Читайте также:
|
|
Определение лексического значения слова - большая лингвистическая проблема. Существует множество определений лексического значения слова, но все они неполны, так как всегда тот или иной аспект упускается из виду, и любое определение значения слова, неполно хотя бы потому, что слово определяется словами, то есть, фактически, само через себя, и неточности неизбежны.
Общежитейское понимание значения состоит в том, что «Значение – то, чем данный объект является для людей, находящихся в процессе житейской, эстетической, научной, производственной, общественно-политической и другой деятельности». (Кондаков) В логической семантике под значением понимается «объект, сопоставляемый при интерпретации некоторого естественного или искусственного языка любому его выражению, выступающему в качестве имени. Таким объектом может быть как вещь, так и мысль о вещи…» (Кондаков) Самое общее и самое краткое определение сущности языкового значения формулируется как «концепт, связанный знаком». (Никитин) Однако помимо лексического значения слово обладает и грамматическим значением, и в противоположность ему лексическое значение есть «вещественное значение, отличающее слова друг от друга и придающее им их индивидуальные лексические свойства». (Ахманова) У. Л. Чейф понимает значение,. Исходя из так называемой концептуальной теории. Эта теория утверждает, что «идеи или понятия являются реальными сущностями в сознании людей, и что посредством языка они обозначаются звуками, так что могут быть переданы из сознания одного индивидуума в сознание другого». (Чейф, 1975: 91) О. Н. Селиверстова полагает, что «значение слова отождествляется с той знаковой информацией, которую получает человек владеющий этим языком, при восприятии означающего слова, представленного в звуковой или графической цепочке, а также при мысленной речи в их психическом корреляте». (Селиверстова) Лексическое значение может определяться и как «известное отображение предмета, явления или отношения в сознании, входящее в структуру слова в качестве так называемой внутренней его стороны, по отношению к которой звучание слова выступает как оболочка, необходимая не только для выражения значения, и для сообщения его другим людям, но и для самого его возникновения, формирования, существования и развития.» (Смирницкий)
Начальная форма слова – это такая его форма, которая выступает в качестве эквивалента «слова вообще», то есть такая, называя которую, мы имеем в виду только постоянные признаки данного слова и отвлекаемся от непостоянных. Именно начальную форму мы используем, когда нам нужно говорить о «слове вообще». Таким образом, начальная форма нужна, строго говоря, не самому слову, а лингвистам, его изучающим.
В принципе на роль начальной формы можно назначить любую форму конкретного слова, однако, как мы знаем, у существительного начальной считается форма Им. Падежа ед. числа (если слово изменяется по числам), у прилагательного – форма Им. Падежа ед. числа мужского рода, у глагола – форма инфинитива.
Выбор именно таких форм в качестве начальных был сделан уже давно и пришел в современные описания из античных (латинских и греческих) грамматик; таким образом, это дань лингвистической традиции. Однако и для современного русского языка (как и для многих других) выбор этих форм удобен и в большинстве случаев мотивирован устройством самого языка.
В качестве начальной формы выбирается та, которая может использоваться в предложении в наиболее независимой позиции, то есть в позиции подлежащего; такой способностью обладают Им. Падеж существительного и инфинитив глагола. Это синтаксическое свойство начальной формы.
С точки зрения морфологии начальной удобно считать ту форму, по которой можно предсказать все или наибольшее число других форм слова; иначе говоря, это та форма, которая сообщает информацию о типе склонения или спряжения. У существительных это форма Им. Падежа ед. числа. Легко заметить, что по формам мн. Числа и косвенных падежей ед. числа другие формы существительного предсказать обычно не удается; так, например, окончание –ами в Тв. Падеже мн. Числа могут иметь и слово дом, и слово книга, и слово кресло, обладающие разными системами окончаний.
Таким образом, выбор формы Им. Падежа на роль начальной формы существительного объясняется и синтаксическими, и морфологическими соображениями, а выбор ед. числа – только морфологическими соображениями.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 224 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |