Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Структура философского знания

Читайте также:
  1. A. підприємство - це відокремлена економічна структура, яка займається виробництвом та реалізацією певних товарів та послуг з метою отримання доходу; Верно
  2. Cвязь языкознания с другими науками
  3. I. Дистрибутивный анализ. Дистрибутивная структура языка на фонемном уровне.
  4. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  5. I. Пражский структурализм.
  6. II. Копенгагенский структурализм.
  7. II. Методы теоретического познания.
  8. II. Первые исследования в области сравнительно-исторического языкознания.
  9. II. СТРУКТУРА СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
  10. II. Структура уроков
Онтология (учение о бытие) Учение о человеке Гносеология (ученее о познании)
     
Эстетика (учение о прекрасном) Логика (учение о всеобщем мышлении) Этика (учение о морали)
     
История философии Социальная философия Аксиология (учение о ценностях)
     
Философская антропология – учение о человеке

Познаваемость мира (гносеология): Мир познаваем (позн-ый оптимизм);Отрицание познаваемости объективного мира (агностицизм); Сомнение в возможности познаваемости достоверного познания (скептицизм).

математическая логика, математическая лингвистика, экофилософия, биосферная концепция культуры, имеющих непосредственный выход на практическую деятельность современного человека.

Вообще, каждое новое поколение, вступая в жизнь, вновь решает вечную проблему «человек и окружающий мир».

 

№5. Социальное предназначение и функции философии, ее место в культуре.

Основные функции, которые выполняет философия:

Мировоззренческая состоит в её способности давать картины мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик;

Методологическая (от греч. - путь познания) заключается в том, что философия вырабатывает систему способов и приемов объяснения, изучения мира и его изменения. Гуманистическая также проявляется очень ярко, реализуется она в предельно внимательном отношении к человеку.

Практическая состоит прежде всего в её моральности, заботе о благе людей.

Аксиологическая (от греч. - ценный) предполагает оценку существующего с точки зрения различных ценностей (социальных, нравственных, идеологических). Критическая связана с аксиологической, т. к. утверждая определенные ценности, любая философская система подвергает критике существующие ценности, господствующие порядки. Прогностическая формулирует гипотезы об общих тенденциях развития человека и мира, материи и сознания. привлекла внимание к глобальным проблемам современности и наметила пути их решения, обратилась к идее гармонизации взаимодействия природы и человека как средства решения экологической проблемы.

Интеллектуальная, развивая способности человека к теоретическому мышлению, формируя интеллект, способствует становлению собственного мировоззрения.

Назначение философии:

Сократ и Платон – под воздействие философии человек «становится подлинно совершенным»;

Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение его бытия в этом мире.

Назначение философии, в конечном счёте, состоит в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования.

Философия занимает особое место в культуре, сходятся все другие области познавательной и практической - политической, эмоциональной, эстетической - активности человека, и своего рода общим источником для всех этих форм интеллектуальной, общественной деятельности человека.

Тем не менее, начиная с середины XIX в. и по сей день ведутся многочисленные дискуссии, философия в общей системе культуры, и ее роли в политической жизни и процессе познания.

крайние позиции: панфилософская, согласно которой философия является «наукой о науках

позитивистская, ф. исчерпала себя, а ее предмет «разобрали» конкретные науки.

Тем самым необходимо прояснить проблему соотношения философии и науки. Сциентисты считают, что подобного критерия достоверности философского знания не существует, тем самым философия не может считаться наукой. иррационалистическая точка зрения, ф. как высшую науку,

 

№6. Первые философские школы Древней Греции.

Милетской школа, основанной Фалесом в г. Милете. Милетские мыслители Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.

Общую первопричину всего существующего - в реальной действительности.

Фалес видел эту первооснову в воде, Анаксимандр - нечто среднее между воздухом и водой. Анаксимен - воздух, Здесь впервые возникает проблема начала, которое они ищут не за пределами материальной действительности, а в ней самой.Стихийный материализм;

диалектик Гераклит. Он представитель мат-го понимания.

· Первоначало всего общего – огонь;Все явления переходят в свою противоположность;Противоположности находятся в состоянии борьбы;Изменения универсальны и всеобщи: «в одну и ту же реку нельзя войти дважды»;В процессе познания отмечается тесная связь разума и чувств;

Пифагорейская школа (580-500 гг. до н. э.).

В противовес материализму милетцев и Гераклита выступила математическая школа Пифагора.

· Основа всего сущего – число;

· Вещи подражают числам;

Софисты: Протагор и Горгий. Всякое знание – относительно;

· Отрицание абсолютных истин и объективных ценностей; Благо – это то, что доставляет человеку удовольствие, а зло – что причиняет страдание; внимание уделялось психологическим сторонам личности; «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют» - Протагор.

Античный атомизм: Демокрит (5-4 в до н.э.) и Эпикур (4-3 в до н. э.)

· Последовательно мат-ая картина мира;

· Мир представляет собой бесконечное множество вечно движущихся в бесконечной пустоте атомов; Мир - не хаос случайных явлений, все в нем причинно обусловлено (античный детерминизм); Случайность – форма проявления необоснованности;

Материалистическая линия атомистов, особенно в лице ее главного представителя Демокрита, встретила ярко выраженную отрицательную реакцию идеалистов, прежде всего Платона и его школы.

Школа эллеатской метафизики: Парменид и Зенон

· Отрицание познаваемости мира; Неустранимое противоречие между мышлением и реальной действительностью; Развивала и использовала диалектический подход;

· Значение логического доказательства и опровержения. Абстрактно-понятийное понятие бытия. Суждения парадоксальные: стрела никогда не вылетит из лука,

· Сложность понятия действительной реальности -> развитие гносеологических проблем.

 

№7-9. Классический период древнегреческой философии.

Это время рассвета Древне Греческой философии, развитие школы софистов. Именно в этот период зарождались основы классической философии, связанной с именами Сократа, Платона, Аристотеля и их последователей. В этот период созданы основы философии, сформулированы положения по диалектике и т.д. Характерные черты периода:

Отошли от первоначал к выяснению конкретных причин образования окружающей природы и мира в целом.

Впервые допускали и считали необходимым участие Богов всевышних в создание природы и окружающего мира.

Разработали идеалистическую версию о происхождении сущего (учение Платона о «чистых идеях»).

Положили начало спору о борьбе между материализмом и идеализмом.

Раскрыли ряд проблем о происхождении человека, общества, государства (Платон, Аристотель).

Внесли существенный вклад в развитие и оформление как наук логики и этики.

Впервые организовали филосовско-просветительскую деятельность (создание лицея, формирование академии и т.д.).

Классическая триада древнегреческой философии: Сократ, Платон, Аристотель.

Сократ

Обоснование необходимости понятийного знания;

Поворот в философии от Космоса к проблемам человека;

Главными проблемами являются вопросы человеческой жизни и смерти, смысла существования, предназначения человека, справедливость, мужество и другие нравственные добродетели;

Близок к софистам, но главное отличие – это подход к процессу познания – гл. задача – поиск истины в столкновении противоположностей.

Метод философствования

- майевтика – метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов;

- диалектика – как искусство диалога, беседы, когда истина обнаруживается при столкновении противоположных мнений.

Сущность понятийного знания -> близость эллеатской метафизики.

Не оставил никаких письменных трудов.

Смысл существования жизни – что такое любовь, дружба – вопросы морали и нравственных добродетелей.

Основа морали – знание.

- просветительская деятельность;

- решение гносеологических проблем;

- знание – основа этики;

- проблемы человека.

 

8.Платон – 1ый объективный идеалист.

Подлинное бытие принадлежит миру духовных сущностей – миру идей.

Главная суть человеческого существа – душа как частичка вечного, которая, по мнению Платона, и составляет главную суть человеческого существа.

Многообразие вещей объясняется многообразием идей -> 5 групп идей!

1. идея высших по ценности категории бытия: благо, истина, справедливость, прекрасное лежат в основе ценностей человека.

2. идея физических явлений и процессов: покой, движение, звук, огонь

3. идея для отдельных разрядов существ: идеи животного, человека, птицы, насекомого.

4. идеи для предметов, производимых человеком: стола, кровати, ремесла, произведения искусства.

5. идеи отношений: равенство, дружба, любовь эти идеи – проявление мировой души.

3 типа людей в зависимости от преобладающей в них части души:

1. разумная – мудрецы, философы, управленцы государства;

2. аффективная – мужеств, храбрость -> защита, охрана -> воины;

3. вожделеющая – спокойный характер – это большинство людей.

С учением о человеке и душе тесно связано учение об идеальном государстве, которое состоит из моделей, выполняющих социальные функции без учёта своих личных интересов.

Идеальное государство – это государство, где все выполняют свои функции на основе своих качеств.

Поэтому у Платона человек живет ради государства, а не государство ради человека, (Идея господства всеобщего над индивидуальным -> социальная этика!)

3 типа государства:

1. тимократия – власть честолюбивцев;

2. олигархия – власть богатых;

3. демократия – проявление большинства;

Противоположность всем 3ём типам:

Тирания – власть одного над всеми;

Смысл жизни личности:Решение социальных проблем, укрепление государства -> соц этика ->сильное, мощное государство;

· в теории познания – концепция «припоминания» душой идей, которую она знала, принадл вечности (диалог «Теней»)

· чёткое различие между знанием (знание об идеях приводят к абсолютной истине) и мнением (свидетельствует о внешних сторонах вещей).

· Метод философствования – диалектика (в форме диалога)

Чувственное знание делится на:

1. вера (восприятие вещей такими, как существуют);

2. подобие (мыслительное построение на основе веры).

Знание складывается из:

· Мышления – деятельности ума без чувств;

· Рассудка – деятельность ума для познания чувств.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 23 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав