Читайте также:
|
|
[http://ru.wikipedia.org/wiki/Лапуж,_Жорж_Ваше_де|Жорж Лапуж] в конце XIX в. делил европейцевна три главные расы[http://ru.wikipedia.org/wiki/Антропологические_типы_европеоидной_расы#cite_note-2|[3]]:
§ homo europaeus — длинноголовая, светло-русая и высокорослая раса;
§ homo alpinus — короткоголовая, темная по цвету волос и глаз и малорослая раса;
§ homo mediterranaeus — длинноголовая, черноволосая раса.
РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА -разновидность биологического направления в социологии второй половины 19-начала 20 в. Основателем школы является французский социолог Ж. Гобино.Основным трудом Гоби-но, в котором были заложены теоретические направленияР.-А.Ш. явилась книга «О неравенстве человеческих рас» (1853-1955). В этойработе Гобино сделал попытку обосновать необходимость существованиягосподствующей в обществе элиты и выдвинул теорию, согласно которойнеравенство, связанное с расовыми различиями и вытекающая из него борьба расявляются главной движущей силой развития народов и общества. По мнению Гобино,наиболее способной к культурному развитию является белая раса, и особенно еегерманская ветвь, что и определяет ее ведущую роль по отношению к другим расам.Гобино отмечал, что, стремясь к расширению своего влияния, белая расапостепенно смешивается с представителями других рас, а это оказывает негативноевлияние на ее способности и Заметка обрезана, так как ее максимальный размер превышен.
вопрос 21
Симеон Новый Богослов писал: «Многочисленны ее (любви) названия,многочисленны действия, еще более многочисленны признаки, божественны ибесчисленны ее свойства, но природа у нее одна и одинаково скрыта тайной отвсех… Смысл ее непостижим, она вечна» [[]1]. Как и многие другие категории древнерусскоймысли, категория любви своим богатством и сложностью во многом обязанавизантийской традиции, как впрочем, и само стремительное развитие древнерусскойкультуры в конце X — начале XI вв. было теснейшим образом связано спринятием христианства из Византии. Быстрое усвоение славянской письменности ипочти мгновенное возникновение на Руси оригинальных произведений поражает. Ноне менее удивительным кажется и то, что восприятие это было не формальным, нарусской почве прижились многие глубинные идеи византийской культуры. Этомуспособствовало множество факторов, основными из которых являлись: существованиедревнеславянского (церковнославянского) языка, и наличие общих как длявизантийского макрорегиона, так и для древнерусской цивилизации образов,которые закрепились в русской культуре и затем воспроизводились столетиями.
(Продолжить)
Наиболее ярко это взаимодействие культур проявилось в средневековом учении олюбви, сыгравшем огромную роль в русской духовной традиции. Его многогоранностьосновывается во многом на представлении о единстве потока жизни, имевшем важноезначение для формирования отечественной моральной философии. Византинизм
[230]
«оправдание жизни» [[]2] оказался очень близок молодой нации, весьдохристианский опыт которой говорил о неразрывной связи макро- и микрокосма, оединстве жизни духовной и телесной [[]3]. Христианство это вовсе не отрицало,поскольку христианская аскеза в принципе свободна от безотчетного неприятиямирской жизни. Этот момент был усилен в византийской цивилизации с характернымдля нее целостным восприятием всех видов деятельности человека как элементовединого духовного и материального опыта [[]4]. При этом преодолевалось характерное дляантичного мира противопоставление природы и результатов деятельности. Поэтомустоль характерным для древнерусского восприятия человеческой природы былоощущение её вневременной и внепространственной связи с космической природойВселенной. Особенно ярко этот момент проявлялся в описаниях не познавшего грехачеловека, чья природа («естество») виделась изоморфной природе мира, посколькуне познавший греха человек не отличает себя от остального «чудного»,сотворенного Богом мира. «Адам же бысть яко ангел славою ангельскоюодеян, — читаем мы в апокрифе «Сотворение Адама и Евы», — тело жеАдамле и Еввино преже было звездам точно являлось: яко наг и не требовашеодежды ни покрова. Яко же солнце само своею наготою украшается ныне, тако и онсоставлен бысть естеством, понеже бо славою небесною поровен бысть» [[]5]. Состояние первоначальной гармониипредполагает и единства духа и тела в самом человеке: «Сотворил убо Богчеловека чистаго, без злости, простаго, силнаго, благодарнаго, безпечалнаго,всякими доб-
[231]
родетелями украшеннаго и всякими благами обдаренна» [[]6]. Любовь является необходимой часть«человеческого естества» [[]7].
Наиболее ярко это духовно-телесное единство проявляется в учении о сердцекак центре психосоматической и духовной жизни человека, которое основывалось напневматологии. Пневматология — учение о жизненном духе, которыйпритягивается легкими человека, переходит в кровь и, распределяясь через нее повсему телу, способствует течению психофизиологических процессов. Это учение,отцом которого считают Аристотеля, разработанное стоиками, научно оформилось уГалена (II в. н.э.), чьи труды прочно вошли в медицинский обиходсредневековья [[]8]. Пневматология оказалась близка древнерусскойтрадиции, почерпнувшей её теоретические основы из произведений отцовцеркви [[]9], а также из трудов Галена. О знакомстве скоторыми говорит составленный в Кирилло-Белозерском монастыре трактат «Галиновона Ипократа». Термин πνευμαεεμα и его латинский аналог anima древнерусскимикнижниками чаще
[232]
всего переводился как «душа» или «жизнь» [[]10], реже как «ветер», «дух» (когда речь идет оСв. Духе), а иногда даже как «тело» [[]11].
Душа — чувственное, эмоциональное начало, с которого начинаетсяформирование человека. Поэтому особо рассматривался дискуссионный в эпохусредневековья вопрос о том, когда творится человеческая душа: в момент рожденияили в момент зарождения. Авторы большинства древнерусских произведений считали,что в момент зарождения, иначе младенец не мог бы развиваться, поскольку толькодуша обладает способностью к движению, а значит и толчок к развитию телесному вдуше, именно она «ражает» жизнь: «Никто же непщуеть бездушну быти семени,одушевленно бо впадаеться въ утробу, и растить, и множиться: бездушное же нирастеть, ни же множится» [[]12], человек зарождается в тот момент, когда«семени мужьскому съ кровию жъньскою смешьшюся, теплостию огне стинается плоть,таче душевный състав оживляется, и бываеть младенец. Тако и мука смешивается сводою теплостию огньною» [[]13]. Так «от невидимыя душа» возникает «видимыйживот (жизнь — Т.Ч.)» [[]14]. Душа как высшая духовная сила (дух)ассоциировалась у славян с головой, с «чревом» или «утробой» душа —животная сила, гармонизировало их деятельность сердце. В нем встречались дух иживотная сила. Назначение мудрости, ассоциирующейся с сердцем они видели вгармонизации телесного при помощи духовного. Ведь перед христианином встаетпроблема спасения всего человека, его духовного и телесногопреображения, при котором телесность «просветляется» и одухотворяется с помощьюдуши, сходящей в самые её глубины. При этом душу ожи-
[233]
дают опасности, состоящие в том, что она сама может попасться вплен тела. Ведь отличие человека от всех остальных тварей состоит в свободе. Онсвободен творить добро и совершать зло, свободен стремиться к небу и прирастатьк земле. Сама идея сближения двух видов бытия (телесного и духовного), стоящихна разных ступенях лестницы видов бытия восходит к неоплатонической традиции.Плотин писал: «Вот в этом-то и состоит падение души: она спускается в материю иослабевает, заболевает там; потому что нет у нее больше сил и способностей:материя не дает им действовать» [[]15]. Поэтому свобода в средневековьевоспринимается прежде всего как свобода от плена телесности, от «рабстватлению». Безосновная свобода, это и не свобода вовсе, а «воля», безудержныйпростор которой ведет к хаосу, разрушению мира и человека. Восстановлениеутраченной гармонии достигалось не только с помощью различных монашескихпрактик, но и в миру. При этом все эмоциональное содержание личной жизни жесткорегламентировалось, что подтверждает исследование покаянных чинов, а такжеуникального памятника древнерусской жизни «Домостроя». С точки зрениясредневековой морали для мирянина супружество является вещью предпочтительной идаже обязательной, если этому не препятствуют чрезвычайные обстоятельства. Вэтом средневековье вполне следует античной традиции. «Домострой» Ксенофонта,«Государство» Платона, «Политика» и «Никомахова этика» Аристотеля, полныразмышлений о супружестве в самом широком контексте [[]16]. Однако, вопрос о браке, о взаимоотношенииполов в средневековье был достаточным сложным. Ведь различие половвоспринималось как то, что, будучи связано с разделением мира на духовный ичувственный, роднит человека с животными, а потому является основнымпрепятствием на пути обожения человека. Кроме того, именно женщина, первойвкусившая от древа познания добра и зла, и затем передавшая плод Адаму,рассматривалась как медиатор первого зла, поэтому сборники изречений полны слово «злых женах» и «бабах богомерзких» (занимающихся колдовством и ворожбой). Новедь и женщина — творение Божье, созданная в помощь Адаму. В рядеисточников («Сказание о сотворении Адама и Евы») Ева даже
[234]
сравнивается с душой, «оформляющей» тело. Без Евы «естество»Адама недостаточно, она то, без чего он не становится человеком.
В «Измарагде» (XIV в.) любви дана классификация любви. Любовь, согласно емуобладает тремя лицами. Первое ее лицо делает любовь «матерью добрых дел», онодаровано Богом («Боже дарование Отца и Сына и Святого Духа»), второе —человеческая любовь «телесная и чашная, и черевная, — телесам угодная,нечиста и потакована на блуд, си есть ненавистна Богу любовь» [[]17], третье лицо любви самое мрачное, этолюбовь, вызванная ворожбой и договором с дьяволом.
Любви первого рода посвящено «Поучение о любви», приписываемое КлиментуСмолятичу [[]18]. В этом поучении, основанном в основном нацитировании Евангелия от Иоанна, а также апостольских посланий, любовьрассматривается как следствие божественного единства. Божественная любовьпронизывает весь мир и спасает его. Дар любви отличает человека от «тварейнеразумных». Без него невозможно спасение, поскоьку «Богъ же любы есть. Да ижеживеть в любви, то в Бозе живетъ, и Богъ живеть въ немъ» (1 Ин. 4; 16). Всредневековой мысли «любовь» мыслится как категория гармоническая. С нейсвязаны понятия о мере, гармонии и согласии. Учение о любви являетсяхарактерной чертой любимого древнерусскими книжниками Евангелия от Иоанна. Вдревнерусской мысли любовь чаще всего связывается с образом Софии ПремудростиБожией, которая посредством любви и красоты делает Вселенную [[]19] гармонично обустроенной, творит мир (др.русск. «мир» — чрезвычайно семантически емкое понятие, оно означалоспокойствие, мир, тишина, совокупность людей, объединенных общей целью). Вобласти эстетической любовь проявляется как красота, а в области этической какмилость [[]20]. Артемий Троицкий писал: «Якоже кто
[235]
аще не будет внешними милостив, не может внутръ имети милость.И аще не будет в души милость, не приходит в любовь Божию. Путь бо есть к любвимилость» [[]21]. Добро приближает человека к Богу, посколькуземное добро, это образ божественного Блага. «Любовью душевной» исцеляется воля(«похотная часть ума»): «Второе действо любве душевныя, еже по исцелении душибываемо в похотней [[]22] части в тонкости ума и пребывание в молитвевсегдашней» [[]23]. Благодаря «любви душевной» [[]24] человек избавляется от собственной злойволи, которая заставляет его душу «пребывать» в «зависти и погибели» [[]25]. Любовь к ближнему, которая подавляет гнев,Артемий Троицкий вслед за Нилом Сорским [[]26] считает важнейшей из добродетелей. Ипоскольку Артемий Троицкий и в жизни следовал принципам своего учения, тоследствием признания главенствующей роли любви в отношениях между людьми былотерпимое отношение Артемия Троицкого к еретикам.
«Телесная» любовь существовала всегда, и в средние века тоже. Древнерусскаякнижность не подарила миру Шекспира, но шекспировскими страстями полныпамятники судебной и покаянной литературы, шорох чувств слышится в берестяныхграмотках. И поскольку для всего византийского макрорегиона было характерно «вотличие от Запада … не разъединение двух уровней сознания, характеризующихсредневековую дихотомию «мир земной» и «мир не-
[236]
бесный», а наоборот, их сближение» [[]27], вполне естественным была и сакрализацияфеноменов повседневности, и конечно телесной любви. Она должна была освящатьсяцерковным браком и была немыслима вне семьи. Жак Ле Гофф подчеркивал, что«индивид в средние века в первую очередь принадлежал семье. Большой семье,патриархальной или племенной. Под руководством своего главы она подавлялаиндивида, предписывала ему и собственность, и ответственность, и коллективныедействия» [[]28]. «Согнездная» (семейная) любовь необходимадля устройства жизни человека и мира. Забота о близких для мирянина считаласьнастолько важной, что в многочисленных «Поучениях» порицались те, кто покидалиблизких ради монашеского пострига: «…везде бо приимет нас Бог, аще заповеди егосотворим… Первее домашняя своя и род свой безпечали сотвори; тоже и инеммилостыею твори. Се бо лицемерие есть, еже чюжая сироты наделяти, а род свойили челядь нази и боси и голодни. Како же душами их попечешися, а телесногонеисправи» [[]29]. Сексуальное поведение в эпоху Средневековьяпривлекало огромное внимание церкви. Ведь оно, согласно религиознымпредставлениям, явилось следствием грехопадения, а значит и его регулированиемогло способствовать исцелению от греха. Г.П. Федотов писал о том, что всоставе уложения о наказаниях православной церкви учитывались «все темныецарства порока, естественного и противоестественного, с отвратительнымиподробностями, словно седьмая заповедь — одна-единственная вДекалоге» [[]30]. И действительно, в покаянных чинах вопросысекса стояли на первом месте. Сексуальное поведение регулировалось церковным игражданским законодательством. В нем можно основных пласта: родовой ихристианский, впрочем, деление это достаточно условно, поскольку церковьрегулировала и родовую жизнь, включив в число страшнейших грехов и
[237]
преступления перед родом. А.И. Алмазов в работе «Тайнаяисповедь в православной восточной церкви» приводит перечень «великих грехов» изтребника XIV в. с соответствующими епитимьями [[]31]. Родовые отношения основывались на идеепродолжения рода. Род (а не только церковь) жестко вторгался в личноепространство каждого человека, почти не оставляя места для частной жизни.Впрочем, частная жизнь была вообще чужда Средневековью, как западному, так и восточному.Как свидетельствует «Русская Правда», община несла ответственность засовершаемые на ее территории преступления, а значит ее члены наверняка былисклонны следить за поведением друг друга Главным преступлением перед родом былонарушение родства. Среди родственных отношений в эпоху христианизации можновыделить четыре: родство по крови, родство в результате усыновления(удочерения); родство духовное, сюда относилось и крестное родство (и неслучайно уже в петровское время, многими брак между Петром I иЕкатериной I, казался невозможным из-за того, что Екатерина была крестнойдочерью сына Петра царевича Алексея Петровича), а также родство в результатесовершаемого по особому чину обряда братания. Основным преступлением в родовойсфере было кровосмесительство. Согласно славянским обычаям, которым непротиворечило и церковное право, запрещались браки вплоть до четвертого колена.Объяснялось это тем, что, как правило, до XII века эти родственники проживаливместе, составляли одну семью (особенно это было важно в те периоды, когданалогообложение производилось со «двора»). С появлением нуклеарной семьизаконодательство сосредоточилось на отношениях между родителями и детьми,братьями и сестрами и т.д. Родство запрещалось до восьмой степени.Рассчитывались они так: между родителями и детьми — одна степень, междубратом и сестрой — две, дети братьев (сестер) находятся в родствечетвертой степени, внуки братьев (сестер) — шестой. Племянники и дяди(тети) — в третьей степени. Эти объяснения, а с XVII века и схемы,приводились в богослужебных книгах. Священник перед бракосочетанием должен былучинить «розыск» для недопущения кровосмешения, хотя в действительности бракимежду троюродными братьями и сестрами, а тем
[238]
более четвероюродными, а также между свойственниками,существовали, не признавались незаконными, тем более в среде аристократии,которая была малочисленна, так в Новгороде было не больше пятидесяти фамилий.Чем ближе родство — тем страшнее грех. Что же касается матримональныхотношений вне брака, то, судя по покаянной литературе, они были очень широкораспространены. Институт конкубината, широко распространенный в языческой Руси,не умер и в эпоху христианства. В вопросах Кирика к новгородскому епископуНифонту («Указ о холостых») читаем: «А се как скажешь: дать причастие холостымна велик день, сохранившим чистое святое говение? Если иногда согрешил —рассмотри, если и не с мужнею женою (или что вельми зло), но и еще обращается кдобру. <…> если, владыко, другие наложниц водят явно и детей родят, как исвоих, а другие тайно со многими рабынями, что лучше? Не добро то, сказал, ниэто, ни то» [[]32]. Но требование изгнания конкубинывстречается только в рассуждениях о грехах женатых мужчин: «Имеющий жену свою ипримешавшийся к рабе, то рабу ту достоит продать в иную землю, а полученнуюцену за нее отдать нищим» [[]33]. Брачные отношения супругов в идеале должныбыли полностью опираться на церковные предписания, и тогда такой брак считался«безгрешным» и естественным. Если же супруги преступали какие-либо церковныеправила, они поступали «против естества», и дети, рожденные после этого, моглистать пьяницами, развратниками и проч.: «когда в неделю, или в субботу, или впятницу ляжет человек, и зачнется дитя, то 6удет или вор, или блудник, илиразбойник… а родителем — епитимья два лета… Если в комнате иконы висят ичестный крест, можно ли в ней с женой лежать, не грех ли? Рече: своя женаположена … в комнате, где иконы и крест, тут же лежи с женою. А крест с себяснимать ли? Ответ: если со своею женою, то нет. Со своею женою бывши, достоитидти в алтарь ополоснувшись, и евангелие целовать, и дору есть. А если женапричастится на обедни, и на вечер муж лежал с нею? И не велел владыко дать ейепитимью, но сказал: если соблюли ту ночь, хотя завтра причащаться, то попричастии соблюди другую [ночь], это добро. Если же бу-
[239]
дут молоды и нет мочи, начнут то нету беды, в своей бо жене нетгреха» [[]34]. Одним из самых серьезных нарушенийсчиталось прелюбодейство. Прелюбодейством считались сексуальные отношения междулицами, не могущими вступит Заметка обрезана, так как ее максимальный размер превышен.
вопрос 20
· Языковая семья — самая крупная единица классификации народов (этносов) по признаку ихязыкового родства общего происхождения их языков от предполагаемого языкаосновы. Языковые семьи подразделяются на языковые группы. Наибольшей почисленности является… … Финансовый словарь
· Языковая семья — Языковая систематика вспомогательная дисциплина, помогающая упорядочиватьизучаемые лингвистикой объекты языки, диалекты и группы языков. Результаттакого упорядочивания также называется систематикой языков. В основесистематики языков лежит… … Википедия
· Индо-Европейская языковаясемья — Индоевропейская Таксон: семья Прародина: индоевропейскиеареалы Кентум (синий) и Сатем (красный). Предполагаемая исходная областьсатемизации показана ярко красным цветом … Википедия
· Индоевропейская языковаясемья — Индоевропейская Таксон: семья Прародина: индоевропейскиеареалы Кентум (синий) и Сатем (красный). Предполагаемая исходная областьсатемизации показана ярко красным цветом … Википедия
(Продолжить)
· Ото-мангская языковаясемья — Ото мангские языки Таксон: семья Статус: общепризнанаАреал: Мексика (все регионы), ранее Мезоамерика и Центральная Америка … Википедия
· Северокавказская языковаясемья — Северокавказская Таксон: надсемья Ареал: Северный КавказКлассификация Категория: Языки Евразии … Википедия
· Картвельская языковая семья — Картвельская Таксон: семья Ареал: Южный Кавказ Классификация Категория: ЯзыкиЕвразии … Википедия
· Финно-угорская языковаясемья — Финно угорская (доп. угро финская) Таксон: ветвь Ареал:Россия, Финляндия, Эстония, Венгрия и др. Классификация … Википедия
· Семито-хамитская языковаясемья — Афразийская Таксон: макросемья Ареал: Передняя Азия,Восточная и Северная Африка Число носителей: 270 300 млн К … Википедия
· Кавказская языковая семья — Кавказские языки условное название языков Кавказа, не входящих ни в одну изизвестных языковых семей, распространённых за пределами Кавказа(индоевропейскую, алтайскую или семитскую). Содержание 1 Классификация 2Внешние связи
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 76 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |