Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Тема: Научные основы анализа художественного произведения.

Читайте также:
  1. I Тема: Структурно-смысловые особенности описания
  2. I. Основы. Стратегии
  3. I. Теоретические основы изучения туристских информационных систем как новой модели туристского бизнеса
  4. II. Основы горного права
  5. II. Психолого-лингвистические основы развития речи учащихся
  6. III. Процедурные методы анализа
  7. OLAP-технологии анализа и прогнозирования деловой ситуации
  8. V. Основы управления инвестициями
  9. V1: Основы физиологии растений
  10. V1: Основы экологии и географии растений

Формирование полноценного восприятия литературы особенно интенсивно происходит на этапе анализа и вторичного синтеза. В процессе совместного анализа ребёнок учится размышлять над книгой, а значит, о человеке и о его жизни в целом. Анализ произведения – это совместный поиск его глубокого художественного смысла.

Стилистический анализ, выявляющий, как в подборе слов-образов проявляется авторское отношение к изображаемому.

Проблемный анализ - по проблемным вопросам и си­туациям.

Анализ развития действия, в основе которого ле­жит работа над сюжетом и его элементами - эпизодами, гла­вами. При этом разбор идет от поступка к характеру, от собы­тия - к смыслу текста.

Анализ художественных образов. (Для эпи­ческого произведения основные образы - это действующие лица, пейзаж, интерьер).

Все направления литературного анализа в той или иной степени присутствуют на уроках чтения, чаще всего в различных соче­таниях. Остановимся более подробно на каждом из них.

Стилистический (языковой) анализ. Это прежде всего анализ использования автором языковых средств в худо­жественно организованной речи.

Сложность работы над словом в контексте художественного образа заключается в том, что оно отличается многозначностью (в отличие от познавательных текстов). Поэтому, по мнению известного методиста Н. Ф. Бунакова, толковаться должны не слова, а образы, из этих слов созданные.

Так, например, спрашивая детей о том, какую картину зимы рисует поэт - грустную или веселую; нравится ли ему зима; какие слова убеждают нас в этом, мы стараемся показать роль образного слова в связи с художественным образом - картиной природы. Итак, работа над словом должна быть направлена на то, чтобы помогать детям уяснять образный смысл произведения, мысли и чувства писателя, которые воплощаются в подборе лексики, в рит­ме фразы, в каждой художественной детали. Поэтому для языково­го анализа выбираются те слова и выражения, которые помогают лучше понять образный смысл произведения (рисуют картины при­роды, выявляют авторские чувства) и в то же время наиболее выразительны и точны.

После выделения слова или выражения осознается их роль в тексте, т. е. определяется, какие чувства (мысли) заключены в них (Почему поэт так назвал...? О чем это говорит? Какое чувст­во испытывает писатель, наблюдая картину...?).

Можно провести небольшой стилистический эксперимент по замене авторского слова синонимом. Сделать это помогают вопросы типа: «Как можно сказать по-другому? А как лучше? Почему?»

Часто младшие школьники не понимают переносных значений слов. Так, например, на вопрос: «Почему лед сравнивается со стек­лом?» (В. Бианки. «Синичкин календарь») - дети отвечают: «По­тому что он белый».- «А стекло белое?» - «Да». Вот почему нужна специальная работа над метафорами, сравнениями.

Сущность сравнений раскрывается с помощью вопросов опре­деленного типа (для примера возьмём фразу В. Бианки Треснул лед, словно стекло): 1) Что с чем сравнивает автор? 2) Почему он сравнивает лед со стеклом? 3) Какую мысль (чувство) автор стремится усилить с помощью этого сравнения?

Другим вариантом стилистического анализа в начальных клас­сах можно считать попытку выявления стилистических родожанровых особенностей произведения на доступном младшим школь­никам уровне. С этой целью в последнее время методисты рекомен­дуют использовать следующие задания:

Элементы проблемного анализа литературных произ­ведений все больше входят в практику начального обучения. Орга­низуя такую работу, учитель должен помнить, что, считаясь с наив­ным реализмом читателей, проблемную ситуацию нужно строить с опорой на событийную основу произведения, на нравственные кол­лизии. Характерными чертами проблемных вопросов являются: 1) наличие противоречия и возможность альтернативных отве­тов; 2) увлекательность; 3) соответствие природе произведения; 4) емкость, т. е. способность охватить не только единичный факт, а широкий круг материала, что поможет выявить общее в еди­ничном.

Проблемный вопрос, как правило, обнажает связи отдельных элементов художественного текста с общей концепцией произведе­ния. Чтобы превратить проблемный вопрос в проблемную ситу­ацию, надо обострить противоречия, сопоставить разные варианты ответов.

Постановка вопросов проблемного характера целесообразна при чтении тех произведений, где есть ситуации, предполагающие различное понимание героев, их действий и поступков, этических проблем, затронутых писателем. Многочисленные примеры таких вопросов Вы найдете в пособиях по внеклассному чтению.

Анализ развития действия, как уже говорилось, предполагает работу над сюжетом литературного произведения и его элементами (эпизод, глава и т. д.). При этом задача учителя - найти вместе с детьми черты целостности в каждой части произ­ведения и органичную связь части с целым.

Анализ событий в их последовательности близок младшим школьникам, проявляющим интерес к действию, и не представляет собой трудности для них, тем более что большинство произведе­ний в книгах для чтения невелики по объему и просты по ком­позиции.

При проведении этого вида анализа важно помнить, что в рабо­те над эпизодом (эпизод -композиционная единица текста) нуж­но стремиться к тому, чтобы в воображении читателей возможно конкретнее, полнее, ярче была воспроизведена картина, нарисован­ная писателем. И только опираясь на «внутреннее видение», следу­ет отыскивать связи между поступками и характером, событиями и смыслом произведения.

Иногда анализ развития действия включает в себя и анализ композиции, раскрывающей логику развития авторской мысли. Безусловно, это сложно для младших школьников, так как требует умения обобщать, абстрактно мыслить. В практике началь­ного обучения такой анализ применяется редко. В рамках композицион­ного анализа может быть использован интересный прием - срав­нение фабулы и сюжета. Этот вид работы над композицией умес­тен лишь в тех случаях, когда фабула и сюжет не совпадают, что в действующих книгах для чтения встречается нечасто. Эф­фективным при этом будет сравнение логической последователь­ности событий в действительности и плана фабулы произведения для определения того, зачем, с какой целью автор изменил ход со­бытий в тексте. Познакомиться с примером проведения композици­онного анализа рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы» Вы мо­жете в статье Л. С. Сильченковой «Один из вариантов работы с крупнообъемными произведениями» (Нач. шк.—1989.— №6). Плодотворен бывает анализ, который начинается с ключевой (кульминационной) сцены, где затронуты главные вопросы, вол­нующие писателя. Большое значение для понимания содержания текста имеют также начало (экспозиция и завязка) и конец (раз­вязка), так как они наиболее полно выражают тему и идею художе­ственного произведения. Именно над этими эпизодами необходимо проводить специальную работу на уроках чтения в рамках целост­ного анализа развития действия.

Примеры вопросов и заданий этого вида («Что, где, когда произошло? Почему? Как поступил при этом такой-то герой? Как это его характеризует? А что произошло вследствие этого? Можно ли было этого избежать? Почему все-таки так получилось? Кто ви­новат в этом?» и т. п.).

Анализ художественных образов. В силу того, что основной элемент художественной литературы - образ, ана­лиз художественного произведения - это работа не столько над словом, сколько над образами в их взаимодействии.

В процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа (героя, пейзажа и т. д.), и смысл этого образа, т. е. нагруз­ку, которую он несет в общей структуре произведения.




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 253 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2025 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав