Читайте также:
|
|
Эмиль Дюркгейм - французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы.
В первую очередь Дюркгейма интересовало применение философии в политике и общественной жизни. Эти области знаний тесно связаны с социологией, и в 1887 г. Он стал первым профессором социологии во Франции. Это почетное звание было ему присвоено в Бордо. В 1902 г. он стал профессором социологии и педагогики в Сорбонне.
Основное значение в своей научной деятельности Д придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Он предложил концепцию коллективного сознания, или совокупности убеждений и мнений, разделяемых всеми членами данного общества
По существу, Дюркгейм дал новую методологию современной социологии. Его методологической позиции присущи две особенности:
1) натурализм - понимание законов общества по аналогии с законами природы;
2) социологизм - утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства над индивидами.
Дюркгеймовская концепция социологии основывается на теории социального факта. Цель Дюркгейма - доказать, что социология может и должна существовать как наука объективная, предметом которой будет социальный факт. Для вычленения социологии необходимы две вещи:
- особый предмет, отличающийся от предметов всех других наук;
- предмет должен быть доступен наблюдению и должен поддаваться объяснению подобно тому, как объяснимы и наблюдаемы факты в области других наук.
Социальные факты следует рассматривать как вещи; отличительный признак социального факта - принудительное воздействие на людей.
С, как считал Дюркгейм, есть наука о соц-х фактах, под которыми он понимал прежде всего политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями. Конечными причинами социальных явлений выступают, по Дюркгейму, идеи и духовные ценности людей, которые они реализуют на практике. В них он находит источник всякой социальной эволюции.
Дюркгейм указывает на 2 основных признака социальных фактов: их объективное существование по отношению к отдельным индивидам и их принудительное воздействие на людей. Тем самым Дюркгейм исходил из понимания человека как социального существа, развитие и деятельность которого проходят под определяющим воздействием на него социальных норм и предписаний.
Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что:
- социальные факты внешни для индивидов;
- социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны;
- устанавливаемые между двумя и множеством социальных фактов отношения причинности помогают формировать постоянные законы функционирования общества.
Второе правило состоит в том, чтобы «систематически отмежевывать от всех врожденных идей». Это означает, что:
- социология прежде всего должна порвать со всякими идеологиями и личностными пристрастиями;
- она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.
Третье правило состоит в признании предмета (первенства, приоритета) целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что:
- источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов;
- общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивид.
Дюркгейм убедительно продемонстрировал значимую роль социальных фактов в поведении людей в своей книге «Самоубийство» («Suicide», 1897), которая стала образцом обоснования социологии как эмпирической науки. Здесь Дюркгейм осуществил кропотливый сбор и анализ данных для проверки правильности своей теории. Более того, он применил статистические методы для исследования населения. Будучи социальным фактом, самоубийство поддается объяснению с помощью социальных факторов. Дюркгейм исследовал уровень самоубийств у различных групп европейцев и обнаружил, что для некоторых групп характерен повышенный показатель. Среди протестантов самоубийства имеют место чаще, чем среди католиков; неженатые и незамужние чаще кончают жизнь самоубийством, чем те, кто состоит в браке; среди военных самоубийств больше, чем среди гражданского населения. Кроме того, он обнаружил, что в мирное время количество самоубийств больше, чем во время войн и революций, в периоды экономического процветания и спада самоубийства происходят чаще, чем в периоды экономической стабильности. На основании полученных результатов Дюркгейм пришел к выводу, что различные показатели самоубийств являются следствиями вариаций социальной солидарности. Индивиды, имеющие целую сеть общественных связей, менее склонны к совершению самоубийства, чем индивиды, слабо связанные с жизнью группы.
8. Учение Э. Дюркгейма о социальной солидарности, социальном здоровье и социальной патологии в обществе. (1858-1917)
Проблема социального порядка и беспорядка, общественной нормы и соц патологии была одной из основных для многих 1х социологов, в том числе и для Дюркгейма. Разработка французским ученым проблемы коллективного сознания, соц солидарности, методологии структурно-функционального анализа, разделения труда, а также исследование самоубийств - все это различные способы решения одной и той же проблемы общественной гармонии.
С точки зрения Дюркгейма, СС - определенная целостность общественной жизни, коллективность и, одновременно, высший моральный принцип, высшая и универсальная ценность, которая признается всеми членами общества.
Отталкиваясь от типичной для социологии ХIХ века идеи конструирования двух идеальных типов общества, между которыми существует историческая преемственность, Дюркгейм выдвигает свою концепцию общества с механической и органической солидарностью.
Механическая солидарность, по мнению Дюркгейма, характерна для архаических, примитивных и неразвитых обществ. Эти общества характеризуются тем, что составляющие их элементы или компоненты мало зависят друг от друга, существуют почти автономно. Они самодостаточны, ибо выполняют одинаковые, или сходные функции. В качестве их модели можно рассматривать натуральное хозяйство.
Другая отличительная черта таких обществ - слабое развитие индивидуального, личного начала в человеке. В рамках таких обществ объединяющим, интегрирующим фактором может быть только коллективное, общее, надындивидуальное сознание, выраженное как в репрессивном праве, так и в религии.
Коллективное сознание практически полностью поглощает индивидуальное. Особенность механической солидарности - растворение индивида в коллективе. Чем меньше развита индивидуальность, чем меньше индивидуальных отклонений, тем более интенсивно и ярко выражено всё заполняющее коллективное сознание и, следовательно, соц солидарность. Такое сознание неизбежно приобретает религиозный характер. Религия формирует собой общественную жизнь, состоящую исключительно из общих обрядов и ритуалов. Дюркгейм вообще отождествляет убеждения сильной интенсивности с религиозными, что дает ему основание сводить сильные, интенсивные социальные взаимодействия к религиозным: «все, что социально, религиозно; оба слова суть синонимы». Таким образом, единство общества, социальный порядок в примитивных обществах достигается через подавление всего того, что выходит за рамки, объем коллективного сознания, которое регламентирует всю жизнь индивидов без остатка.
Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 303 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |