое место на уроках занимает демонстрация различных наглядных пособий, инструкционных предметных или графических таблиц с изображением последовательности выполнения работы.

В процессе обучения учитель демонстрирует не только образцы изделий, инструменты, материалы, таблицы, но и действия, связанные с выполнением той или иной операции. Это особый вид демонстрации, так как он связан с показом движений, с показом инструментов в действии. Показ отдельных операций может быть фронтальным или индивидуальным. При первоначальном обучении операции учитель демонстрирует движение в замедленном темпе, расчленяя операции; затем показывает операцию в обычном тэмте.Демонстрация операций обычно сопровождается инструктажем. Это комбинированный метод, сочетающий слово с наглядностью.

Для облегчения основных задач желательно рядом с натурой устанавливать специальные модели (из проволоки, картона), чтобы рисующий мог наглядно увидеть и ясно понять то или иное явление, понять конструкцию формы предмета его характерные особенности.

Наилучшим способом наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги или на полях работы ученика. Наглядность, как правило, оказывает более эффективное действие, чем словесное объяснение.

Первый вид рисунка – работа на классной доске.

Лаконичность изображения, простота и ясность его. Скупыми средствами графического языка учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Рисунки на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное.

Второй вид рисунка – это зарисовка учителя на полях школьника. Такими зарисовками мы пользуемся в том случае, когда ошибка в рисунке замечена лишь у одного-двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.

Третий вид педагогического рисования – это исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса и потом уже сам старается делать так, как показал педагог.

Говоря о наглядности обучения, необходимо отметить и такую форму наглядности, как кино. С помощью кино можно продемонстрировать методическую последовательность выполнения рисунка, приемы работы карандашом, акварельными красками и т. д., показать технику наложения штриха. Средствами кино можно ярко раскрыть методику отдельных процессов построения рисунка. Быстрые процессы – движение руки, нанесение штриховки, приемы работы кистью и пр. – можно показать в замедленном темпе, длительные же процессы представить быстро протекающими.

Литература:

  1. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977
  2. Изобразительное искусство: учебник для 6 класса. М., 1970
  3. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М., 1984
  4. Интернет источник

30. Термины и понятия по изобразительному искусству. Методика обучения учащихся 1-4 классов в системе терминов и понятий по изобразительному искусству на уроках и во внеклассной работе.

Специфика мышления младших школьников заключается в возрастных особенностях восприятия и малом визуальном опыте.

Познавая, ребенок переносит свое восприятие окружающего мира в графические изображения. Педагогическая модель развития визуального мышления младших школьников, учитывая их возрастные особенности, может быть представлена как система целостного формирования его компонентов: зрительно-моторная координация, основные мыслительные операции, воображение.[4]

Приобщая учащихся к изобразительному искусству, мы тем самым передаем им огромный эстетический и нравственный опыт, накопленный человечеством. Художественные знания, полученные детьми, умение эмоционально воспринимать произведения искусства, приобретенные навыки собственной творческой деятельности - все это действенные средства развития у ребят интереса к искусству, потребности в художественной творческой деятельности. В узком смысле слова совокупность знаний, умений и навыков называют изобразительной грамотой. Один из компонентов графической грамотности - это словесные определения и понятия, специальные термины. Учитель прибегает к ним, объясняя детям, что и как нужно нарисовать, а дети - в беседе с учителем и между собой - тоже приучаются к этим специальным словам, постепенно расширяют их смысл и значение.[3]

Изобразительное искусство подразделяется на виды: живопись, скульптуру, графику, декоративно-прикладное искусство и архитектура.

Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей.

Графика - (греч. «пишу») - вид искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

Скульптура - (лат. <вырезаю, высекаю») вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.

Декоративно-прикладное искусство область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов. Начинают знакомиться в 1 классе, углубляют и расширяют в последующих.[3]

В первом классе дети знакомятся с их отличительными особенностями (живопись - картина, графика - иллюстрация, декоративно-прикладное искусство, скульптура - игрушка.). Понятия: основные цвета - те, которые не могут быть составлены из других цветов. Это красный, желтый, синий; составные цвета- те, которые составляются из основных: оранжевый, фиолетовый, зеленый. Вводится понятие палитра, небольшой кусок бумаги, картона, доски, стекла, на котором смешиваются краски во время работы. Учитель демонстрирует приемы составления оранжевого, фиолетового, зеленого цветов. Также изучаются звучания цветов получаемых в результате смешивания основных цветов с белой и черной краской.[1]

Во втором классе учитель более подробно рассказывает о живописи. Вводится понятие художник-живописец, а также следующие термины:

Пейзаж - это произведения изобразительного искусства, на котором отражена окружающая нас природа. Мастерская - помещение, в котором работает художник.

Далее, уже в четвертом классе, через показ и рассказ учителя учащиеся узнают, с какими художественными материалами работает живописец, тем самым пополняют свой словарный запас новыми терминами и понятиями:

Гуашь – густая, кроющая краска, предполагающая плотный, непрозрачный мазок. Акварель (от лат. - вода) - краски, которые разводятся водой. В отличие от гуаши акварельные краски прозрачны, акварельный мазок можно накладывать послойно друг от друга. Пастель (мелки) (от итал. - тесто) - из разноцветных порошков пигмента, с помощью мела и смолы замешивают специальное тесто, из него делают небольшие палочки и сушат их. Масло - краткое обозначение масляной живописи. Масляные краски разводятся специальными разбавителями. Холст - льняное полотно, в живописи - тканая основа, на которую наносится слой грунта. Термин «полотно» в переносном значение обозначает отдельное произведение живописи.[3]

Большое значение для развития художественного вкуса детей и расширению их кругозора имеет знакомство с народным прикладным искусством (З класс). Со второго класса дети начинают обращаются к графическому материалу. Учитель должен объяснить отличие живописи от графики и рассказать о самых распространенных графических материалов: уголь, тушь.

Осознанное знакомство со скульптурой (начиная со второго класса) как видом изобразительного искусства наблюдаются на уроках лепки.

В начальных классах дети знакомятся с понятием и законами композиция (от лат. - сочинение, составление, расположение)- взаимосвязь элементов художественного произведения, от которого зависит весь его смысл и строй

К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел Беларуси.

 

Литература:

1. Изобразительное искусство в школе: Сборник материалов и документов/ Виноградова, Г.Г. - М.: «Просвещение», 1990. - 175 с.

2. Костерин, Н.П. Учебное рисование - М.: «Просвещение», 1984. - 240 с.

3. Кузин, B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах - М.: «Просвещение», 1984. - 318 с.

4. Полунина, В.И. Искусство и дети. Из опыта работы учителя - М.: «Просвещение», 1982ю- 191 с.

 

 


 

 




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 226 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2025 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав