Читайте также:
|
|
● Начало рассуждений в философии Канта связано с принципом Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую». Кант углубляет смыслы самоочевидности «Я» и категории «мышление». По мнению Канта, Декарт недостаточно проанализировал состояние раздвоенности «Я», его деление на «Я-телесное» и «Я-мыслящее». В мышлении «Я» представлено нам посредством телесности или органов чувств. Человеческое мышление или сознание носит как опосредованный характер, хотя само опосредование возможно только через мышление. => мышление опосредует себя, что достигается введением уровней мышления: эмпирического и теоретического.
● Бытие у Канта разбивается на три составляющих: 1)бытие эмпирического сознания, 2)бытие теоретического сознания, 3)бытие вещей. В этой системе материальные вещи тождественны объектам, теоретическое мышление совпадает с субъектом, а между объектом и субъектом встраивается дополнительный элемент – эмпирическое мышление. Он выполняет функцию взаимосвязи между субъектом и объектом.
● Мир вещей, который находится за пределами нашего со-знания именуется у Канта «вещь-в-себе». Мы догадываемся о наличии «вещей-в-себе» посредством эмпирического сознания. Мир «вещей-в-себе» с помощью чувств может существовать для нас, становясь миром «вещей-для-нас». Судить о «вещи-в-себе» можно только посредством «вещей-для-нас». Кант полагал, что если вещь не дана нам непосредственно, но только через чувства, то мы не можем судить о точности или неточности наших знаний, добытых с помощью органов чувств. Мы имеем дело только с тем, что у нас есть. А это чувственные данные, которые оказываются исходными для нашего познания. Явленность «вещей-в-себе» посредством «вещей-для-нас» получила у Канта свое категориальное выражение в категории «явление». Если речь идет о «явлении», то необходимо говорить о «сущности». «Вещь-в-себе» вследствие своей закрытости для человеческого познания получает имя «сущность».
● Поскольку эмпирический уровень сознания как бы предшествует теоретическому, то все принципы являются трансцендентальными или «запредельными», постулированными на эмпирическом уровне. В качестве принципов, устраивающих первичный порядок феноменов, в системе Канта выступают пространство и время. Пространство и время как объяснительные принципы, систематизирующие эмпирический опыт, сами находятся вне его. Пространство и время оказываются формальными условиями существования чувственного опыта, независящими от него, или «чистыми» формами. Их наличие, в свою очередь, тоже требует объяснения, которое выходит за пределы объясняемого. Можно предполагать существование высшей трансцендентности, которая обусловливает общую способность суждения человеческого сознания, а значит, и общую способность познания, заданную посредством объяснительных принципов. Незамкнутость системы указывает на то, что в ее основании положено не менее двух исходных принципов.
● Кант преодолевает дуализм Бога и человека декартовской системы; с другой стороны, даже утверждая только существование человека, который является центром системы, Кант допускает присутствие трансцендентной необъясненности, которая адекватна существованию Бога. Наряду с бытием природы, сущность которой недоступна человеческому разумению, выделяется сфера высшей трансцендентности, столь же «закрытой» для нашего мышления. Существование человека в системе «снизу» определяется бытием природы, а «сверху» – бытием Бога или трансцендентным, и ровно постольку, поскольку как то, так и другое не объяснено в своей сути, неочевидным оказывается и бытие человека. Постулат Декарта «Я мыслю, следовательно, существую» в системе Канта теряет самоочевидность, и бытие человека отныне не гарантировано. Субъективность человеческого мышления ограничивается объективностью, что приводит к наличию высшей трансцендентности в философии Канта, существующей за пределами любой объяснительности.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 84 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |