Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Анализ документов

Читайте также:
  1. D. обобщение, сравнение анализ ,синтез
  2. I) Однофакторный дисперсионный анализ .
  3. I)Однофакторный дисперсионный анализ (выполняется с применением программы «Однофакторный дисперсионный анализ» надстройки «Анализ данных» пакета Microsoft Excel).
  4. Ii) Двухфакторный дисперсионный анализ
  5. II. Анализ деятельности педагога
  6. II. Анализ программ по чтению и литературной подготовке учащихся начальной школы и УМК к ним. Познакомьтесь с требованиями ФГОС.
  7. II. Анализ результатов учебной деятельности.
  8. II.1. Прямые иммуноанализы
  9. II.2. Непрямые иммуноанализы
  10. III. Анализ работы с мотивированными учащимися

- метод сбора информации, при котором основным источником информации являются текстовые сообщения. Как достоинство этого метода можно отметить возможность изучения информации не только о текущем событии, но и прошедшем, кроме этого, это один из самых экономичных методов. Так же можно отследить изменение изучаемого явления. Этот метод возможен на разных этапах социологического исследования. На предварительной стадии этот метод позволяет использовать собранную информацию для уточнения проблемы исследования, его научной гипотезы. При анализе документов на заключительном этапе социологического исследования мы можем, например, устанавливать и уточнять достоверность информации, получаемой с помощью других источников.

При использовании метода анализа документа важным является установление важности документа. Социологическое наблюдение - представляет собой целенаправленную систематическую фиксацию особенностей, свойств, параметров социального процесса или явления. Инструментарий в данном исследовании может быть различный: кинокамера, фотокамера, теле- и видеотехника, дневники наблюдений, таблицы и т.д. Как правило, наблюдение ведется по заранее составленному плану, но и случайные наблюдения имеют научную ценность. Особенностью наблюдения является то, что любое наблюдаемое социальное событие трудно или невозможно повторить, поскольку социальная жизнь и отдельные ее проявления постоянно меняются.

Наблюдения бывают открытыми и скрытыми, включение и не выключение, формализованные (стандартизованные) и неформали­зованные (нестандартные).

Социологическое наблюдение также может быть кратковремен­ным, длительным, непрерывным. Если мы анализируем изменяющийся, динамичный социальный объект, то здесь хороший результат дает сравнительный метод (прием), при котором, как правило, используются повторные (проводимые через определенные периоды времени) исследования, их результаты сравниваются. Повторные исследования могут проводиться в два, три и более этапов. Поскольку динамичные и циклические процессы обладают различными характеристиками, то временной промежуток изучения такого процесса может быть самый разнообразный.

Можно выделить следующие этапы социологического анализа:

1. Проверка предметности инструментария, выбраковка, редактирование полученной информации.

2. Обработка данных осуществляется с помощью ЭВМ или иногда возможна ручная обработка.

3. Анализ данных (упорядочивание, классификация, интерпретация).

4. Подготовка и написание отчета и рекомендаций по результатам проведенного исследования.

 

20. Молодежь как объект социологического изучения: основные направления исследования. Молодежь в социальной структуре трансформирующегося белорусского общества.

Формирование социального облика современной молодежи - результат непрерывной деятельности людей на протяжении многих исторических эпох. В мире молодежь составляет значительную часть населения и играет определенную роль в решении важных социальных, экономических, политических и нравственных проблем человечества. В силу различных социально-экономических и политических причин в последнее время особенно заметна роль возрастного фактора в общественных процессах. Формирование секторов общественной жизни, ориентируемых на молодежь в составе населения или непосредственно связанных с ней, актуализирует вопрос об этой социальной группе, закономерностях и особенностях ее взаимоотношений с социумом. Исследование проблем молодежи стало предметом социологии молодежи - отрасли социологической науки, изучающей молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания, вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности знаний и опыта старших поколений, особенностей образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентации, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей ее различными группами и т.д. В современном белорусском обществе государственная молодежная политика представляет собой систему политических, экономических, социальных, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан, осуществляемых государством для социального становления и развития молодежи в целях наиболее полной реализации ее потенциала в различных областях жизнедеятельности общества. Субъектами государственной молодежной политики в Республике Беларусь являются молодые граждане в возрасте до 31 года; молодые семьи, в которых один из супругов находится в возрасте до 31 года; молодежные общественные организации. Молодежная политика в Республике Беларусь осуществляется на основе Конституции и других основополагающих законов, основным из которых является Закон от 24 апреля 1992 г. «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь». В соответствии со статьей 32 Конституции Республики Беларусь молодежи гарантируется право на духовное, нравственное и физическое развитие. Государство призвано создавать необходимые условия для свободного участия молодежи во всех сферах жизнедеятельности общества. В Республике Беларусь развивается молодежное движение, работают общественные объединения молодежи. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 9 июля 1997 г. «О государственной поддержке Белорусского патриотического союза молодежи» была поставлена задача воспитания молодежи в духе патриотизма, а деятельность БПСМ была определена как одно из приоритетных направлений государственной молодежной политики. Трансформационный процесс в постсоветских странах, в том числе и Беларуси, породил много новых проблем, которые требуют серьезного изучения и принятия соответствующих государственных мер для их решения или хотя бы минимизации. Реализация государственной молодежной политики создает реальные условия для решения многих из них, а главное воспитывает у современной молодежи такие качества, которые позволят им самостоятельно строить свою жизнь и преодолевать возникающие на их пути трудности. Оперативные социологические исследования направлены прежде всего на изучение в какой-то степени сиюминутных проблем, чтобы быстро отреагировать на проблемную ситуацию, не доводя ее до серьезного социального взрыва. Из опыта последних лет мы хорошо знаем, что для преодоления последствий социальных потрясений приходится тратить значительно больше средств и времени. Конечно оперативные социологические исследования не решают фундаментальных проблем молодежи - для этого используются другие социологические методы. Однако быстрые изменения, которые происходят в современном обществе, каждодневно создают большое количество острых конфликтных ситуаций. От принятия своевременного и точного управленческого решения зачастую зависит судьба молодых людей, их будущее. Кроме того, в качестве предмета оперативного изучения может выступать адекватность и эффективность принимаемых государственных мер по тому или иному вопросу, непосредственно или косвенно связанному с молодежью, политической или другой ее активностью, ценностными ориентациями, отношением к конкретным фактам или событиям, имевшим место в данном населенном пункте, конкретном коллективе и т. п. В качестве своеобразной «скорой помощи» для управленцев и выступают в данном случае исследовательские центры, специализирующиеся на проведении оперативных социологических исследований.

21. Религия как объект социологического познания: определение, структура, функции и типы религии.

Социология религии лежит на стыке двух областей знания: она является частью социологии и в то же время - одной из религиеведческих наук, таких, как история религии или психология религии. В силу специфики своего предмета она лежит в той пограничной области, Где соприкасаются эмпирическая наука, философия и теология. Таким образом, чтобы представить социологию религии как научную дисциплину, необходимо рассмотреть ее в контексте социологического знания и в контексте других наук о религии, а в более широком плане - определить соотношение социологии и теологии. Наконец, следует учитывать общественную значимость и остроту проблематики, касающейся религии, начиная уже с вопроса о том, можно ли делать религию предметом научного изучения, не является ли социологический анализ религии грубым вторжением в запретную для него область "сокровенного". В этой связи имеет существенное значение представление о том, как возникла и развивалась социология религии, как она связана с основными направлениями общественного развития последних двух столетий своего существования и каковы ее социально-культурные импликации. Если исходить из классификации социологических знаний по их уровням -- конкретно-социологические исследования; теории среднего уровня, изучающие ту или иную социальную подсистему; и общесоциологические теории, объясняющие общество как целостную систему, -- то социология религии относится к числу социологических теорий среднего уровня. Она добывает эмпирические данные, характеризующие религию как одну из социальных подсистем, и, обобщая эти данные, разрабатывает ее теоретическую модель в рамках общесоциологической теории. Предмет и структура социологии религии. Современная отечественная социология определяет религию, как мировоззрение и поведение отдельного индивида, группы, общности, которые обуславливаются верой в существование сверхъестественного. Как самостоятельная дисциплина социология религии имеет свой предмет исследования. Она изучает генезис, социальные функции, место и роль религии в обществе, ее структуру. Эта наука рассматривает религию в качестве социальной подсистемы в общем социальном контексте, исследует взаимосвязи религиозных групп, общности институтов с другими общественными группами и институтами. К предметной области относятся также проблемы секуляризации и религиозности. Социологический анализ религии предполагает выявление ее социальных, гносеологических, психологических корней. В структуре социологии религии могут быть выделены следующие уровни знания:

- система фундаментальных положений, раскрывающих сущность религии, ее отношение к экономическому базису, ее социальные корни и т.д.

- система знаний с меньшей степенью общности по сравнению со знаниями первого уровня. К понятиям этого уровня относятся: структура религии, функции религии, уровни религиозного сознания, культ, религиозные объединения, религиозная группа, секта, церковь и т.п.

- совокупность операционально интерпретируемых понятий и эмпирических обобщений: религиозность, критерии религиозности, состояние религиозности, типы людей по отношению к религии и др. Операциональная интерпретация понятий играет важную роль в разработке методики конкретно-социологических исследований, а эмпирические обобщения служат основой дальнейшего теоретического анализа. Социология религии - наука во многом эмпирическая, основывающаяся на фактах, моментах социальной действительности. Исходя из эмпирических данных, социология и в области изучения религии стремиться к познанию реальных, конкретных связей, институтов, проникая в сущность социальных явлений, постигая их природу, раскрывая до самых основ религию как социальный феномен. Типы религиозных верований. Институциональный подход к изучению религии предполагает анализ эволюции института религии на различных ступенях развития общества. Исторически первичными формами религии являлись фетишизм, тотемизм и магия, существовавшие в первобытных обществах. При господстве фетишизма объектом религиозного поклонения выступал какой-то конкретный объект, растение, животное, наделяемые мистическими и сверхъестественными свойствами. Тотемизм отличается от фетишизма тем, что тотем выступает в качестве коллективного религиозного объекта. Первобытные люди полагали, что тотем обладает мистической силой, способствующей сохранению первобытной общины. Магия представляла собой колдовские обряды и заклинания, посредством которых стремились воздействовать на различные события окружающего мира с тем, чтобы изменить их в желательном направлении. Вступление человечества в эпоху цивилизации знаменовалось возникновением гораздо более сложных типов религиозных систем. Создание социально стратифицированных обществ сопровождалось формированием политеистических религий, ярким примером которых может служить античная древнегреческая религиозная система. Функции религии в обществе. С социологической точки зрения можно выделить четыре основные функции религии в обществе: 1) интегративную; 2) регулятивную; 3) психотерапевтическую; 4) коммуникативную. Первые две функции непосредственно относятся к деятельности религии в качестве института культуры, поскольку они присущи ценностям и нормам, входящим в содержание культуры как системы.




Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 226 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2025 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав